Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Аутизм: признаки заболевания и методы коррекции

Расстройства аутистического спектра, проще говоря, аутизм, — это сложное врожденное нарушение в структурах и развитии центральной нервной системы. Это самая малоизученный комплекс патологий. Люди, страдающие им, могут иметь тяжелую степень умственной отсталости или проявлять гениальные способности. 

Что такое аутизм

Аутизм – это психическое расстройство, которое возникает при нарушении развития головного мозга. При этом заболевании у ребенка или взрослого наблюдаются проблемы в социальных взаимодействиях, а также различные расстройства речи, моторики. Аутизм сложно диагностировать в раннем возрасте, поэтому чаще всего диагноз устанавливается после 2-х лет.

Точную причину аутизма ученые пока еще не определили. Но медики уверены, что к появлению аутических расстройств приводит комплекс факторов. Среди предполагаемых триггеров, из-за которых возникает аутизм, врачи называют:

  • генетические факторы (как взаимодействие разных генов, так и мутации);
  • воздействие химических веществ (в том числе медикаментов) на мать во время беременности или на новорожденного;
  • нарушения метаболизма;
  • нарушения гормонального фона;
  • вирусные и бактериальные инфекции.
Что такое аутизм

Чаще аутизм встречается у мальчиков, а также если в семье есть ребенок с аутизмом, риск того, что еще один малыш родится с этим расстройством составляет 20%.

Аутизм обычно застает родителей врасплох, ведь чаще всего признаки неочевидны, особенно в возрасте до двух лет, когда ребенок только учится коммуницировать с окружающим миром. Главное, что стоит помнить родным, столкнувшимся с аутизмом – ребенку всегда можно помочь. Чем раньше установлен диагноз и начнут оказывать помощь, тем быстрее малыш научится управлять своей жизнью.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Может ли проявиться аутизм у взрослых?

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм – это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

Коррекционные и диагностические мероприятия при аутизме

Еще недавно диагноз «Аутизм» звучал как приговор. Но на сегодняшний день многое изменилось.

Существуют различные подходы при коррекции поведения и обучения при аутизме:

  • аппаратное лечение: (применение физиотерапии, электростимуляции, транскраниальная микрополяризация, БАК-терапия, Томатис-терапия);

  • психологический метод (АВА-терапия, сенсорно-интегративная терапия, программа «РМО»);

  • медикаментозное лечение (назначается врачом-психиатром);

  • курсы ноотропной терапии;

  • занятия с логопедом, нейропсихологом, адаптационная гимнастика.

Прежде чем начать коррекцию ребенка нужно обследовать. Для этого проводятся:

  • МРТ головного мозга для исключения случаев структурных изменений со стороны мозга;

  • ЭЭГ сна и бодрствования для выявления эпилептоформных изменений. При их обнаружении потребуются определенные назначения со стороны невролога;

  • Генетическое обследование;

  • Консультация психолога;

  • Консультация гастроэнтеролога;

  • Обследование на глютеновую и казеиновую недостаточность, состав аминокислот;

  • Обследование микрофлоры кишечника;

  • Подбор диеты.

Также для выявления детей, имеющих расстройство развития аутистического спектра существуют различные скрининговые тесты.

Толбатова Наталия Олеговна

Диагностика аутизма

Перед постановкой точного диагноза родители заполняют несколько специальных опросников, по которым врачи оценивают уровень развития интеллекта и поведенческих нарушений. Для выявления поражений головного мозга ребенка направляют на УЗИ и ЭЭГ. Нередко аутистические расстройства сопровождаются эпилепсией, микроцефалией и другими тяжелыми патологиями. Показаны также консультации сурдолога для выявления нарушений слуха.

Не всегда результаты первичного обследования подтверждают или опровергают подозрения. Иногда тревожащие нарушения с возрастом просто проходят. Но при тяжелой степени аутизма признаки достаточно характерны для постановки диагноза РАС.

Диагностика аутизма

Наибольшие трудности вызывает диагностика детского аутизма, так как подобные симптомы могут наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Тем не менее, наличие настораживающей симптоматики требует обращения к педиатру. Диагноз устанавливается комиссией, в которую входят педиатр, психолог (психиатр), невролог, другие специалисты (по показаниям), родители, воспитатели или учителя ребенка.

Для оценки состояния ребенка используется шкала аутизма CARS, которая состоит из 15 разделов, затрагивающих все области жизни и развития ребенка. Каждый раздел предполагает 4 варианта ответов с соответствующей балльной оценкой. Баллы затем суммируются, и по их количеству делается заключение о наличии заболевания:

  1. 15 — менее 30 баллов — аутизма нет;
  2. 30 — менее 36 баллов — возможна легкая или средняя степень аутизма (синдром Аспергера);
  3. более 36 баллов — возможен аутизм тяжелой степени.

У взрослых наличие расстройства определяют по трем основным признакам, которыми являются:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • трудности при общении с другими людьми;
  • особенности поведения.

Ранний признак аутизма № Жизнь как снежный шар

Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?

Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.