Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Английский для малышей. Как научить ребенка английскому?

Рубрика: Педагогика

Английский для малышей. Этапы в обучении ребенка английскому языку

Для себя я выделила несколько этапов в обучении ребенка английскому языку: 1. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает на родном языке (отвечает адекватно ситуации). 2. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает Вам на родном языке с некоторыми английскими словами. (отвечает адекватно ситуации). 3. И, наконец, Вы – на английском, ребенок – на английском!!! Начинайте с малого, не спешите, чтобы самим не запутаться, и ребенка не перегрузить.

Самое важное! Все вышеперечисленные способы и методы – это только ДОПОЛНЕНИЕ! Дополнение к самому важному пункту! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок знал английский, нужно ПРОСТО РАЗГОВАРИВАТЬ С НИМ НА АНГЛИЙСКОМ! Это – в идеале. Это я считаю лучшим ответом на вопрос: “Как учить английский с ребенком?”. По дороге из садика, школы, на прогулке, в машине, в очереди в супермаркете … Таких ситуаций ровно столько, сколько раз Вы остаетесь один на один с ребенком. Главное, естественно, не перегнуть палку – ребенку это может просто надоесть, ведь родной язык он знает и понимает прекрасно, он не задумывается, когда разговаривает на нем. Для любого взрослого человека, изучающего иностранный язык, общение на английском связано в некоторой мере с определенным стрессом – боязнь сделать ошибку в английском или забыть нужное слово, опозориться перед коллегами, друзьями, растеряться и вовремя не перевести то, о чем Вас попросили… Что же говорить о ребенке, скажем, лет 5? Мне мой старший сын иногда прямым текстом говорит: ”Мама, я не хочу больше на английском!” Но через некоторое время он сам начинает рассказывать любимую сказку или петь английскую песенку. Учить английский с ребенком нужно с хорошим настроем, без напряга. Ваши занятия должны быть интересны, в первую очередь, Вам лично, тогда и сын или дочь с удовольствием будут заниматься.

Но здесь есть одно «но». Хорошо, если у Вас высокий уровень, или, даже если Вы давно изучали английский, то легко сможете вспомнить слова и грамматику либо самостоятельно, либо взяв несколько уроков у педагога. Но что делать тем, кто не знает английского или совсем все забыл? Разговаривать на английском с ребенком нужно правильно, без ошибок, которые ребенок может просто запомнить на всю жизнь! А переучивать, сами понимаете, занятие неблагодарное. Без сомнения, многие родители, сомневаются в правильности своей речи, и в таком случае — опасно учить другого. Ведь мы можем научить только тому, в чем сами разбираемся и знаем наверняка. Тогда, конечно, следует довериться хорошему учителю английского языка, который сможет заинтересовать ребенка своим предметом, увлечь через игру, поддерживать мотивацию и желание учиться. Потому что для детей дошкольного возраста игра – это основной вид деятельности, через который они учатся всему, и английскому в том числе. Сейчас множество центров раннего развития, где предлагают английский для малышей. Будете учить язык вместе.

Все, о чем я написала в статье, касается только моего опыта, моих личных, наблюдений и выводов. В свое время я тоже искала варианты и думала о том, как учить английский с ребенком, поскольку в основном преподаю английский взрослым. Но на 100% могу сказать, что все эти способы изучения английского для малышей работают, потому что я их все переживаю со своими детьми и вижу положительную динамику.

Дорогие читатели блога! Мне будет очень приятно узнать Ваши комментарии к этой статье, Ваши замечания и рекомендации. Буду признательна, если поделитесь своим опытом, тем, как Вы учите английский со своими детьми.

Вот некоторые советы педагогов о том, как лучше учить детей английскому

1. Не усложняйте задачу.

Некоторые родители считают, что самый лучший способ учить детей английскому, это разговаривать дома только на нем. Это разумная идея, но она хороша тогда, когда один из родителей является носителем английского языка, и в семье принято говорить по-английски. Если же язык вашей семьи другой, то  дети захотят разговаривать с родителями на родном языке, да и вряд ли вы хотите сделать так, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении на родном языке.

Ваши хорошие связи с детьми — это самое главное, не разрушайте их. Пусть ваши дети видят, что вам нравится английский язык, показывайте им это: читайте при них английские книги или газеты, смотрите английские фильмы, слушайте английские песни, говорите по-английски с другом. Ваши дети смотрят на вас, они впитывают все, словно губка, они готовы также впитать в себя вашу заинтересованность в английском языке, главное, чтобы эта заинтересованность была искренней.

2. Используйте английский язык так, чтобы от малышей не требовался ответ на нем.

Если ребенок вынужден отвечать на втором языке, а ему трудно, то легко может наступить разочарование. Вы можете использовать язык, например, напевая детскую песенку с простыми командами: «hands up, touch your head, clap you hands, stamp your feet». Малыши с удовольствием поднимают вверх руки, касаются головы, хлопают в ладоши, топают своими ножками. Таких несложных команд, которые нравятся детям, можно придумать еще множество:

Малышам: — “Put on your shoes” — надень ботинки — “Let’s go” — пойдем — “Give me the apple, please” — дай мне яблоко, пожалуйста — Похвалите: “good job, good boy, well done!”  — хорошо, хороший мальчик, молодец — “What a beautiful drawing!” — какой прекрасный рисунок Небольшие высказывания о наблюдениях: — “It’s cold today!” — холодно сегодня! — “Look at the brown dog”  — посмотри на эту коричневую собаку — “This ice cream is yummy” — вкусное мороженое, ням-ням Для ребятишек постарше: — “Which shirt do you want to wear?” — какую рубашку ты хочешь надеть? (положите две  или несколько рубашек на выбор) — “Do you like spaghetti?”  — тебе нравятся макароны? — “Where are your shoes?” — где твои ботинки?3. Окружите своих детей английским.

Вот некоторые советы педагогов о том, как лучше учить детей английскому

Помните, что ввод информации имеет важное значение. Определите, какие средства информации больше нравятся вашему малышу. Можно попробовать, например, DVD-диски, компакт-диски, мультики, хорошие английские книжки с картинками, аудио-книги.

Пусть он использует их на своих собственных условиях. Ключ заключается в том, чтобы найти способы, подталкивающие детей к новому языку, с использованием методов и ресурсов, которые делают изучение языка приятным.

Не заставляйте его сразу же говорить то, что он услышал и узнал. Иногда у нас есть нереалистичные ожидания от своих детей. Подобно тому, как и малышам — носителям английского языка, вашим тоже требуется время, чтобы начать воспроизводить английский.

Почти все изучающие язык проходят через «период молчания», который может быть довольно долгим. Наберитесь терпения и будьте благоразумны, не старайтесь полностью заменить свою родную культуру на английскую. Для развития грамотности чрезвычайно важно регулярно читать ребенку книги на родном языке.

4. Фокус на позитив.

Изучение второго языка должно быть положительным опытом. Помните, что это не гонка. Если вы подаете английский язык своим детям забавными способами, то они будут в порядке, они будут прогрессировать. Если вы слишком сильно надавите, они начнут сопротивляться. Хвалите своих детей почаще за их английский (и не только).

Вы хотите, чтобы ваши дети свободно заговорили по-английски? Не заставляйте их чувствовать, что английский язык — это большой и страшный объект за пределами их досягаемости.

Стандарты преподавания

Сегодня в школах есть четыре базовых модели преподавания иностранного языка. Первая — обязательный общеобразовательный минимум с 5-го по 9-й класс по два часа в неделю. Так работает большинство массовых школ. Обязательный минимум никого ни к чему не обязывает, и надеяться на поступление в престижный, а тем более, заграничный университет, с такими знаниями бесполезно, даже если у ребенка твердая «пятерка».

Вторая модель — обучение с 1-го по 9-й класс по два часа в неделю с делением класса на две группы по 10—15 человек. «По усмотрению школы» (такая формулировка есть в учебном плане) занятия языком могут быть продолжены в 10-м и 11-м классах, но за счет дополнительной нагрузки на детей.

Третья модель — углубленное изучение иностранных языков. Как правило, это английский и немецкий. Школы, где преподают по этой модели, называют по старинке «специальными». То есть основной (первый) язык в расписании с 1-го по 11-й классы, занятия по подгруппам не более десяти человек, с 5-го класса начинается второй язык. Четвертая модель — подготовка детей к сдаче экзаменов на международные сертификаты и к обучению по некоторым предметам на иностранном языке. О таких школах нам приходится только мечтать. Ближайшие в Москве, они включены в систему международного бакалавриата. Для интересующихся: это общегородские 45-я и 1610-я, школа «Премьер», Московская экономическая школа, частная школа «Марина», специализированные немецкая № 1513 и испанская № 1410. Поступить в такую школу может любой первоклашка, нужно лишь пройти языковое тестирование и уметь произнести несколько фраз.

Когда цель более-менее понятна и проведено тщательное исследование, где и как в нашем городе детей учат языкам, имеет смысл обратить внимание на следующее:

1. Возраст, или психологическая готовность к обучению.

Специалисты советуют знакомить ребенка с иностранным языком тогда, когда он уже довольно свободно говорит на родном: знает названия фруктов, овощей, основных цветов, умеет считать до десяти. То есть у него уже есть представления, на которые можно опереться при изучении иняза. Если же не все так гладко с русским, со вторым языком лучше повременить. Хотя существуют методики, когда детей обучают сразу двум языкам: выучили счет на русском, в этот же день те же цифры, но по-английски. Правда, для этого с группой работают два преподавателя, один из которых — носитель языка, не знающий ни слова по-русски. Он не учит, а лишь повторяет слова и ведет знакомые малышам занятия, например, рисование, но общается с детьми на своем родном языке. Этот метод часто называют «метод гувернантки». Он создает необходимую языковую среду.

2. Языковая среда

Еще одно условие успешного изучения. Психологи говорят, что знания, заложенные в раннем детстве, исчезают лишь в старости при распаде памяти. Так что мультфильмы, аудиокассеты и CD на изучаемом языке должны быть в свободном доступе. В нашем городе вряд ли можно найти няню-носителя языка, но это вариант идеальный, живой язык на уровне быта усваивается сам собой. В этом отношении повезло детям двуязычных семей, где мама и папа — носители разных языков. При этом родным для ребенка будет тот язык, который окружает его на улице, в детском саду и так далее. В семье Катерины папа говорит с дочкой по-английски, а живут они в Красноярске. Двухлетняя Алиса пока предпочитает выражать свои желания без помощи слов. Заговорит она, вероятно, на двух языках сразу, не разделяя языки на русский и английский. Либо на русском, но английский будет свободно понимать, потому что на нем родители говорят между собой.

Кстати, какому языку начинать учить, английскому или китайскому, не важно. Главное — соответствующая среда, и чтобы ребенок мог одновременно не только говорить, но и слышать живую речь на иностранном. Так же важно, чтобы он с детства привыкал к знакам и к изображениям иностранных букв.

3. Интенсивность занятий

Самые маленькие должны заниматься иностранным не меньше трех раз в неделю. Пятилетним обычно достаточно двух раз в неделю. Причем, если трехлетки занимаются не более 40 минут, ребятишки постарше — уже по 1,5 часа. Если язык идет хорошо, ребенку нравится и родители «за», можно увеличить число часов. Но будьте осторожны: никакой зубрежки! Прежде всего — малышу должно быть интересно. При изучении иностранного трехлетки быстро устают, поэтому хороший учитель меняет вид деятельности каждые 7—10 минут. На первом этапе задача — погрузить ребенка в язык через игры, стишки, песенки и разговорную речь. Книжки и прописи появляются гораздо позже, не стоит забегать вперед преподавателя. Кстати, прежде чем купить аудио-пособие «Английский с мамой», тоже лучше посоветоваться, ведь методики преподавания разные

4. Эффективность

Не ждите быстрого результата. «Норма молчания» три-четыре месяца, а дома ребенок может заговорить намного позже, тут ведь нет языковой среды. Но если он выучил первое стихотворение на английском — просите рассказывать, демонстрируйте родственникам талант вашего чада, пусть хвалят как можно больше! Кстати, сначала дети стесняются, и занятия могут посещать родители, но позже необходимость в этом отпадает. Некоторые преподаватели практикуют выдачу родителям аудиокассет с записью прошедших занятий, это удобно и эффективно для повторения пройденного материала.

В общем, учите детей и учитесь сами. А мнение о том, что иностранный помешает освоению родного языка или «перегрузит» ребенка, оставьте поклонникам советских форм обучения: если малышу интересно и он не устает — занимайтесь на здоровье. Не хочет или пока не может — не давите. Ведь это вы понимаете, что знания открывают мир, а ребенок вырастет и сам разберется, когда и какой язык изучать.

Юлия Коваленко, журнал «Город детства», Красноярск

Как помочь ребенку научиться самостоятельно читать по-английски

Самым лучшим возрастом, когда специалисты рекомендуют начинать с ребенком занятия английским, является 4-5 лет. Но при этом очень важна подготовка. Чтобы малыш был открыт к обучению в 4 года, и, самое главное, ему было легко постигать новый язык, его лучше начать знакомить с иностранной речью примерно в 2 года.

Сделать это легко – следует читать небольшие детские стишки, петь песенки, смотреть мультфильмы.

В таком деле важна регулярность. Это не значит, что малыша нужно через силу заставлять учить новые выражения или читать один и тот же текст по несколько часов. Помните, что крохе в первую очередь должно быть интересно. Если он не будет увлечен занятием, интерес пройдет уже в скором времени, а уроки английского будут ассоциироваться с чем-то плохим.

Как помочь ребенку научиться самостоятельно читать по-английски

Изучая слова, прочтите их несколько раз, затем повторите в течение дня и перед сном, а на следующий день – повторите перед тем, как идти дальше. При этом не стоит перегружать малыша, заставляя его учить более 5-10 слов за раз.

Основные правила по организации занятий

Прежде, чем приступать к занятиям, следует осознавать, что дети в 4-летнем возрасте очень подвижны, они активно познают мир и не готовы длительное время сидеть на одном месте, чтобы заниматься английским.

Важно!Занятия не должны длиться дольше 15 минут!

Провести урок можно в интересной форме, и вариантов для этого множество:

Как помочь ребенку научиться самостоятельно читать по-английски
  1. Путешествие. Включив фантазию, можно превратить комнату малыша в целое иностранное государство. Для этого достаточно расставить мебель (стулья) и оформить все с помощью карточек, игрушек. Скамейки будут своеобразными станциями, по которым и будет путешествовать юный исследователь. Начать игру лучше со знакомого слова, которое уже знает ребенок. Он с удовольствием самостоятельно прочтет его на карточке. А вот на второй станции будет ждать незнакомое, которое нужно выучить.
  2. Помощь игрушкам. В этой игре нужно обыграть такую ситуацию. В гости зашел мишка (кукла, зайка) и попросил помощи, без которой он не сможет добраться домой. А помощь заключается в чтении иностранных словосочетаний.

Таким образом, ребенок не только получит новые знания, но и весело проведет время. Такая организация поможет достичь быстрого и эффективного результата.

Игры и наглядные пособия для изучения букв и звуков

Чтобы новые слова лучше запоминались, лучше преподносить их в легкой игровой форме. Начинать нужно с изучения букв. И для этого есть неплохая игра под названием Thumb up — thumb down. Она очень простая. Взрослый поднимаем палец вверх, и маленький ученик произносит буквы алфавита по порядку.

Ставит его горизонтально – повторяет одни и те же буквы, опускает вниз – алфавит произносится в обратном порядке.

Как помочь ребенку научиться самостоятельно читать по-английски

И таких увлекательно-познавательных игр достаточно много. Еще одна – Raise your sound. Суть в том, что ребенку раздаются карточки с разными звуками. Затем родитель называет слово, а ребенок должен поднимать ту карточку, на которой есть звуки этого слова.

Общие принципы чтения на английском языке

Очень важно, чтобы обучение началось с алфавита. При этом каждую букву лучше изучать по отдельности. На втором занятии малыш повторяет изученные буквы для закрепления результата и только потом приступает к изучению новой.

Только после освоения отдельных букв можно приступать к чтению целых слов. Очень эффективна группировка словесных звуков. Читая их, кроха легче запоминает, а также осознает, как правильно читать то или иное слово. Пример: may, say, stay, play, pay, way.

Типы обучения чтению

Как помочь ребенку научиться самостоятельно читать по-английски

После освоения простых слов, можно переходить к сложным. На этом этапе важно пополнять словарный запас. Фразы должны быть простыми, но наполненными разной лексикой. К примеру, can … jump, run, swim.

Следующий шаг – простые тексты. Важно, чтобы они состояли из тех слов и фраз, которые ребенок уже выучил. Отличным вариантом станут небольшие стишки. По мере того, как лексикон будет пополняться, можно постепенно переходить к прочтению более сложных текстов.

Важно!В процессе обучения приоритетом должно быть не скорость чтения, а понимание того, о чем читает ребенок.

Как правильно учить

Основное правило изучения иностранного языка в раннем возрасте – это не изучение, а общее знакомство. Такая учеба не должна быть навязчивой и с большими нагрузками для ребенка. Правильный подход к знакомству с иностранным языком с детства, однозначно облегчит изучение языка и в будущем. Для общего понимания, ребенок будет знать, что в мире существует много иностранных языков, которые отличаются друг от друга.

ВСЕГДА ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ У РЕПЕТИТОРА.

Очень хорошо на занятии пользоваться игрушками, максимально общаться и говорить на английском языке, петь песенки, пользоваться яркой и интересной литературой, смотреть англоязычные мультики. Хорошо запоминаются общие фразы, которые хорошо остаются в памяти. Так ребенку легче будет воспринимать информацию. Никогда не ругайте ребенка, если у него что то не получается, попробуйте спокойно повторить материал. Старайтесь поощрять и хвалить подбадривающими фразами.

Знание иностранного – это фактор, который влияет на успешное обучение в школе и институте.

Карьера человека, который знает английский язык, продвигается гораздо быстрее. Часто после изучения английского, другие языки усваиваются

быстрее и легче. Это связано со строением нашего головного мозга и наличием англинизмов в ряде европейских языков.

Когда рекомендуется начинать изучать английский язык

Еще в 80-х годах прошлого века опытные педагоги не рекомендовали напрягать мозг ребенка и изучение иностранных языков начиналось с 3-го или

4-го класса начальной школы. Эра цифровых технологий и развития интернета изменила нашу жизнь. Мы стали быстрее жить, думать и уже в 2-3 года проявляет интерес к буквам и цифрам. Для включения мультфильма или игры ребенок должен знать или догадываться,

что написано не дисплее или кнопке. Любопытство и желание использовать возможности компьютерной техники толкают ребенка к развитию.В 21 веке большинство ученых и педагогов склоняются к мысли, что занятия по английскому языку можно начинать в более раннем возрасте.

В 3-4 года ребенок легко запоминает новые слова, понимает разницу между родным и чужим языком, слышит преподавателя и реагирует на команды.

Правильная мотивация и обучение в игре помогают ребенку усвоить большой объем знаний.

Уроки английского для малышей

Персональные занятия малыша с репетитором по мнению большинства родителей, хорошая идея. Это не совсем верно. Калифорнийский институт

иностранных языков провел собственное исследование, в ходе которого выяснилось следующее:

  • дети, обучающиеся в группе запоминали больше новых слов;
  • время на освоение одних и тех же навыков в группе меньше, чем при индивидуальных занятиях с репетитором;
  • мотивация к занятиям у детей в группе выше, чем при персональных уроках с преподавателем

Исследователи пришли к выводу, что большинство детей воспринимает учебу как игру. Чем дольше игра захватывает внимание, тем охотнее

ребенок получает и анализирует новую информацию. Ведь играть в группе ровесников намного интереснее, чем одному. Видимость игрового

процесса длится дольше, а потом в дело вступает соревновательная фаза. Дети стараются узнать и запомнить больше, потому что не хотят быть х

уже других. Занимаясь отдельно ребенок вскоре понимает, что это не игра и начинает банально отвлекаться или капризничать.

Нагрузки на мозг возрастают так как ребенок подсознательно ставит блоки, на получение новой правильно подобранной методике, уроки английского языка группой детей, показывает замечательные результаты.

Узнайте больше об обучении малышей

Поделиться статьей