Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

5 главных опасностей соцсетей. Как уберечь детей?

Понятие травли, или буллинга, в отношении детей зачастую ассоциируется с издевательствами в школе и преследованием в интернете. Но ребенок может подвергаться психологическому давлению и, казалось бы, в самом безопасном месте — в собственном доме. При этом родители могут этого не осознавать и, желая лучшего, причинять боль.

Семья и ее роль

Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /7/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Ребенок – это творение родителей. Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс. Семья – это вселенная для ребенка, а родители – как два солнца в ней. Каждый младенец и маленький ребёнок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней мере, на какое-то время (Heinz Kohut). Хайнц Кохут фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою самоценность. Второй нормальный процесс – «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя или другого любимого человека. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя, который соответствовал бы эталону родителя, заложенному в генетической памяти. Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка – основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок», – пишет /1/

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье. Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Углубленные размышления К.Г. Юнга о роли родительских образов /1/ приводят к выводу, что проекции первообразов Отца и Матери (архетипов) играют важную роль в становлении и стабилизации психики человека.

Как бороться с плохим поведением ребенка

Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:

первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;

вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;

Как бороться с плохим поведением ребенка

третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.

&nbsp/&nbsp

Какие инструменты использовать вместо манипуляций?

1. Используйте прямое обращение к ребенку (поменьше злой иронии или сарказма при этом). Вместо «У тебя, что, руки отвалятся посуду помыть?» скажите «Доченька, помой, пожалуйста, посуду». Или вместо «Другие дети без напоминания выполняют поручения» скажите «Сынок, сходи в магазин, купи хлеб и молоко».

2. Вместо манипуляций попытайтесь понять ребенка, важно разделить его чувства и договориться. Понимание может быть главным и действенным способом в отношениях с ребенком. Объясните ребенку, что вы понимаете его злость, раздражение и нежелание что-то делать. Уже после этого ребенок почувствует поддержку, а главное – он не будет видеть в вас противника. Ни к чему длинные нравоучения и объяснения, доступно и просто скажите, что все равно придется сделать, так как вы говорите. В некоторых случаях можно использовать разумный компромисс.

3. Отношения, построенные на доверии, вселяют в ребенка веру в свои силы. Не лишайте его возможности самостоятельно делать свой выбор, принимать ответственность. Детям в любом возрасте важно ощущать свою значимость и быть уверенными в том, что, какие бы трудности ни случились, поддержку и понимание у своих родителей они найдут всегда.

4. Контроль в воспитании детей имеет большое значение, важно, чтобы он не переходил в гиперопеку. Ребенок должен чувствовать и осознавать, что, пока он в семье, за все его действия в обществе отвечают родители.

Когда ребенок ощущает себя понятым нами, родителями, он лучше понимает сам себя — в итоге ребенок более успешен. Общайтесь с ребенком с радостью, в материнстве важен каждый миг. Ведь все начинается с мамы!

Дети манипулируют или нет?

Сторонники этой версии в своих размышлениях опираются на наблюдение, что уже в год ребенок способен улавливать причинно-следственные связи между своими непосредственными действиями и незамедлительными физическими манипуляции через крик, в этом случае, исходит из усвоения причинно-следственной связи между криком, который ребенок использовал как единственно возможную реакцию, испытывая какое-либо напряжение/затруднение/потребность и незамедлительным действием родителя, который снимал это того, в начале 20 века была крайне популярна и наукофицирована теория о том, что реагируя на плач младенца и беря его на руки, родители, таким образом, поощряют и закрепляют подобную модель детского поведения.

Человек, который манипулирует другими, нацелен на изменение поведения другого человека и не хочет, чтобы другой узнал об его истинных чувствах. Он скрывает свои истинные эмоции.

Что же происходит в душе у самого манипулятора? Он не может напрямую выражать свои основные эмоции: гнев, страх, душевную боль, радость, любовь. Он прибегает к подавленным или сдержанным эмоциям: тревоге, унынию, негодованию, смущению… Сокрытие своих истинных эмоций – яркий признак манипулятора. Ему сложно переживать истинные эмоции, жить в настоящем.

Дети, наоборот, не способны скрывать свои эмоции. Для них характерно полное и безоговорочное принятие всего происходящего, поскольку у них, с одной стороны, очень мало воспоминаний и очень малая опора на прошлое, а с другой – они еще не умеют прогнозировать будущее.

Этот факт ставит под сомнение способность детей дошкольного возраста к манипуляциям.

Дарья Рекель, практикующий психолог

Прежде всего важно помнить, что ребенок 2-3 лет ничего не делает назло. Делать назло крайне сложно, на самом деле.

Если мы ставим себе цель кого-то “низводить и укрощать”, мы должны как минимум точно знать, как этот кто-то воспримет те или иные наши действия, какие чувства они у него вызовут и что он будет делать под влиянием этих чувств.

Ребенок трех лет на все это не способен, что достаточно дотошно доказано многочисленными исследованиями. У него просто еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за взгляд на ситуацию со стороны другого человека и прогнозирование действий и реакций другого.

Эта способность появится у него только годам к 6-7. То есть, как бы ужасно ни вел себя наш трехлетка, он никогда не делает это против нас, он с нами не воюет.

Людмила Петрановская, семейный психолог, цитата из книги “Тайная опора”

Согласно триединой модели мозга, автором которой является американский нейрофизиолог Поль МакЛин человеческий мозг состоит из трёх частей:

  1. Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию.
  2. Средний мозг, лимбическая система, надетая на древний мозг, встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но, в первую очередь, лимбическая система отвечает за эмоции.
  3. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование и т.д.

У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень “недоделанной” корой больших полушарий.В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 – 4 годам она понятно, почему в деле воспитания детей именно эмоции играют решающую роль. Не действуют дети вам назло, не стремятся они вами манипулировать, для манипуляций нужно тщательное планирование. А движимы они базовыми эмоциями: желанием контакта и близости, страхом, тревогой. Когда мы поймём это, понимать ребёнка станет гораздо легче.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми , у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Михаил Лабковский, семейный психолог

Что делать, если дети обходят «Родительский контроль»?

Иногда дети обходят родительский контроль, подбирают проводки, снимают все пароли с блокировки wi-fi. Что делать родителям? 

Во-первых, перед тем, как давать устройство ребенку, нужно ему объяснить правила безопасности и самостоятельно настроить гаджет. Поставить программу родительского контроля, сделать так, чтобы установка всех программ была невозможна без вашего согласия. Дать ребенку доступ, но не сообщать пароли. Если он знает административный пароль от телефона для установки приложений, то сможет и удалить то приложение, которое ему не нравится. 

Во-вторых, не нужно устанавливать приложения для родительского контроля втайне от ребенка.

Нужно объяснить, что вы устанавливаете программу, которая не контролирует, а позволяет изучать интернет безопасно для него самого.

Чтобы он случайно не перешел к какому-нибудь видео для взрослых или не попал на фишинговый сайт. По нашим исследованиям, очень много детей переходят на такие ресурсы совершенно случайно. Кликнули на баннер, хотели футбол посмотреть, а там не футбол. 

В-третьих, нужно договариваться. Например, есть функция «геопозиция» — она позволяет видеть, где находится ваш ребенок в данный момент. Устанавливается безопасный периметр — если ребенок выходит за него, родитель сразу получает уведомление. С подростками могут быть на этой почве конфликты. Попробуйте предложить, что взамен вы можете дать ребенку свою геопозицию, доступ к ней через другие сервисы. Он тоже будет знать, где находитесь вы в данный момент. Это поддерживает доверие. Вы делитесь геопозициями ради безопасности всех членов семьи.

Как манипулирует ребёнок

Ребёнок ещё не способен скрывать свои эмоции и управлять ими. Все его чувства и эмоции у вас, как на ладони. Он прямо и открыто требует то, что ему нужно и печалится и злится, если чего-то не получает. Никаких скрытых психологических приёмов он не использует.

Также примерно до 6-7 лет ребенок не способен вообще прогнозировать действия и реакции другого человека, потому что у него еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за эту способность. Следовательно, он не может продумывать какие-то скрытые психологические приёмы и прогнозировать, какой они окажут эффект на взрослого.

Следовательно, если ребёнок недоволен каким-то запретом и бурно протестует против него – это не манипуляция. Это просто недовольство и протест.