Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

8 наиболее эффективных и популярных методик развития детей

Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности.

комментария(ев) к “Эффективное чтение”

  • Kentuki написал:

    Полезные советы!

    28/05/2013 в 11:54 Ответить

  • Петр написал:

    Чтение воспитывает человека с критическим мышлением

    28/05/2013 в 13:24 Ответить

  • saurix написал:

    Интернет практически вытеснил чтение книг. А жаль…

    02/06/2013 в 6:25 Ответить

    • Kentuki написал:

      Книги всегда будут актуальны, и никакой интернет их не вытеснит.

      07/06/2013 в 10:45 Ответить

  • Екатерина написал:

    Читаю очень много и получаю от этого процесса массу удовольствия. Когда книга нравится, эффективно читать – это не проблема. А вот когда нужно прочесть что-то важное и нужное, но ужасно скучное – тут как раз правила эффективного чтения очень кстати!

    04/06/2013 в 11:15 Ответить

    • Antoxa написал:

      согласен, мне например дейсвительно помогают пометки по тексту, позволяющие углубиться в смысл

      11/06/2013 в 15:04 Ответить

  • Роман написал:

    Читать нужно только внимательно, невнимательное чтение это не чтение. Советы хорошие, воспользуюсь.

    19/06/2013 в 7:14 Ответить

  • Виктор написал:

    Читать полезно для мозга

    19/06/2013 в 18:18 Ответить

  • Руслан написал:

    Познавательная статья. Советую прочесть.

    20/06/2013 в 5:24 Ответить

  • dgafer1960 написал:

    Всем советую читать Розу мира

    20/06/2013 в 16:34 Ответить

  • Moon написал:

    без чтения,книг- человечество бы деградировало!

    22/06/2013 в 12:55 Ответить

  • algold написал:

    Книг очень много — не прочитать за всю жизнь

    23/06/2013 в 6:35 Ответить

  • anton82 написал:

    Спасибо. Очень полезная информация.

    25/06/2013 в 2:56 Ответить

  • Андрей написал:

    Познавательно, но я как и многие — не люблю читать…

    26/06/2013 в 9:19 Ответить

  • Барабира написал:

    Чтение несомненно должно быть эффективным и как говорится читать нужно и между строк и по диагонали

    26/06/2013 в 12:19 Ответить

  • Янушка написал:

    А я люблю читать, сейчас отпуск, поэтому каждый день читаю) Информация очень полезна, надо будет ее порекомендовать своему брату, а то он малость рассеянный у меня)))

    26/06/2013 в 12:30 Ответить

  • Андрей Южный написал:

    Очень интересная и познавательная статья. Большое спасибо автору за замечательный блог и за ту информацию, что он тут выкладывает.

    28/06/2013 в 21:17 Ответить

    • mentamore написал:

      И Вам спасибо!

      28/06/2013 в 21:18 Ответить

  • Руслан написал:

    Хорошая, познавательная статья…

    30/06/2013 в 8:53 Ответить

  • misha написал:

    толково описано.

    30/06/2013 в 17:13 Ответить

  • Андрей написал:

    Очень полезная статья,спасибо!

    02/07/2013 в 6:19 Ответить

  • Володимир написал:

    Користна стаття, тільки для кого?

    02/07/2013 в 18:44 Ответить

  • Igor1951 написал:

    Все это теория. Попробуйте научить так читать современных школьников. Только наш ЕГЭ принимает сегодняшнее умение читать состоятельным. А жаль…

    03/07/2013 в 6:19 Ответить

  • Афелия написал:

    Умная и полезная нравится это сайт. Удачи авторам.

    04/07/2013 в 4:07 Ответить

  • Сергей написал:

    Чтение не только развивает мышление, но делает человека интелектуальноразвитой личностью

    04/07/2013 в 10:03 Ответить

  • Олег написал:

    Полезная информация, спасибо!

    04/07/2013 в 12:58 Ответить

  • марина написал:

    отличная статья много полезной информации

    05/07/2013 в 15:51 Ответить

  • александр написал:

    книга -самое интересное что есть в уметь читать!

    06/07/2013 в 17:27 Ответить

  • Людмила написал:

    Очень люблю читать. Думаю воспользуюсь советом автора. Большое спасибо.

    06/07/2013 в 18:56 Ответить

  • Руслан написал:

    Читать, читать и ещё раз читать…

    07/07/2013 в 6:39 Ответить

  • Dedok написал:

    Отличный материал

    08/07/2013 в 8:25 Ответить

  • марина написал:

    чтение книг расширяет кругозор и развивает мышление

    08/07/2013 в 19:12 Ответить

  • vito написал:

    Учится учится и еще раз учится читать…:-)

    14/07/2013 в 7:15 Ответить

  • Анастасия написал:

    Действительно полезная информация. Сегодня по всему интернету ищу информацию о результатах от прослушивания аудиокниг и на сколько этот показатель ниже, чем при чтении печатных книг?

    20/02/2015 в 19:55 Ответить

    • mentamore написал:

      Добрый день Анастасия! В цифрах сказать вам точно не смогу, но многое зависит от качества чтения диктора. Также многие аудиокниги озвучивают с помощью программ автоматического перевода.

      21/02/2015 в 22:35 Ответить

Суть сторителлинга

Преподнести важную информацию проще, быстрее и интереснее позволяет современный формат сторителлинга. Многие материалы, написанные с той или иной целью, доступно и подробно объясняют читателю или слушателю определенную тему. Однако часто они не способны удержать внимание из-за нехватки красок, эмоциональности. Тогда как технологии сторителлинга – это именно то, что может даже самые сухие темы превратить в интересное путешествие для целевой аудитории.

Цель данного способа представления информации – погрузить аудиторию в интересный и живой рассказ и, тем самым, дать вдохновение и изрядную мотивацию для активных действий. Строить речь или текст грамотно, легко преподнося информацию без перегрузки для слушателя, не так просто, но этому можно научиться.

По сути, сторителлинг – это примеры жизненных или вымышленных ситуаций, которые подводят слушателя к важным вопросам и фактам. Такая технология широко применяется сегодня для презентации новых продуктов или услуг, создания убедительных речей для совета директоров или партнеров, написания обучающих и других статей. Людям нужны истории с яркими героями, неожиданными поворотами, загадками, сюрпризами и приятными финалами, а не сухие факты. Эта техника влияния является весьма эффективной и распространенной. Но чтобы применять ее правильно, нужно изучать ее целенаправленно.

Можно услышать такие понятия как цифровой сторителлинг или текстовый, но это фактически – одно и то же. Принципы создания историй одинаковы, отличается лишь способ подачи – размещение в интернете, предоставление аудитории в печатном формате или устная речь. Если вы не знаете, что значит подавать информацию в виде историй, но хотите этому научиться, ознакомьтесь с несколькими базовыми техниками.

Что такое эффективность обучения

Эффективность обучения — конкретная цифра, которая показывает, насколько обучение повысило качество работы сотрудников.

Например, если вы обучили команду работе с клиентом, эффективность измеряют ростом продаж, повышением качества сервиса и снижением количества незакрытых сделок.

Эффективность обучения также можно рассчитать как коэффициент возврата инвестиций (ROI). Она помогает сопоставить финансовую прибыль от результатов обучения с количеством вложенных ресурсов.

Интервальное повторение для запоминания

Только мы поговорили про одного немецкого гения, но на очереди у нас уже следующий. Второго героя нашей оды эффективному обучению зовут Герман Эббингауз. Он был ученым и занимался изучением «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления.

Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например, бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов он открыл, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35% от изученного.

Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц.

Одновременно с полученными данными он сделал второе открытие: кривую забывания можно «хакнуть», если повторять информацию через определённые промежутки времени.

  • первое повторение — сразу после первого знакомства с важной информацией;
  • второе повторение — через 20–30 минут после первого;
  • третье повторение — через один день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2–3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2–3 месяца после четвёртого и так далее.

В будущем это открытие легло в основу методики «интервального повторения». Как и с зеттелькастен — первые «версии» представляли из себя бумажные карточки с вопросом на лицевой части и ответом на задней, которые нужно было просматривать по вышеописанным таймингам и тем самым актуализировать знания.

Данная техника очень хорошо прижилась в сфере изучения иностранных языков, так как позволят очень эффективно учить новые слова, но в других сферах не получила особого распространения. Хотя никаких препятствий для этого нет.

Интервальное повторение прекрасно подходит как для изучения слов, так и для запоминания сложных терминов, чисел, имен, фактов или правил. Главное — чтобы эта информация была самодостаточно и небольшого объема.

И если вы еще не забыли про одно из главных правил зеттелькастена — краткость одной единицы информации, то уже понимаете к чему я клоню. Объединив «зеттль» и технику интервального повторения вы можете легко поставить на поток интеграцию и актуализацию всех свежих знаний.

Лучшая программа, которая может в этом помочь — это Anki. Бесплатная (за исключением iOS) и с очень богатыми возможностями для кастомизации.

Из альтернатив — более гламурная и дружелюбная к юзеру Quizlet. Очень много интересных функций, но большинство из них доступны только за подписку.

Как и в случае с Obsidian я не стал добавлять сюда гайд и какие-то «воркфлоу», так как первое, что нужно сделать — это выбрать для себя оптимальный софт. По Anki я сделаю отдельный набор советов и кейсов. Особенно, если проявите интерес в комментариях!

Несмотря на то что софт существенно облегчает процесс запоминания, это все равно огромная нагрузка на серое вещество и было бы неплохо узнать, как облегчить этот тяжкий груз.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится. Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте.

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать такие фразы. Давайте вместе сочиним фразу для запоминания российских городов, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск. У меня получилось вот что: “Мальчик Саша ел суп и кормил несчастного носорога”. Теперь и вы попробуйте. Можете менять слова местами – порядок не важен. Жду ваши варианты в комментариях!

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Методика Егора Бахотского

Методика Бахотского направлена на становление творческих и эмоциональных качеств ребенка. Суть методики заложена в познании себя и мира при помощи свободной сюжетно-ролевой игры.

Классическая методика предлагает ребенку перевоплотиться в кого угодно, поверить в свое превосходство и испытать сказочные эмоции. Игровая форма дает ребенку ощущение защищенности, избавляет от негативных эмоций, переживаний, тревог и чувства неудовлетворённости.

Педагог или родитель также входит в роль и ненавязчиво контролирует ход игры, исходя из возможностей своего персонажа, обеспечивая безопасность и заинтересованность всех участников игры.

Методика Егора Бахотского

Плюсы и минусы методики Бахотского:

активное развитие образного мышления ребенка; приобщение к совместному достижению цели, приобретение навыков договариваться, уступать и сотрудничать; выявление собственных потребностей и их самостоятельная реализация;

обязательное присутствие сопровождающего в процессе игры; узконаправленность методики на развитие творческих качеств ребенка; достаточно сложный подбор сопутствующих материалов и декораций.

Игровая гостинная для развития ребенка по методике Бахотского