Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Бизнес, связанный с детьми: 17 прибыльных бизнес идей

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том , как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь.  Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы,  поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Как не нужно помогать?

«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.

Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».

Дарить подарки детям, которых вы не знаете

Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!” Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».

Казанская трагедия

Первый учебный день после майских праздников в Казани обернулся трагедией. Утром 11 мая в гимназию № 175 ворвался ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, и открыл стрельбу из ружья. Жертвами Галявиева стали семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка.

Еще 23 человека попали в больницу с огнестрельными ранениями и травмами, полученными при эвакуации из здания — перепуганные дети выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Двое школьников находятся в крайне тяжелом состоянии.

Напавшего на гимназию Галявиева задержали на месте преступления. На записи, сделанной силовиками, видно, что молодой человек ведет себя неадекватно: кричит, что ненавидит людей, и считает себя избранным.

«Летом во мне начал пробуждаться монстр, я начал ненавидеть всех, я всегда всех ненавидел», — заявляет Галявиев.

«Бог не стрелял бы в людей»: в Казани простились с погибшими в школе Какими они были, вспоминают ученики, родители и коллеги

Психологи рассказали «Известиям», можно ли было предотвратить нападение и как распознать агрессора и вовремя остановить его.

Ребенок хочет помогать по дому – здорово!

Обучение в процессе. Таким образом, вы не только научите своего малыша ответственности и трудолюбию. Вы даже не представляете, какие ценные знания вы можете передать ребенку, нарезая вместе с ним овощи на салат, или положив посуду в посудомоечную машину.

Если ваш ребенок рвется к тому, чтобы помогать в доме – обязательно это используйте! Благодаря обычной, казалось бы, повседневной работе, он быстро научится различать цвета, концентрировать и безошибочно складывать и вычитать!

Заметили, что самые дорогие фирменные развивающие игрушки – это те, на которых ваш ребенок должен что-то открутить, покрасить, уложить и разложить? Вот именно. Ребенок лучше всего учится тогда, когда делает что-то самостоятельно.

Благодаря использованию собственного опыта ум малыша гораздо быстрее и эффективнее усваивает знания. Отсутствие фирменных игрушек, вовсе не является препятствием в развитии интеллекта вашего малыша.

Удовольствие – это деткам нравится больше всего

Вы можете многому научить ребенка, не тратя на изучение больших денег. Наоборот. Используйте то, что у нас у всех есть дома под рукой: кухня, стол, овощи на обед, стиральная машина или щетка для подметания. Что очень важно – наши обязанности не являются скучным повторением одних и тех же действий, но выполняем работу весело – а это каждый ребенок любит больше всего.

Ребенок хочет помогать по дому и помогая маме по хозяйству, малыш учится автоматически, часто неосознанно. Поэтому, по мнению психологов, этот метод обучения является очень эффективным.

Только помните, чтобы предлагая малышу совместную выпечку торта, не объяснять, что благодаря этому он учится считать. Просто попросите, например, о подаче из холодильника три яйца. Это может занять некоторое время – ребенок должен подумать, сколько это „три”, что может быть для него полнейшая абстракция.

Даже если он принесет вам четыре или два – отлично! Объясните, почему вы получили слишком много или слишком мало. Не успеете оглянуться, еще одна ваша просьба, например, о добавлении в миску двух столовых ложек сахара – будет завершена успешно.

Понимание устройства многих вещей

Как работает пылесос? Какую кнопку мне нажать, чтобы услышать „жжж”? – это интересно, многим малышам, перед которыми родители поставили это „таинственное” устройство. Не останавливайте ребенка. Позволяйте задаваться вопросом, как включить пылесос.

Пусть сам дойдет до этого, нажав на все кнопки. Попытка пылесосить – это также обучение. Ребенок должен продемонстрировать смекалку, чтобы найти кнопку, а затем активность – чтобы собрать сор.

У меня есть одежда всех цветов

Перед тем, как забросить вещи в стиральную машину – вместе с малышом сортируйте их по цвету. При следующей стирке малыш сам попытается это сделать. Удалось? Отлично! Пора усложнить задачу – теперь сортируйте вещи по типу материала, из которых они были сшиты.

Уже трехлетний ребенок безошибочно может научиться отличать джинсовую ткань от шерсти. Совместная стирка может разъяснять ребенку важность хронологии событий: стирка, полоскание, глажка. До этого объясните, что все, что грязное, надо постирать, чтобы потом оно было чистым.

Математика за кухонным столом

„Папа хочет, один помидор, мама – два. Сколько, нужно их вытащить из холодильника?” – попросите своего ребенка помочь накрыть на стол. Если принесет больше, чем нужно – нет проблем. Прячьте лишние помидоры – научите ребенка вычитать.

Ребенок хочет помогать по дому, когда вы готовите обед? Попросите ребенка подавать вам картошку – считайте вслух, сколько вы получаете. Кухня – это идеальное место для развития мануальных способностей малыша, точности и аккуратности, а также различения мер и весов.

Отлично помогает в этом, например, выпечка тортов и приготовление блюд по рецептам. Не волнуйтесь, что на полу беспорядок, а руки малыша выпачканы после готовки. Лучшие повара говорят, что после окончания приготовления пищи кухня должна напоминать поле боя.

Посмотри, мама, какая я ловкая

Нелегко насыпать ложкой сахар в миску так, чтобы не разбросать его по всему столу. Это упражнение требует не только терпения и внимания, а также координации движений.

Вроде, казалось бы, простое действие, а отлично помогает ребенку тренировать уверенность руки. А ободрение матери поможет ребенку расти уверенным в себе человеком.

Очень трудно собирать соринки в совок, пусть тренируется!

Осторожность и концентрация

Мытье посуды – это ответственное занятие. Ведь стаканы и тарелки, являются очень хрупкими. Попросите малыша, чтобы тот спокойно и медленно складывал посуду в посудомоечную машину или подавала ее в раковину.

Объясните, что спешка – плохой советчик, и что в момент отвлечения может пострадать любимая кружка. Совместное мытье посуды – это отличное упражнение на концентрацию внимания.

На следующий день введите дополнительную трудность – сын или дочь, должен давать вам столовые приборы и посуду в правильном порядке: пусть сначала вынимает ложки, потом вилки, а в конце мелкие и глубокие тарелки. Не успеете оглянуться, как малыш научится определять формы и названия предметов.

Ребенок хочет помогать по дому – поощряйте это, ведь этим вы эффективно развиваете малыша!

Удачи всем и крепкого здороаья.

Дети от до лет

В этом возрасте дети любят исследовать окружающий мир. Постарайтесь, чтобы дома у них тоже была такая возможность.

1. Устройте квест

Декорации не нужны, а вот над заданиями стоит как следует подумать. Пусть ваши непоседы ищут «что-то красное на кухне», «что-то маленькое и круглое в гостиной» и т.д. Можно даже придумать целый сказочный сюжет, задействовав любимые детские игрушки: например, освободить из заточения куклу-принцессу.

2. Соберите конструктор

Или постройте замок из подручных материалов. Пустые коробки из-под обуви в сочетании с клеем и старыми пуговицами или кусочками цветной бумаги творят чудеса.

3. Занимайтесь домашней работой вместе

4. Играйте

От «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» и «Городов» до молчанки и пряток — короткие игры помогут сбросить напряжение, избавиться от лишней энергии и не капризничать, когда родителям нужно будет заняться своими делами.

вещи, за которые нельзя наказывать ребенка

Любопытство

Сюда относится почти всё, что родители считают опасным для своих крох. «Не открывай ящик — придавишь пальцы». «Убери руки от огня — обожжешься». «Не трогай вазу — разобьешь». «Не лезь на тумбочку — упадешь». Сделав такие и подобные замечания 2-3 годовалому ребёнку несколько раз и, естественно, не получив результата, большинство мам не выдерживают и шлепают малышей.

Не всегда, но в некоторых случаях это срабатывает и ребенок перестает делать «то, что не нужно». Но какой при этом вывод делает малыш? Вместо того, чтобы понять, почему опасно проделывать все эти штучки, он усвоит: за любопытство наказывают. Разобранный вентилятор, разрисованные обои, разрезанное на лоскутки новое платье, размазанная по зеркалу губная помада — все это также проявления детского любопытства. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за подобные шалости, объясните, почему не нужно больше так сделать, предложите альтернативу и понадежнее прячьте «ценные» вещи.

Случайный проступок

Виктория, моя клиентка, на консультации вспоминала, как в детстве мама наказывала её за любой, даже незначительный или случайный проступок. В памяти девушки отпечаталась сцена, где за случайно разбитую тарелку из сервиза её, восьмилетнюю девочку, на 2 недели лишили всех развлечений. А в 15 лет за опоздание с вечерней прогулки на полчаса, мама обстригла выше плеч её длинные волосы. А девушка всего лишь заболталась с подругами и забыла о времени.

Совершенно неадекватные и несоизмеримые случайным проступкам наказания сделали свое дело — Виктория выросла человеком с психологией жертвы, вышла замуж за абьюзера. И лишь по счастливому стечению обстоятельств ей удалось вырваться из этих отношений.

О том, к чему приводят неадекватные наказания детей, я подробнее расскажу ниже, а сейчас просто повторю: никогда не наказывайте детей за что-то, сделанное случайно, без умысла или из-за неправильной оценки последствий.

Например, дочка хотела помочь маме с сервировкой праздничного стола, но взяла больше тарелок, чем способны удержать детские ручки. Уронила тарелки и большая часть из них разбилась. Естественно, у мамы возникает сильное желание отругать «помощницу» за ущерб и лишние хлопоты. Но делать этого категорически нельзя. Единственный урок, который в этом случае ребёнок усвоит на всю жизнь — инициатива наказуема.

Наказание не сделает ребенка более внимательным, аккуратным, ответственным. Но точно превратит его в невротика, который боится родителей, не доверяет им и не рассчитывает на их поддержку.

Неспособность что-то сделать

Можно ли ругать детей за плохие оценки, неумение постоять за себя, или любые другие вещи, которые он не может выполнить? Нет. Как и за другие его «неспособности». Например:

  1. Играть, петь, танцевать, как сын «маминой подруги»;
  2. Лепить из пластилина или вырезать фигурки из дерева;
  3. Заучивать на память длинные монологи;
  4. Занимать первые места на соревнованиях;
  5. Делать то, что, по мнению родителей, ребенок непременно должен уметь, но почему-то не умеет.

Помню, как несладко приходилось моей школьной подруге Жене, мама и папа которой работали преподавателями на физмате. У неё не было особых способностей к точным наукам, но отец и мать были уверены, что дочь просто ленится. По их мнению, понимание математики и физики было в дочке «заложено генетически». А бедная Женя кое-как вытягивала их на тройки, за что сурово наказывалась. Когда весь класс на каникулах ходил в турпоходы, ездил на экскурсии и в театры, она сидела и зубрила формулы, абсолютно не понимая, что они означают.

Если у сына или дочери что-то не получается, наказание не поможет им «стать лучше». Только поддержка, понимание, доброжелательность и принятие могут дать положительный эффект.

Полезные рекомендации

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Как приучить ребёнка к порядку: советы и подсказки

Собственный пример

На мой взгляд, пока ничего лучше не придумали. Потому что дети с рождения смотрят на родителей и копируют их привычки, поведение, образ жизни. Так почему бы не использовать это, когда речь заходит о том, как приучить ребенка к порядку и дисциплине. Будьте примером и привлекайте детей в свою команду. Вы семья, вы все живете под одной крышей и все заинтересованы в том, чтобы ваш дом был чистым и уютным. И не забудьте, что и папа должен принимать участие в общем деле. Иначе ребенок может тоже отлынивать, глядя на то, как папа смотрит телевизор, пока мама одной рукой орудует пылесосом, а второй гладит белье.

Совместная уборка – облегчает процесс. Вместе веселее и быстрее, есть возможность пообщаться, поговорить, уделить внимание ребенку.

Чек-лист уборки

Разделите обязанности и пропишите детям их часть в виде плана. Максимально четко и как можно более мелкими задачами. Такой чек-лист я использовала со старшими детьми ежедневно для поддержания порядка: убрать постель, отнести грязные вещи в стирку, убрать всё со стола перед сном и так далее. В каждой семье будет свой список. Это очень облегчает еженедельное наведение порядка. А для того, чтобы у каждого из детей появилось понятие о своей зоне ответственности, нарисуйте график с именами, обязанностями и оставьте окошко для проставления крестика об успешно выполненном задании. Вот такой вот мини-квест.

Дошкольники и младшие школьник не способны на решение глобальной задачи – убери комнату. Для них это очень объемный процесс. Разделите его на мелкие задачи. И делите обязанности поровну, если детей 2,3 и больше. Можно растягивать процесс наведения порядка по времени на 2-3 дня. Но всегда оговаривайте четкие временные условия. Не когда-нибудь потом, может быть завтра, а конкретный день и четкое время.

Обязанности по возрасту

1-2 года – мама показывает и помогает, объясняет, как и зачем нужно наводить порядок.

Как приучить ребёнка к порядку: советы и подсказки

2-3 года – помогает собирать маме, выбрасывает мусор, поливает цветочки

3-4 года – учимся заправлять кровать, вытирать пыль, мыть чашки и тарелки, самостоятельно собираем игрушки.

 4-5 лет – самостоятельно собирает вещи (и так же самостоятельно их раскидывает часто и много), выносит мусор (мои дети ходили вдвоем к мусоропроводу, это был целый ритуал)

Начиная с 5 лет, ребёнок уже может делать очень многое, помогая родителям с наведением порядка в доме. Учите, направляйте и наслаждайтесь результатами.

Поощрение за уборку

Я придерживаюсь мнения, что платить деньги за чистоту и порядок в доме не совсем правильно. Тогда уж и маме нужно выдавать зарплату и аванс за то, что она вкусно кормит, стирает и наводит порядок. Налицо несправедливость ???? Но, если вы придерживаетесь другой точки зрения, то конечно можете благодарить детей и таким образом. Как поощрить, если не деньгами? Поход в кино, кафе, просмотр фильма дома, совместная прогулка или поездка – любая приятность и внимание с вашей стороны.

Напоминания

Приготовьтесь к тому, что вам придется напоминать о необходимости навести порядок много, очень много и очень долго. Да, к 7 годам ребенок понимает и осознает, что он должен убирать за собой вещи, поддерживать чистоту и помогать родителям. Но самостоятельно об этом вспомнить или встать в субботу пораньше, чтобы поскорее начать заниматься уборкой в комнате, не может. Хотя не исключаю, что где-то есть и такие дети. Но мне лично они пока не попадались. Поэтому запаситесь терпением и любовью и начинайте внедрять напоминания.

   Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах. Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду!» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой», это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот!  И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

И вот, по поводу комнаты: если вы будете наводить у него порядок и наказывать за его нарушения, ребенок никогда не будет чувствовать за эту  территорию ответственности!

Еще один пример про чувство собственности — это относится и к вещам. Я как-то наблюдала, как подросток (племянник моей знакомой), чистит свои кроссовки. Он  это делал, как девушка макияж перед свиданием! Тщательно,  медитативно, с любовью. Мурлыкал над ними, чуть не вылизывал! «Он купил их на свои деньги. Заработал и купил!» — объяснила знакомая. Все стало понятно.

  • Создать необходимость. Согласитесь, зачем делать, если есть гарантия, что придет мама и сделает? Нужно просто подождать… Ждать-то оно легче!

Ребенок ленится  выности мусор, хотя вы ему об этом напоминаете несколько раз в день, потому что знает по опыту: вам надоест и вы сами вынесете.

А если не делать? В том-то и дело — вам кажется, что это невозможно. Согласна насчет мусора, правда, невозможно(воняет), а вот с другими вещами вполне возможно.

Я, например, иногда практикую «неделание». Я просто перестаю что бы то ни было делать дома — не убираю, не стираю, не готовлю еды. Обычно это длится дня три. Я в это время отдыхаю или занимаюсь творчеством. На вопросы: «Где чистые носки?», «Что кушать?» и прочие, отвечаю «Не знаю». Ворча, дети начинают обслуживать себя сами. А куда деваться?

При этом ни в коем случае нельзя мстить: «Ты ведь вчера не помыл посуду, а сегодня я не хочу!», потому что тогда начнется другая игра, которая называется: «Кто кого больше достанет». Этого допускать нельзя, не конструктивно! Просто давайте себе свободу без всяких причин, как это делают ваши дети.

Дети, они умные. На 2-3-й раз сами проведут параллели и сделают выводы. Если и не сразу отбросят свою лень и начнут помогать, то по крайней мере поймут, сколько вы для них делаете. Когда моторчик по имени «мама» замирает, и жизнь в доме становится некомфортной, все домашние имеют возможность  оценить объем вашей ежедневной работы. А если все всегда идет как надо, бесполезно рассказывать, как вы устаете на баррикадах бытовых проблем.

Конечно, в разгар вашего «домашнего пофигизма» может кто-то прийти, и тогда вам, как хозяйке, может стать стыдно. Но это уже совсем другая история… Одна из следующих тем: «Мне стыдно за своего ребенка».

Если вы придумаете что-то новенькое на предмет того, как бороться с ленью ребенка,  делитесь! Мы, родители, должны быть заодно!

   Как заставить детей помогать родителям по дому?

Если информация на сайте оказалась полезной, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на электронную почту! Это удобно!

Удачи!

психолог Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта juliaisland2008@
  2. скайп  golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Что еще почитать на эту тему?

1 Как приучить ребенка к домашней работе?

2. Инфантильность и самостоятельность

3. Беспорядок в комнате или Властелин Хаоса

4. Классификация родителей

потерять доверие ребенка? 

FacebookvKontakteWhatsAppEmail

Школа юного ученого

Вложения: 400-500 тыс. рублей Индустрия развлечений всегда была самым выгодным и беспроигрышным вариантом бизнеса. Добавив к этому определение «детский» – и бизнес станет еще более прибыльным.

В наше время родители стараются как можно больше вложить в образование и развитие детей. Поэтому обычным развлечениям предпочитают интеллектуальные. Один из таких вариантов – школа юного ученого. Способ, при котором детям в игровой форме подается познавательный материал. Преимуществом этой идеи является возможность получения субсидий и другой поддержки государства.

В детской лаборатории можно проводить демонстрацию зрелищных физических и химических опытов. Для этого понадобится небольшое помещение, различные приборы для опытов и костюм.

Ваша основная аудитория – это дети от 6 до 14 лет и подростки. Имейте в виду, что программа для разных возрастных групп должна отличаться. Не забывайте периодически обновлять программу, чтобы привлечь постоянных клиентов и обеспечить себе хороший заработок. Средняя прибыль для этой ниши составляет 150 тыс. рублей в месяц. Таким образом, первоначальные вложения будут окупаться в течение 3 – 6 месяцев. Также можно организовывать научные шоу с выездом – подробнее об этом выезде можно прочитать здесь.

И еще несколько хитростей вам в помощь

  • Списки. Заведите списки дел на день, неделю, месяц, причем сразу разделите их по категориям: уборка, малыш, что-то для себя. Отмечайте все выполненное. Через 2–3 недели вы увидите, что из дел вы постоянно откладываете, что никогда не успеваете. Так вы сможете исправить недочеты и уделить время тому, на что его вечно не хватает.
  • Корзины. Если ребенок совсем маленький, заведите в каждой комнате по небольшой корзине, в которую будете складывать игрушки, разбросанные на этой территории. Возможно, получится не совсем образцовый порядок, но так будет чище и уютнее.
  • Расписание. Отведите специальное время для генеральных сражений за чистоту. Это может быть момент, когда папа или бабушка гуляют с ребенком, а вы моете полы в квартире. Или наоборот — вы гуляете с малышом, а полы моет папа.
  • Ничего лишнего. Не делайте лишних дел. Вместо того чтобы наглаживать домашние футболки и легинсы, потратьте это время на что-нибудь более приятное и полезное. Если ребенок выбрасывает все вещи из комода или с полок шкафов, глажка теряет смысл. Гладьте только то, до чего он не может дотянуться, — рубашки мужа и свои платья, например.
  • Это просто праздник! Превратите уборку в веселье. Позитивная музыка, яркие кроссовки или балетки, удобные перчатки — а на кухне ждет пирожное или шоколадка в качестве награды.
  • По мере поступления. Не копите домашние дела. Лучше каждый день делать всего понемножку, чем убивать на уборку все выходные, пока папа развлекает малыша. Куда приятнее провести это время вместе.

У каждой мамы — свои секреты ведения домашнего хозяйства с малышом на руках. Одних спасает слинг, других — манеж, третьи вручают карапузу чистую тряпочку и показывают, как стирать пыль, приучая помогать с малолетства. Каждый способ хорош, если он подходит именно вам и вашему ребенку.