Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Беспорядок и дети – позволять или запрещать. Советы и информация

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей.

О мероприятии

 «Ребенок и гаджеты»: разрешить нельзя поставить запятую?

«Когда он в телефоне, он не видит и не слышит ничего вокруг», «Только в игры играет, съехал по учебе», «Из-за этого компьютера в доме одни ссоры и скандалы», «Ребенок впадает в истерику, если пытаюсь запретить гаджеты». Такие ситуации знакомы многим родителям. И конечно, они вызывают беспокойство, а у некоторых родителей и отчаяние. Но выход есть из любой сложной ситуации.

На вебинаре, посвященном взаимодействию ребенка и виртуального мира, мы разберем:

Как определить: что это – компьютерная зависимость или пока просто педагогическая запущенность? Почему дети предпочитают гаджеты, а не живое общение? Запрещать или договариваться? Как совместить виртуальную и реальную жизнь ребенка? Основы интернет-безопасностиВебинар проводится в рамках проекта “Наставничество”, ведет обучение психолог проекта Наталья Батунова.  

Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Неряшливый ребенок: советы родителям

1. Приучайте малыша быть чистюлей с первых месяцев жизни. Даже когда малыш еще сам не в состоянии о себе позаботиться, мама и папа должны показывать пример. Вряд ли малыш прослывет аккуратистом, когда вырастет, если его будет окружать хаос из вещей, а сам он будет завернут в грязную пеленку. Ребенок перенимает привычки людей и особенности среды, которая его окружает. 2. Если ребенок будет видеть, что вы следите за собой, он постарается вам подражать. Ему вообще интересно все, чем занимаются взрослые. Поэтому если малыш желает попробовать пылесосить, гладя на вас во время уборки, позвольте ему помочь. Даже если уборка растянется на целый час. Но нужно понимать, что маленький ребенок просто подражает, и важен для него не результат, а процесс. 3. Ошибка многих взрослых, которые считают своего ребенка неряхой – требовать от малыша то, чего он по возрасту не в состоянии выполнить. Например, требовать от малыша безукоризненного порядка в комнате 24 часа в сутки. В возрасте до 1,5 лет малыш еще не способен понять разницу между беспорядком и чистотой. Малыш пока не владеет координацией тела настолько, чтобы все делать аккуратно. 4. Красивая детская одежда для малыша – предмет гордости. Но даже на новое любимое платье можно случайно посадить пятно или испачкать юбку гуашью. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл умыться или неаккуратно рисует. Повышая голос на ребенка, вы можете получить обратный результат. 5. Если в вашей семье несколько детей, то вы наверняка заметили, что один ребенок неряшливый и рассеянный, а второй – его полная противоположность. Будет неправильным сравнивать ребят, поскольку ваши слова могут ранить малыша и развить в нем комплексы и обиды на братика/сестренку. Иногда неряшливость может быть намеренной и служить для привлечения внимания родителей, если ребенок обделен их лаской.

6. В приучении ребенка к чистоте важно соблюдать рамки разумного. В слишком строгой по отношению к детям семье может вырасти педантичный и даже одержимый аккуратностью человек. Такие люди болезненно воспринимают беспорядок и раздражаются при виде малейшей соринки или складки на одежде. 7. Аккуратность не должна быть основой воспитания и отношения к ребенку. Упреки за разбросанные вещи можно заменить занимательной игрой, в которой вы соревнуетесь, кто аккуратнее сложит книги в стопку или красивее расставит игрушки на полке детского гарнитура -garnitury. Со временем малыш начнет понимать и ценить красоту и порядок. Поймет, что уборка и гигиена – не только полезное, но и приятное занятие. 8. Не стоит ребенку запрещать быть любознательным и непосредственным. Малыш каждый день изучает мир, в его руках оказываются самые разные предметы, в том числе покрытые слоем грязи. В процессе игры малыш и сам становится чумазым, как трубочист. Но это не имеет ничего общего с понятием неряшливости, ведь малыш играет и развивается, пусть и не очень аккуратным, с точки зрения родителей, путем. Родителям малышей в возрасте до 5 лет предстоит свыкнуться, что после прогулок одежда крохи меняет свой цвет до неузнаваемости. Родители должны научиться различать неряшливость ребенка и его стремление к познанию мира. С малых лет мама и папа могут постепенно приучать кроху к порядку – в комнате, в одежде и во внешнем виде. Напоминайте малышу о том, чтобы он мыл руки перед едой и складывал вещи, но не ругайте, иначе полезные привычки превратятся в ненавистную «обязаловку». Подготовила Катерина Василенкова

Мотивация для уборки

Для того, чтобы правильно замотивировать ребенка, нужно понять, а что такое чистота и порядок для меня? Почему меня раздражает грязная посуда или разбросанные игрушки? Несильно ли много я придаю всему этому значения? И что мотивирует меня навести порядок?

Какой пункт Вам близок? Голосуйте! Чтобы было чисто, не могу в грязи, потому что «порядок в доме – порядок в голове»(отличная мотивация, правильная) %  А что люди скажут, если вдруг внезапно придут ко мне в дом (здесь бы разобраться с самооценкой) % Потому что надоело наступать на игрушки (особенно ночью приятно услышать кряк или визг) % Потому что надо (вспомните, не ругала ли вас мама в детстве за уборку?) % Уборка – мой релакс (отличный способ наведения порядка в голове, кстати) 10.4% Муж любит порядок (а он принимает участие в наведение порядка?) % Если не убирать, то зарастем грязью по уши (конечно, так будет, если не убирать вовсе, а, если просто снизить градус напряжения в этом вопросе?) 34.9% Свой вариант можно оставить в комментариях под статьёй. 0% Показать результаты Проголосовало: 298

Для того, чтобы замотивировать ребенка, используйте не приказ, а приглашение. Научите ребенка любить уборку, объяснить, что чистота в доме – это такая же необходимость, как кушать и спать. Обнимите ребенка, пригласите поучаствовать, для начала хотя бы просто посидеть рядом пока вы моете посуду или вытираете пыль.

Не мешайте малышам вам помогать, если они проявляют желание. Да, толку от такой уборки будет мало, скорее наоборот. Но тем не менее. Не отбивайте охоту и хвалите. Это лучшая мотивация.

Деток постарше не надо заставлять, дайте понять, что уборка — это не обязанность, а помощь маме, любимому родному человеку. Ведь мама тоже старается для всей семьи, готовит вкусную еду, стирает одежду, ходит на работу, чтобы заработать денег не только для своих хотелок.

Попробуйте включить фоном любимую музыку или аудио-сказку.

Добавьте элемент игры в уборку, устраивайте соревнования, кто быстрее и лучше наведет порядок в комнате и найдет место, где еще можно добавить чистоты.

А какой мотивацией может стать удовольствие в конце уборки, когда вокруг всё сияет и блестит! Акцентируйте на этом внимание своих детей: посмотри, как красиво и чисто у нас стало!

Идите на контакт, сближайтесь с ребенком, применяйте любовь и нежность без дозировки.

Ищем компромисс

Если в квартире живёт несколько человек, скорее всего, создать организованное пространство будет достаточно сложно, ведь нужно постараться не обойти вниманием интересы каждого. Хозяйка квартиры запрещает повесить ещё одну полку; супругу раздражает большое количество проводов от разнообразной техники, которые лежат на полу; руководитель не позаботился о тумбочке (подставке), на которую было бы хорошо складывать различные бумаги и папки.

Выход есть! Хорошо продуманный план действий. Договаривайтесь с квартирной хозяйкой, руководителем, женой, и лишь после этого приступайте к обдумыванию рационального размещения предметов в доме или рабочем помещении. При этом важно учитывать распорядок вашего дня (чем вы занимаетесь на протяжении дня, что вам при этом необходимо, где чаще всего находитесь) и функциональность тех или иных вещей. Конечно, никто на свете не в состоянии навести идеальный порядок и постоянно придерживаться такого уклада. Однако организовать личное пространство по законам логистики с максимальным удобством вас вполне под силу.

Правила общения с подростками

  1. Поощряйте подростков высказывать свое мнение, касающееся семейных планов или решений. Вовлекая подростка в разговор, дайте ему почувствовать себя немного взрослым, спрашивая его мнение. Это укрепляет общение с подростком, так как повышает его чувство собственного достоинства. Он видит, ему доверяют, его мнением интересуются.
  2. Позвольте подростку самому выбирать себе одежду и объясняйте, как ее правильно выбрать. Не заставляйте его носить ту вещь, которая ему не нравится. Не ломайте детскую индивидуальность. Каждый подросток по-своему уникален, поэтому к каждому нужен свой особенный подход.
  3. Наверняка у вас есть любимое место, где вы любили в детстве коротать время. О чем-то мечтать, чем-то заниматься. Покажите его вашему подростку, как нечто для вас особенное. Такое доверие они оценят. (Советую прочитать несколько идей о том, как провести выходные с ребенком весело и комфортно).
  4. Находите время, чтобы в спокойной обстановке просто разговаривать с подростком. Говорите на отвлеченные темы: кино, музыку, хобби. Это поможет вашим детям, быть более открытыми.
  5. Уважайте частную жизнь подростков. Помните, войти — это значит предварительно постучаться, а не ворваться подобно вихрю.
  6. Поощряйте подростка иметь какое-то увлечение, хобби. Всегда с интересом выслушивайте, что они говорят о своем увлечении. Постарайтесь хоть немного, но разбираться в их хобби. Это прекрасная возможность налаживать общение с ребенком.
  7. Критиковать или высмеивать подростков за ошибки — это табу!!! Помогайте им набираться собственного опыта из своих ошибок. Например, рассказывая о собственном примере или объясняя им, почему у них так вышло.
  8. Показывайте своим тоном голоса, что абсолютно уверены в возможностях подростка. И точно знаете, что у него получится хорошо сделать то, о чем его просят. Это поощряет подростка стараться, чтобы достичь своих целей. Также повышает их чувство собственного достоинства. Они растут сдержанными и выдержанными людьми.

6 советов как правильно общаться с подростком

Многим семьям трудно общаться с подростками. Родители не понимают изменения, которые испытывает их подросток и его желание иногда побыть одному или самостоятельно принимать решения. Эти советы помогут вам наладить общение с подростком.

  1. Эффективность общения с подростком наступает тогда, когда родитель и ребенок понимают точку зрения друг друга. Поэтому родителям не стоит скрывать свои страхи и переживания в отношении своего чада. Это поможет подросткам научиться понимать поступки родителей.
  2. Что делать, если вы не удовлетворены компанией вашего подростка? Тогда не просто запрещайте компанию, а поговорите с ним о вреде, который она причиняет ему. Избегайте унижать подростка, назвав его слабым человеком или тем, кто легко подпадает под влиянием других людей.
  3. Старайтесь в разговоре не вдаваться в ненужные аргументы или подробности, выспрашивая их у подростка. Если разговор превращается в жаркие споры, прекратите его. Как взрослый и старший человек, будьте для подростка в этом примером. Вы можете начать разговор позже, когда оба остынете и появится соответствующий момент.
  4. Не всегда поддавайтесь на требования вашего подростка. Иногда нужно дать ему понять, что есть установленные границы, которые нельзя самостоятельно нарушать. (Если, например, подросток не хочет учиться, то узнайте, как можно побороть лень и начать учебу).
  5. Разговаривая с подростком, всегда показывайте, что доверяете ему и что хотите продолжать верить в него. Поощряйте его быть честным, чтобы не подрывать ваше доверие к нему.
  6. Избегайте говорить с подростком тоном приказа. Например: «Я тебе сказал сделать…; ты обязан…; давай быстрее». Обычная реакция подростка на такой разговор – это раздраженность, желание оправдаться или принципиальное молчание. Лучше говорить так: «Уже всё на столе, пожалуйста давай быстрее, тебя все ждут». «Скоро будем кушать, пожалуйста, приходи за стол через 5 минут». Предупреждая заранее подростка, вы даете ему время закончить свои дела.

4 ошибки в общении с детьми

Многие родители испытывают трудности общения с ребенком из-за некоторых своих ошибок. К сожалению, большинство из них не признают этого, поэтому продолжают общаться в том же духе. Вот некоторые из наиболее часто повторяющихся ошибок, из-за которых возникают проблемы общения родителей и детей.

Крик. Постоянно кричать на детей — значит эмоционально их подавлять. Дети очень чувствительны, и остро реагируют на психологическое давление. Постоянный крик развивает в них отрицательные механизмы защиты от родительской истерики.

Например, ребенок уходит в себя, становится замкнутым или принципиально непослушным. Более того, может начать принимать такое поведение, как само собой разумеющееся. И вероятней всего, будет эмоционально подавлять других детей и кричать на них.

Наказание. Многие родители общаются с детьми через наказание. Когда дети плачут, они указывают на ремешок или показывают жест, обозначающий наказание, чтобы напугать их. Но это самый разрушительный способ общения, вызывающий у ребенка вину, стыд, унижение.

Возможно, родители добьются послушания и подчинения. Но тем самым сделают из них инвалидов общения, с потерянным чувством собственного достоинства. Чтобы ваши дисциплинарные меры были эффективными прочитайте статью о правильном наказании детей.

Неумение сдерживать свое слово. Некоторые родители дают детям много обещаний, которые затем не в состоянии выполнить. Это плохая привычка, лучше не обещать, если сомневаетесь, что сможете выполнить обещанное. Даже если вы пытаетесь обещанием прекратить детские капризы. Невыполненное обещание заставляет ребенка сомневаться в родительских словах.

Сравнение с другими. Общение сводится к постоянному сравнению, которое провоцирует детей ввязаться в «крысиные гонки» с другими. Родители побуждают их идти по головам конкурентов, чтобы преуспеть во всех областях жизни. Ставя перед детьми нереалистичные ожидания, родители собственными руками делают их неуверенными в себе и менее умными.

Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке

Есть одна ошибка, которая убивает огромное количество сил и времени, и о которой я хочу вас сразу предупредить.

Никогда-никогда не пытайтесь придумывать системы хранения и организовывать пространство ДО того, как избавитесь от ненужных вещей!

Часто в жизни мы делаем совершенно по-другому. Вспомните, как многие разбирают ящички с вещами.

  • Мы заглядываем в ящик и обнаруживаем там бардак.
  • Пытаемся как-то систематизировать вещи.
  • В процессе отвлекаемся на то, чтобы где-то что-то отмыть и протереть.
  • Потом понимаем, что тут что-то много всего лишнего, и выбрасываем часть ненужных вещей.
  • Опять пытаемся выделить какие-то категории и организовать то, что осталось.
  • И в итоге тратится огромное количество времени впустую, потому что мы ходим по кругу.

Схема должна быть такая: сначала расхламление, потом отмывание и только потом организация систем хранения. Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке навсегда.

Советы родителям младших школьников

Помогайте, а не делайте вместе

Иногда ребенок, учащийся в младших классах, не может самостоятельно справиться с домашним заданием – был невнимателен на уроке, прослушал, а, быть может, слушал внимательно, но не все понял.

В этом случае, если он просит помощи, помогите ему – даже если вы не помните материал со времен вашего обучения в школе, найти его в интернете или спросить у знающих людей, если такие рядом есть, не составит труда.

Главное – именно помогайте, а не делайте задание за него. Объясните тему еще раз, определите, что именно требуется в задании и объясните ребенку более простыми словами. Не повышайте голос, если ребенок не понимает с первого раза. Таким образом, помогая ему самостоятельно прийти к ответу, вы разовьете в нем самостоятельность и умение анализировать.

Читайте вместе

© JackF / Getty Images

Если вы заметили, что ваш ребенок неохотно читает заданный ему в школе материал – читайте его вместе с ним. Вечером, например, перед сном, садитесь и читайте вместе вслух. Часть можете прочитать вы, а часть – ребенок. Кроме того, вы можете просто читать произведения ребенку на ночь.

Так чтение заданных в школе произведений у него будет ассоциироваться не с обязательством и домашним заданием, а с приятным времяпровождением в кругу семьи, с уютом и воображаемыми персонажами, которых вы вместе сможете оживить.

Смотрите вместе

© DAPA Images

Этот совет неразрывно связан с предыдущим, ведь по многим произведениям и сказкам, которые дети проходят в младшей школе, сняты чудесные фильмы и очень интересные мультфильмы, которые сделают произведение более красочным и запоминающимся, и помогут ребенку полностью представить описанных в книге персонажей.

Если вы отправите школьника смотреть какой-либо фильм, снятый по школьному произведению, маловероятно, что он терпеливо досидит до развязки и досмотрит его. Если же вы возьмете попкорн, печенье и что-нибудь попить, сядете вечером и посмотрите вместе, он обязательно втянется.

А если после просмотра вы вместе перескажете содержание фильма и спросите, что ребенок понял – он обязательно запомнит этот совместный просмотр.

Общайтесь с учителем

Школьники, особенно учащиеся в младших классах, могут неправильно понять учителя, перепутать что-нибудь, или просто забыть об информации, которую необходимо передать родителям. Кроме того, ни они, ни родители не способны в полной мере сделать вывод об успеваемости.

В этом случае родителям следует лично периодически общаться с учителем своих детей.

Это необходимо для того, чтобы быть в курсе всех важных событий класса, узнавать о результатах и прогрессе ребенка в обучении из первых уст, советоваться по интересующим вопросам, а также просто быть на связи с человеком, который много времени проводит с вашим ребенком и может предупредить вас, если обнаружит какие-то негативные изменения в его поведении или настроении.

Участвуйте в жизни класса

© ALotOfPeople / Getty Images

Многие родители думают, что организация классных мероприятий и поездок – это дело простое поэтому другие родители справятся сами и без посторонней помощи. Однако такое мнение не имеет ничего общего с реальным положением дел.

Организация качественного мероприятия или поездки на природу – процесс весьма трудоемкий.

рисоединяйтесь к родителям, которые отвечают за активность в классе.

В процессе обсуждения будьте сдержаны, выслушивайте варианты, находите компромиссы. Быть в курсе последних событий класса и участвовать в обсуждении, помогать в организации – это отличная возможность сблизиться не только с вашим ребенком, но и с родителями его друзей.

Будьте примером

©Yuganov Konstantin

Большинство детей, обучаясь основам самостоятельной жизни, повторяют действия своих родителей – они перенимают манеру их общения друг с другом и с окружающими, способы решения проблем и многое другое.

Именно поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, ответственным и понимающим, не делайте за него, а делайте вместе, относитесь друг к другу трепетно.

Покажите ребенку, как важно учиться в любом возрасте – читайте с ним, смотрите полезные передачи. Покажите ему, как важно поддерживать свое здоровье – гуляйте с ним на свежем воздухе, бегайте, играйте в футбол, катайтесь на велосипеде. Если вы будете заставлять сына или дочь заниматься спортом, а сами при этом будете изредка выходить из дома – результат не сразу оправдает ваши ожидания.

Дополнительные хитрости, экономящие время

  • Чтобы сэкономить силы, мы рекомендуем делать сразу несколько дел. Например, пока ваша стиральная машинка работает, вы легко можете протереть краны от известкового налета или навести порядок на полках с банными принадлежностями.
  • Подумайте, какое количество времени вы готовы потратить на уборку. Можно сделать “напоминалку” на экране телефона или поставить будильник, чтобы понять, когда нужно будет заканчивать. Эта простая манипуляция поможет сконцентрироваться. Вы и не заметите, как начнёте всё делать намного быстрее и сможете тратить на уборку не более часа своего времени в неделю.