Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

12 фактов о деньгах, которые не стоит говорить детям

С раннего возраста дети получают базовые знания о деньгах, а уже в школе начинают пользоваться первыми финансовыми инструментами. Разбираемся, как грамотно ввести деньги в жизнь ребенка и помочь ему развить полезные финансовые привычки.

Давать карманные деньги или нет

Для 87% родителей (и я в их числе) — это уже не вопрос. Карманные деньги детям они дают. Я – за выдачу карманных денег. Объясню почему.

Карманные деньги позволяют:

  1. Совершать ошибки, когда их стоимость невелика. Гораздо лучше сделать неправильный выбор ребенком, спустив все карманные деньги на «хотелки», чтобы понять, что денег на поход в кино с друзьями не осталось. Чем во взрослой жизни потратить зарплату на ненужные покупки, развлечения и залезть в кредиты.
  2. Научиться делать выбор, планировать. Делая выбор, как потратить деньги, дети начинают задумываться о стоимости вещей, определяют для себя важность той или иной покупки.
  3. Научиться беречь и ценить вещи. Дети намного бережнее относятся к вещам, которые куплены за их собственные деньги.
  4. Сформировать у ребенка чувство ответственности и самостоятельности. Ведь теперь он – главный по тратам своих денег!

Карманные деньги – единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами и понять, что любые траты любят счет.

С выдачей карманных денег разобрались.

Как общаться с самыми маленькими

Детский истошный рёв на весь торговый центр, визгливое «хочу» и «купи», молодая мама, которая пытается оттащить извивающееся и падающее на пол дитя от витрины с игрушками.

Думается, такое приходилось наблюдать многим. Причем как объяснить ребенку, что у вас нет денег на новую игрушку, не понятно. Двух- трехлетнему ребенку рассказывать про деньги практически бесполезно, потому что в этом возрасте дети еще не способны мыслить абстрактными категориями вроде «зарплата», «цена», «стоимость», «бюджет семьи».

Если родители хотят приучить ребенка к тому, что существует слово «нет», начинать это делать нужно с самого рождения.

Так, большинство психологов не рекомендует бежать и брать ребенка на руки каждый раз, как только он заплачет. Иначе у него формируется условный рефлекс: хочешь что-то получить, значит, плачь, и погромче. Гораздо правильнее будет отвлечь внимание плачущего ребенка на что-то интересное: полетела птичка, побежала собачка, посмотри, какая красивая картинка.

Брать на руки стоит только тогда, когда ребенок спокоен, но делать это регулярно, чтобы у него формировалось чувство безопасности и спокойная здоровая психика. В этом случае он просто никогда не устроит истерику из-за такой мелочи, как игрушка, которую ему не купили немедленно. А вы уже знаете, как отвлечь его внимание на что-то интересное.

Дети и деньги: тонкая грань

Перед вами стоит непростая задача. С одной стороны, вы должны донести до чада ценность денег, их смысл и роль в современном мире. С другой, надо умудриться при этом не сделать из малыша корыстное существо.

Грустно, когда ребенок считает заработки мамы и папы и завидует подруге Даше, которой родители недавно подарили планшет.

С одной стороны, малыш должен знать, что чего-то его родители не могут себе позволить. Например, купить ему десять конструкторов сразу: потому что копят на совместную поездку в Турцию.

С другой – он не должен желать иных родителей, которые могли бы финансово осилить и Турцию, и весь магазин игрушек разом.

«Не в деньгах счастье, но, тем не менее, они важны и играют существенную роль в нашей жизни» – вот примерная мысль, которую важно вложить в маленькую головку.

Именно поэтому, кстати, психологи не советуют платить детям за хорошие оценки или помощь по дому. Успехи в школе не должны ассоциироваться  заработком, это породит меркантильное отношение и к родителям, и к учебе.

Человек учится не ради денег, а чтобы стать образованным и преуспеть в жизни. В случае домашних дел ситуация та же: помогая мыть посуду или убирать игрушки, дитя всего лишь выполняет нормальные семейные обязанности. Такова жизнь: деньги за такой труд получают только дворники и домработницы.

Есть разные крайности. Моя племянница, например, очень просвещенный в финансовом плане человек: умеет копить и откладывать и всегда четко знает, на что именно.

Даже сэкономить может: «В этот магазин мы не пойдем, там игрушки дороже, пойдем сюда, здесь я могу купить за эти же деньги больше».

Но иногда она поражает гостей откровенностью: «У меня лучшие в мире родители! Они подарили мне куклу, она стоит целых три тысячи рублей. А у Ани кукла хуже, всего за тысячу». Видно, что понятия «лучше» и «дороже» в ее голове давно и тесно связались.

Более того, по цене подарка она оценивает дарителей. Это явно не тот ребенок, который, получив самодельную открытку, заявит: «Спасибо, ведь главное – внимание…».

Зачем детям могут понадобиться деньги

На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют.

Им требуется учиться обращаться с финансами. Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть.

Зачем детям могут понадобиться деньги

И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.

Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.

Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста

Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.

  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю

Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы. Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.

Зачем детям могут понадобиться деньги

Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам

Советы родителям:

  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность

Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.

Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете

Зачем детям могут понадобиться деньги

Вот пара вариантов:

  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит.

Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости. Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам.

Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.

Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Зачем детям могут понадобиться деньги

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания.

Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео: Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Успокоить, что это ненадолго

Важно успокоить ребенка и заверить его, что семья переживает временные трудности, бояться нечего и скоро все наладится. Можно использовать примеры из сказок или знакомой ему истории.

Можно сказать, что у семьи сейчас сложное время, и деньги распределяются только на предметы первой необходимости, а развлечения и новые игрушки немого подождут.

Нужно пообещать ребенку, что он получит то, что просит, как только материальное положение родителей стабилизируется. Так он поймет, что не о чем беспокоиться.

Сколько денег давать на карманные расходы  

Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.

Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?

В возрасте 4-5 лет карманные деньги давать еще слишком рано, но можно завести копилку, куда ребенок будет складывать деньги на какую-нибудь цель. Например, подарок на Новый год или дорогую игрушку, которую родители не могут купить сразу. «Совсем забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно использовавшийся со времен Советского Союза, – поход в булочную или за молоком, куда родители отправляли нас лет с шести», – вспоминает Олеся Княжева. Самостоятельные мелкие покупки, пусть и под присмотром родителей, очень способствуют развитию ответственности.

Небольшие суммы на карманные расходы нужно начинать выдавать ребенку уже в младшем школьном возрасте, говорит Олеся Княжева. Сумма должна быть фиксированной и заранее оговоренной, чтобы ребенок научился ее распределять. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе. Сколько давать денег? Это зависит от статей расходов и семейного бюджета. Не следует выдавать слишком крупную сумму, даже если финансовые возможности родителей это позволяют. «Исходить нужно из степени ответственности ребенка, а не его желаний, и определять сумму индивидуально», – рекомендует педагог-психолог.

Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.

«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.

Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.

Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно. Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья.  

Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.

«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают». При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке.

Нужно ли давать карманные деньги подросткам

Некоторые родители задаются вопросом, нужно ли подростку давать деньги на карманные расходы, если все нужды ребенка оплачивают родители. Психологи единогласно заявляют — нужно. Это не только снимает с родителей часть обязательств, но и учит подростка самостоятельно управлять финансами. Конечно, обеспечение основных потребностей несовершеннолетнего остается за родителями, а вот на «хотелки» можно выделять определенную сумму денег, которой будет распоряжаться ваш ребенок.

«Сколько карманных денег давать подростку зависит от вашей семьи. Прежде всего с подростком нужно обговорить, на что он собирается тратить эти деньги. Например, вы можете давать 1000 рублей в неделю. Если подросток еще учится обращаться с деньгами, проконтролируйте, как он эти деньги потратил, сколько осталось. Если вы сразу объясните ему механизм накопления, учета трат, то потом вам не придется отслеживать за ребенком чеки, он сможет вести свою детскую бухгалтерию самостоятельно», — рассказывает финансист и основательница организации дополнительного образования «Фломастеры» Майя Лисинская.

Как правильно сказать ребенку нет

1. Одного раза достаточно

Если сказали “нет”, не нужно постоянно повторять, приводить новые аргументы и пытаться снова и снова убедить ребенка.

Скажите “нет” всего один раз, бескомпромиссно и с серьезным выражением лица. Скажите причину, по которой ребенок не может получить то, что хочет, но не ввязывайтесь в спор и не повторяйте доводы бесконечно. Да, это запрет.

Большой ошибкой будет сдаться и уступить. Если ваш ребенок узнает, что вас можно уговорить, “измором взять”, он будет использовать это всегда, ходить за вами по пятам, ныть до заветного “да” и манипулировать до конца жизни.

2. Объясняйте свой отказ

Недостаточно сказать «нет». Дети не поймут причин отказа и, скорее всего, продолжат уговоры.

Самый эффективный способ сказать «нет» – четкие обоснования, которые может понять ребенок.

3. И «да» может значить «нет»

Дети слышат “нет” слишком много раз, и уже одно это слово потенциально вызывает негодование. Замените его на своеобразное “да”.

Например, если кроха просит печенье, не отвечайте “нет, кашу ешь”, скажите “да, ты можешь съесть печенье после обеда”.

Если ребенок хочет новую игрушку, скажите “да, я могу подарить ее тебе на Рождество”. Так вы находите компромисс и подаете пример своему ребенку.

4. Не кричите

Журнал Child Development Journal пишет: “Кричать на детей – это почти так же вредно, как и телесно их наказывать, и может вызвать проблемы с эмоциональным развитием и поведением”.

Конечно, когда у ребенка приступ нытья или истерика, сложно не прикрикнуть, но последствия крика всегда перевешивают выгоды от временного спокойствия.

Американский журнал “Брак и семья” опубликовал исследования, в которых говорилось, что крики впоследствии могут вызывать у детей проблемы с самооценкой и депрессию.

Родителям очень важно научиться общаться с ребенком спокойным, дружеским тоном.

5. Переключите внимание

Бесконечные “хочу” часто являются формой проявления банальной скуки. Если на ребенка не обращают внимание, если он чувствует, что про него забыли и хочет развлечь себя, он начинает что-то хотеть и чего-то просить.

В таком случае можно обойтись даже без отказа – просто дайте то, чего он хочет на самом деле – обнимите, развлеките, и он забудет о своих мнимых желаниях.

6. Не смущайте ребенка при посторонних

Не смущайте ребенка и ни в коем случае не высмеивайте его желания перед другими людьми. Если он при всех начал что-то требовать, а вы хотите отказать, отойдите вместе туда, где никто вас не побеспокоит, и поговорите.

Если вы будете смущать ребенка на публике, тем самым вы будете с самого детства подрывать фундамент уверенности в себе. Кроме того, он научится делать то же самое с вами.

7. Дайте альтернативу

Альтернатива позволяет ребенку не чувствовать себя обиженным и обделенным. Есть разница в отношении между тем, чтобы сказать “нет, конфету нельзя” и “нет, дорогая, конфету нельзя, но вместо нее ты можешь съесть яблоко”.

Если ребенок достаточно взрослый, объясните, почему яблоко лучше конфеты.

Если ваш рассказ будет достаточно цепляющим, в следующий раз ваш ребенок может выбрать яблоко вместо шоколада по собственному решению.

8. Предоставьте выбор

Так вы показываете, что мнение детей важно и учитывается. Пускай они не получили, что хотели, но их желание не проигнорировано, с ними посоветовались и позволили самостоятельно принять решение.

Такой подход не только успокоит кроху, но и продемонстрирует ваше уважение к нему.

К примеру, на завтрак покупайте несколько видов хлопьев и позволяйте своему ребенку принимать окончательное решение, чего именно он хочет.

Но пускай выбирает именно из хлопьев, ведь на вопрос “Чего ты хочешь на завтрак?” можно получить ответ “картошку фри”, и тогда снова придется ему отказывать.

9. Избегайте фраз “какая ерунда!”

Когда малыш хочет что-то откровенно ненужное, сложно удержаться, чтобы не бросить раздраженно: “ну что за ерунду ты просишь! Какая глупость!”.

Но взрослые забывают, что взгляды на мир и ощущение важности вещей у детей и взрослых существенно различаются.

Мы мыслим совершенно разными категориями, и для ребенка какая-то абсурдная вещь может иметь огромное значение. Она действительно нужна ему.

Не обесценивайте желания крохи – приучите его относиться к собственным желаниям с уважением, какими бы странными они не казались. Это может существенно повлиять на будущее.

10. Не давайте ложных надежд

Родители часто говорят: «Не сейчас, дорогая». Если не сейчас, то когда? Если вы не выполнили своего обещания, у ребенка могут возникнуть проблемы с доверием.

Будьте конкретны, обозначьте четкое время, когда ваш малыш может рассчитывать на исполнение желания. Например: «Не сейчас, дорогая. Мы купим это на твой День рождения.”

11. Не противоречьте своему партнеру

Часто кто-то из родителей говорит “нет”, а ребенок уже топает к другому за заветным “да”. Избегайте этого!

Во-первых, это вызывает конфликты в семье, а во-вторых, вырабатывает у ребенка привычку манипулировать.

Разговаривайте с партнером, советуйтесь. Если ваш муж или ваша жена отказала ребенку – поступите так же, подкрепляя тем самым авторитет партнера.

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Детям следует получать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой. Примерно с девяти лет у детей должно быть достаточно денег, чтобы купить стакан сока и бублик. Или одну порцию мороженого. Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или вина… Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями. Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились: при первом же подозрении, что карманные деньги идут на сигареты, выпивку или порнопродукцию, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги – за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью – пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.

Повышение финансовой грамотности в начальной школе

С первого класса ребенок может совершать самостоятельные покупки. Вначале сумма, выданная родителями, должна быть точно равна цене товара – так ребенок научится тратить деньги только на необходимое. Впоследствии сумму можно увеличивать, приучая пересчитывать сдачу и не тратить ее, если нет насущных нужд.

В это время хорошо приучить ребенка вести дневник «доходов-расходов». В котором он должен будет после похода в магазин отражать сколько денег Вы ему дали, сколько он потратил, сколько осталось. Введите поощрение в случае, если ребенок правильно заполнил дневник. Так вы привьете ребенку важные и ценные качества для дальнейшего его финансового процветания:

  • научите ценить и управлять деньгами;
  • повысите уровень его ответственности и аккуратности;
  • потренируете навыки вычисления.

Помните, что для школьников с первого класса важно предоставлять карманные деньги. Сумма может быть небольшая, но в этот период важно объяснить основы процесса накопления. Например: «Если в течение недели ты не будешь покупать сладости, то в выходные сможешь приобрести пластилин». Однако не забывайте, что карманные деньги должны даваться за что-то. Если Вы будете просто так давать деньги ребенку, то Вы сослужите для него плохую службу, так как понимания ценности денег не будет получено. У ребенка должно сформироваться понимание что получение финансов связанно с приложением труда.

Дети в этом возрасте очень любят играть. Попробуйте поиграть в игры, позволяющие овладеть финансовыми навыками. Это могут быть такие игры, как:

  • размен монеток;
  • «Магазин» с настоящими деньгами, с подсчетом сдачи;
  • «Профессии» с выплатой «зарплаты».

От осинки не растут апельсинки!

Вы правда верите, что дети не могут превзойти своих родителей?! У каждого свой уникальный путь. Не всегда стартовая позиция и ресурсы становятся решающим фактором на пути к успеху. А вот вера в самого себя, поддержка родителей это очень важно! Можно учить детей быть жертвами обстоятельств, а можно творцами своей собственной жизни.

Многое в финансовом воспитании детей зависит от опыта, знаний, осознанности, дисциплины родителей, а также от их умения чувствовать своих детей и вовремя говорить на волнующие, актуальные темы. Родитель как наставник обязан транслировать уверенность, готовность помочь, принятие мнения ребёнка, доверие и уверенность, что он достоин успеха и похвалы. При любом уровне финансового дохода в семье важно оградить детей от негативных эмоций и установок в отношении денег, дать им возможность самим принимать решения, адекватно оценивать свои способности и искать свой путь в жизни.