Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Адаптация в детском саду: практические советы

Адаптация детей к детскому саду — это чрезвычайно важный процесс. Родители заранее должны обдумать в какое дошкольное учреждение отдать малыша. Если в семье растет трудный ребенок, то это не так просто, но необходимо. Детский сад хорошо адаптирует ребенка к социуму, но процесс адаптации для самого ребенка должен быть желанным и повлиять на него должен положительно.

Теоретические советы для быстрой адаптации ребенка в детском саду

Для того, чтобы адаптация малыша в детском саду прошла максимально «безболезненно», необходим комплексный подход. Теоретические советы психологов следующие:

  1. Родителям необходимо узнать, каков режим дня в группе, в которую предположительно отдадут ребенка. За пару-другую недель следует «перевести» малыша на тот же распорядок дома.
  2. Мамы и папы должны научить чадо «самообслуживанию». Благодаря хотя бы минимальным навыкам, он сможет раньше привыкнуть к незнакомой обстановке, ощущая себя практически взрослым и самостоятельным. На легкую степень адаптации не следует рассчитывать родителям, чей ребенок не умеет проситься на горшок или обращаться к взрослым людям с иными просьбами, самостоятельно кушать.
  3. Детский сад должен ассоциироваться у малыша с чем-то приятным и позитивным. Необходимо заранее рассказывать об играх, прогулках, вкусном питании, танцах, сказках и песнях. Необходимо объяснить, что все домашние развлечения и любимые занятия будут доступны и в детском садике. Но проходить они будут веселее, так как в них будут участвовать и другие ребятишки.

Советы психолога по адаптации к детскому саду

Разговаривайте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Обязательно сходите с малышом на детскую площадку при детском саде, чтобы показать чем занимаются дети.

Не нужно забывать и о еде, дома она должна быть наиболее приближенной к той, что дают в саду. Необходимо узнать распорядок дня в детском саду, чтобы ребенка подготовить к этому распорядку.

Это конечно если вы хотите, чтобы ваш ребенок несильно отличался от других и испытывал как можно меньше стресса при поступлении в детский сад первый раз. А вот если у вас дома строго отдельная философия жизни или очень отличающийся рацион питания, то надо подумать стоит ли вообще ребёнка вести в детский сад. Но если вы уверены идем дальше.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться на стул.
  • Самостоятельно пить из чашки.
  • Пользоваться ложкой.
  • Активно участвовать в одевании, умывании.
  • Уметь пользоваться горшком.

Приучение ребенка к горшку

Волнительная для многих родителей тема, как приучить ребенка к туалету. Методов приучения детей к горшку перед поступлением в детский сад очень много, каждый родитель выбирает для себя важный, удобный способ. Осознание самого горшка у ребенка происходит к 1,5-2 годам.

Нет необходимости переживать, если ребенок до этого возраста не проявляет никакого интереса, боится и не подходит к горшку. Приучать малыша следует постепенно, до наступления 1,5-2 лет. В основном все процессы у детей происходят на уровне рефлексов, поэтому показывать и приучать нужно заранее.

Общая информация

В психологии под адаптацией в целом подразумевают приспособление индивида к новой среде и условиям.

Для ребенка, впервые поступившего в детский садик, таким новым оказывается все: и само помещение, и режимные моменты, и детский коллектив, и ухаживающие за ним взрослые.

У малыша может появиться чувство беспокойства, в том числе, подсознательное – за свою безопасность, т.к. неизвестность часто пугает. Это относится и ко взрослым людям, а к маленькому человечку – тем более.

К тому же, ребенок не всегда понимает, зачем вообще нужен детский сад – все же было так хорошо, когда он сидел дома с мамой. Зачем вообще понадобилось что-то менять?

Чтобы привыкнуть к садику, потребуется время и большое количество психических и физических сил. Кстати, адаптироваться придется не только малышу, но и его родителям – для них (а обычно для мамы) это тоже стресс, связанный с чем-то новым.

Особенности в 1 и 2 года

В 1-2 года у ребенка еще нет желания общаться с другими детьми, а если и есть, то оно продолжается недолго, часто заканчивается конфликтами. Также в этом возрасте происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

[expert_bq id=3418]Плохую службу сослужат возрастные кризисы, которые проходят в 1, в 2 года и на третьем году жизни. Последний, кризис трехлетнего возраста, может начаться до того, как малышу исполнится ровно три. [/expert_bq]

Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Если вы еще не знаете с чего начать подготовку к саду, рекомендуем вам ознакомиться с материалом по ссылке.

Особенности в 3 и 4 года

В 3 – 4 года ребенок уже нуждается в общении.

Ему интересно не просто играть рядом с другими детьми, он стремится к взаимодействию, хочет быть принятым в компанию.

Большую роль играет самостоятельность трёхлеток: они, как правило, умеют пользоваться горшком и просятся в туалет, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами.

Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Первый день в детском саду

Приведите ребенка в то время, когда воспитанники гуляют на улице. Оставайтесь с ребенком все время, пока дети на прогулке. Разговаривайте с воспитательницей, старайтесь побудить ребенка к самостоятельной игре с детьми. Если вы привели ребенка в группу, а не на прогулку: мама должна быть в свободном доступе для ребенка, не оставляйте малыша, будьте с ним. Пребывание в саду не более 2 часов.

После окончания прогулки заберите ребенка домой, похвалите его за первый день в детском саду. Устройте дома маленький праздник «Первый день в детском саду». Сходите с малышом в кафе, или в парк, проведите время вместе весело.

Обязательно говорите в течение дня о том, что сегодня знаменательный день, а завтра вы тоже пойдете в детский сад.

Второй день в детском саду

Приводите ребенка в группу перед прогулкой. Так, чтобы малыш побыл немного в группе, а затем вместе со всеми собрался и вышел на улицу. На этот раз оставайтесь несколько в стороне (в раздевалке, на расстоянии и т.п.) Но все еще не оставляйте малыша в садике, никуда не уходите. Продолжительность пребывания в детском саду – 2 часа. Если ребенок пожелает побыть дольше, чем в предыдущий день – можно, но не принуждайте к этому.

На пути домой, сделайте что-то приятное для малыша (купите что-нибудь вкусненькое, маленькую игрушку, погуляйте дольше, сходите на качели и т.п.)

Дома продолжайте обсуждать с близкими, какой малыш молодец – уже ходит в детский сад!

Третий день в детском саду

На этот раз приходите утром. Смотрите по ребенку: стоит оставить его в группе с воспитательницей, а самой отлучиться. Но обязательно скажите: «Ты побудешь с воспитательницей и детьми, а я пойду в магазин, на собрание родителей, на работу, на встречу и т.п., я вернусь, когда вы будете гулять и заберу тебя». Если ваш малыш очень тревожный и не отпускает – не идите, но в течение первой недели в саду старайтесь договориться с ним, чтобы согласился.

Оставляя ребенка, при нем обменяйтесь номерами телефона с воспитательницей. Подчеркните, что малыш может обратиться к воспитательнице, если захочет в туалет, пить или что-то другое.

Приходите за ребенком на прогулку. Скорее всего, малыш захочет еще поиграть с детьми. А возможно и пообедать. Продолжительность пребывания в саду регулируйте, несмотря на желание и настроение ребенка. Если он хочет остаться на обед – прекрасно.

Первая неделя в детском саду

Первую неделю водим ребенка в садик только на полдня. На сон еще не оставляем. Конечно, если ребенок сам проявит инициативу – запрещать не нужно!

Любые изменения в продолжительности пребывания ребенка в саду должны вноситься только с согласия самого ребенка.

Любая инициатива ребенка остаться на дольше – должна поддерживаться.

Хвалите малыша за то, что он пошел в детский сад, радуйтесь вместе со всеми близкими, случившемуся событию!

Если правила саду позволяют, можно дать ребенку с собой любимую игрушку, чтобы малышу было легче.

Создавайте положительные эмоции после посещения сада, но с каждым днем ​​уменьшайте интенсивность. Если в первый день вы ходили вместе ели мороженое, катались на каруселях, посетили зоопарк, то в последний день недели достаточно просто купить ребенку маленький презент (карандаши, наклейки, печенье, любимый фрукт)

Правильно реагируйте на чувства ребенка. Если малыш плачет, не запрещайте и не прерывайте его чувства. Скажите, что вы понимаете, как ему грустно, тяжело без мамы. Пусть почувствует, что вы принимаете его чувства, что они нормальные.

Вторая неделя в детском саду

Теперь договаривайтесь с ребенком о том, чтобы оставлять его в группе до сна, а вы сами тем временем пойдете на работу, по делам и т.п.

Приходите за ребенком так, чтобы вам приходилось немного подождать, пока закончится обед.

Хвалите словам за проведенный день в детском саду, внимательно слушайте и сопереживайте ребенку.

В течение недели говорите ребенку, что дети остаются в детском саду для дневного отдыха (сна), скажите, что скоро и он (ваш малыш) тоже будет оставаться на дневной сон. Ему выделят его собственную кроватку, вы купите ему хорошую красивую пижамку, а забирать его будете сразу после сна. Он проснется, а вы уже его ждете!

В конце недели договоритесь с ребенком о том, чтобы остаться на дневной сон. Придите забирать ребенка так, чтобы пришлось подождать, пока он проснется.

В конце недели устройте небольшой праздник «Малыш ходит в детсад уже 2 недели!»

Далее постепенно увеличивайте продолжительность пребывания настолько, насколько нужно. Старайтесь настойчиво убеждать, договариваться с ребенком, чтобы на это получать его согласие.

Помните, если малыш пропускает детсад больше, чем на 21 день, вам придется снова пройти все шаги для адаптации. Возможно, это произойдет несколько быстрее, чем в первый раз, но будьте готовы к очередному «Первый раз в детский сад».

Успешной вам адаптации!

Правила адаптации ребенка в детском саду

  1. Как можно раньше сообщите педагогам об индивидуальных особенностях вашего малыша.
  2. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка на целый день побудьте с ним некоторое время на прогулке, забирайте ребенка в срок, не опаздывайте хотя бы в первые дни. В последующие дни постепенно увеличивайте пребывание ребенка в группе в течение недели, чтобы он осознавал — разлука с мамой (родителями) временная, мама всегда возвращается.
  3. Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в «Детский сад», где какой-то из игрушек будет сам ребенок. Помогите ему в высказываниях, общении, попытке найти друзей.
  5. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Берегите нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а наоборот — уменьшайте эмоциональную нагрузку на него.
  6. Настраивайте ребенка на позитивное — рассказывайте о садике приятное (новые друзья, новые игрушки, интересные занятия, добрые и красивые взрослые).
  7. Дома в выходные дни следуйте тому же режиму дня, как и в детском саду.
  8. Не реагируйте на выходки, но и не ругайте за капризы.
  9. Обязательно обсуждайте ваши замечания и предложения с воспитателями, дефектологом, психологом и врачом. Совместный диалог взрослых поможет успешно адаптироваться ребенку и лучше подобрать подход к малышу.
  10. В условиях возникновения невротических реакций оставьте ребенка на несколько дней дома и выполняйте все рекомендации психолога и врача.

Уважаемые родители, пусть вашим девизом в сложных родительских заботах станет любовь, терпение и вера в своего ребенка. Они преодолевают все трудности!

Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь – совсем не “во спасение”! 2. Репетируем режим.3. Опасения, высказанные ребенку, – не лучший вариант при адаптации к садику.4. Контроль допустим! 5. Шаг за шагом. 6. В игре все проще. 7. Доверие и ласка. 8. Долгие проводы – лишние слезы. 9. Частичку домашнего тепла – с собой. 10. Если ассоциации, то только положительные.11. Будьте снисходительны. 12. Праздники ничто, режим – все! 13. Ролевые игры в помощь. 14. Детский сад – это не наказание, а радость общения и новые открытия.15. Вовлеките бабушек и дедушек в процесс. 16. В детский сад, как на праздник!

Трудности адаптации детей к школе

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

  • Неуспеваемость. Следует разделять действительное невосприятие ребенком школьной программы и некоторое отставание от неё — в последнем случае основной негатив часто вносится самими родителями, которые ожидают от чада неоправданно высоких достижений. При их отсутствии даже скрытая демонстрация недовольства может негативно влиять на первоклассника. Неизбежные адаптационные трудности, связанные с вливанием в новый социум, индуцируются и развиваются завышенными требованиями, что в конечном итоге не позволяет усваивать новый материал. Вместо более длительного и плавного вхождения в учебный процесс, ребенок все сильнее отстаёт от основной программы. Решение данной проблемы заключается в более лояльном отношении к успеваемости детей младшего школьного возраста и поощрением любых, даже незначительных успехов на поприще обучения;
  • Лень. Данная проблема общеизвестна и причин её может быть множество. Чаще всего это невысокая потребность познавательных мотивов (ребенок увлечен чем-то другим), общая медлительность темпа собственной мыслительной деятельности из-за темперамента, тревожность и неуверенность в себе, отсутствие четкой мотивации, боязнь неудачи, а также избалованность. Побороть лень можно только длительной систематической работой с ребенком (в том числе и по выполнению домашних заданий), дополнительной мотивацией и иными методами без жесткого давления на психику ребенка и скандалов;
  • Уход от продуктивной деятельности. Ребенок присутствует на уроке, но при этом не занимается учебой? Типичная проблема может быть связана с повышенной отвлекаемостью, уходом в себя, а также отсутствием внимания, любви и теплых чувств со стороны родителей. Времяпровождение в школе он воспринимает как отдых от домашних проблем. Возможные пути исправления — это выделение ребенку большего количества внимания, минимизация ссор в семье;
  • Демонстративное непослушание. Если ребенок излишне требователен к вниманию, любит быть всегда в его центре, то он часто провоцирует ситуации, связанные с публичным непослушанием, в том числе и грубыми нарушениями общих норм дисциплины и правил поведения, несмотря на просьбы учителя. «Игра на публику» иногда приводит к срывам уроков и вынужденному вызову завуча, директора и родителей, которые своим персонифицированным вниманием частично удовлетворяют данную потребность. Истинное наказание в этом случае, которое часто помогает побороть проблему — это временное лишение внимание. При этом проводить воспитательную меру нужно комплексно, коррелируя усилия педагогического коллектива и родителей;
  • Вербализм. Очень противоречивая и глубинно проблемная ситуация, связанная с нарушением процессов адаптации ребенка к школе — это высокий уровень развития речи первоклассника наряду с задержкой мыслительных процессов. В дошкольном возрасте многие родители уделяют речи чада максимально возможное внимание, при этом, никак не работая с абстрактным, практическим, логическим мышлением малыша, в результате чего бойкая речь, завышенная самооценка со стороны родителей и самого учащегося не подкрепляется качественным усвоением знаний. Это порождает за собой много проблем, в том числе негативное отношение матери и отца ребенка к педагогическому коллективу — они не могут понять, почему их чадо, отлично говорящее и рассказывающее стихи, хронически не усваивает основную школьную программу. Разрешение этой ситуации заключается в форсированном развитии образного мышления (мозаика, аппликации, рисунки и так далее) со стимуляцией продуктивной деятельности и ингибиции речевого потока.

Заключение

Адаптация ребёнка к детскому саду может пройти хорошо, если внимательно отнестись к своему ребёнку и к себе. Постараться как можно спокойнее провести это время. Обычно ребёнок привыкает к детскому саду в течение 1 месяца. Если малыш не адаптировался к детскому саду и после года, стоит обратиться к специалистам.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях своё мнение по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях

Эпизод четвертый: Сонечка и ее трудолюбивая мама

Сонечка впервые пришла в детский сад в понедельник. Будучи умным и общительным ребенком, она тут же нашла общий язык с большинством ребятишек в группе. Время, отпущенное для первого дня адаптации, прошло для нее весело и незаметно. Мама, пришедшая за Сонечкой, предупредила воспитательницу, что через два дня ей необходимо выйти на работу, поэтому в четверг девочка останется в группе на целый день.

«Почему же Вы не пришли пораньше, чтобы дать Сонечке возможность привыкнуть к новым для нее условиям?» – спросила удивленная воспитательница. Мамин ответ был довольно странным: «Мне хотелось, чтобы дочка как можно дольше оставалась дома».

Результат был закономерным. В четверг, после того как дети пообедали, Сонечка начала беспокоиться, спрашивая воспитательницу, когда же ее заберут домой. Душевная женщина попыталась успокоить девочку, объяснив ей, что мама, вынужденная пойти на работу, сможет забрать ее только вечером.

К вечеру истосковавшаяся малышка уже не могла сдержать слез. Наутро сцена со слезами повторилась: раздраженная мама вела рыдающую дочку в садик, в сотый раз объясняя, как ей необходима эта работа. Адаптация, столь удачно начавшаяся, была практически сорвана.

Нет большего испытания для психики ребенка, привыкшего все время находиться рядом с любимой мамой, чем внезапное многочасовое ее отсутствие и замена ее какими-то малознакомыми людьми, сопряженная еще и с радикальной сменой привычного уклада жизни.

Оказавшись в этой ситуации, малыш считает, что его попросту бросили из-за того, что он чем-то не угодил маме, которая за ним больше не придет. Мамино объяснение, касающееся необходимости выхода на работу, для него не более чем набор малопонятных фраз, а происходящая ситуация воспринимается им как самое настоящее предательство.

Совет педагога:

Адаптация (процесс неторопливого поэтапного привыкания ребенка к детскому коллективу, к новому режиму дня, к воспитателям) необходима для того, чтобы уберечь ранимую детскую психику от влияния сильной стрессовой ситуации.

Если сделать ее постепенной, можно избежать многих неприятных моментов: нервных срывов, слез, истерик при прощании с мамой и тревожного ожидания, преследующего малыша в течение целого дня.

Читаем также: адаптация ребенка к детскому саду – что необходимо знать родителям

Как разбудить ребенка в детский сад без капризов – -polezno-znat/

Любящие родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны окружить его своей любовью, заботой и пониманием, проявляя максимум такта и родительского терпения.

Смотрим видео, как правильно подготовить ребенка к детскому саду:

Помощь родителей в период адаптации

В сложный для малыша адаптационный период родители должны оказывать поддержку. Сделать это они могут следующим образом:

  • расширяйте круг общения, ходите чаще в гости к сверстникам, к своим друзьям и знакомым, научите малыша здороваться, прощаться и благодарить посторонних людей;
  • научите играть самостоятельно, покажите каким образом можно придумывать различные игры на собственном примере, вовлеките его в процесс игры;
  • развивайте подражательность действий, например, полетай, как воробушек, попрыгай, как зайчик и т.п. (в детском саду очень часто проводят такие игры);
  • научите делиться, помогать, жалеть и т.д.;
  • не говорите таких фраз, как: «сожалею, что пришлось отдать тебя в детский сад», ведь таким образом, вы вызовите у малыша негативное отношение к этому месту, он будет чувствовать себя виноватым;
  • постепенно приучите к самостоятельности, а именно чистить зубы, одеваться, мыть руки и т.п.;
  • никогда не кутайте малыша, всегда одевайте его в соответствие с температурой в помещении детского сада;
  • поддерживайте правильный режим дня и в выходные, и в праздничные дни;
  • не делайте перерыва в соблюдении распорядка дня, чтобы ребенок не отвык от него;
  • не наказывайте и не реагируйте на капризы ребенка.

дети хорошо адаптируются к детскому саду, если получают правильную поддержку от педагога, родителей и психолога