Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

19 занимательных игр для годовалого ребенка!

Сейчас часто можно услышать о вреде компьютерных игр: дескать, плохо они воздействуют на неокрепшее сознание детей и подростков. Но не все так однозначно. Если вы контролируете время игры и не даете ребенку переигрывать, можете быть уверены, что игры пойдут малышу на пользу.

Что случилось?

Этот текст мало кто будет читать и мы можем написать здесь все, что угодно, например… Вы живете в неведении. Роботы уже вторглись в нашу жизнь и быстро захватывают мир, но мы встали на светлый путь и боремся за выживание человечества. А если серьезно, то… В целях обеспечения безопасности сайта от кибератак нам необходимо убедиться, что вы человек. Если данная страница выводится вам часто, есть вероятность, что ваш компьютер заражен или вы используете для доступа IP адрес зараженных компьютеров. Если это ваш частный компьютер и вы пытаетесь зайти на сайт, например, из дома – мы рекомендуем вам проверить ваш компьютер на наличие вирусов. Если вы пытаетесь зайти на сайт, например, с работы или открытых сетей – вам необходимо обратиться с системному администратору и сообщить, что о возможном заражении компьютеров в вашей сети.

Видеоигры — отличная тренировка многозадачности

Современные популярные видеоигры — чрезвычайно детализированный мир. Каждую минуту перед игроком возникают все новые и новые проблемы и задачи совершенно разного масштаба. Ребенку приходится одновременно делать сразу несколько дел: определять приоритетную задачу, постоянно переключаться между ней и менее значимыми проблемами локального характера, при возникновении новых быстро оценивать степень их важности и то, какое время потребуется для их решения и, конечно, их решать. И все это, как правило, надо делать очень и очень быстро!

Если переиграть: все просто — многозадачность превращается в рассеянность и неспособность структурировать деятельность.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Игровая зависимость

Игровая компьютерная зависимость – это серьезное психическое отклонение. Ребенок начинает жить в виртуальной реальности, его мышление полностью меняется. Он склонен к неадекватному поведению, не хочет отрываться от компьютера даже для еды и сна. Игровая зависимость очень опасна тем, что от нее очень сложно избавиться. Поэтому родители должны быть внимательны к своим детям, особенно в подростковом возрасте, когда они начинают проводить больше времени за компьютером.

В интернет-переписке с одноклассниками и друзьями нет ничего плохого, но даже во время такого безобидного чата мы теряем чувство времени. А теперь представьте, как сложно вернуться в реальность после интересной и динамичной виртуальной игры с яркой графикой и захватывающим сюжетом – выключить компьютер практически невозможно. По такому принципу и создают компьютерные игры для детейонлайн.

У многих родителей возникает вопрос — зачем это делают? Зачем кто-то намеренно портит психику нашим детям? Ответ довольно прозаичен. Такие игры-бродилки способны увлечь ребенка, а потом предлагают ему различные платные услуги по прокачке героя или усовершенствованию оружия. Заядлые геймеры начинают тратить много денег, чаще всего родительских, на то, чтобы быть супергероем в игре, оставаясь при этом отставшим и забитым троечником в реальной жизни. В этом кроется вся опасность виртуальных игр и возникающего у детей аддитивного синдрома. Играя в такие низкопробные компьютерные игры, ребенку совершенно не нужно думать. Для него уже создано множество героев и придуманы различные шаблонные действия. Такая игра не требует никаких усилий, не побуждает к творчеству, а лишь создает иллюзию превосходства над другими, совершенно не подкрепленную реальными знаниями и умениями ребенка.

Как же бороться с вредными компьютерными играми? Единственное, что Вы можете сделать – это показать ребенку множество альтернатив реального мира. Ведь во многие игры можно играть и без компьютера при помощи игровых наборов – начиная от лото для малышей и заканчивая монополией для подростков.

А может быть все дело в нас — современных родителях — в таких успешных, но всегда занятых отцах, и в таких независимых, но в то же время постоянно уставших мамах, которые готовы купить ребенку любой компьютер, чтобы только он отвлекся и никого не трогал. И оставаясь без присмотра, дети часто попадают в ловушки мошенников, в лучшем случае расплачиваясь деньгами родителей, а в худшем случае – своим здоровьем. Уделяйте больше времени своим детям и очень внимательно относитесь к выбору компьютерных игр. Помните, что среди них есть достаточно много качественного продукта, способного принести немало пользы. Главное, суметь отличить его от массы низкопробного мусора, засоряющего интернет и несущего реальную опасность для наших детей.

Малыши и компьютер

Электронные гаджеты все чаще становятся объектом подарков для маленьких родственников и друзей. Забыты машинки и куклы, внимание малыша занимают планшеты и детские компьютеры. Сегодняшние мамы и папы, в чьей жизни компьютер занимает не последнее место, не видят ничего плохого в том, чтобы приобщить кроху к электронным «игрушкам». Малыши получают информацию об окружающем мире через планшеты, складывают на них пазлы, учат цвета, нажимая кнопочки. Доступная и легкая форма обучения, но врачи продолжают бить в колокола.

Французский детский психолог Серж Тиссерон считает, что такие компьютерные курсы для малышей опасны. Искусственный разум создавался в помощь взрослым, которые способны отделить реальность от виртуального мира. Мозг 3-5-летнего крохи только начинает свое формирование, ему не под силу такое разделение. Кроме того, полноценное развитие маленького человека невозможно без освоения всех пяти чувств: обоняния, зрения, осязания, слуха и тактильных ощущений.

Важную роль играет и развитие мелкой моторики. Упражняясь с пирамидками, рисуя, складывая мозаику, малыш одновременно посылает сигналы в мозг, обеспечивая его правильное и всестороннее развитие. Кроха должен лепить фигурки из пластилина, раскрашивать книжки, вырезать из бумаги.

Захваченные компьютерным дисплеем дети теряют часть интеллектуального багажа и отстают в развитии от детишек, выросших на обычных игрушках.

Замена игрушек электронными гаджетами отнимает у малыша возможность познавать окружающий мир посредством чувственного восприятия

Поговорим о пользе компьютерных игр для детей без иронии

Сносный английский — не единственное приобретение компьютерных детишек, имеются и другие достижения:

  1. Быстрота чтения. На экране предстают перед глазами практические руководства к игре и подсказки, они требуют моментальной реакции и взаимодействия (не всегда на родном языке играющего). Деваться некуда — приходится разбирать и быстро воспринимать информацию. Замечено, играющие дети мгновенно считывают текст с монитора.
  2. Мгновенная реакция. Даже в немилых сердцу взрослых стрелялках требуется живое противодействие ситуации, адекватная реакция на сменяющуюся обстановку — а это весьма полезное в жизни качество.
  3. Развитие мелкой моторики. Для координации действий в компьютерной игре, в свою очередь, нужна мелкая моторика (время от времени быстрый набор текста всеми пальцами).
  4. Развитие зрительно-моторной координации. Я когда захвачена игрой, не успеваю контролировать взглядом свои пальцы и одновременно монитор. Вот и ребенок тоже не всегда успевает. Он приводит движение своих рук к автоматизму, чтобы все было скоординировано с тем, что предстает перед его глазами на мониторе.
  5. Развитие логического мышления. Для решения поставленной задачи принимаем адекватные шаги. А с учетом вариативности сегодняшних игр вроде майнкрафта, для достижения одной цели есть много дорог — и это вырабатывает умение думать масштабно.
  6. Снятие эмоционального напряжения. В школе и дома у детворы достаточно причин для стрессов, а способов для его снятия не хватает. В этом может помочь компьютерная игра, в которой имеется шанс всех злодеев уничтожить, а мир спасти, воздвигнуть небывалое королевство или перенестись за тридевять земель для дальнейших подвигов.

А еще психологи подтверждают отличную способность к социальной адаптации компьютерных детишек по сравнению с ровесниками, которым родители запрещают такие забавы. Играющий школьник лучше устанавливает контакт с подростками, увлеченными аналогичными развлечениями — им попросту есть о чем непринужденно поговорить.

Поговорим о пользе компьютерных игр для детей без иронии

Игры на планшете также относятся к разряду компьютерных

Мотивация

Благодаря чему игровой процесс оказался для ребенка предпочтительнее созданной школьными педагогами системы? А потому, что над возникновением и сохранением внутренней мотивации создатели игр (в отличие от школьных педагогов, действующих по единым установкам) работают творчески и постоянно. Способов, поощряющих в нас стремление играть, сколько душе очевидные из них:

  • Вознаграждение. Система скрупулезно рассчитанных незначительных и солидных поощрений для играющих в виде очков, уровней и прочих хитростей в различных формах. Обстоятельства принятия вознаграждения никогда не бывают труднее, чем уровень отдельного игрока, но требуют определенных усилий — в точности такое количество, чтобы не остановился процесс из-за того, что бросили играть.
  • Любознательность. В игре можно абсолютно все! В компьютерном мире детвора приобретает по существу именно то, о чем рассказывала Мария Монтессори — вселенную постигаем сами, обнаруживая неслучайность происходящего, логические взаимосвязи, принятие рискованных решений, пребывая при этом в полной безопасности. Пусть даже в шутерах, особенно нелюбимых старшим поколением, если уложить десяточек врагов, то вручат особенный приз, с помощью которого можно испепелить воинство монстров. Для ребенка это очень интересно!
  • Свобода. Часто ли мы разрешаем ребенку делать что-то действительно необходимое, серьезное для него? В виртуальном мире у игрока огромное количество перспектив чтобы творить и реализовать множество проектов.
  • Признание. В онлайн-играх ты не всего лишь малолетка, чьи представления о жизни взрослые люди могут не принимать во внимание. Ты полноценный, принимающий участие в происходящем человек, а твои способности значимы и в них нуждаются окружающие. Ребенок открывает для себя новые возможности, зарабатывает признательность — и все это на равных, вследствие сплачивающего всех участников игры увлечения.

Социализация

Создатели культовых игр вроде Sims не сомневаются, что племя компьютерной детворы обладает невероятными способностями. Когда увлеченных играми людей станет большинство, мир неизбежно трансформируется в лучшую как-никак играющий индивидуум выделяется из толпы обычных благоразумных людей:

Поговорим о пользе компьютерных игр для детей без иронии
  • Он жизнелюб и оптимист. Это у нас все будет не очень хорошо, а игрок в компьютерные игры не сомневается — все будет превосходно, потому, что в игре именно так каждый раз и бывает. Не это ли положительное умонастроение, к которому тщетно нас призывают гуру всевозможных семинаров по психологии?
  • Первооткрыватель и изобретатель. Для него нет неосуществимого — все ограничители существуют только в реальном мире. Это мы, нытики, думаем, что есть вещи, которые принципиально невозможны. Индивидуум, вошедший в мир из компьютерной реальности, мыслит иначе и выносит с собой уверенность в безграничных перспективах в реальную жизнь. Для него ничего нет неосуществимого, просто потребуется несколько больше усилий для достижения задуманного.
  • Он аналитик. Квесты и стратегии принуждают игрока предусматривать или хотя бы предсказывать перипетии в продолжение всего игрового времени. Человек знает, чем его деятельность обернется через сто или тысячу игровых лет! Для игрока знание, что будущность произойдет, что на нее оказывает влияние каждый — это не предвыборный лозунг, а закономерность бытия.

Мы думаем, что, заигравшись, ребенок выпадет из настоящей жизни и больше никогда не будет способен в него остается фактом, окружающий мир стал совершенно другим и весьма сильно отличается от того, что был прежде и жизнь людей тоже. Это старшее поколение иногда отходит от новой действительности, а не детвора выпала из нее.А монстры вроде Microsoft ведут охоту на таланты, отслеживая одаренных ребят на ежегодных научно-технических встречах, а отнюдь не на школьных отличников.

Правда и мифы о компьютерных играх

Игры не развивают жестокость

Для начала развеем главный миф, которого остерегается каждый родитель, когда позволяет посидеть детям за видеоигрой: на самом деле, и это доказанный факт, видеоигры не способствуют развитию жестокости. В 2017 году Центр прикладных исследований и разработок СПбГУ совместно с ЭСИИ (Экспертный Совет Игровой Индустрии) подготовили объемный исследовательский проект, где рассмотрели чуть ли не все зарубежные исследования о влиянии видеоигр на навыки и развитие человека.

В особенности отмечено, что учёные пока не смогли найти обоснования и подтверждения тому, что жестокие элементы в играх являются провокаторами насилия, пусть неоднократно и пытались доказать обратное. Даже такие жестокие и популярные игры как GTA или Call of Duty не способны повлиять на развитие агрессии и жестокости со стороны индивида. Как говорится, «Сократ мне друг, но истина дороже».

Правда и мифы о компьютерных играх

Востанавливают эмоциональный фон

Сегодня видеоигры — это один из самых простых и доступных способов восстановить свой эмоциональный баланс. После тяжелого дня на работе или в школе, возвращаясь домой, люди включают на час приставку или компьютер, чтобы немного сбавить пыл в игровом пространстве, ведь выплеснуть всю скопившуюся негативную энергию куда безопаснее на виртуальных персонажей, чем на близких людях.

К тому же видеоигры способствуют устойчивости перед стрессом в реальном мире. Неоднократно юному игроку приходится принимать в компьютерной игре взрослые решения, предварительно взвесив все «+» и «–». Дети, которые встречаются со сложностями морального выбора в играх, как правило, это свойственно для жанра RPG, первыми сталкивались с тем фактом, что мир не делится на «белое» и «черное», а имеет множество оттенков и нюансов.

Имеют терапевтический эффект

Также игры способствуют терапии людей, столкнувшихся с большим стрессом. В связи с тем, что игры являются мощным стимулятором мозговой активности, этот аспект снижает вероятность развития депрессии. Эта полезная особенность игрового процесса стала известна благодаря ученому Брайну Саттону-Смиту, который ещё в середине XX века обратил внимание, что дети и взрослые в процессе игры становятся более оптимистичными, энергичными и уверенными в достижении своего результата.

Правда и мифы о компьютерных играх

Дело в том, что во время клинической депрессии две доли человеческого мозга работают недостаточно активно, что подталкивает человека к унынию, пассивности и апатии. Забавно, ведь именно эти же доли активизируются, когда человек садится за игру.

Развивают навыки

Если вы думаете, что ребенок бездумно кликает по мышке, то это совершенно не так. Нужно понимать, что практически все игры, и речь идёт не только об образовательном контенте, нацелены на то, чтобы человек учился. Именно новый, уникальный опыт — это залог возрастающего интереса игрока. Только обучаясь и превосходя сложности, человек будет получать ту самую яркую эмоцию от удовольствия прохождения видеоигры.

Что касается более конкретных продуктов, которые способствуют развитию навыков, то стоит сделать упор на жанрах:

  • экшн-игры и шутеры способствуют развитию пространственного мышления, увеличению мозговой активности, скорости реакции. Связано это с тем, что объём серого вещества в лобно-теменной доли мозга задействуется меньше, вследствие чего игроки лучше фильтруют полезность и практичность информации и быстрее реагируют на принятие решений;
  • RTS и CTS, они же стратегии, способствуют тому, чтобы ребенок быстрее и продуктивнее справлялся с логического рода задачами, вследствие чего замечается повышение успеваемости на учебе;
  • ролевые игры, жанр RPG, развивает коммуникативные навыки, а также способствуют развитию нравственности и морали;
  • большие коммерческие игровые проекты способствуют развитию критического мышления. Для того чтобы преодолеть поставленные игрой условия, ребенок вынужден мыслить шире, ведь чтобы победить, ему придётся учитывать все аспекты игрового процесса.
Правда и мифы о компьютерных играх

Развивают мотивацию

Видеоигры — это самый простой способ объяснить детям наглядно, что ничего не дается легко и сразу. Успех — это, как правило, долгий пошаговый процесс, который требует времени, сил и вовлеченности, а значит 80-го уровня он достигнет очень не скоро. Как правило, гейм-дизайнеры разрабатывают игру таким образом, что в процессе прохождения задачи будут становиться каждый раз немного сложнее, тем самым игрок постепенно будет обучаться новым возможностям. Тем более с каждым новым шагом, с каждой достигнутой высотой человек получает положительные очки опыта, которые он может распределить исходя из своих предпочтений. Всё начинается с простого вводного уровня, который знакомит игрока с механикой игрового процесса, а после с каждой последующей миссией ребенок будет вынужден прикладывать всё больше внимательности, сил и креативности, чтобы достигнуть решения поставленной задачи.

Как обезопасить ребенка во время игры

  • устанавливая приложение, правильно укажите возраст ребенка, это поможет отфильтровать нежелательный контент;
  • откажитесь от подключения игрового чата (эта функция часто помогает в командной игре, но подходит для общения ребятам старше 12-ти лет);
  • игнорируйте просьбы присоединиться к серверу. Конечно, вместе играть веселее, но такие платформы – любимое место гриферов: если ребенок впечатлительный, лучше играть в одиночную;
  • ограничьте доступ приложений к картам оплаты, чтобы потом не считать убытки, которые ребенок случайно потратил на "донат".

некоторые из самых популярных мобильных игр

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Я играю сам!

Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут. Самое важное условие для таких занятий — безопасность.

Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.

Развивающие игры с крупами и макаронами: топ-9

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Как долго ребенок может быть предоставлен сам себе?

Все дети разные. Одни могут часами играть в одну и ту же игру, другие не сидят на месте и 5 минут. Время на самостоятельную игру индивидуально. Если малыш прекрасно занимает себя сам, вмешиваться не нужно. Лучше уделить ему внимание потом, посвятив 20-30 минут времени совместным играм. Психологи считают, что для 80% детей этого минимума вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным или покинутым.

В ситуации, когда ребенок совершенно не хочет играться сам, начинать нужно с малого. Сначала 5 минут, потом 7, 8 и так далее. Единственное, что нужно учитывать, – способность малыша концентрировать внимание. Дети не могут предаваться одному занятию слишком долго. Согласно нормам, ребенок в 2 года может быть полностью чем-то увлечен 4-10 минут, в 3 года – 6-15 минут, в 4 года – 8-20 минут. Дальше концентрация внимания снижается, и необходим отдых или смена занятия.

Как долго ребенок может быть предоставлен сам себе?

Малыш 2-4 лет устает от однообразной игры в среднем через 10 минут. Чтобы он не заскучал, стоит предлагать ему разные занятия, чередовать подвижные игры с обучающими. Можно разбавить игры просмотром мультфильмов.