Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Боязнь школы – что делать и как помочь ребенку

Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.

Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям
Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

Причины и участники

Дети подрастают и осваивают социальные взаимодействия. Многим из них необходимо пережить сплоченность по какому-либо принципу. Если есть основания добрые, положительные, — дети охотно берут именно их. Беда в том, что в современной школе созданием таких оснований никто не занимается; школа нынче — «поставщик образовательных услуг». А что коллектив детей обязательно будет решать свои задачи за счет некоторых своих членов — на это школе как системе наплевать. Итак, в отсутствие задач конструктивных дети неизбежно сплачиваются против кого-то. И часто это бывает не борьба группировок, а именно травля одного-двух отщепенцев класса. Таким отщепенцем может стать практически любой ребенок.

Чаще не везет отличающимся: слишком чувствительным, шибко умным или, наоборот, тормознутым интеллектуально и немного запаздывающим социально

Внешние признаки (очки, одежда и прочее) играют второстепенную роль, но могут поспособствовать травле, если дело идет к тому. Зачинщиками травли часто бывают дети «близкие к идеалу» — сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе, и, соответственно, внутри которых коренится глубокий социальный страх «упасть с пьедестала», либо дети — неформальные лидеры, часто не очень благополучные, недополучившие родительской любви. Кстати, эти две группы не исключают друг друга: ребенок может прекрасно учиться и преуспевать, но при этом иметь не слишком теплые отношения в семье.

Рядом с зачинщиками существуют их клевреты, на некотором расстоянии — «болото» наблюдателей, которые видят травлю, не особенно участвуют в ней, но и не делают ничего, чтобы ее прекратить (потому что боятся тоже стать козлами отпущения). Иногда появляются и защитники — рано эмоционально созревшие дети, которым невыносимо видеть, как мучают одноклассника.

Травля — это очень серьезно. Недооценивать происходящее нельзя. На кону как минимум несколько испорченных лет жизни всех членов коллектива. Зачинщики получают нездоровый опыт всесилия и увеличивают собственный стыд и страх перед социальным падением. Наблюдатели — опыт равнодушия и опять-таки стыда и страха. У объекта травли может серьезно пострадать самооценка и вера в людей, замедляется эмоциональное развитие.

По исследованиям Ольвеуса и Гилмартина, в зрелом возрасте в семьях агрессоров нередки случаи насилия. Бывшим «жертвам» труднее, чем в среднем по популяции, устанавливать близкие контакты с людьми. А пассивные наблюдатели могут проявлять меньше сочувствия к страданиям других.

Бывают последствия и покруче: случалось, что доведенный до отчаяния ребенок сильно травмировал или убивал своего мучителя, а подростки в результате травли совершали самоубийство. Неумолимая статистика показывает, что жестокость вербальной и социальной травли (в отличие от физической) не снижается с годами сама, а подростки в среднем гораздо меньше сочувствуют жертвам, чем младшеклассники.

Причины боязни школы

Начнем с того, что первый учебный год является самым трудным для каждого ребенка, ведь его привычный мир и существование кардинально меняются. Еще вчера, малыш беззаботно играл и веселился, а тут начинается время, когда нужно учить и трудиться, кроме того, появляются новые отношения – все это легко может привести ребенка к стрессу, из-за которого он начнет отказываться посещать школу. Поэтому родителям и близким стоит набраться терпения, чтобы помочь своему чаду быстрее и легче справиться со страхом.

Большинство детей, отправившихся в школу впервые, начинает пугать новая нагрузка, причем не только физическая, но психоэмоциональная. В таком случае страх ребенка возникает на почве боязни неизвестной ответственности, которая теперь на него ложится. Так, отказаться в любой момент учиться, скажем, как закончить игру по своему желанию, ребенок не сможет.

Существенным поводом для возбуждения страха перед школой может стать появление нового коллектива. Ведь одноклассники и учителя для ребенка совсем новые и чужие люди. Поэтому он начинает бояться недовольства со стороны взрослых и непринятия – со стороны детей-одноклассников.

Действия взрослых, направленных на избавления ребенка от страха

Чаще всего, по прошествии времени ребенок переживает стресс и его страх перед школой потихонечку исчезает. Но так происходит не всегда и не у всех детей. Поэтому родители и близкие ребенка должны повнимательней отнестись к проблемам своего чада и предпринять ряд определенных действий, помогающих наименее безболезненно справиться с детской боязнью:

  1. Первоначально необходимо начать со спокойных бесед со своим малышом, в которых привычным для его понимания языком постараться объяснить естественность возникшей боязни. Для сравнения можно привести пример своего страха перед школой, и как потом стало смешно о нем вспоминать.
  2. В беседах также необходимо затронуть вопрос, касающийся нового коллектива и донести до малыша мысль о том, что учителя также как его родные, желают ему добра и будут учить новым открытиям и знаниям, которые ему тяжело узнать самому, а одноклассники станут хорошими друзьями.
  3. Наверное, у каждого ребенка к школьному возрасту существует свой определенный режим. С ним ему будет легче понять и принять новый школьный распорядок. Кроме того, родителям стоит удостоверить своего малыша, что с изменением объемов ответственности, увеличивается и его личная значимость.
  4. На первых порах не стоит запрещать ребенку брать в школу близкие ему по духу игрушки, ведь иногда достаточно только взглянуть на такую знакомую и близкую деталь привычной обстановки и успокоиться. Желательно продолжать развивать интересы своего малыша, которыми он увлекался до школы, запишите его в кружки, где он встретит друзей по интересам.

Будьте внимательней к своему чаду и не игнорируйте его проблем. Всегда разговаривайте с ним на равных и выслушивайте до конца, не поднимая его мысли и страхи на смех. Ребенок всегда должен оставаться в полной уверенности, что в лице родителей у него есть надежная поддержка.

Возможно вам также понравится: Как объяснить ребенку широту и долготу? Как отучить ребенка чавкать за столом? Как отучить ребенка шаркать ногами? Ребенка обижают в школе, что делать родителям. Как привлечь ребенка к учебе в 5-6-7 классе Как привлечь ребенка к учебе в 8-9 классе Как выбрать письменный стол для первоклассника Что подарить мальчику на Новый год 4-6 лет Что подарить мальчику на Новый год 7-9 лет Что развивает ментальная арифметика и её результаты?

Причины стеснительности на уроке

Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:

  • Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.

Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.

  • Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).

Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.

  • Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
  • Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
  • Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.

Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.

Причины стеснительности на уроке
  • Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.

Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке

Ребёнок может быть просто по своему характеру очень тревожным и неуверенным в себе Непонимание учебного предмета — самая безобидная причина боязни ответов на уроке Иногда родители выдвигают слишком высокий требования к своему ребёнку, используют авторитарный стиль воспитания Боязнь публичных ответов может быть связана с низким статусом школьника в коллектике Причиной страха может быть неправильное поведение педагога, например, его упрёки и насмешки

К сожалению, подобная стеснительность не проходит самостоятельно. С течением времени эта проблема и связанные с ней страхи только усугубляются. Получается замкнутый круг: боязнь не даёт возможности ответить на уроке, в результате плохая оценка вызывает дополнительные негативные эмоции и ещё больший страх.

Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.

В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника

тревожных сигналов, что вашему ребенку сложно учиться в школе

Лиза Линнелл-Олсен, 7 лет проработавшая тьютором в школе, рассказывает, как родителям понять, что у ребенка проблемы с успеваемостью.

Лиза Линнелл-Олсен

Когда ребенок или подросток сталкивается с проблемами в образовании, необходимо как можно скорее помочь ему. Чем дольше ребенок ждет помощи, тем сложнее ему догнать программу.

Как вы можете понять, что ваш ребенок отстает в школе? Дети и подростки не особо распространяются о своей успеваемости, особенно если с ней есть проблемы. Ниже приведены несколько признаков, на которые надо обратить внимание.

Запомните, что любой из этих признаков может появляться у вашего ребенка и он не будет признаком проблем. Но если такое поведение становится привычным, необходимо принять меры. Чем раньше вы поймете, что стоит за этими изменениями, тем лучше вы сможете помочь.

Если ребенок внезапно не хочет рассказывать, что они сейчас проходят на занятиях или как прошел его день, это может быть сигналом, что в школе что-то не так. Это может касаться только тех предметов, по которым ребенок отстает.

2. У вашего ребенка резко изменилось отношение к школе

Если ваш ребенок становится отстраненным и озлобленным в отношении школы, вероятнее всего ему не нравится ситуация с его успеваемостью.

Еще один важный признак – это скука. Если ваш ребенок жалуется, что ему скучно, важно заглянуть глубже и найти причину. Возможно, он уже знает материал, который они изучают на уроке.

Дети, которые не понимают изучаемого материала, также часто жалуются на скуку. Представьте, что слушаете радиостанцию на языке, с которым никогда не встречались раньше.

3. Ваш ребенок слишком долго делает домашнее задание

Если у вашего ребенка уже привычно не остается свободного времени после выполнения всего домашнего задания, это тревожный сигнал.

тревожных сигналов, что вашему ребенку сложно учиться в школе

Политика в отношении домашней работы сильно зависит от школы и учителя, и важно понимать, что в некоторых классах дают больше заданий, в других – меньше. Убедитесь, что вам известна политика вашего учителя в отношении домашних заданий.

  • Если учитель вашего пятиклассника считает, что на его домашнее задание надо не более 15 минут, а ребенок тратит на него 50, это значит, что школьнику приходится прикладывать больше усилий, чтобы сделать его хорошо.
  • Так же как если старшеклассник тратит час каждый вечер на сложный курс по математике, дающий двойные баллы для колледжа, это вполне может соответствовать программе учителя.
  • Если вы знакомы с позицией преподавателя по поводу домашней работы, вы сможете прийти на помощь, когда у ребенка будут проблемы с успеваемостью.

4. Ваш ребенок плохо ведет себя в школе

Иногда плохое поведение в школе – это попытка ребенка привлечь ваше внимание к тому, что он не справляется со своей работой. Детям и подросткам часто не хватает навыков, чтобы высказаться и рассказать, с какими конкретными проблемами они столкнулись в школе.

В конце концов, они просто дети и учатся этим важным социальным навыкам на протяжении всего взросления. А пока они могут только физическим действием показать, что они недовольны и расстроены, потому что знают, что им не удается справиться с учебой.

Если вам всегда было легко договориться с ребенком, но внезапно он стал хуже себя вести в школе, обратите внимание не только на то, что происходит в его социальной жизни, но и на его академические успехи.

5. Учитель вашего ребенка выражает беспокойство

Иногда проще отмахнуться от того, что говорит учитель о вашем ребенке, особенно если это кардинально отличается от того, каким вы его знаете.

Учитель – это человек, который преподает один и тот же материал полному классу школьников. Если он верит, что вашему ребенку предмет дается сложнее, чем остальным, обратите внимание на его слова.

Когда учитель говорит вам об изменениях в успеваемости ребенка, он дает вам шанс решить проблему, которая только начинает развиваться. У учителя в такой момент, как правило, есть варианты решения проблемы. Если он не предлагает вам конкретных действий, возможно, он ждет, что вы попросите помощи.

Конечно, это диалог и никто не знает ребенка лучше родителей. Мысли и идеи учителя – это информация, которую вы можете сложить с тем, что уже знаете, и понять, есть ли у ребенка сложности с учебой и как ему можно помочь.

Интровертность

Иногда учителя путают обычную интроверсию и застенчивость с пассивностью и нежеланием учиться. Они объясняют это тем, что малыш не тянет руку на уроках, нехотя выходит к доске и прячется за спинами одноклассников. Хотя успеваемость при этом не хромает — он хорошо справляется с тестовыми заданиями, отлично пишет контрольные и диктанты. Но вот говорить и проявлять себя он не любит. Отсюда может возникнуть нежелание идти в школу, так как это слишком привлекает внимание к его особе. Многие родители берутся за голову и не знают, что же сделать с «пассивным» чадом. Но волноваться не стоит. Во-первых, интровертность, это не приговор. Просто человеку приятнее и комфортнее наедине с собой, проводить время в своих мыслях и фантазиях. И это абсолютно неплохо, из таких детей вырастают хорошие писатели, художники или же инженеры и программисты. Это лишь черта их собственного я. Кроме того, некоторые дети перерастают это, и во взрослой жизни они намного увереннее в обществе.

Интровертность

Перебороть обычную неловкость «быть услышанным» могут театральные или другие кружки, подразумевающие выступление перед публикой. Только насильно отправлять туда тоже не стоит. Лучше прислушиваться к желанию ребенка и посоветоваться с ним на эту тему. Не нужно пытаться исправить интроверта и «переломить» его характер. Это может нанести моральную травму на всю жизнь. К сожалению, отечественные школы не очень продвинуты в этой теме. Здесь, если ты не такой, как все, значит у тебя проблемы и их надо решать. Школа — это царство экстравертов, полное шума, болтовни и смеха на переменах. Эта атмосфера давит на ребенка с интроверсией и высасывает из него энергию. Стоит поговорить с учителем и объяснить, что таков психологический характер ребенка, возможно вместе с педагогом вам удастся подобрать нужный формат общения с малышом. Кроме активных внеклассных занятий вроде спортивной команды или концертов, существуют более спокойные и сосредоточенные занятия. Возможно ребенка можно будет привлечь к жизни класса разрисовкой стенгазет и написанием сценариев для сценок. Возможно тогда ему захочется ходить в школу. Тем более, таких детей может быть 50% от всего класса.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Чем домашней кроха, тем сложнее ему распрощаться с праздничными будними и с домочадцами, поэтому ребенок не хочет ходить в школу.

Причин нежелания дитя идти в школу немало. Во-первых, у первоклассника появляется страх знакомства с преподавателем, с одноклассниками, да и вообще, с этой новой неизвестной для него жизнью. Здесь может быть и другая проблема, а именно, отсутствие моральной подготовки ребенка к школе.

Готов малыш и хочет посещать в школу, или нет, обсуждается более подробно в статье «В каком возрасте отдавать кроху в школу». Но основная мысль такова, что сына или дочку раньше семи лет не стоит отдавать в среднее учебное заведение, так как считается, что малыш с возрастом шесть и шесть с половиной лет еще не адаптирован для обучения в школе.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Дети часто перестают хотеть идти в школу после недели – двух обучения в школе, а причин много: неуспеваемость сына или дочки, отсутствие интереса к предметам и процессу обучения, отсутствие нахождения общего языка с одноклассниками, а порой, и с классным руководителем.

А вот если дочь или сын наоборот очень хорошо подготовлен, то ему возможно программа будет не интересна, ведь в первом классе детей обучают на самом начальном уровне.

В подобных случаях первоклассник пытается всеми силами оттянуть следующий поход в школу, либо отпроситься у родителей от посещения, придумав ситуацию о болезни, а то и вовсе заболевая на самом деле из-за неприятной психологической атмосферы, которая тяготит восприятия учебной системы ребенком.

Ведь отсутствие интереса к учебе может появится не только в начальных классах, но и в старших, все потому, что малыш не справляется с работой, не успевает и учебная программа для него кажется непостижимой и сложной наукой.

Естественно, родителям нужно интересоваться тем, что на данный момент у школьника в голове. О чем он думает, что беспокоит. И если мама или папа видит в поведении своего чада какие-то непонятные для них изменения (раздражительность, плаксивость, угрюмость, нежелание общаться, грусть)? То непременно следует разобраться в причине всего этого.

В случае, если взрослым не удается понять свое чадо и помочь, то следует обращаться к детским психологам.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Если на первых парах малышу действительно вовсе не комфортно и не интересно? Нужно задуматься, возможно чадо лучше отвести учиться в школу в следующем году и не торопиться.

Когда дети опережают в интеллектуальном развитии своих сверстников, то всего на всего нужно поговорить с учителем для того, чтобы он мог давать умнику заданий побольше или посложнее, дабы разбудить интерес к учебному процессу.

Могут быть проблемы в школьных стенах из-за семейных неурядиц, в таких случаях требуется обращаться к семейному психологу, он поможет понять, почему ребенок не хочет ходить в школу.

Ведь как часто бывает так, что чадо видит подобное:

  • Родители Вани работают на нормальной работе, а мои – нет.
  • Родители Маши получают много денег и покупают ей все-все, а мы нищие.
  • Почему Сашу встречают родители со школы, а меня нет? Я никому не нужен… И прочее.

В таких ситуациях сможет помочь только специалист, ведь это очень серьезные проблемы.

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Ну и конечно, есть вариант того, что в семье попросту часто ругаются родители и обстановка в доме просто не позволяет ученику выполнять домашние задания и результат этого – неуспеваемость и расстройство психики малыша.

Можно сделать вывод, что начинать разбираться в нежелании чада идти в учебное заведение необходимо сразу же, как только заметны первые признаки изменения поведения школьника не в лучшую сторону и не забывать, что истоки проблемы могут прятаться как раз таки в семейном очаге, в семейных отношениях.

Ребенок не хочет ходить в школу, но настроить ученика на позитивный лад следует преднамеренно и тщательно, дабы избежать всяческих неприятных ситуаций с малышом.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Этап Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Практика

1. Если страшно идти в школу

Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.

2. Если страшно поднять руку и выйти к доске

Часто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.

3. Страх ответить неправильно

Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.

4. При волнении

Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.

5. Перед контрольной

Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).

6. Если ученик боится учителя

Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.

7. При неуверенности

Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.

8. При сложностях в общении

Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.

9. Для всех ситуаций

Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».

10. Анатомируем страхи

Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.

Учебный год начался, столько всего еще впереди. Однако некоторые родители уже столкнулись с определенными трудностями. Например, что делать, если ребенок боится идти в школу? Ни в коем случае не стоит игнорировать эту проблему,

так как это в будущем может стать причиной психических расстройств у ребенка. Давайте разберемся в причинах, которые вызывают у ребенка страх перед школой.

Есть дети, которые радостно вскакивают поутру и бодро бегут на уроки. Но гораздо больше тех, кто идет без особого восторга. Иной раз каждодневные сборы превращаются в настоящие мучения как для ребенка, так и для его родителей. В глазах малыша ужас и слезы при одной мысли о том, что надо идти в школу. В таких случаях речь идет о школьной фобии. Сегодня об этом явлении с тревогой говорят и учителя, и родители, и психологи. Но в наше время трудно представить себе нормального ребенка, изолированного от школьной жизни. Как же найти выход из тупика?

Специалисты отмечают, что точной статистики, определяющей масштабы явления, пока не существует. Например, по оценкам французских экспертов, от школьной фобии в серьезной форме страдают 2-3 процента всех учащихся. Психологи подчеркивают, что эти дети вовсе не капризны и не ленивы. Зачастую, наоборот, они могут очень хорошо учиться. Но сама необходимость войти в здание школы словно включает некие тормоза.

Иногда начинается плохо осознанная паника, школьный мир вызывает у ребенка или подростка резкое отторжение. Неконтролируемая тревога может сопровождаться бессонницей, бледностью, сердцебиением, головной болью, бывает даже, что повышается температура. Чаще всего школьная фобия связана с некими глубоко спрятанными детскими страхами. Но ребенку проще всего направить тревогу на определенный объект – школу.