Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

10 игр и конкурсов на выпускной в детском саду

Как занять детей дома. Чем занять ребенка, пока мама работает? Проверенные практические рекомендации для мам, работающих дома в декрете.

Игры на развитие сенсорных ощущений – отлично развивают мозг:

рисование на манке

  • Чудесный мешочек – определять на ощупь, с закрытыми глазами – что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т.п.
  • Различать ощущения от прикосновения к коже разных текстур (щеток, перышек и проч.)
  • Игры на различение запахов. Можно взять небольшие емкости (например, стеклянные баночки из-под детского пюре) и насыпать в них кофе, корицу, гвоздику, какие-либо пряности или разбавленные натуральные эфирные масла (апельсин, грейпфрут) – и изучать с малышом запахи.
  • Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
  • Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек. Попросить ребенка найти их. Можно использовать для этого кинетический песок.
  • Рисовать пальчиковыми красками
  • Рисовать пальцем по манке или песку, высыпанному на противень или широкое блюдо.
  • Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры.
  • Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
  • Делать легкий массаж – просто гладить по спинке или со словами типа «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
  • «Рисовать» у ребенка на спинке буквы или цифры пальцем и просить укладывать их, потом поменяться ролями.
  • Искать и считать повторяющиеся фрагменты рисунка на обоях, коврах.
  • Стихи с движениями
  • Хлопать в ладоши в ритм музыке
  • Ритмично танцевать под музыку, петь
  • Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошельки с разными типами крышек и замков.

Просто попробовать

Вот что говорит психотерапевт Марина Филоненко: «Детям важно знать, что их любят и ими интересуются. Для маленького ребенка еще недостаточно слов, которые бы это выражали, – важно взаимодействие». После окончания грудного вскармливания и до начала эпохи серьезных разговоров именно игра – наиболее доступный для ребенка вид взаимодействия. Специалист продолжает: «Человеку, который хочет полюбить играть, важно осознать, что ребенку нужно знать, что его любят! И кроме как через отношение он это не узнает. Не через гору игрушек, а именно через контакт и игры».

Это, конечно, серьезный стимул, но с чего начать, если то, что есть дома, не вдохновляет, а от выбора в магазине разбегаются глаза? «Вспомните, какие игры и игрушки любили в детстве вы. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?» предлагает обратиться к себе психотерапевт. На начальном этапе неважно, что эти занятия могут быть, например, не по возрасту ребенку, главное, чтобы вы сами вспомнили, каково это – играть с удовольствием. Ну и заключительный аргумент от профессионала: «В конце концов, игра – это вклад в ваши отношения с ребенком. И период, когда ребенок хочет играть с родителями, сравнительно короток. Воспользуйтесь им».

Учимся собирать портфель

На столе разложите много разных предметов, из них дети должны выбрать те вещи, которые им точно пригодятся в школе, и уложить их в портфель. На столе должны быть как очевидные предметы, вроде тетрадей, учебников и ручек, так и шуточные, например, терка для овощей, подушка, свечка или тарелка. Разделите детей на две команды и дайте им по 2 минуты на сбор рюкзаков.

После разберите содержимое каждого рюкзака и, чтобы сделать игру веселее, попросите детей рассказать, почему они положили тот или иной предмет. Вы удивитесь, какую историю о важности овощной терки в школе может сочинить пятилетний ребенок.

Малыши от лет

В этом возрасте малыш уже более самостоятельный, у него улучшается координация движений, логика, мышление. Ему интересно познавать мир и разбираться в том, как все устроено. Выбирайте игры, развивающие мелкую моторику, воображение, логику и память.

Кинетический песок

Сыпучий, как обычный песок, но сохраняющий форму, приятный на ощупь — его легко разминать в руках, пересыпать. Как правило, в комплекте с ним идут различные формочки, благодаря которым можно строить башенки, лепить фигурки животных и так далее.

Пластилин

Можно показать малышу, как делать из него различные объемные геометрические фигурки, а потом строить из них домики и целые города — здесь уже ваша помощь не потребуется, можно заняться своими делами.

Косичка

Для развития мелкой моторики отлично подходят шнурки, ленточки, лоскуты тканей. Если привязать их на спинку стула и показать, как заплетать косичку, это займет малыша надолго. Также можно дать ребенку ботинок со шнурком — он наверняка захочет разобраться, что такое шнуровка. А плетение со временем можно и усложнить — недаром у девочек так популярны наборы для плетения браслетов и других фенечек.

Безопасны ли игры, которые вы хотите предложить ребенку?

Вопросом безопасности игр мамы озадачиваются, к сожалению, очень редко. Пока вы заняты, любопытный малыш будет находиться без пристального внимания мамы. Поэтому моя рекомендация: внимательно оцените игрушки ребенка на предмет безопасности.

Нет ли мелких деталей, которые можно проглотить или запихать в самые непредвиденные места? Не порежет ли себя дочка, играя в доктора? Не придется ли отмывать сына и еще полквартиры после самостоятельных занятий творчеством? Вы улыбнулись, читая эти строки, и поняли, что такого у вас не предвидится? Значит, смело можете давать все эти “развлекалки” ребенку.

Во что поиграть с ребёнком

Больничные условия мало подходят детям. Малышам, конечно, приходится нелегко. И, возможно, тем тяжелее, чем лучше они себя чувствуют. Ведь выздоравливающему ребёнку хочется играть и двигаться, а в большинстве больниц нет ничего, что могло бы скрасить детям долгие дни. Это, как и многое другое, родители должны предусмотреть сами.

Зато в условиях больницы у родителей есть редкая возможность целые дни проводить вместе с ребёнком. Удивительно, но, видимо, именно это обстоятельство часто делает больничные воспоминания не грустными, а светлыми. И этим нужно непременно воспользоваться и не давать малышу целыми днями смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры, а вспомнить развлечения из нашего детства и научить им ребёнка или вместе научиться чему-то новому.

Разгадываем загадки

Дети очень любят загадки. Почему бы не воспользоваться этим? Попросите родных найти побольше загадок в Интернете или купить книгу с загадками. Можно развлекать так сколько угодно детей, собрав всех соседей по палате и устроив «Загадочный турнир». А можно придумывать загадки вместе с детьми и записывать их, чтобы потом «озадачивать» родных и близких.

В порядке очереди

Возьмите лист бумаги и начинайте рисовать по очереди: один рисует голову и загибает лист так, чтобы другому не было её видно (можно только место для шеи обозначить двумя точками или недлинными линиями), второй рисует шею и т.д. В итоге, когда лист разворачивают, на своих создателей смотрят смешные нелепые существа. Детям эта игра очень нравится.

Весёлый массаж

Во что поиграть с ребёнком

Наверное, все мы помним, как в детстве любили делать друг другу весёлый массаж, приговаривая: «Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы…». Сейчас можно найти в Интернете много вариантов подобного массажа. Он доставит вашему приболевшему ребёнку  удовольствие, отвлечёт и повеселит его. Научите малыша самого делать такой массаж. Он выступит в роли весёлого массажиста, а вы получите свою долю приятных ощущений. Всем своим видом показывайте, как вам хорошо и приятно, и тогда воодушевлённый «специалист» будет с радостью время от времени устраивать вам сеансы.

Больница

Во что поиграть с ребёнком

Поиграйте с ребёнком в больницу. Пусть он лечит любимую игрушку. Можно «бинтовать» кукле руки туалетной бумагой, делать зайчику все те процедуры, которые назначили малышу. Это не только развлечёт его, но и поможет легче переносить все манипуляции. Ведь ребёнок побудет в роли не только пациента, но и врача.

Угадай, что я вижу

Во что поиграть с ребёнком

Этой несложной игрой можно развлекать ребёнка и в палате, и в больничном коридоре и глядя на то, что происходит за окном.

Вы: Я вижу кое-что полосатое, чего не видишь ты.

Во что поиграть с ребёнком

Ребёнок: Зебру в книжке?

Вы: Нет.

Во что поиграть с ребёнком

Ребёнок: Тапочки Арины?

Вы: Нет.

Во что поиграть с ребёнком

Ребёнок: А! Моя заколка!

Вы: Да.

Отгадай сказку

Расскажите ребёнку небольшой отрывок из любой сказки и попросите угадать. Но сделать это малышу будет непросто, ведь рассказывать вы будете не обычный, а укороченный вариант, произнося только первые слоги. Например, начало всем известной сказки «Репка» будет звучать так: «По… де… ре… Вы… ре… бо…-пребо…Ста… де… тя… ре…». Потренируйтесь немного, и такое укорачивание сказок не будет представлять для вас труда, а ребёнка позабавит и насмешит. Предложите и ему рассказать сказку-коротышку вам.

С играми время будет идти быстрее и незаметнее. Вспомните и другие игры из детства или придумайте свои.