Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Чем лечить испуг у ребенка народными средствами

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Что вызывает перепады настроения во время менопаузы?

Что вызывает перепады настроения у женщин, часто не определить. Это может быть особенностью характера, влияние обстоятельств и даже плохая погода. Однако женщины, у которых периодическая раздражительность связана с предменструальным синдромом (ПМС), могут быть уверены в связи между уровнем гормонов и эмоциями.

Доказано, что изменение уровня гормонов во время менструального цикла зависит от взаимодействия гипоталамуса и гипофиза — отделов мозга, взаимодействующих с репродуктивной системой женщины.

Связь между мозгом женщины и репродуктивными органами во время климакса может происходить по-разному. Хотя нет точного понимания того, как гормоны влияют на настроение, но существует несколько теорий, в том числе те, которые исследуют, как механизмы, улучшающие настроение в мозге, связаны с уровнями гормонов.

Например, у женщин, использующих пластыри с женскими гормонами — эстрогенами, вырабатывается больше серотониновых рецепторов, улучшающих настроение. Гормоны также могут влиять на уровень эндорфинов — химических веществ, связанных с «высоким уровнем радости». Ученые выдвигают гипотезу о том, что снижение уровня гормонов у женщины также может изменить ее общее самочувствие.

Две другие общие проблемы во время менопаузы — бессонница и ночная потливость — также связаны с переменой настроения. Ночная потливость может затруднить хороший сон. Поэтому неудивительно, что ухудшение сна может вызвать у человека капризность и раздражительность.

Исследование, проведенное специалистами психосоматической медицины, показало, что женщины в возрасте от 45 до 54 лет, которые сообщали о тяжелых симптомах депрессии, также говорили о большем количестве приливов, ночных потов, проблем со сном, перепадов настроения и проблем с памятью. У женщин, у которых не было депрессии таких симптомов не наблюдалось.

Как поднять настроение ребёнку?

Родители должны знать, как улучшить настроение детям. Для этого нужно сделать пару действий.

  • Поговорите с сыном или дочерью. Узнайте, почему у ребёнка плохое настроение, что его беспокоит и можно ли ему помочь. Сядьте в тихом месте, где вам никто не будет мешать, и заведите доверительный разговор. Тогда малыш поймет, что он небезразличен вам, что вы о нём заботитесь. В этом случае ему будет легче довериться.
  • Используйте тактильный контакт. Подойдите к крошке, обнимите, погладьте по голове, возьмите за руку, поцелуйте. С помощью проявления любящих чувств можно легко исправить ситуацию. Ещё ни один малыш не остался равнодушным, если ему говорили слова любви.
  • Проведите вместе время. У хороших родителей всегда должно быть время для своего малыша. Забудьте о работе и делах. Сходите вместе в кино, кафе, парк. Устройте семейные чтения, посмотрите вместе фильм, а потом обсудите прочитанное или увиденное. Поделитесь мыслями. Почувствуйте себя единым целым.

Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка

Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.

Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:

  1. Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
  2. Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
  3. Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоидыминдалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмыдетском неврозе, скрытой форме эпилепсии.  Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения. В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.

Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические  особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья  и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии.  Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.

Тест на гиперактивность

Дефицит активного внимания: может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание; забыть то, что ему поручили или о чем попросили; начинать новое занятие, но не может доделать его до конца; может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок; соблюдать порядок, может растерять все свои вещи; любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания; забыть то, что ему поручили или о чем попросили; 6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются.

Двигательная расторможенность: беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом); засыпает и плохо спит, может часто просыпаться 4. Любит много и безудержно говорить.

Импульсивность: контроль своего поведения; может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам; сосредоточивает внимание; может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения; точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях; начать отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в чужой разговор и прерывает его; 8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта.

Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист. С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?

Если мы говорим о гиперактивном, возбудимом и неусидчивом ребенке, то все начинается с детального выяснения причины того, что заставило нервную систему ребенка пребывать в состоянии возбуждения столь продолжительное время. Чаще всего в таких случаях, мы рекомендуем начать с приема детского врача невролога и/или детского психиатра,  так же предлагаем получить совместный прием этих двух экспертов. Так удается легче и быстрее определить причину повышенной возбудимости, избежать ненужного во многих случаях лечения или подобрать именно то лечение, которое нужно Вашему ребенку. По результатам первичного осмотра,  мы можем рекомендовать дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Так же мы можем сэкономить Вам время и выслать бланк лабораторных обследований к первичному приему на адрес электронной почты, для этого можно заполнить форму «задать вопрос врачу»Имя*Email адрес*

сюда ответит доктор

Специализация врача*ВыберитеНеврологТерапевтЭндокринологПсихолог/ПсихотерапевтАллерголог-иммунологФИО врача (необязательно)

если Вы хотите задать вопрос определенному специалисту

Приложить мед. документы

При желании, Вы можете отправить нам: мед. заключение, выписку из истории болезни и т.п. (до 5 файлов в форматах: jpg, jpeg, png, doc, docx) и до 2мб каждый.

Ваш вопрос*Вы согласны на публикацию Вашего вопроса и нашего ответа в публичном доступе?*Да, согласен(на)Нет, запрещаю

Данные будут обезличены. Ваше имя останется конфиденциальной информацией

Я согласен(на) с политикой конфиденциальностиЗадать вопросЭто поле должно быть пустым.

Способы диагностики

Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже.

Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:

  • вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
  • проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
  • каково эмоциональное состояние ребенка;
  • параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
  • когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
  • тошнит ли по утрам.

Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:

  • МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
  • энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
  • биохимический анализ крови на гормональную активность.

Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Профилактика и лечение

Профилактикой поведенческих отклонений является правильное воспитание с младенчества, внимание к эмоциональным потребностям ребенка, отношение к нему как к личности, уважение его взглядов, предпочтений. Не менее важна последовательность, слаженные действия родителей (то, что запретил папа, не разрешает и мама), иначе ребенок с ранних лет научится изворотливости и приспособленчеству, что негативно повлияет на его психическое развитие.

Возраст полового созревания требует от родителей особого внимания и усилий. В это время с ребенком необходимо обращаться как со взрослым человеком, уважать его право выбора друзей, внешкольных занятий, музыки, одежды, развлечений. При этом нужно оговорить запреты и ограничения, четко объяснив, почему они необходимы. Так родители смогут развить с подростком доверительные отношения и вместе пережить сложный возраст, не травмируя незрелую психику повзрослевшего ребенка.

Простым, но эффективным средством профилактики и лечения перепадов настроения у взрослых и детей являются соблюдение режима питания, сна, работы и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе. Техника аутотренинга, медитации, занятие йогой помогут нормализовать психоэмоциональный фон, восстановить психическое равновесие после пережитого стресса, конфликта, неприятностей. Пища, богатая витаминами и микроэлементами, благотворно влияет на нервную систему, общее состояние организма.

В случаях стабильных проблем с эмоциональным настроем прибегают к помощи седативных, ноотропных средств, антидепрессантов, транквилизаторов. Эти медицинские препараты относятся к группе сильнодействующих, некоторые вызывают привыкание, поэтому самостоятельно применять их недопустимо.

Как научить ребенка засыпать после пробуждения?

Во время процесса обучения родители должны быть готовы к тому, что ребенок сначала будет плакать. При этом родители должны помнить, что они не бросают ребенка, не «издеваются» над ним, он в полной безопасности.

Если сохранять последовательность и определенную твердость характера в этом процессе, можно достаточно быстро добиться успеха, помогая малышу научиться засыпать самостоятельно. Да, на первые три раза, когда у ребенка еще работает рефлекс «я закричал, мама подбежала, схватила на руки», и вдруг этого не случилось, ребенок безусловно будет недоволен. Недовольство конечно выражается громким плачем, ведь других инструментов выразить его у ребенка физиологически еще нет.

Важно знать что

  1. От плача ребенок определенным образом устает, для него плач – это труд
  2. Так или иначе, сытый и уставший ребенок засыпает.
  3. В определенный момент у ребенка закрепится новый алгоритм: я поел, меня положили, пора спать. Потребности в том, чтобы его начали активно «качать или укладывать» не будет, ребенок перестанет это требовать.

Этот план поможет малышу в возрасте от шести месяцев до трех лет.

Для тренировки самостоятельного засыпания поместите ребенка в кроватку. Он может быть как бодрствующим, так и уже сонливым. Скажите ему «спокойной ночи» и выйдите из комнаты, убедившись, что в комнате есть немного света. Если ребенок заплачет, и будет плакать 2 минуты как минимум – просто вернитесь в комнату, будьте рядом. Не включайте свет и не берите ребенка на руки. Не обнимайте его и не поддавайтесь плачу или истерикам. Детская природа так и устроена – я кричу, мама – действуй. Вам придется больше перебороть себя, чем малыша. Помните, что детский плач имеет именно такой тембр и громкость, чтобы действовать на взрослых максимально раздражающе. Это один из «защитных» факторов ребенка, данных ему природой. К сожалению, дети быстро и интуитивно учатся этим фактором манипулировать.

Можно утешить ребенка словами и нежно погладить его по спине. Через одну или две минуты снова выйдите из комнаты. Не оставайтесь на более длительное время. Держитесь подальше от комнаты в течение пяти минут. Если ребенок все еще плачет после этого времени, вернитесь в комнату, чтобы успокоить его снова. Через одну или две минуты выйдите из комнаты. Используйте следующую таблицу, чтобы увидеть, как долго ждать, прежде чем вернуться в комнату для каждого нового захода: с каждым заходом время выдержки должно увеличиваться. Помните, что при каждом заходе в комнате нельзя оставаться более двух минут.

Вызвать врача на дом Записаться к врачу или по телефону +7 (812) 331-17-74

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Причины резких перепадов настроения

Любые эмоции, в том числе частые смены настроения — результат нейрофизиологических процессов в мозге. С другой стороны, переживание изменяет уровень активности головного мозга, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами. То есть нельзя однозначно сказать, вызывают ли чувственные реакции физиологические изменения в организме или сами являются следствием этих изменений. Частая смена настроения может быть обусловлена физиологическими либо психическими процессами.

Одними из самых частых причин таких расстройств являются:

  • Гормональный дисбаланс;
  • Прием лекарственных препаратов;
  • Пониженная двигательная активность;
  • Патологические процессы;
  • Депрессия или стресс;
  • Диеты и физическое истощение;
  • Вредные привычки.