Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Бить или не бить. Можно ли физически наказывать детей?

00:00:00 Добрый вечер, дорогие слушатели нашего семинара, интернет-семинара по воспитанию детей. Сегодня тема нашего разговора – это наказание. Этот вопрос, этот аспект рассмотрим с разных точек зрения, как с точки зрения мнения родителей, то есть той ситуации, которая сложилась сейчас, на сегодняшний день, существует в семьях. Так с точки зрения древнего знания, ведического знания, и с точки зрения современной, альтернативной или, как ещё принято называть, позитивной психологии.

Наказание в трех гунах материальной природы

00:04:01 Наказание в невежестве – это наказание, которое делается из ненависти, без учета правил и предписания и без всяких мыслей, мыслей о последствии. Также наказанием в невежестве является наказание, которое по сути никак не связано, с самим проступком или сильно неадекватно, очень… очевидно неадекватно, очевидно для окружающих, очевидно для наказуемого, для ребенка, но не очевидно для того человека, который действует под давлением эмоций. И в Ведах говорится что, следствиями гнева является определённые иллюзия, непонимание роли своей в жизни человека, на которого мы обращаем свой гнев под видом наказания, и его значение в нашей жизни. Таким образом, в невежестве – это гнев, который… или наказание… точнее гнев, который замаскирован под наказание. Мы говорили с вами о том, что те эмоции, которые родители подавляют, не имея навыков правильно проявлять их, в конечном счете, либо в открытой форме, в форме грубости, в форме критики, унижения ребенка, либо в форме побоев, оплеух, подзатыльников выливают на ребенка. Либо они, будучи подавленными, эти эмоции выливаются в форме такой эмоциональной контрабанды, когда работает принцип, о нем мы говорили в прошлой лекции, те эмоции, которые мы подавляем – ребенок проявляет.

00:05:58 Второй вид наказания, настроение в котором может быть применено наказание – это страсть. Состояние страсти. Такой вид наказания применяется либо в раздражении, опять-таки из-за того что накоплен определённый фон, как бы запас негативных эмоций, гнева и поведение ребенка становится последней каплей. Наказание по законам государства, по законам морали также относится к этой категории, к категории страсти.

00:06:39 И третий вид наказания – это наказание в благости. То есть в соответствии с писаниями или в соответствием с мнением мудрецов, великих святых, с мнением духовного наставника. Но и что, как самое важный атрибут наказания в благости – это беспристрастность наказывающего. Беспристрастность руководителя или, в данном случае, родителя в рамках нашей темы. Наказание с добрым сердцем, когда мотивом… человеку, которому приходится наказывать, приходится прилагать усилия к тому чтобы налагать определённые ограничения, скажем, для родителя в отношении ребенка. Поскольку видя, что это доставит определённый дискомфорт ребенка, при этом это в конечном итоге принесет благо ему.

00:07:45 Если говорится о наказаниях в благости, что требует в первую очередь того, чтобы родители, человек, который несет ответственность за своих подчиненных, за подопечных, детей, граждан, прежде сам должен находиться в благости. Благость означает – в знании. Человек должен в первую очередь знать все тонкости психики человека, все тонкости механизмов развития сознания человека, все тонкости его судьбы. А также все тонкости, особенности природы каждого из людей, за которых он отвечает. И в конечном итоге, писания говорят, что человек не должен становится не родителем, ни отцом, ни матерью, ни руководителем, царем, менеджером, если он не может освободить своих подчиненных от бесконечных наказаний этого мира, то есть бесконечных страданий этого мира. Которые, по сути, тоже в своем роде заставляют задумываться о правильности наших целей, правильности нашего восприятия окружающего мира, своего положения.

00:09:01 Известный индийский мудрец Ченаки Пандит, к трудам которого обращались многие поколения людей, разумных людей, ищущих смысл жизни, правители, говорил на этот счет, как бы он давал определённую схему, определённый график к применению наказаний. И, в одном из афоризмов он говорит так: «До пяти лет ребенок царь», то есть ребенка балуют, используется санскритское слово «лалает», «лалает» – это значит баловать. Дальше, пишет он, в течение десяти лет, ребенка нужно наказывать. И по прошествии этих лет, то есть к 14-15 годам, единственный правильный способ общения с ребенком это дружба. Но есть ещё один… с этим все понятно, но есть одна тонкость, один момент. Когда мы говорим о детях, в возрасте от 5 до 14 лет, и слышим о том, что это возраст, в котором ребенку необходимо наказание, на этом настаивают мудрые, в этом возрасте наказания не избежать. То нечаянно в силу своего неведического образа жизни, неведической культуре, в которой… под влиянием неведической культуры, в котором мы живем, у нас может сложиться превратная картина об этом наказании, о том, каким должно быть наказание.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Как нельзя наказывать детей

Надо отдать должное моим родителям, меня никогда не били ремнем. Это было не принято в нашей семье. И этот же принцип я перенесла и на своих детей. И любой психолог вам скажет, что ремень – это не наказание. Ремень – это унижение и подавление ребенка. Это показательные выступления вашего эго, вашего физического превосходства над беззащитным человеком, который не может дать вам сдачи.

Рано или поздно ребенок даст вам «сдачи». Это необязательно будет физическое воздействие, он отомстит вам плохим поведением, скандалами в подростковом возрасте, уходом из дома. Чем-то, что посчитает адекватным вашему к нему отношению.

Ещё хуже, на мой взгляд, это насилие эмоциональное. Когда ребенка начинают наказывать многочасовыми лекциями и нудными наставлениями о том, как плохо он поступил и как родителям за него стыдно.  И тогда кажется, что лучше бы один раз ударили, чем слушать этот монотонный непрекращающийся нудеж. И пусть физически ребенок не пострадал, но морально он все так же унижен.

Этими двумя методами вы наказываете не ребенка, вы в первую очередь наказываете себя. Потому что вы не сумеете выстроить нормальные отношения со своим ребенком, и это выльется если не в полное отчуждение между вами, то в сложности и в переходный возраст, и во взрослой жизни.

К тому же эти методы перестанут быть действенными в самый неподходящий момент. Вы полностью потеряете контроль над ребенком в том же переходном возрасте. Он не будет обращать внимания на ваши лекции, а физически вы уже не сможете продолжать его наказывать, весовые категории почти сравняются. И что останется у вас тогда? Сейчас всё просто: дал ремня – решил проблему. Но думать надо на перспективу.

А сейчас на секундочку представьте человека, который вас бесконечно раздражает и нервирует. Наверняка такой найдётся в вашем окружении. Вы применяете к нему физические меры воздействия? Нет! Почему? Да потому что, во-первых, можно получить в ответ, а, во-вторых, ваши действия могут попадать под действие уголовного кодекса со всеми вытекающими.

Будьте благоразумными родителями, не позволяйте себе жестокого обращения с собственным ребенком.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела? 

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут,  потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие? 

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы? 

Нет ни одной причины бить ребенка Подробнее

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи? 

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы. 

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался. 

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня Подробнее

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— А от чего?

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются. 

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Преемственность?

Как показало исследование, среди учащихся 5-7-х классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11-х классов – разным формам физического насилия. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие. Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям – так называемую эстафету насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний… «Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей» – отметил Александр Каранкевич. Но пока единого мнения в вопросе наказания детей нет даже у психологов…

Преемственность?

Ругать запрещено. Психолог – как бороться с вредными привычками детей Подробнее

Принципы правильного наказания

Воспитание – сложный процесс. Нужно знать правильные методы наказания ребёнка. Иногда бывают ситуации, когда без наказаний не обойтись. В таком случае помогут несколько советов:

  • Любое наказание не должно вредить физическому и психологическому здоровью ребёнка. Он – личность, а не вещь.
  • Наказывать нужно только за дело, а не «просто так, на всякий случай».
  • За один проступок – одно наказание. Не больше. Также сообщите сыну или дочери, сколько продлится наказание, чтобы ребёнок понимал взаимосвязь между нарушением и санкциями.
  • Между провинностью и штрафом должен быть небольшой интервал, чтобы ребёнок понял причину.
  • Когда наказание подошло к концу, не стоит вспоминать его. Прошлое остаётся в прошлом.

  • Помните о последовательности. Санкции должны следовать за одни и те же поступки. За детским непослушанием тоже надо следить, нельзя оставлять его без внимания.
  • Нужно учитывать тяжесть того, что совершил ребёнок. Если это несерьёзное баловство – пожурите его. Если проступок крупный, то сначала вынесите предупреждение. Когда ребёнок повторяет свой проступок, следует наказание.
  • Собираясь наказать ребёнка, успокойтесь и мыслите здраво. Тут нужен холодный расчёт, а не агрессивное поведение. Иначе ваше наказание может оказаться не совсем адекватным.
  • Родители должны совместно договориться о содержании и времени наказания, чтобы у ребёнка не было возможности манипулировать мамой или папой.
  • Так как взрослые всегда были примером для подражания, им следует позаботиться о своем поведении. Если у ребёнка есть положительный авторитет, то вероятность совершения проступка будет меньше.
  • Помните об особенностях характера и темперамента ребёнка. Например, детей с меланхоличным типом поведения следует наказывать менее строго, чем сангвиников.

Смыслы интеллектуальной паузы как наказания на нарушение дисциплины

Исключение из класса

На время паузы нарушитель как бы исключается из класса: он не участвует в уроке наравне со всеми, к нему не обращается учитель с вопросами, не обращает на него внимания. Он физически присутствует в кабинете, но не участвует в происходящем и не является частью коллектива эти 15 минут.

Сообщение

В данном контексте интеллектуальная пауза – это, в первую очередь, сообщение о том, что ты нарушил правила, вызвал неодобрение учителя и отбываешь обязательное наказание.

Следствие

Ученики должны понимать логику происходящего, которая не меняется: нарушил правила – получил предупреждение – нарушил повторно – отправился за учительский стол выполнять сложное задание. Если эта логика не меняется в зависимости от настроения учителя, погоды или других факторов, то довольно быстро дети понимают причины и следствия и знают, к чему приведет нарушение правил.

Некоторые учителя непременно спросят: «А что делать, если нарушитель отказывается отправляться на интеллектуальную паузу?»

Да, такое возможно. Но у такого поведения непременно должны быть причины. И они есть.

1. Дети не знают правил поведения, поэтому могут начать оспаривать наказание.

Если в кабинете учителя на стенде висят списки правил и наказаний, то достаточно просто указать на них ученику, который вдруг о них забыл.

2. Учитель непоследователен.

То есть не всегда накладывает наказание после нарушения. Или наказывает не всех. Стоит учителю нарушить жесткую связку – нарушение – наказание, как правила будут нарушаться все чаще и чаще.

3. Учитель бывает груб и не сдержан.

Если учитель позволяет себе кричать на учеников, оскорблять их или даже применять физическую силу, его требования будут вызывать протест.

4. Наказан не тот, кто виноват.

Наказывать необходимо только тогда, когда учитель абсолютно точно уверен, что правила поведения нарушены были и твердо знает, кем именно. Если учитель не видел нарушителя в момент нарушений правил, не слышал его голоса, а ориентируется на свои ожидания или подсказки детей, высок шанс ошибиться и отправить за учительский стол невиновного.

Но вот эпизод, в котором отсутствуют все эти причины. А ученик все равно отказывается принять наказание. Что делать? Наверное, в этот момент стоит использовать третье следствие – обращение к родителям. Но нарушителю стоит предоставить выбор: «Я даю тебе минуту на размышления, по истечении которой либо ты идешь к моему столу, либо я обращаюсь к твоим родителям». Таким образом ответственность перекладывается на ученика. У него есть выбор.

Чтобы наказание действовало

Чтобы нака­за­ние дей­ство­вало, роди­те­лям нужно быть после­до­ва­тель­ными. Нельзя сего­дня за какой-то про­сту­пок нака­зы­вать, а зав­тра, когда маме будет неко­гда, на то же самое не обра­тить вни­ма­ние. Поверьте, ребе­нок не оце­нит мами­ного бла­го­род­ства, а решит, что нужно про­сто подольше попла­кать, поупря­миться, пото­пать ногами — и он добьется своего.

Важен и семей­ный кон­сен­сус отно­си­тельно тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых к ребенку. Если нельзя — зна­чит, нельзя, и за нару­ше­нием запрета непре­менно сле­дует нака­за­ние. Иначе ребе­нок при­вык­нет мани­пу­ли­ро­вать взрос­лыми, и в итоге авто­ри­тет всех чле­нов семьи будет подорван.

Но прежде, чем что-либо запре­тить, спро­сите себя: а так ли это необ­хо­димо? И вы уви­дите, что очень мно­гое вполне можно не запре­щать, а нахо­дить разум­ный ком­про­мисс или даже про­сто, безо вся­ких усло­вий, согла­шаться с поже­ла­нием ребенка. Ска­жем, ребе­нок не хочет обе­дать, а вы наста­и­ва­ете, счи­тая, что нужно соблю­дать режим. А теперь при­мерьте эту ситу­а­цию к себе и заду­май­тесь: все­гда ли вы пита­е­тесь по часам или же едите, когда про­го­ло­да­лись? Разве не бывает так, что время обеда подо­шло, а есть не хочется? И что тогда? Уж, навер­ное, вы не наби­ва­ете свой живот насильно. Но коли так, то почему бы не оста­вить ана­ло­гич­ное право за ребен­ком? Он ведь тоже не авто­мат, а живой чело­век, и его орга­низм, как и ваш соб­ствен­ный, далеко не все­гда дей­ствует по расписанию.

Подоб­ных при­ме­ров можно при­ве­сти вели­кое мно­же­ство. Сокра­тив коли­че­ство запре­ти­тель­ных сиг­на­лов на вос­пи­та­тель­ной трассе, вы не будете лиш­ний раз раз­дра­жать ребенка, и ему ста­нет легче соблю­дать ваши тре­бо­ва­ния. Не пре­вра­щайте его в води­теля, кото­рый попа­дает в «полосу крас­ного света» и вынуж­ден оста­нав­ли­ваться на каж­дом пере­крестке. Даже взрос­лый в такой ситу­а­ции рано или поздно начи­нает сви­ре­петь и, огля­нув­шись по сто­ро­нам — нет ли побли­зо­сти мили­ци­о­нера? — порой про­ска­ки­вает на крас­ный. А у ребенка и нервы посла­бее, да и вы, какое бы стро­гое лицо ни делали, на офи­ци­аль­ного стража порядка все-таки не похожи…

Что если несовершеннолетнего избил другой несовершеннолетний

В жизни при подобной ситуации, когда один ребенок, возраст которого менее 18 лет, избивает другого, кажется все просто. Но в судебной практике подобное поведение рассматривается на тех же условиях, что избиение взрослого другим взрослым. Но, безусловно, в случае с несовершеннолетними есть много своих «нюансов». Как правило, дети в отличие от взрослых проявляют к друг другу больше агрессии и отличаются жестокостью, и все это приводит к тому, что они просто не могут держать себя под контролем, и находят один лишь единственный выход для своего самоутверждения – насилие (избиение).

ВАЖНО !!! Как бы не было, но обстоятельства избиения одного несовершеннолетнего другим, должны детально рассматриваться судом.

Ведь во многих случаях, несовершеннолетнее лицо, которое подвергло избиению иного несовершеннолетнего ребенка, заслуживает более сурового наказания, чем обычный взрослый человек. И в том случае, если избиение несовершеннолетнего, все же рассмотрено и установлено судом, как действие взрослого человека по отношению к другому взрослому человеку, то последствия могут действительно суровыми.

ВНИМАНИЕ !!! А если при рассмотрении дела будут так же применены обстоятельства, отягчающие все дело (ребенок подвергся избиению со стороны несовершеннолетнего лица, которое было его педагогом, работником социальных органов и прочее), то исход дела может повлечь за собой максимально возможное наказание.

Но, если один несовершеннолетний, избил другого несовершеннолетнего, и между ними нет никаких личных отношений, то есть, они абсолютно посторонние друг другу, или и вовсе не были знакомы до момента, в который произошло преступление, то суд может установить, что избиение не является настолько опасным, как если бы оно произошло близкими людьми. В таком случае наказание за избиением может быть минимально.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человеком

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Как наказать несовершеннолетнего за оскорбления в интернете (в социальной сети)?

Административная ответственность за оскорбление

Административная ответственность за оскорбление предусмотрена статьей кодекса РФ об административных правонарушениях . Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Неприличной считается открыто циничная, противоречащая общественной морали форма общения, унизительная для человека. Санкция указанной статьи предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Если же оскорбительное высказывание содержится в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — санкцией статьи КоАП РФ для граждан предусмотрен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Но, следует понимать, что социальные сети не являются средствами массовой информации (как СМИ социальная сеть не зарегистрирована, у нее не имеется соответствующей лицензии), это, скорее средство массовой коммуникации, что не одно и то же (то есть понятие «средство массовой коммуникации» не тождественно понятию «средство массовой информации»). Это означает, что предъявление иска к владельцам социальной сети вряд ли увенчается успехом. Требования необходимо адресовать конкретным лицам, допустившим в своих высказываниях в сети «Интернет» оскорбительные выражения и фразы.

Ответственность за оскорбление несовершеннолетним лицом

К административной ответственности за оскорбление может быть привлечено лицо, достигшее 16 лет. Если правонарушителю исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет, дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних. Как правило, лица в возрасте от 16 до 18 лет, освобождаются комиссиями по делам несовершеннолетних от административной ответственности. К таким лицам применяются меры воздействия, не являющиеся по своей природе наказанием, например, предупреждение, передача под надзор родителей. Привлечь же к административной ответственности лицо, не достигшее возраста 16 лет закон не позволяет.

Однако это не означает, что оскорбленный в социальной сети гражданин не имеет средств и механизмов для восстановления своего нарушенного права. Виновные в оскорблении лица понесут гражданско-правовую ответственность, ведь лицо, чье право нарушено оскорбительной публикацией, вправе обратиться в суд с требованием о компенсации причиненного морального вреда. Кто «виновен» и с кого взыскивать будет зависеть от возраста правонарушителя.

Компенсация морального вреда, причиненного оскорблением

Так, если оскорбивший в социальной сети подросток не достиг возраста 14 лет, отвечать за его действия будут его родители или опекуны.

А вот молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, согласно ст. 1074 ГК РФ , уже самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Правда, в том, случае, если самостоятельный доход у них отсутствует или недостаточен для возмещения вреда, то вред также обязаны возместить родители нарушителя в полном объеме или в недостающей части.

Однако проблема в данном случае не в поиске применимых норм права, а в доказывании факта публикации оскорбительных высказываний конкретным лицом. Необходимо учитывать, что в социальных сетях нередко используются вымышленные имена, либо лицо может зарегистрироваться под чужим (существующим в реальности) именем.

Перед обращением в суд, следует озаботиться хотя бы минимумом доказательственной базы в подтверждение факта авторства. Кроме того, необходимо обратиться к нотариусу, который заверит распечатанные интернет-страницы, содержащие оскорбительные высказывания в ваш адрес.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 20 апреля 2013 года

Источники

  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

Оскорбление несовершеннолетнего ребенка взрослым человекомОценка 5 проголосовавших: 1Анатолий Смагин

Позвольте представиться! Меня зовут Анатолий Смагин. Я работаю юридическим консультантом уже больше 8 лет. Я набрал большой опыт за время своей работы. И хочу помочь всем посетителям найти ответы на многие интересующие юридические вопросы.

Администраторы сайта обработали всю доступную информацию. Данные для сайта выложены в полном объеме и доступном виде, для удобства пользователей. Перед применением любой информации с данного сайта необходима обязательная консультация с профессионалом.