Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Берегите детство! Чем опасно желание родителей вырастить гения?

В этой статье Вы узнаете основные моменты, которые помогут Вам узнать, как дети усваивают новые знания, умения, навыки.

Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие ребенка 4 недель:

ребенок успокаивается если его возьмут на руки и укачивают; оживляется при звуке голоса мамы или другого близкого человека (или наоборот замирает); о своих потребностях сообщает плачем. Когда проголодался или хочет спать; если общаться с ребенком достаточно близко – внимательно разглядывает лицо человека; на поставленный перед ним предмет тотчас обращает внимание. Внимательно его разглядывает.

Развитие ребенка в 2 месяца:

во время кормления грудью может ненадолго остановиться чтобы рассмотреть мамино лица, посмотреть в глаза; улыбается в ответ на улыбку; когда с ним разговаривают произносит звуки, гулит; трясет вложенной в руку погремушкой; за движением следит глазами; открывает рот, когда чувствует близость груди матери и при виде бутылочки.

Развитие ребенка в 3 месяца:

узнает лица знакомых людей; когда с ребенком разговаривают, оживляется и смеется в ответ; разглядывает игрушки, свои ручки и пальчики.

Личностный интеллект

Упражнения для развития личностного интеллекта.

1. Внутренние враги

Это ваш внутренний голос, который нашептывает вам негативные оценки себя («это глупо», «я уже стар», «у меня не получится» и т. д.). Можно и нужно дополнить этот список своими личными «негативизмами». Осознайте, что они вам мешают и уберите их из своей головы.

2. Зачистка

Это уничтожение «внутренних врагов» при помощи осознания, анализа и действия. Поиграйте: похныкайте и понойте вслух, посмейтесь над этим. Можно это делать в компании, соревнуясь, у кого хуже.

Отделив себя от своих негативных мыслей, вы готовы к конструктивным действиям по их преодолению. Решите, каким способом вы это сделаете, запланируйте ежедневные действия и приступайте к выполнению.

3. Время для себя

Найдите время для себя (в идеале 1-2 дня), когда вы будете делать только то, что хочется и проведете его там, где вам хорошо. Запланируйте заранее: когда, где и сколько времени вы сможете уделить себе. Обязательно оставьте время на игру или творчество. Размышляйте над своими ценностями, целями и результатами.

4. Доработка

Вспомните о своих ошибках. Что теперь, исходя из опыта, вы бы сделали иначе? Какие уроки на будущее смогли бы извлечь из этих неудач? Запишите урок. Мысленно или письменно поблагодарите свой опыт и переходите к следующей ситуации.

5. Открой себя заново

Создайте образ идеального себя, профессионала в выбранной вами сфере. Определите качества и навыки, которыми хотели бы обладать и меры по их выработке (курсы, консультации, изменение манеры поведения, диета, лечение, психотерапия, спорт, фитнес и т. д.). Составьте список необходимых вам качеств, запишите его и то, как вы будете их приобретать, и приступайте к реализации.

6. Амнезия

Хороший способ ускорить свои достижения — избавиться от всех обид на кого бы то ни было. Чувство обиды связывает и блокирует энергию, необходимую для работы.

Представьте, что у вас амнезия, и вы забыли все свои травмы. Найдите время и напишите письма своим обидчикам. Выскажите им все наболевшее, и простите их в письме. Эти письма надо писать не спеша, по одному. Потом отправить, сжечь или отложить до лучших времен.

Может быть, позвонить адресату. Решать вам. Действие и результат запишите. Повторяйте до тех пор, пока не закончатся ваши обиды. Потом сравните свои ощущения до и после выполнения этого упражнения.

7. Запомни клиента

Запоминать можно не только клиентов, но и других людей, с которыми вы контактируете по роду своей деятельности. В течение недели сознательно старайтесь запоминать новых людей, с которыми сталкиваетесь лично или говорите по телефону. Вечером записывайте максимум информации о каждом, как можно подробнее.

8. Круг общения

Нарисуйте 4 концентрических окружности. Во внутреннем круге запишите свое имя. В прилегающем к нему — всех своих близких друзей и родных (к кому вы обратитесь за помощью в трудную минуту).

В следующем круге запишите имена знакомых и приятелей, с кем вы регулярно видитесь, но они не являются близкими друзьями. Во внешнем кольце запишите имена тех, кого вы видите изредка или случайно. Подумайте, как вы можете с ними связаться.

9. Достижения

Составьте список своих реальных достижений, которыми вы можете по праву гордиться. Какие качества или черты характера вы при этом проявили? Запишите. Время от времени перечитывайте.

10. Фактор перемен

Вспомните все радикальные перемены, которые произошли с вами в жизни и их предполагаемые негативные последствия. Какие из них произошли на самом деле? Сделайте выводы. Запишите.

Самое главное на пути к успеху в чем бы то ни было — начать действовать уже сегодня. Выберите упражнение, сделайте его и поделитесь своим результатом в комментариях. Это и будет вашей заявкой на успех. Удачи!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Алла Росоловская

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 7-ЛЕТ

При правильном подходе интерес к чтению и математике можно пробудить у малыша уже в 4 года. При этом важно понимать, что принесут пользу только те занятия, которые будут интересны самому ребёнку. В этом заключается секрет успеха ментальной арифметики: она увлекательна даже для непоседливых малышей. Сначала дети проводят вычисления на специальных счётах, а затем учатся быстро считать в уме и оттачивают этот навык на онлайн-тренажёрах. Кроме того, логические задачи и головоломки, раскраски, настольные игры, книги, прописи – все это играет важную роль в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста.

В 7 лет ребёнку сложно перестроиться и войти в ритм школьной жизни. Восприятие по-прежнему происходит через игру, поэтому при возникновении трудностей в освоении школьного материала привнесите игровой элемент. Для расширения словарного запаса полезна игра в слова, для улучшения навыков счёта в уме – игра в магазин и занятия ментальной арифметикой. С интересом расспрашивайте малыша о прочитанных книгах –   пересказывая сюжет, дети тренируют память и способность выстраивать развернутое высказывание из нескольких предложений.

Как помочь развитию интеллекта у ребёнка 9 лет? В этом возрасте ребёнок уже вполне самостоятелен для выбора игр и занятий.

Пользу принесут:

  • сложные головоломки;
  • настольные игры, пазлы, модели для сборки самолётов, кораблей, замков и др.;
  • логические игры, требующие просчёта нескольких ходов вперед, например, шахматы;
  • активные игры и занятия спортом.

Раннее детство и дошкольный возраст

В год он разговаривает, в полтора поражает гостей чтением стихов наизусть, в три знает буквы, в пять уже самостоятельно читает толстые книги. Ну гений же, ясно море!

Еще бывает вариация «в пять сочиняет музыку» или «в пять решает задачи алгебраическим методом». Младенцу тут же вешают на грудь табличку «одаренный ребенок» и начинают нагружать дополнительными развивающими занятиями.

И пытаются всеми правдами и неправдами запихнуть в школу лет в шесть, ведь «потом ему будет скучно, он же все знает». Да не будет ему скучно!

Все вышеперечисленные свидетельства одаренности говорят только об одном: роды были удачными, ребенок здоров.

Просто на фоне остальных 80% детей, которым не так повезло (и, соответственно, они получили небольшие повреждения ЦНС), нормальное развитие речи выглядит как чудо. И нормальный интерес к звукам, к числам, к рисованию — тоже.

Хотя все серьезные исследования возрастных психологов просто вопят об одном: детство дано для того, чтобы играть, дружить, лазить, ломать и строить, болеть, рыдать, бояться и узнавать мир. Не для того, чтобы учиться грамоте или счету.

Вчера мне приводили на прием пятилетнюю девочку, рабочий день которой длится 12 (да, двенадцать!) часов. И почему-то она истерики закатывает почти ежедневно, а давайте ей какой-нибудь фенибут подаем, чего это она?

Как развивать собственный интеллект

Чтобы продвинуться ближе к настоящему, осознанному повышению мирового интеллекта, каждый из нас может заняться исследованием и развитием собственных интеллектуальных навыков. Вот, что можно сделать уже сейчас.

1. Заботиться о себе и своем состоянии, чтобы быть продуктивным. Невероятно, но этот пункт пропускают подавляющее большинство людей, особенно тех, кто работает в сложных областях.

Каждый раз, засиживаясь над интересной задачей до утра, помните, что вы не всегда сможете выжимать из своего тела и разума ресурсы, которым нужно восстановиться. Причем чем дальше, тем менее доступной будет эта опция: здоровье не резиновое, хронический стресс — штука вредная.

Что делать. Если сильно любите работать, подойдите к организации отдыха с такой же прагматичной точки зрения, как и другим задачам. Отдых — это не просто смена деятельности. Его можно разделить на три компонента:

  1. Антистресс.
  2. Расслабление
  3. Восстановление.

Чаще всего за отдых мы принимаем сериалы, соцсети, компьютерные игры. Они относится именно к антистрессу, но для качественного отдыха выделяйте достаточно времени на расслабление и восстановление. Если после тяжелого дня вы часами листаете соцсети, остановитесь на минутку и прислушайтесь к себе. Очень может быть, что на самом деле вам нужно принять ванну и поспать.

2. Подбирать задачу под состояние. Если верно оценивать свое состояние и решать подходящие задачи в данный момент, вы решите больше задачи и повысите качество жизни.

Что делать. Научитесь понимать, какого внутреннего состояния требует задача. Попробуйте присмотреться к себе: можете ли вы честно оценить свое состояние? Другими словами, если вы скажете себе, что устали и хотите заняться чем-то несложным, то поверите самому себе? Если вы представляете, на что способны в каждый конкретный момент времени, сможете выбрать подходящие задачи под свое состояние. Например, написание кода или проверка чисел в отчете требуют сосредоточенности, генерация идей на этапе мозгового штурма лучше получаются в более диффузном состоянии. Результат — заметно возросшая эффективность и колоссальная экономия времени, сил и нервов.

Чтобы этому научиться, практикуйте логирование — отслеживайте свои состояния, фиксируйте задачи, делайте предположения о том, какого состояния требует конкретная задача. Оценивайте результаты и записывайте все это хотя бы два-три месяца.

Отследить состояние поможет «Квадрант эмоций»:

Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу

3. Завести экзокортекс. У многих он уже есть. Экзокортекс — это все способы хранения информации вне собственной головы: записные книжки, ежедневники, планнеры, файловая структура на компьютере. Хорошо организованный экзокортекс добавляет бонусные баллы к вашей эффективности, но только если он действительно хорошо организован.

Что делать. Чтобы хорошо организовать экзокортекс, ведите заметки в любой удобной среде. Например, себя хорошо зарекомендовали Evernote, Notion и метод немецкого социолога Никласа Лумана «Цеттелькастен». Сохраняйте не только дела и задачи, но и случайные мысли. Со временем вы начнете находить связи с прошлыми случайными мыслями. Это даст новую почву для размышлений, творчества и развития. Записывайте буквально все подряд.

Главная задача экзокортекса — максимально разгрузить оперативную память мозга. Хороший маркер — ощущение «пустой головы». Если все записано и ничего не беспокоит, то вы все сделали правильно.

Экономика образования Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы

4. Анализировать, в каком пункте problem-solving цикла происходит неудача, и исследовать этот пункт. Это бывает неприятно. Мы все не любим неудачи, но лучше выяснить, что мы систематически ошибаемся, чем каждый раз сводить все к «у меня опять ничего не получилось».

Каждый из навыков цикла можно улучшить и натренировать, а общая уверенность в своих силах и ценности восстанавливается гораздо дольше.

Что делать. Посмотрите на последние неудачи и мысленно пройдите по этапам цикла. Его основные шаги такие:

Как развивать собственный интеллект
  1. Заметить проблему.
  2. Оформить проблему.
  3. Найти решения.
  4. Выбрать решение.
  5. Применить решение.
  6. Учесть ошибки.

Определите, на каком этапе все пошло не так, и проговорите, что именно там пошло не так. Простой пример: вы замечаете, что регулярно опаздываете. Тут может быть ошибка на этапе планирования — слишком мало времени закладываете на дорогу, и на этапе исполнения — слишком медленно идете. При этом результат один — провал на разном этапе.

Есть и другие способы тренировать свой интеллект, но основа остается прежней — каждый раз ставить перед собой и решать задачу более сложную, чем предыдущая. Тогда в один прекрасный день кто-то обнаружит, что его следующая задача — терраформирование пригодных для жизни планет. Яблони на Марсе сами себя не посадят.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Индивидуальные особенности интеллекта

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте. Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Индивидуальные особенности интеллекта

Гендерные различия

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше гениев и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое воображение, а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.

Задачи на координацию

Часто бывает так: мозг работает быстрее, чем руки, и это приводит к опискам, перестановке букв или даже слогов. Из-за поспешности может сформироваться неразборчивый почерк, либо хоть и аккуратное, но чрезмерно медленное письмо.

Тут вся загвоздка в нестойкой связи между полушариями, недостаточном самоконтроле, а также в произвольности действий руки из-за задержки развития лобных долей мозговой коры.

Этот нюанс хорошо корректируется следующими упражнениями. Взрослым тоже придется непросто — попробуйте и убедитесь!

Что делать:

  • Одной рукой пишем свое имя, а другой — слово «молодец»
  • Рисуем картинки, например, человечков: одной рукой — из кругов, другой — из треугольников.
  • Раскрашиваем рисунок: правую его часть — левой рукой, левую — соответственно, правой!
  • Обводим рисунок по контуру сразу двумя руками.

Эмоциональный интеллект

Многие ли из нас понимают себя и свои чувства? С возрастом мы загоняем эмоции внутрь себя, не даём им выплеснуться.

Что говорить о принятии и понимании чувств других людей, закономерностей общения! Нам часто не хватает эмоционального и социального интеллекта.

Для гармоничного развития в любом возрасте необходимы физические нагрузки

Эмоциональный интеллект — это осознание эмоций, понимание и управление ими, умение эффективно общаться с людьми, понимать и сопереживать.

Если вы подвержены импульсивным решениям, о которых впоследствии жалеете, то вам надо развивать эмоциональный интеллект.

Как это делать?

  1. Отслеживайте свои эмоции, реакции на происходящие с вами и вокруг вас события, пытайтесь понять своё отношение к этому.
  2. Учитесь чувствовать связь реакций тела с чувствами. Научившись разбираться в языке тела, вы лучше будете понимать переживания и чувства других людей.
  3. Записывайте свои эмоции и последующие действия в дневник. Не игнорируйте никаких чувств. Смотрите правде в глаза, как бы она ни была неприятна. Успокоившись и перечитав записи, вы сможете взглянуть на себя со стороны. Это помогает понять, правильно ли вы поступили. Если сорвались из-за ерунды, то в следующий раз постарайтесь вести себя сдержаннее.
  4. Понимая причины бессознательных реакций, вы научитесь управлять ими.
  5. Учитесь видеть и слышать — мелкие нюансы, такие как движения при разговоре, тон, каким сказано, могут много рассказать о человеке, чувствах которые он испытывает. Так можно научиться распознавать лукавит человек или же он честен с вами.
  6. Будьте открыты, дружелюбны и честны в любых отношениях

Учитесь правильно контролировать свои эмоции

Развитый эмоциональный интеллект помогает человеку быть менее подверженным стрессам, спокойно и эффективно общаться с любыми людьми.

Понимать их чувства и быть правдивым в своих эмоциях и реакциях, не пряча их под маской невозмутимости. Пользуйтесь любыми из приведённых методов — всеми вместе или каким-то отдельным.

Заботьтесь о здоровье своего ума. Выбирайте, как развить свой интеллект, и помните, что важно научиться позитивно мыслить, а смех называют активной медитацией, помогающей избежать стресса и расслабиться.

Чтобы достичь желаемого результата, надо приложить немало усилий, ведь современный человек ленив. Преодолевайте лень и делайте свою жизнь ярче и счастливее.