Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

“Выученная” беспомощность: самоограничения и безнадежность

Бывает так, что человек, попадая во враждебную среду или сталкиваясь с некоторыми психологическими проблемами, вовсе не пытается нивелировать негативное влияние или как-то решать ситуацию. Даже если есть возможность избежать отрицательных стимулов, он все равно пассивно их принимает и терпит свалившийся на него дискомфорт. Но почему порой люди поступают во вред самим себе? И как так вышло, что синдромом выученной беспомощности чаще всего страдают мужчины?

Как проявляется социальный инфантилизм и при чем тут выученная беспомощность

Илья Латыпов,

кандидат психологических наук, практикующий психолог, специально для Русфонда

Так и хочется начать эту статью вступлением: «Давным-давно в далекой-далекой галактике бушевали мусорные войны». Увы, споры вокруг того, что делать с мусором, разразились в нашем многоэтажном доме. Раньше был мусоропровод – со всеми последствиями в виде вони, грязи, крыс и тараканов. Потом люки заварили, контейнер стали выставлять перед домом.

Самим ничего предпринимать нельзя. Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президента По сути, инфантильность во всех своих проявлениях – это преобладание детских и подростковых черт в поведении взрослых. Это эгоцентризм, отсутствие перспективы будущего, ориентация на развлечение, низкий уровень самообслуживания и прочее. Например, я знаю мужчин, которые предпочитают голодать, дожидаясь возращения «мамы» (то есть жены) с работы, чем самим что-то приготовить. Главная черта инфантильного поведения – отсутствие саморегуляции и способности самостоятельно удовлетворять потребности. Как следствие возникает зависимость от того, кто за все отвечает, и страх вступать в конфликт с тем, у кого такая большая власть. На социальном уровне инфантильность проявляется в патернализме – таких отношениях, в которых старшие (обладающие властью) опекают младших, взамен требуя от них послушания, то есть удобства для самих себя. Если такие отношения длятся долго, то могут сформироваться так называемые авторитарные личности, описанные Теодором Адорно на материале исследований жителей нацистской Германии. Это люди, которые в социальных отношениях с готовностью принимают диктат сильных лидеров и правил, подавляя любые проявления «непослушания» (то есть выход за рамки общепринятых норм). В такой системе отношений требования могут спускаться только сверху вниз, а снизу вверх – только просьбы. Идеальный детский сад, где все дети послушны – или из страха, или из искренней веры в то, что взрослые люди лучше знают. В подобных обществах для многих людей, не готовых принять патернализм, характерен синдром выученной беспомощности, впервые описанный американским психологом Мартином Селигманом. Суть этого синдрома – отказ живого существа (человека или социального животного) от попыток повлиять на свою участь при неоднократном провале этих попыток. Если, что бы ты ни делал, усилия ни к чему не приводят, если не видишь выхода – формируется ощущение полного бессилия и наступает отказ от активных действий, пассивность перед внешними воздействиями. Человек просто перестает верить в то, что способен хоть как-то повлиять на мир вокруг. Он покорно сносит удары судьбы/власти/других людей, в лучшем случае надеясь на милость, а в худшем – через равнодушие впадая в депрессию. Синдром выученной беспомощности – одна из основных причин пассивно-инфантильного социального поведения людей. Для преодоления этого синдрома – и на личностном уровне, и на социальном – важно обрести ощущение, что ты можешь хоть на что-то влиять. Это ощущение рождается из очень маленьких дел и шагов, которые, если их не обесценивать (что очень любят делать те, кто не заинтересован во взрослении), служат ступеньками к более серьезным действиям. Например, вместо того чтобы долго и упорно ждать, когда приведут в порядок детскую площадку во дворе, человек берет – и в одиночку прибирает ее. А если не может сам принять участие в активных действиях – просто поддерживает тех, кто готов не ждать милости. Так многие и делают, совершая пожертвования в разного рода благотворительные фонды. Из ощущения причастности к хорошему делу рождается самоуважение, а самоуважение – фундамент для взросления и личности, и общества. Иллюстрация Родиона Китаева

Синдром выученной беспомощности. Откуда он берется?

Чувство беспомощности у человека закладывается в детстве. Часто родители и учителя ограничивают активность ребенка, убивают инициативу и навязывают общепринятые шаблоны мышления. В некоторых семьях не обходится без крика, физической силы и эмоционального насилия. В такой ситуации растет большинство современных детей, а потому неудивительно, что комплексы и страхи из детства сопровождают маленьких людей во взрослую жизнь.

Ощущение беспомощности на всю жизнь

Синдром выученной беспомощности. Откуда он берется?

Известный психотерапевт и исследователь поведенческих факторов Мартин Селигман провел ряд экспериментов, в ходе которых было выяснено, что если у живого существа появляется возможность изменить что-то в лучшую сторону, то не всегда этот шанс будет использован.

Например, в банку с крышкой поместили блох, которые по своей природе являются прыгучими существами. Естественно, что из емкости с закрытой крышкой никому не удалось сбежать, но вскоре крышку открыли. Однако ни одна блоха не смогла допрыгнуть до высоты банки и освободиться. Иными словами, живое существо было уже запрограммировано на неудачу после короткого периода безуспешных попыток.

Причины

Как показывает эксперимент Куля, синдром может сформироваться в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Подобный эффект может оказать:

  • продолжительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и неудачи при приеме на работу, отказы без объяснения причины;
  • начальник или муж, который непостоянен в реакциях и руководствуется своим настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковать человеку руки, но стресс воспринимается субъективно, а потому нельзя выделить общие факторы возникновения синдрома.

Общая для всех людей предпосылка возникновения синдрома – отсутствие выбора. Каждому человеку важно чувствовать контроль над ситуацией, жизнью, собой. Для этого и нужен выбор. Он дарит уверенность в себе, выступает профилактикой развития беспомощности.

Причины

Если же синдром выученной беспомощности сформировался в детстве, является частью мышления жертвы, то причины следующие:

  1. Авторитарный или гиперопекающий стиль семейного воспитания, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка.
  2. Пример родителей. Выученная беспомощность передается «по наследству». Если родители боятся жизненных перемен, плывут по течению, привыкли страдать и терпеть, вероятно, и ребенок усвоит этот сценарий.
  3. Критика, порицание, наказания, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
  4. Утешительная похвала, ложь во благо. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат при утешении тот же: установка «я бестолковый». Конструктивная критика и помощь в работе над ошибками полезнее жалости.
  5. Сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Завышенные требования и ожидания родителей, вымышленный образ идеального ребенка.
  6. Воспитание, основанное на гендерных стереотипах. Девочки вырастают убежденными в своей слабости, а мальчики не умеют обслуживать себя в быту. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
  7. Хаос, противоречивые воспитательные позиции родителей, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность требований родителей.

При таком воспитании ребенок уже в 8 лет будет убежден в собственной никчемности, беспомощности. Эта установка сохранится на всю жизнь. Избавиться от нее поможет только психотерапевт.

Традиционная роль губит мужчин

Зарубежные психологи еще в конце 1990-х годов обратили внимание, что наблюдается рост диагностирования синдрома выученной беспомощности именно у людей среднего возраста, начиная с 40 лет и старше. Также они отметили, что синдром чаще встречается у мужчин, чем у женщин. У них он выражается не только в апатии и депрессии, а также в алкоголизме, наркомании и далее, вплоть до суицидальных настроений без видимых причин.

Специалисты Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ утверждают, что сегодня в России очень похожая ситуация. Именно мужчины чаще всего подвержены синдрому выученной беспомощности. Связано это с традиционным разделением труда и быта, ведь мужчины считаются основными добытчиками денег для семьи и редко занимаются домашними делами. С возрастом все чаще они оказываются в состоянии профессиональной ненужности и испытывают депрессию от затянувшейся безработицы. Мужчины прекрасно понимают, что шансы найти достойный заработок со временем снижаются и это необратимо, поскольку не зависят от их усилий, а связаны только со старением организма. Но его в обществе принято расценивать по указанным цифрам в паспорте и это — определяющий фактор для работодателей, из-за чего большое количество работоспособных мужчин остаются за бортом занятости.

В тоже время женщины, занимающиеся помимо профессиональной деятельности еще и бытом, и в возрасте продолжают решать, какие продукты, одежду, лекарства, они приобретают для семьи. Они подсознательно понимают, что держат в своих руках не только собственную, но и жизнь своих родных. Женщины остаются психологически устойчивыми, поскольку не допускают мысли, что своими хлопотами могут нанести близким вред, а только наоборот, помогают и этого зависит благополучие. Поэтому в их понимании, если проблемы в семье и случаются, то вовсе не по какой-то вине женщины, а в виду тяжелых обстоятельств, которые рано или поздно, изменятся. Женщины, в отличие от мужчин, вынужденно являются оптимистами, потому что у них даже в старости остаются заботы о муже, детях, внуках, не позволяющие им и представить собственную беспомощность, ведь тогда их близкие останутся без заботы.

Причины

Проведенные Юлиусом Кулем эксперименты показали, выученная беспомощность характеризуется тем, что может развиться у любого человека независимо от его возраста и жизненных обстоятельств. Причин тому несколько:

  • затянувшаяся болезнь;
  • частичный или полный паралич;
  • отбывание наказания в тюрьме;
  • рабство или плен;
  • безработица, отказы потенциальных работодателей без объяснения причин;
  • непосредственный руководитель, супруг, который в общении руководствуется своим настроением;
  • серьезные травмы, лишающие активности.

Если человек не может контролировать ситуацию, он становится неуверенным в себе. А это прямой путь к выученной беспомощности. Очень часто беспомощность связывают с мышлением жертвы. Обычно эти состояния развиваются в детстве. В этом случае его причинами считают:

Причины
  1. Авторитаризм или чрезмерную опеку в семье, лишение ребенка самостоятельности, инициативности.
  2. Наследственность. Возможно, звучит нелепо, но синдром выученной беспомощности передается от родителей к детям. В сознании ребенка быстро и надолго усваивается пример мамы и папы, которые терпят дискомфорт, боятся перемен, плывут по течению.
  3. Частая критика, наказания, акцент на недостатках и промахах. Повторение фраз «Ты не сможешь», «У тебя все равно ничего не получится».
  4. Ложь во благо, лесть. Многие взрослые сомневаются, что дети все понимают. И зря. Ребенок сразу видит, когда родители хвалят его искренне, а когда для того, чтобы утешить. Во втором случае они чувствуют себя бестолковыми.
  5. Сравнение с окружающими, будь то ребенок или взрослый.
  6. Воспитание девочек как представительниц слабого, а мальчиков как представителей сильного пола. Гендерные различия не дают человеку быть гибким. В результате девочки вырастают убежденные в своей слабости и беспомощности. А мальчика зачастую не могут решить даже незначительные бытовые проблемы.
  7. Разные взгляды на воспитание у мамы и папы, непостоянство их требований.

Такое воспитание приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте ребенок страдает от выученной беспомощности. Он считает себя глупым, никчемным. Избавиться от таких установок поможет только специалист, например, психотерапевт.

Зависит ли успешность от количества кружков и секций

Родители стремятся к тому, чтобы ребенок вырос успешным: водят его на различные секции, занимают все свободное время кружками, ругают за плохие оценки в школе со словами: «Как же ты будешь жить без физики». Корректна ли такая методика воспитания? И как при этом не сломать ребенку психику?

Психика ребенка достаточно крепкая штука. Чтобы ее сломать, нужно постараться, причем систематически. Я не вижу ничего плохого в стремлении к хорошим оценкам, как впрочем, не вижу особой трагедии в двойках. Если воспитательные беседы не унижают личность ребенка, то и вреда они особого не несут, только сложности в общении. А также мешают установлению доверительных отношений.

К тому же, как правило, наказания и выговоры, по признанию родителей, не сильно влияют на ситуацию с учебой. Одна из частых жалоб звучит так: «Как об стенку горох». 

А после бесед с детьми я понимаю, что они слышат своих родителей и даже готовы их слушаться, только не видят, как это сделать на практике.

Или имеют свое мнение, которое идет вразрез с мнением родителей и ими не учитывается.

А вот различные кружки и успешность, я считаю, действительно связаны, однако стоит помнить, что приоритетным должно быть желание ребенка. То есть если у ребенка есть желание заниматься картингом, а родитель настаивает на музыкальной школе и без вариантов, и так 10 лет, то успешность маловероятна. А вот потеря интереса к жизни и, как следствие, апатия – весьма возможна.

Неуверенность в себе, «у меня не получится» множество взрослых вынесло из детства. Что надо делать или не делать сегодня, чтобы не повторить ошибок своих родителей?

Есть два вида людей, которые так говорят. Первые говорят: «У меня не получится» и ничего не делают. Это как раз про выученную беспомощность. А вторая категория людей говорит: «У меня не получится», но все равно делает. А.Е. Алексейчик по этому поводу любит повторять, что «страх не повод не делать». 

Не стоит избавляться от убеждения «не получится», можно бояться и делать, в этом и есть сила духовного роста. А еще это про отсутствие опыта. Когда мы что-то делаем впервые, мы не можем быть уверены, что у нас получится (даже если вслух об этом и не говорим). Следовательно, нужно пробовать много и разного в детстве. 

Материал подготовлен с помощью издательства «Никея»

ПООЩРЕНИЯ ИЛИ САНКЦИИ

Беспомощность возникает, когда между действиями и их последствиями проходит слишком много времени: человек уже ведет себя по-другому, а оценка остается прежней. Запоздавшие реакции часто дезориентируют и вызывают недоумение. Например, ребенок стабильно получает тройки и выслушивает недовольство родителей. Он прилагает все усилия, чтобы изменить ситуацию и чувствует, что у него получается намного лучше. Но оценки все те же, и учитель относится к нему все так же – как к «середнячку». В конце концов он бросает заниматься, и вдруг появляется динамика: учитель начинает его хвалить, родители довольны. В результате реакции взрослых на свои действия ребенок начинает воспринимать как лотерею: никогда не знаешь наверняка, чего ждать – поощрений или «штрафных санкций». Ребенок не может выстроить связь между оценками окружения и результатами своей деятельности, а потому возникает вопрос: «Стоило ли вообще стараться?»

Четвертое. Найти то, что можно контролировать

Один из самых впечатляющих экспериментов Селигмана касался пожилых людей в доме престарелых. Те, кому разрешили передвигать мебель в комнате и вообще решать, где что должно стоять, и самим ухаживать за комнатными цветами, мало того что чувствовали себя лучше и жаловались меньше, они еще и жили достоверно дольше!

Контролируйте то, что в ваших силах. Делайте то, что приносит хотя бы минимальную пользу. Если у вас на руках безнадежный хронический больной, читайте ему вслух, если можете — делайте лечебный массаж, слушайте лекции о болезни и способах реабилитации. Поливайте цветы, в конце концов. Если вы в мучительных отношениях — по шажочку выгораживайте свое пространство, свое время и хотя бы немного своих денег. Все что угодно, лишь бы не было разъедающего чувства полной беспомощности. Глядишь, что-то случайным образом и сработает.

Средство номер три: другой взгляд

Селигман считал, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них был опыт успешных действий.

Совместно с психотерапевтами он изучал поведение людей и их реакции на обстоятельства. Они пришли к выводу, что склонность человека тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, сдается он или ищет возможность действовать. Люди, которые убеждены, что плохие вещи случаются с ними по их вине, склонны к депрессии, апатии и состоянию беспомощности. В отличие от тех, кто убежден, что плохое случилось не по их вине, они быстрее приходят в себя, восстанавливаются и начинают действовать.

Средство номер три: другой взгляд

Над установками человек может работать самостоятельно и корректировать их. Справиться с беспомощностью и безнадежностью можно только с помощью надежды и силы, а также веры в свои силы. Нужно наладить контакт с самим собой, надеяться, делать первые шаги, то есть всеми своими силами стараться «выпрыгнуть» из состояния беспомощности.