Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

5 психологических исследований по восприятию визуальной информации

Специалисты из США установили, что у детей, проводящих много времени перед экраном планшета, компьютера или телевизора, ухудшаются когнитивные способности.

Пластичный мозг

Подростковый возраст — самый благоприятный для обучения. Как установили ученые из Лейденского университета (Нидерланды), в этот период повышается активность полосатого тела — анатомической структуры, участвующей в работе системы вознаграждения головного мозга — и обучение идет более эффективно. В эксперименте, в котором приняли участие 232 человека, в том числе дети и подростки, активность полосатого тела и результативность обучения коррелировали с возрастом. Самые высокие показатели были именно у тинейджеров: они выполняли задания с точностью до 97 процентов.

Подростки — одна из наиболее уязвимых категорий, так как любая деятельность, в которую они вовлечены, будь то чтение или игра в футбол, может сильно влиять на мозг. И не всегда положительно. Согласно первым данным проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), инициированного Национальными институтами здравоохранения США, чрезмерное увлечение гаджетами приводит к преждевременному истончению префронтальной коры головного мозга, связанной с вниманием, когнитивной деятельностью и моторикой.

В ходе исследования ученые проанализировали снимки мозга 4500 тысяч детей девяти-десяти лет, их успеваемость и количество времени, которое они проводят в интернете или за видеоиграми. У тех, кто сидел перед монитором компьютера, с планшетом или смартфоном не менее семи часов в день, размеры префронтальной коры оказались меньше ожидаемой. Кроме того, у них были хуже результаты в тестах на сообразительность и развитие речи.

Однако авторы исследования оговариваются: к полученным данным стоит относиться с осторожностью. Только на основе более широкой выборки можно будет уверенно утверждать, что связь между низкой успеваемостью и временем, проведенным перед монитором, действительно есть.

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

“Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год”, – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

Статистика использования планшетов детьми в мире

2.1.1. США

статистика показываетРис. 1 — Статистика пользователей мобильными устройствами среди детей до 8 лет в СШАРис. 2 — Сравнение среди детей до 8 лет, которые использовали мобильные СМИ долгое время, в мобильном устройстве, смартфоне или планшетеТаблица 1 — Использование мобильного устройства детьми до 2-х летопросе и исследованииэкспериментисследование-эксперимент

2.1.2. Великобритания

Рис. 3 — Cтатистика использования планшетов детьми от 8 до 16лет в Великобритании, 2014 год

  • 87% — для игр;
  • 78% — просмотр видео2;
  • 76% — для интернета;
  • 75% — узнать что-то1;
  • 74% — загрузки различных приложений;
  • 53% — социальные сети;
  • 52% — фотографирование и съёмка видео2;
  • 48% — для общения в сети с друзьями;
  • 48% — видео общение;
  • 47% — просмотр ТВ.

— под “узнать что-то” подходит и обучающие программы, и поиск информации и др.— отредактировал, теперь смысл понятен. Ранее было написано — просмотр картинок и фильмов. Спасибо пользователю @ thelongrunsmokeстатистике

  • «Всего за 5 лет — половина семей в Великобритании стали использовать планшеты» — государственный медиарегулятор Ofcom;
  • “«Измерение национального самочувствия и благополучия детей, 2012» — Институтом социально-экономических исследований (ISER).

статьеColin Kinney“Я говорил со многими детскими учителями, у которых есть опасения по поводу растущего числа молодых учеников, которые могут быстро провести пальцем по экрану, но иметь минимальные навыки координации, чтобы играть со стандартными блоками, кубиками или другими учениками. Родители таких учеников гордо говорят об их способности использовать планшет или смартфон”, — сказал он. “Многие из нас видели блестящие компьютерные навыки некоторых учеников, которые при этом перевесили их ухудшающиеся навыки владения ручкой. Они часто неспособны применить то, чему они научились из учебников или в классе”.

Статистика использования планшетов детьми в мире

Susan Adele Greenfield“То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это — дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги — это хорошо, а экраны — плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями”.

2.1.3. Южная Корея

состояниюРис. 4 — Количество интернет пользователей в Южной Корее (38 120 * 1000 = 38 120 000)

Статистика использования планшетов детьми в мире

Рис. 6 — Процент использования портативных устройств160 000 детей являются интернет-зависимымиНационального Агентства Информационного ОбществаРис. 7 — Уровень интернет-зависимости и количество зависимых по годам

2.1.4. Россия

Статистика использования планшетов детьми в мире

Digitalparentingrussia«Какие цифровые устройства используют родители несовершеннолетних детей?»Рис. 8 — Использование цифровых устройств родителями и их детьми.

Статистика использования планшетов детьми в мире

Рис. 9 — Готовность родителей передать телефон, смартфон, планшет детямРис. 10 — Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)опросВЦИОМТаблица 2 — Переносные гаджеты используются всё активнее

Статистика использования планшетов детьми в мире

«Цифровой детский сад»Елена Кириллова“Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, — не сказать ничего”.Юлия Барышникова“Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели в живую. Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, «живые» игры заменить сложно".

Статистика использования планшетов детьми в мире

Интересные мыслиДенис Золоторёв

Что говорят ученые

Ученые из Национального института здравоохранения США выяснили, что у детей, которые часто и долго используют гаджеты, навсегда меняется структура мозга. На протяжении десяти лет они следили за 11 000 школьников девяти-десяти лет. Сканирование показало, что мозг необратимо меняется, а его кора становится тоньше.

К неутешительным выводам пришли и ученые из Канады. Они наблюдали за 2 500 малышей двух-пяти лет. Они проводили за телефонами свыше 17 часов в неделю. В итоге у таких деток умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены гаджетами.

Что говорят ученые

Корейские ученые выяснили, что подростки, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства. Они хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес.

О негативном влиянии гаджетов на умственное развитие говорят и российские ученые. Так, эксперт по психодиагностике детей Жанна Сафиуллина заметила появления страхов и фобий, смешения реальности и ухудшения успеваемости в школе при чрезмерном увлечении смартфонами и компьютерами.

Результаты

  • Оказалось, что не существует нарушений в специфических областях головного мозга, которые могли бы предсказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что еще удивительнее, ученые обнаружили, что различные области мозга даже не предсказывают специфические когнитивные трудности. Например, не было специфического дефицита для языковых проблем или проблем с памятью.
  • При этом, ученые выяснили, что в головном мозге ребенка функционирует много центров, которые соединены друг с другом как социальные сети или эффективная система трафика. Дети с хорошо соединенными центрами головного мозга имели либо очень специфические когнитивные проблемы, такие как плохие навыки слушания, либо вообще не имели когнитивных проблем. Тогда как у детей с плохо связанными между собой центрами часто встречались серьёзные когнитивные нарушения.

Источник: Roma Siugzdaite, Joe Bathelt, Joni Holmes, Duncan E. Astle. Transdiagnostic Brain Mapping in Developmental Disorders. Current Biology, 2020.

Что делать?

Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.

Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть гнилую пищу, а вот «гнилую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь. Как же решить эту проблему?

В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество.

Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.

Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то глупой онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.

С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.

Никогда не поздно всё исправить. Психика ребёнка весьма подвижна, и если он на самом деле увлечётся чем–то полезным, то вырывать у него из рук гаджет просто будет не нужно. Он сам про него забудет.

В чем заключается исследование?

Для проведения ЭЭГ головного мозга у детей используют комнату, по возможности не пропускающую свет и звук. На голову пациента перед исследованием надевают специальную шапочку с датчиками, которые передают сигналы на прибор (электроэнцелограф).

Длительность сеанса составляет от 30 минут в рамках рутинного исследования до многосуточных видео-ЭЭГ-мониторингов в рамках прехирургической диагностики эпилепсии. Обследование детей от года проходит в несколько этапов:

  • Снятие энцефалограммы в состоянии покоя. При этом ребенок должен находиться в положении сидя или лежа.
  • Проведение пробы с открытыми и закрытыми глазами. Это делается для определения основного ритма.
  • В дальнейшем техника обследования будет отличаться в зависимости от цели проведения исследования.
  • Проба с гипервентиляцией заключается в глубоких выдохах и вдохах с целью провокации патологической активности мозга.
  • Во время пробы с фотостимуляцией лампочка выдает вспышки в определенные промежутки времени. Ребенок в этот момент находится с закрытыми глазами.
  • Дополнительно может быть проведена звуковая стимуляция, сжимание-разжимание кулаков, психологическая оценка.
  • Также проводится запись ЭЭГ сна (дневного, ночного).

Следующим этапом является расшифровка результатов с целью выявления отклонений от нормы и определения патологических процессов.

Развитые зрительные навыки

Недавнее исследование, опубликованное в 2013 году порталом sciencedaily, приводит данные о том, что опыт игры в шутеры от первого лица, такие как Call of Duty или Unreal Tournament, повышает скорость принятия решений и зрительные навыки. Во время игры в подобные шутеры мозг задействует по максимуму каналы восприятия, тем самым провоцирует игроков на спонтанные решения, основанные на визуальных сигналах, поступающих в мозг. За счет этого игроки повышают визуально-пространственные навыки внимания и способность анализировать обстановку вокруг них, намного лучше, чем к примеру игроки в Sims. Необходимость отслеживать несколько объектов одновременно и реагировать на серии быстро происходящих событий в игре, развивает сразу несколько параметров зрительной системы человека. Как выяснилось, в реальной жизни геймеры также лучше ощущают контраст между объектами при слабом освещении.

В свою очередь такие стратегии как Starcraft развивают когнитивную гибкость мозга, проще говоря, умение быстро переключаться между задачами, тем самым развивая столь широко обсуждаемую способность работать в многозадачном режиме. Данное заключение было особо заметно на людях пенсионного возраста, принявших участие в исследовании.

Но не спешите хвататься за клавиатуру и развивать зрительные навыки и реакцию. Увлечение «шутерами» имеет и побочные явления. В том же исследовании 2013 года ученые выявили, что игры, подобные Halo, снижают у игроков способность к самоконтролю и могут спровоцировать необоснованные вспышки агрессии в обычной жизни. Приобретенный в играх навык принятия мгновенных решений в «кризисных» ситуациях, подавляет умеренные реакции и импульсы мозга, отвечающие за проявление эмоций. Наблюдения определили склонность игроков к немедленной реакции, неоправданной враждебности и агрессии при возникновении конфликтных ситуаций в жизни. То, что вспышки насилия в последние 20 лет в американских школах совпали с бурным развитием компьютерных игр, косвенно лишь подтверждает данную теорию.

Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей

Это выдержки из форсайт-проектта детство 2030. Что планируется в будущем.

  • введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки родителей
  • материальная поддержка со стороны государства будет увязано с добросовестным выполнением родителями своих обязанностей
  • разработка «Электронного паспорта семьи» для «работы» с семьями
  • создание «воспитательных сообществ». Идеологи в одних местах допускают формулировки о том, что дети в них «растут», в других — получают дополнительные возможности.

Неправильное восприятие семьи

На сайте программы «Детство» видение ее экспертами сложившейся ситуации изложено так:

«В настоящее время усиливается тенденция либерализации семейных отношений и выхода их из привычных для нас форм. Наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне брака, сокращение зарегистрированных семейных пар и увеличение числа разводов. Все это подтверждает тезис о том, что многообразие семейных форм и форм совместной жизни стало устойчивой тенденцией.

Однако, существующие законодательные нормы все еще ориентированы на традиционный подход – сохранение нуклеарной семьи, — и противоречат современным тенденциям формирования иных видов совместной жизни. В сложившихся условиях дети и родители становятся заложниками ситуации.

…Данная зона социального напряжения обусловлена тем, что семейное законодательство, ориентированное на нуклеарную семью и ее потребности не учитывает радикальных изменений в социальном институте семьи. …

Решением сложившейся проблемы должно стать развитие мировоззрения ребенка безотносительно к форме семьи. Дети должны расти комфортно, возможно в нескольких семьях параллельно. Семейное законодательство должно переориентироваться на регулирование всевозможных форм семейных отношений в обществе. В противном случае многие формы совместной жизни уйдут в теневую зону…

В ближайшем будущем данные тенденции будут только усиливаться и разработка нового семейного кодекса и законодательного сопровождения, ориентированного на разнообразные формы семьи и совместной жизни становится как никогда актуальным. Таким образом, мы могли бы избавить детей от зависимости от устаревших форм и стереотипов…».

Т.е авторы «Детства 2030» открыто говорят,что естественная семья – это институт, являющийся лишь «одной возможностью из многих» для рождения и воспитания детей, лишь одна из многих форм совместной жизни!!

Неверное понимание родительства

Алина Федоровна как один из авторов и руководитель общественной программы «Детство» считает:«Роль родителя в современном мире требует особой компетенции. Недостаток знаний по уходу за ребенком, его воспитанию, психологическим аспектам семейной жизни, взаимоотношений между разными поколениями нередко приводит к распаду семей. Сделать возможность повышения родительской компетенции общедоступной можно только в результате сплоченных усилий государства, общества и бизнеса».

«Для современного родителя ребёнок становится сложным проектом. Женщина вынуждена выбирать: работа или дети? Совмещение невозможно. С другой стороны, ребёнок получает некомпетентных родителей, которые даже оказать первую медицинскую помощь затрудняются, не говоря уже о психологической поддержке, о совместной жизни, в которой ребёнок не подавлялся бы. На наш взгляд, родительские знания нужно давать на специальных площадках. Обучение родительству должно стать по меньшей мере доступным. Но в принципе, можно пойти дальше – оно должно стать обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если они не прошли это обучение, либо не выполняют своих обязанностей перед ребёнком…»

Иными словами, Алина Федоровна как один из авторов и руководитель общественной программы «Детство» считает: ради компетентности родителей надо, чтобы они обязательно проходили «родительское обучение». А кто не прошел – не имеет права быть родителем, надо ограничить его в правах. По крайней мере, если Алина Федоровна и не считает этот вариант развития события желанным, она – и это видно из текста – считает его вполне допустимым.

И это не далекое будущее, подобные вещи реализуются уже сейчас в регионах, идет сбор данных о семье через анкетирование в школах, готовят специалистов по работе с семьями, делаются «семейные портреты» в единой базе данных, во всех школах висит «телефон доверия»,главный инструмент ювенальщиков во всем мире. Также данные собирают под видом заботы о здоровье как например в Костроме . Вводятся паспорта здоровья школьника, также один из элементов ювенальщиков. В школьных дневниках теперь указывают и телефон защиты детей от насилия. Добавьте к этому то , что сейчас детей науськивают доносить на родителей по каналу Карусель и Дисней, да еще и показывают там откровенно ювенальные мультики.

И напоследок: Министр просвещения ОльгаВасильева безапелляционно заявила, что в школах будут установлены камеры для распознавания лиц, позволяющие идентифицировать всех входящих в учебное заведение по лицу. До последнего времени сдача биометрии была уделом преступников (для отслеживания рецидивов и т.п.). Теперь это касается и детей.

статья полностью: