Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Активное развитие ребёнка: подвижные игры дома

Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):

Развивающие игрушки для детей в года

С четырёхлетними детками можно играть в лото, заниматься с интерактивной картой или с интерактивным глобусом, рассматривать предметы в микроскоп, играть конструктором, делать замечательные поделки, лепить из глины и т.д. Просите близких, и покупайте сами именно развивающие игрушки, а не только банальные куклы/машинки. Уделите внимание энциклопедиям с картинками, самое время изучать, вникать, размышлять.

Дома должно быть предусмотрено специальное рабочее место для ребёнка (стол и стульчик или парта), тут он сможет рисовать, читать, считать, лепить, учить язык, делать поделки.

ЖАНРЫ:

Аркадные гонки на картах

Возраст: 4+

Гонки на картах – один из самых простых и увлекательных жанров для совместной игры с ребёнком. Этим проектам свойственны низкий порог вхождения, симпатичная графика и персонажи, масса стимулов в виде улучшений транспортных средств или получения косметических предметов. Яркие эмоции на трассе гарантированы, ведь погонять на высоких скоростях любят все.

У этих игр есть фаворит, которого во многом копируют все остальные, – эталонная Mario Kart 8 Deluxe для Nintendo Switch. Но это не значит, что остальные игры на других платформах в разы хуже:

  • Mario Kart 8 Deluxe (Switch),
  • Team Sonic Racing,
  • Crash Team Racing Nitro-Fueled,
  • Garfield Kart – Furious Racing.

ТОП интересных игр для улицы

Поиски сокровищ. Купите несколько киндер-сюрпризов, спрячьте их в “секретных” местах, попросите детей отыскать их. Чем старше дети, тем в более сложные места можно прятать киндеры. Победителем можно объявить того, кто быстрее отыщет свой сюрприз. Награда: открыть киндер.

Боулинг. Возьмите несколько прозрачных пластиковых бутылок, наполните их водой. При желании воду можно подкрасить пищевой краской. Нарисуйте дорожку, поставьте “кегли”. Задача: катить мячик и стараться сбить как можно больше бутылок с водой. Попробуйте – это весело.

Стрельба по мишеням. Для такой игры ребенку понадобится бластер с мягкими патронами. Если малышей много, стрелять по нарисованным мамой мишеням можно по очереди.

Передай мяч другому. Игра подойдет, если компания состоит, минимум, из 4-5 человек. Включаем музыку, в это время дети бросают мяч друг другу. Остановите музыку, у кого мяч в этот момент, тот и выбывает. Победитель тот – кто останется последним.

Кухня. Готовить на импровизированной кухне нравится и мальчикам, и девочкам. Отдайте детям ненужную посуду или приобретите специальную пластиковую. Обустройте небольшой кухонный уголок во дворе. Позвольте детям создавать блюда из подручных материалов.

Кто это. Ведущий, то есть мама, издает звуки, свойственные животным. Ребенок или дети по очереди пытаются угадать, кого изображает мама. Игра будет еще веселее, если ведущий будет изображать поведение животного или птицы.

Важно: игра в песочнице, купание в бассейне, прыжки на скакалке и футбол – традиционные игры, которые также важны для детишек.

Узнайте, какие развивающие игрушки обязательно стоит приобрести детям.

Во что можно поиграть с ребёнком дома

Игры играют важнейшую роль в развитии малыша. Они  доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

Как правило, на улице, на детской площадке в компании сверстников дети сами находят себе игру, распределяют роли и взрослым остаётся лишь присматривать и решать возникающие иногда конфликты. А что делать дома в морозные или ненастные дни, когда ребёнок временно не посещает детский сад? Чем  занять ребёнка? Можно, конечно, включить ему мультики, или дать планшет, но будет ли от этого польза?

Игры с ребёнком дома

С детьми до 3-х лет можно организовать следующие занятия:

  • рисунки восковыми карандашами или пальчиковыми красками
  • обводить ладошку ребёнка
  • убрать знакомые игрушки в мешочек, ребёнок угадывает на ощупь
  • лепка из теста
  • строить башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент, почему-то, особенно радует детей)
  • отгадывать, в какой руке игрушка
  • разучивание названий цветов (на примере цветных карандашей или машинок)
  • игры с рамками-вкладышами
  • положить 5 игрушек (например, киндер-сюрпризов), ребёнок отворачивается, и Вы убираете одну, ему нужно угадать, какой нет

Когда ребёнок в ванной, игры с водой:

  • переливать воду из пластмассового стаканчика в ведёрко
  • сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды
  • рыбалка (есть такие игрушки: удочка и рыбки с магнитиками)
  • набрать воды ложкой в пластмассовый стаканчик
  • пускать кораблики

[ad name=”yandex1″]

После 3-х лет:

  • рисование красками
  • рисование одного и того же предмета разными руками
  • игра в лото или детское домино, шашки, пазлы
  • магнитная азбука
  • игры с набором геометрических фигур
  • раскраски, лепка из пластилина
  • настольные игры
  • игры с кубиком и фишками
  • кегли (детский боулинг)
  • кубики Никитина
  • измерить своими шагами комнату
  • разделить мягких животных на диких и домашних

Можно вспомнить игры нашего детства: «горячо – холодно», «съедобное – несъедобное».

Для развития мелкой моторики (только после 3-х лет!):

  • выкладывание «колодца» из палочек
  • составление рисунка из спичек (палочек)
  • собрать узор из пуговиц
  • смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их
  • нанизать бусины на леску
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы
  • игры со шнуровкой

Ролевые игры: в школу, в детский сад, доктора, парикмахера, повара, в домик или магазин.

[ad name=”Gugads”]

Для физического развития:

  • ходить на четвереньках
  • ходить «гусиным шагом»
  • пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове
  • занятия на шведской стенке
  • волейбол воздушным шариком

Как видите, список получился весьма внушительным. Очень много идей зимнего времяпровождения с ребёнком есть в книге Замечательное время – ЗИМА. В завершение хочется пожелать, чтобы занятия и игры с ребёнком дома доставляли вам взаимное удовольствие.

Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях.

лучших игр для детей 4-лет в детском саду

Воспитателю можно взять на заметку еще несколько несложных в организации детских забав, которым они непременно будут рады. Предлагаем вашему вниманию как подвижные развлечения на открытом воздухе, так и спокойные, развивающие занятия.

1. Мишка по лесу гулял

Вначале нужно выбрать Мишку. Вместо Мишки может быть Волк. Это зависит от наличия маски или от вашего желания. Им может стать любой из детей по желанию. Все остальные ребята усаживаются на стульях. Они будут зайками. Все ребята вместе с воспитателем начинают приговаривать стишок:

Мишка по лесу гулял и малину собирал.   (Мишка ходит по ковру и собирает разбросанные игрушки. Можно вручить ему в руки корзинку)

Нагулялся и устал. Сел наш Мишка, задремал. (При этих словах Мишка садится на стул и делает вид, что спит)

Стали зайки подходить, Мишку сонного будить. (Ребята начинают потихоньку красться с Мишке)

Миша, Мишенька, вставай! И зайчишек догоняй! 

При последних словах Мишка вскакивает и пытается словить зайцев. Если это ему удалось, то Зайка сам становится Мишкой. Забава продолжается.

2. Лиса в курятнике

Среди группы детей выбирают Лису. Остальные будут курами. Лиса прячется за столом воспитателя, за тумбочкой или в любом другом подходящем для этого месте. «Куры» мирно пасутся на ковре, занимаясь своими делами. Лиса должна выждать момент, когда Куры забудут о ней. Затем Лиса выскакивает и старается схватить одну из Курочек. Куры могут спастись, поднявшись на любую возвышенность (на насест) В этом случае Лиса их не поймает. После того, как Курица поймана, она сама становится Лисой.

3. Сыр в мышеловке

Ребята 4-5 лет становятся в круг и берутся за руки. Это будет мышеловка. Выбирают двух-трех детей, которые согласятся быть мышками. Посредине круга кладут большой мяч или любую другую игрушку. Это будет сыр. Чтобы завлечь мышек, ребятишки поднимают руки вверх, открывая проход для мышей, которые гуляют вокруг мышеловки. При этом они произносят стишок:

Вы нам, мыши, надоели,

В доме всю еду поели.

Скоро серые плутовки!

Попадетесь в мышеловку!

Мышки должны вбегать в круг, стараться схватить сыр (игрушку в центре) и быстро выбежать. Ребята, изображающие мышеловку, стараются быстро опустить руки, чтобы мышка не могла выскочить наружу. Если мышки попались, то они становятся в круг, а ребята выбирают новых мышек.

4. Курочка, цыплята и кошка

Очень веселое развлечение, которое обычно приводит в восторг всех ребят. Выбирают курицу (это может быть воспитательница). Также нужно выбрать кошку. Остальные дети будут цыплятами. Курица с цыплятами выходит из «гнезда» Гнездом может быть домик на площадке, очерченный мелом круг, соседняя комната и другое удобное место.

Произносят стишок:

Курочка с цыплятами вышла на дорожку.

Смотрят, а на лавочке дремлет чья-то кошка.

Курочка кричит: «Ко-ко! Не ходите далеко!

Когти острые у кошки! Убегайте по дорожке!

При этих словах кошка вскакивает, и начинает гоняться за Цыплятами. Те бросаются в рассыпную. Спасется тот цыпленок, который успеет забежать в заранее условленное место. Если Коша словила цыпленка, то он становится Кошкой и садится на стул, делая вид, что он спит.

5. День и ночь

Еще одна забава, которая очень нравится детям. Выбирается сова, которая будет делать вид, что спит на ветке. Веткой может быть любой стул. Остальные дети — это лесные жители. Каждый может выбирать себе роль любого зверя. Воспитатель говорит: «День». Сова спит, а Зверята играют, ходят по площадке. Как только воспитатель произнесет слово «Ночь», Сова выходит на охоту. Но делает это незаметно. Она может закрывать глаза, хитрить. В это время все Звери должны замереть в той позе, в которой они остались. И не двигаться до следующего слова «День». Если Сова увидела движение, услышала шорох, чью-то речь, она тут же «подлетает» к Зверенку и хватает его. Воспитатель следит, чтобы это было справедливо. Схваченный зверь становится Совой.

Игры на улице для подростков

Современные подростки очень много времени проводят за компьютером, но с приходом лета большинство из них все-таки отправляется во двор, чтобы поиграть в футбол, баскетбол или просто покататься на роликах или скейтборде. Однако, игры с мячом на улице или с каким-либо другим приспособлением – это не все, что может придумать замысловатая фантазия подростка. Можно отлично провести время в компании единомышленников, даже выйдя с пустыми руками. Вот несколько вариантов забав для детей старшего возраста:

  • «Равновесие». Партнеры становятся напротив друг друга и вытягивают вперед раскрытые ладони. Задача: по команде ведущего ударить ладонями по ладоням соперника так, чтобы он потерял равновесие, оставил одну ногу или вовсе упал. Подходит для компании детей мужского пола;
  • Интересные игры летом включают и такую забаву, которая рекомендована для большой группы: один участвующий показывает какое-либо движение, второй его повторяет и добавляет что-то от себя. Третий, соответственно, запоминает первые два движения, воспроизводит их и снова привносит что-то свое. Забава длится до тех пор, пока кто-то не допустит ошибку.

Что нужно учитывать при организации игр и занятий

В год малыши еще не знают многих вещей, в том числе и что такое опасность. Они не боятся высоты, не знают, что взяв мелкие предметы в рот, ими легко подавиться или проглотить, они не понимают, что рисовать на стенах и полу – это значит испортить недавний ремонт квартиры, они не видят ничего особенного в том, чтобы просыпать муку или крупу на пол… Перечислять можно бесконечно. Для малышей все новое – это игра, а вот для взрослых детская любознательность и активность – головная боль.

Чтобы активность «годовасика» не доставляла проблем, стоит заранее продумать, как организовать для него пространство для игр. Дом должен быть для малыша безопасным. Как, впрочем, и активные игры крохи – не доставляющие лишних хлопот родителям. А для этого нужно:

  • выделить специальный уголок для занятий и самостоятельных игр малыша, а для его вещей – специальный шкафчик;
  • использовать манеж, если оставляете кроху одного в комнате, пусть даже и ненадолго;
  • все мелкие, острые, бьющиеся и опасные предметы, в том числе и лекарства, нужно убрать повыше; стулья, табуретки – переворачивать, выходя из комнаты;
  • закрепить к полу все тяжелые и малоустойчивые предметы.

Это что касается безопасности во время игр. Но есть еще несколько правил, которые родителям нужно помнить, когда они организуют игры и занятия для ребенка.

  1. Играя в подвижные игры, следите, чтобы малыш не упал и не стукнулся об острые углы стола или стула. Освободите пространство от лишних предметов (разбросанных игрушек), чтобы ребенок не спотыкался об них.
  2. Годовалые дети быстро устают и не умеют еще сосредотачиваться надолго, поэтому ни игры, ни занятия не должны быть слишком длительными. Как только родители заметили, что ребенок перевозбудился (в активных играх) или начал терять интерес к определенному занятию – игры сразу нужно прекращать.
  3. При использовании в занятии мелких предметов (мозаики, фасоли) или пластилина будьте бдительны и следите, чтобы ребенок не брал их в рот.
  4. Не давайте крохе сразу много игрушек – это рассеивает внимание и мешает сосредоточиться, а значит и научиться делать что-то одно. Например, дайте ему только кубики или только пирамидку, или машинку и мишку, чтобы он его покатал.
  5. Используйте для игр не только игрушки малыша, но и предметы быта и вообще все, что есть в доме подходящего:
  • кастрюли, ложки, шумовку, сито;
  • шнурки, старую одежду и обувь (чистые);
  • небьющуюся посуду;
  • подушки-думки, одеяла, полотенца;
  • табуретки, пуфы;
  • полиэтиленовые пакеты, старые газеты, коробки и баночки из-под пюре и так далее.
  1. На улице не бойтесь предлагать малышу выполнить действия, связанные с координацией движения: походить по бортику, влезть на горку, перелезть через небольшое препятствие. Но всегда страхуйте его и поддерживайте словами похвалы.

Совместные игры с родителями

Как уже было сказано, с годовалым малышом легко организовать как совместные игры, так и игры (занятия) для него одного. С родителями или другими членами семьи годовалому крохе будет интересно:

  • поиграть в мячик или в прятки. Активные игры с малышом сплачивают семью;
  • посмотреть книжку с картинками или нарисовать рисунок, раскрасить картинку. Рисовать карапуз еще сам не умеет, поэтому ему будет интересно этому научиться, а для этого, конечно же, нужны взрослые;
  • научиться складывать башню из кубиков или надевать колечки на пирамидку, или заводить юлу. Все эти игры отлично получается совмещать с изучением цветов, букв, освоением счета;
  • начать осваивать ролевые игры, где малыш с помощью игрушек будет учиться жизненным навыкам, а мама научит его труду и помощи по дому. Годовалые крохи с удовольствием, подражая маме, пылесосят пол, вытирают пыль тряпочкой, поливают цветы, прибирают игрушки и помогают относить грязное белье в стиральную машинку;
  • играть с предметами «для взрослых»: с кастрюлями и одноразовой посудой (как у мамы), с маленькими инструментами (как у папы), ручками и тетрадками (как у старшей сестры или братика);
  • лепить из мягкого пластилина или теста. Игры с последним легко перенести на кухню, когда мама что-нибудь стряпает для всей семьи;
  • игры и занятия с мелкими предметами и крупами, с веревочками и разными замочками. Они хорошо развивают мелкую моторику.

В какие интересные активные игры и игры-развивайки можно играть с годовалыми малышами, посмотрите на этих видео.

Игры для самостоятельных крох

Мамам необходимо помнить, что в годик детки еще не умеют занять себя самостоятельно надолго. 15 минут (от силы 20) – это их предел. Да и оставлять их одних в комнате не стоит, даже в манеже. Поэтому, придумывая чем их занять на период выполнения срочных дел, старайтесь всегда держать малышей в зоне своей (и их тоже) видимости.

Что нужно учитывать при организации игр и занятий
  1. Дайте им на это время какую-нибудь новую для них игрушку. А если не новую, то уже забытую старую и припрятанную для таких особых случаев.
  2. Классические «многоуровневые» пирамидка, матрешка или кубик с отверстиями, куда вставляются фигурки животных или геометрические фигуры – это то, что займет малыша на некоторое время.
  3. Интересные для крохи вещи, не доступные ему в обычной игре – это те «секретики», которые развлекут его и без помощи взрослых. Ими могут быть коробочка с мамиными безделушками, пакет со старой одежкой или чистой зимней (летней) обувью или кухонная утварь, собранная в коробку. В общем, смотрите сами, чего не жалко!
  4. Воздушные шарики или бассейн со множеством пластиковых мячиков или детский домик-палатка, в который можно накидать подушек, игрушек и одеяльце – это круто для годовалого малыша!
  5. Старые журналы и газеты, которые не жалко дать малышу на изучение и измельчение. Дети в год очень любят рвать что-нибудь.

Маме не так уж и трудно занять свое чадо в годовалом возрасте, главное – чтобы это занятие было безопасным и приносило ему пользу – развивало и научало. А все остальное – это полет фантазий родителей.

Игры с детьми после 3-х лет

Ребятишкам после 3-х лет предложите дома заняться следующими интересными играми:

  • Нарисовать одну и ту же вещь разными руками;
  • Рисовать красками;
  • Магнитная азбука;
  • Поиграть с детьми в детское домино, лото, пазлы, шашки;
  • Лепка из пластилина;
  • Раскраски;
  • Всевозможные игры с наборами геометрических фигур;
  • Детские настольные игры;
  • Детский боулинг;
  • Игры с фишками и кубиком;
  • Измерить своими шагами комнату или квартиру;
  • Кубики Никитина;
  • Поделить мягких животных на домашних и диких.

Вспомните и любимые игры из своего детства: «съедобное — несъедобное», «холодно — горячо».

Можно также подключать ролевые игры: в доктора, парикмахера, в детский сад, магазин, школу, в домик или дочки-матери.

После 3-х лет детям полезно будет организовать игры для развития мелкой моторики:

  • Собирать узор из бусинок, пуговиц или камешков;
  • Выкладывать «колодец» из палочек;
  • Придумывать узор из палочек или спичек;
  • Нанизывать бусинки на нитку (леску);
  • Смешивать разноцветные пуговицы (бусины), а затем разбирать их по цветам;
  • Играть со шнуровкой;
  • Расстегивать и застегивать пуговицы.

Не менее важны и игры для физического развития:

  • Ходить, как гуси или другие животные;
  • Ходить на четвереньках;
  • Заниматься на шведской стенке;
  • Играть в волейбол надувным или воздушным шариком;
  • Ходить с мягкой игрушкой или книгой на голове.

Как видите, список получился довольно обширным, так что скучать не придется.

На самом деле игры для детей имеют огромное значение: они развивают мышление, моторику, учат соблюдать правила, да и просто доставляют огромную радость ребенку. Через игры он познает окружающий мир, а потому взрослым следует постараться подобрать такие игры, которые бы носили еще и развивающий оттенок.

В завершение хочется пожелать, чтобы игры и занятия с детишками дома доставляли вам взаимную радость!

Изобрази, как…

Все мы знаем игру, когда ребёнок загадывает слово, а другим нужно отгадать, что он изобразил. Но такие маленькие дети могут загадывать только самые простые вещи, например, животных, потому что отгадать загаданное будет непросто.

Однако, чтобы разнообразить игру, вы можете предложить ребёнку изображать ежедневные действия: например, как он чистит зубы или играет в песочнице, как вы водите машину. Отгадывать в таком случае не нужно. Если детей несколько, все они могут изображать заданное действие по-своему. Такая простая игра обычно нравится детям и развивает не только физические способности, но и воображение.

Подвижные игры с мячом на свежем воздухе

Современные молодые люди посвящают много времени учебе, тем самым сокращая часы для активной деятельности.

Подвижные игры для подростков на свежем воздухе способны восстановить баланс между физической и умственной нагрузкой.

Они повышают иммунитет, снимают умственное переутомление, повышают работоспособность при учебе, насыщают организм кислородом, снимают стресс и укрепляют мышцы всего тела. Игры с мячом, приведенные ниже, просты в организации и рассчитаны на большую команду игроков.

Охотники и утки

Игра развивает реакцию, быстроту движений, внимательность.

На поле чертится большой круг, затем все участники делятся на две команды. Одна команда (охотники) находится за пределами круга и пытается попасть мячом в участников другой команды (уток), находящихся внутри круга.

Подвижные игры с мячом на свежем воздухе

Подросток, не успевший увернуться от мяча, выбывает из игры. Победителем объявляется последний оставшийся в круге подросток.

Прыжки через мяч

Играть можно как вдвоем, так и большой командой. Необходимо наличие высокой стены и просторной площадки около нее. По правилам нужно бросить мяч в стену, дождаться момента соприкосновения с землей и перепрыгнуть через него. Задание выполняется по очереди каждым игроком.

Тот, кто не смог перепрыгнуть, выбывает. Каждый раз мяч необходимо подбрасывать немного выше. Игра развивает координацию движений, реакцию и подвижность.

Игры для подростков подвижные – прекрасный способ провести весело время без ноутбуков, смартфонов и прочей вредной для зрения современной техники.

Одиночные интересные игры для детей на улице летом

К сожалению не всегда можно набрать нужное число участников для некоторых игр. Да и в некоторых ситуациях нужно научить ребенка развлекаться самостоятельно, независимо от других людей. Именно для этого я отдельным пунктов выделила игры, в которые можно спокойно поиграть одному или с мамой.

Для начала можно дать просто велосипед, ролики, скейт и другое подобное снаряжение, которое позволит весело и активно провести день на улице летом. Даже в одиночестве такое занятие принесет заряд положительных эмоций.

Теннис со стенкой

Понадобится: ракетка, теннисный мячик и стена.

Как играть: подбросить перед собой мячик, и ударить по нему ракеткой так, чтобы он попал в стену. Мяч отскочет от нее и полетит обратно, игроку нужно отбить мяч так, чтобы он снова ударился об стену. Игра продолжается, пока что мяч не упадет на землю или игрок «промажет».

Игра развивает: координацию, меткость, реакцию.

Если игроков двое, можно играть в теннис между собой или поиграть в бадминтон, заменив теннисный мячик на волан.

Игра с мячом

Понадобится: стена и прыгающий мяч.

Как играть: нужно встать в нескольких шагах от стены (расстояние определяется на глаз, в зависимости от умений ребенка). Нужно кидать мяч об стену и ловить, каждые 10 ходов игра усложняется:

  • Просто кидать и поймать двумя руками.
  • Хлопок – нужно успеть хлопнуть в ладоши.
  • Крест-накрест – скрестить руки на груди.
  • На бок – хлопнуть себя ладошками по бокам.
  • Колено – хлопнуть себя по коленкам.
  • Полено – успеть сложить руки так, словно сидишь за партой.
  • Белки – прыгнуть на месте.
  • Стрелки – присесть и подняться.
  • Тарелки – покрутиться на месте вокруг себя.
  • Две свечи – поймать мяч, держа руки знаком «класс» (большие пальцы вверх).
  • Кирпичи – поймать кулачками.
  • Палочки – прямыми ладошками.
  • Мальчики – хлопнуть руки «по швам».
  • Девочки – взяться за подол платья (или сделать вид).
  • Спереди и сзади – хлопнуть в ладоши сначала перед собой, затем за спиной.
  • Сзади и спереди – наоборот, сначала за спиной, потом перед собой.
  • Точка – хлопнуть ладошками над головой.

Можно придумывать свои фигуры, чтобы затруднить игру: 3 раза хлопнуть, 5 раз топнуть, подпрыгнуть и сделать поворот вокруг оси.

Игра развивает: координацию, ловкость, меткость.

Поиск сокровищ

Понадобится: помощь мамы, которая спрячет «клад»

Как играть: родителям нужно спрятать в определенном месте клад, а потом нарисовать карту местности и пометить крестиком место с сокровищем. Можно изобразить схематично дерево, и от него указать стрелочкой ориентир до следующего схематичного предмета. Следуя подсказкам, ребенок добирается до клада и радуется находке.

Можно немного изменить игру и заменить «карту сокровищ» на записки с подсказками. Дать первую записку с указанием места, где спрятана вторая. И так ребенок будет их находить по очереди, и в конце дойдет на конечного пункта.

Желательно заранее оговорить район поиска, чтобы ребенок не заблудился в поисках сокровищ.

Игра развивает: учит ориентироваться на местности, целеустремленности, внимательности.

Бейсбол

Понадобится: шарики с водой, веревочки и «бита» (можно использовать палку).

Как играть: родители или сам игрок наполняет шариками водой, завязывает веревочками и дереву. Ребенок берет биту и бьет по воздушным бомбам, наслаждаясь водяными брызгами.

Игра развивает: меткость, координацию.

Существует очень много интересных подвижных игр для детей на улице летом на свежем воздухе, я перечислила только те, которые вспомнила и нашла описание в интернете. Особенно интересным мне показался пункт «игра развивает», потому что в детстве даже и не думала, что подобные игры чему-то учат. Поэтому приучайте детей летом не сидеть дома, а играть с друзьями на улице! И родители тоже могут подключиться – приятно окунуться в эти беззаботные игры.

В комментариях добавляйте игры, в которые вы играли с друзьями) Очень интересно вспоминать их, словно заново переживаешь все эти потрясающие впечатления)

Полезные ролевые игры для детей

Чтобы игры проходили с пользой для детей, родитель включается в ролевую постановку, продумав заранее поучительный сценарий, который нужно отыграть с ребятнёй.

  • Например, игра в повара – не просто перемещаем тарелочки и чашечки, а рассказываем базовые понятия о кулинарии: что горячее берут прихватками, о том, как правильно мыть овощи.
  • Игра в больницу – описываются симптомы недомоганий для пациента, которые полезно знать, ненавязчиво предлагаются правильные действия доктора, первая помощь.
  • Игра “собираемся в отпуск” – в канве яркого сюжета нужно позволить ребёнку самостоятельно собрать вещи, перечислить список того, что нужно брать с собой.

Такие игры не должны длиться долго, чтобы не утомлять детвору, но именно в игре ребята учатся самостоятельности и воспринимают происходящее как увлекательное приключение, а не скучный инструктаж.

Между собой дети могут отыгрывать любые сюжеты, и хорошо, когда взрослый может подробно ответить на вопросы: что находится в магазине за прилавком, зачем в кинотеатре билеты, как управляют самолётом.

«Медведь/волк/Бабайка»

Кто-то из детей назначается медведем, волком или Бабой Ягой (как фантазии хватит).

На земле чертим две параллельные друг другу линии на расстоянии 20 шагов друг от друга. За одной чертой – берлога для медведя / избушка Бабайки / волчье логово, за другой – домик для деток.

Середина площадки – это якобы лесная полянка.

Все это, конечно же, нужно объяснить детям!

Они легко подхватят вашу фантазию.

«Медведь/волк/Бабайка»

Дети выходят из своего домика и притворяются, что собирают грибы на полянке (можно даже корзинки им выдать для пущей убедительности, мячиков каких-нибудь рассыпать по полянке, как будто это ягодки).

А ведущий в это время говорит такие слова:

Я у волка во бору / У Бабайки во бору Грибы, ягоды беру, А волчок / Бабайка не спит, Все на нас рычит.

Услышав слово «рычит», волк выбегает из своей берлоги и ловит участников. Дети стараются спрятаться в своём домике. Потом все этапы игры снова повторяются. Когда он всех поймает, можно назначить на место волка кого-нибудь другого.

Пять лайфхаков для родителей

  1. Выбирая игрушки в дорогу, отдавайте предпочтение тем, что не занимают много места, легко моются, не ломаются и не стоят слишком дорого (на случай, если вдруг потеряются). И, конечно, самое главное качество дорожных игрушек – многофункциональность. Желательно, чтобы с ними можно было придумать несколько игр.

  2. Не показывайте ребенку сразу все развлечения, которые вы взяли с собой в путешествие. Дайте ему время наиграться с игрушкой, затем меняйте на новую, а первую убирайте. Вполне возможно, что через несколько часов ребенок захочет вернуться к недочитанной книжке или неразгаданным загадкам. Можно придумать правило: новая игра или сюрприз – каждый час. Приготовьте заранее небольшие игрушки, книжки, вкусности и каждый час торжественно вручайте ребенку. Заодно отточите с ним навык определения времени.

  3. Если вы часто путешествуете на автомобиле с ребенком, советуем приобрести специальный детский столик. Он может крепиться на спинку впереди стоящего сиденья, либо устанавливаться на детское кресло. На столике удобно раскладывать мелкие игрушки, заниматься творчеством, перекусывать, не раскрошив печенье по салону.

  4. Еще одна полезная вещь в автомобиле – подвесной органайзер, с помощью которого ребенок сможет сам доставать и убирать игрушки. В кармашки разных размеров советуем разложить развлечения по темам, спрятать сюрпризы. Компактный подвесной органайзер можно взять и в самолет или поезд: закрепить на стоящем впереди кресле или повесить на крючок с помощью вешалки.

  5. Отличным развлечением в дороге станет массаж. Вспомните детские пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона», сделайте ребенку массаж пальчиков и предложите поменяться ролями: пусть он станет вашим массажистом. Можно купить в аптеке недорогой массажер-колечко су-джок. Детям нравится перекатывать в руках колючий мячик и надевать на пальцы колечки-пружинки. Кроме того, он очень полезен для развития мелкой моторики и речи малышей.

И не забывайте о смене обстановки: обязательно делайте небольшие перерывы, чтобы ребенок мог размяться и подышать воздухом. Небольшая зарядка вместе с родителями тоже станет отличным развлечением для малыша, да и взрослым пойдет на пользу.

Долгая дорога пройдет для вас легко и спокойно, а для ребенка станет увлекательным приключением, если вы заранее продумаете, как интересно и с пользой провести время в пути.

Мелкая моторика детей 3-лет

Игра №1 “Вкусная каша”

Говорите и показывайте движения. Пусть ребенок повторяет за Вами. Можете видоизменять движения. Эта очень простая игра станет Вашей любимой. Ребенок выучит стишок для памяти, будет выполнять движения для развития мелкой моторики и одновременно кормить куклу.

Кукле кашу я сварю: (Вращайте кистями рук.)

В миску молока налью (Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из бутылки.)

Положу туда крупу (Сделайте сыпучие движения.)

И поставлю на плиту. (Раскройте ладони.)

Будет каша хороша! (Похлопайте в ладошки. )

Кушай, кукла, не спеша. (Пригрозите пальчиком.)

Больше пальчиковых игр здесь

Игра №2 – очень хорошо развивает моторику

Лепим вместе с ребенком (из пластилина или теста)

Лепка – №1 в развитии мелкой моторики малышей 3-4 лет. Детям интересно создавать свои собственные игрушки, фигуры, дома. Мы подобрали для Вас небольшую коллекцию фигурок из пластилина или из теста.

Внимание! Как скопировать картинки-раскрашки с нашего сайта?

  • Выбери любую картинку. Нажми правой кнопкой мыши по картинке.
  • Выбери “Сохранить изображение как”. Сохраняешь в удобную папку и оттуда распечатываешь!

Игра № 3 “Собери бусы”

Хорошо развивает ручки детей нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и чего угодно! Малыши любят это занятие, ведь потом можно носить это украшение или подарить его маме. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание. Летом, в качестве бусин, можно использовать ягоды – рябину, калину, листику итд.

Подборка самых разнообразных украшения для развития моторики

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д. Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи!  (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры (в порядке возрастающей трудности):

  • берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
  • показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
  • не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку);
  • даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».
Отыскиваем предметы в мешке на ощупь

Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), и пытаться угадать их на ощупь.

Ну и, пожалуй, самый продвинутый вариант — это сыграть в сенсорное лото на ощупь.