Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Чем занять ребенка подростка: советы родителям

Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.

Как можно занять детей от трех до шести лет, и заняться своими делами спокойно?

  1. Новый этап в рисовании – акварельные краски и гуашь. Вручаем альбом и вперед.
  2. Разукрашивание более сложных картин, чем на предыдущем этапе, с помощью красок, фломастеров (можно обыкновенные).
  3. Обвести рисунок по точкам, дорисовать недостающие детали либо половинку — такие задания все еще актуальны.
  4. Лепка композиций из цветного соленого теста.
  5. Пластилин все еще актуален – можно создавать картины, лепить фигурки животных и играть ими. Создать пластилиновый мир.
  6. Многочисленные трафареты букв, цифр, животных, насекомых, птиц, игрушек и т.п. Можно самому создать разукрашку.
  7. Магнитные буквы и фигурки на магнитной доске либо просто веселые буквы, сделанные своими руками. Можно сортировать, строить интересные дома, композиции, сортировать по гласным и т.п.
  8. С помощью безопасных ножниц можно вырезать из журнала красивые картинки для коллажа, создавать собственные фигурки из цветной бумаги.
  9. Даем клей, можно уже ПВА, большой лист бумаги, кисточку и делаем коллаж, например, «Волшебная страна». Как организовать отпуск с детьми: практическое руководство
  10. Также вырезанные картинки можно наклеить на двусторонний скотч и получить наклейки, предварительно их вырезав. Потом наклеить в блокнот.
  1. Более сложные пазлы, чем на предыдущем этапе. Можно научить самого ребенка делать пазлы из открыток.
  2. «Волшебная книжка»: смастерить самим книжку из листов бумаги, можно скрепить степлером или клеем. Дать ребенку фломастеры и наклейки, к примеру, и попросить написать сказку.
  3. Перебрать копилку с крупными монетками, разложить их по размеру или построить из них башню
  4. Можно купить коробочку с цветными скрепками и сделать волшебную цепь или украшения.
  5. «Сундук с сокровищами»: складываем каштаны, шишки и декоративные камушки, которые периодически проверяем на наличие и обновляем.
  6. Музыкальная шкатулка с безопасными украшениями.
  7. Спичечные коробочки. Из них можно создать волшебные комодики с фотографиями родных внутри или с различными сюрпризами.
  8. Магнит, железная монетка и лист бумаги. С помощью них можно сделать фокус — передвигать монетку по бумаге при помощи магнита снизу. Метод якорей в бушующем море быта: научный подход
  9. Строим волшебную горку из гладильной доски. Здесь вариантов много: можно устроить трамплин для машинок, ваше чадо само может съезжать с нее (проследите, чтобы это было безопасно, например, обложите подушками) и т.п.
  10. Устраиваем вешалку для детей и выдаем одежду, чтобы развешивать.
  1. Можно взять воронку, пластиковые бутылки и крупы – попросить наполнить или пересыпать.
  2. Играем в повара, можно использовать лоток для яиц, к примеру, и макаронные изделия. Готовим, накрываем стол, кормим посетителей-кукол, игрушечных зверей. Ингредиенты могут быть разными, обязательно под вашим присмотром.
  3. В продолжение предыдущей игры берем фольгу для запекания и соответствующего размера предметы. Играем в пекаря.
  4. Даем ребенку разобрать носочки по парам, угадать чей и т.п.
  5. Играем в «весну» – создаем тротуары и ручейки из широких лент, поясов, можно из туалетной бумаги, pемней, бумажных полотенец и пр. Бегаем, перепрыгиваем через ручьи и запускаем кораблики.
  6. Создаем коврик с веселыми следами: обводим след ребенка, вырезаем и делаем еще несколько штук. Потом клеим на куски обоев. И играем в «Островки холодного среди горячего».
  7. Создаем лабиринты из резинки, можно из бельевой веревки, и стульев.
  8. Строим тоннель для машинки. Как маме с маленькими детьми организовать время наедине с собой
  9. Старый добрый театр: костюмы для актеров делаем из подручной одежды мамы и папы.
  10. Можно приделать хвост из ремня и поиграть в животных.
  1. Устраиваем день рождения, к примеру, куклы Маши. Выдаем праздничные атрибуты: колпачки, дудки, воздушные шарики. Можно даже салфетки. Накрываем стол и приглашаем гостей куклы.
  2. Игра «Зима» — выдаем ребенку шапку, шарфик и перчатки.
  3. Игра «Осень» — выдаем сапоги, дождевик либо зонтик.
  4. Игра «Лето» — выдаем панамку либо шляпку, коврик и солнечные очки.
  5. Игра «Сыщики» — выдаем фонарик и лупу. С этим же набором можно играть в исследователей.
  6. Игра «Путешественники» — выдаем рюкзачки и все необходимое для путешествия: карту, старые часы, веревку и т.п. Отправляемся в удивительное путешествие в шкаф, например.
  7. Играем в больницу: ребенок в роли доктора, а пациенты – куклы либо зверюшки. Выдаем имеющиеся атрибуты: бинты, лопаточки, баночки и т.п. Обыгрываем ситуации, когда у мишки горло болит, температура, к примеру.
  8. Играем в садик либо школу. В роли воспитателя – ребенок, воспитанники – куклы. Раздаем задания в виде листочков и т.д.
  9. Играем в магазин – выдаем все необходимые атрибуты по возможности. Можно организовать различные магазины или один универсам. Деньгами могут служить маленькие листочки бумаги, листья деревьев, фантики. Навыки успевающих мам: как всё успевать с детьми
  10. Играем в «Волшебного мойщика зеркал». Большое зеркало, жидкость для мытья стекол (наливаем в пустой флакончик из-под спрея обычную воду – получается ароматная вода, добавляем маленькую каплю жидкого мыла) и тряпочка – все вручаем ребенку. Это очень увлекательное занятие.

Конечно, мы перечислили не все игры – это всего лишь основы. Ролевых игр множество. С помощью них можно узнать, к примеру, какие отношения в садике между воспитательницей и детьми. Любят ли вашего ребенка там? Будьте только внимательны.

Ролевые игры помогут вам в обучении ребенка правилам безопасности. Сделайте из него полицейского, пожарника и т.п. Ребенка в этом возрасте игра может увлечь от 30 минут до часу и более. Главное вовремя «заправить» его — дать попить и поесть.

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+LiveJournalОдноклассникиМой мир

Как можно занять детей от трех до шести лет, и заняться своими делами спокойно?

Педагоги советуют придерживаться следующих правил при формировании досуга

1. Соблюдать режим дня.

Расписание, по которому ребенок ложится спать, встает, принимает пищу, должно быть составлено в зависимости от возраста.

2. Правильное питание.

Если употреблять вредную пищу (фаст-фуд, сладкое, газированные напитки и т.д.) в большом количестве – это уж точно не принесет никакой пользы для желудка ни во время, ни после отдыха.

3. Физические нагрузки.

Можно добавить в расписание зарядку по утрам, утренние игры в футбол, баскетбол с друзьями, вечерние пробежки или прогулки на свежем воздухе. Все это укрепит организм, поддержит иммунитет.

4. Умственная нагрузка.

Необязательно делать что-то серьезное и сложное, но можно приобрести пару интересных книг, соответствующих интересам ребенка. Достаточно часто родители задаются вопросами, можно ли менять режим дня, сложившийся в течение учебного года, на время каникул. К примеру, сменить режим сна (разрешить ложится и вставать позже), изменить время приема пищи, увеличить время прогулок. Этот момент нужно подбирать индивидуально, исходя из особенностей организма ребенка, поскольку некоторым детям адаптация к учебному режиму дается непросто. Кроме того, есть категория детей, которым сложно привыкнуть к позднему подъему. К тяжелым физическим нагрузкам сложно адаптироваться даже школьникам, и режим для них желательно не менять.

Часто родители не отправляют своих детей в оздоровительные лагеря или к бабушке за город, а оставляют дома. В таком случае требуется составить тщательно продуманную программу, которая предполагает нахождение ребенка в стенах дома довольно продолжительное время.

Свежий воздух очень важен для молодого организма, важно, чтобы ребенок ежедневно гулял. В зависимости от возраста, возможно отпускать его на прогулки с друзьями. Однако походы всей семьей на разнообразные полезные, развивающие мероприятия (в зоопарк, на каток, в бассейн или ходить летом на речку) также приветствуются и благоприятно скажутся на внутрисемейных отношениях.

С детьми младшего возраста можно посещать театр, различные развлекательные мероприятия в парках с участием аниматоров. Скорее всего, такие события будут проводить в городах в течение каникул и тем более во время праздников. Поэтому посетить хотя бы парочку таких мероприятий с ребенком определенно стоит.

Школьникам начальных и средних классов можно подыскать увлекательное хобби, ходить с ними в кинотеатр или отпускать на прогулки в компании друзей. В соответствии с интересами ребенка можно сводить его в музеи или на тематические выставки.

Для подростков можно организовать экскурсии, походы, небольшие путешествия в компании их друзей и других взрослых. В компании знакомых можно отпускать ребят на дискотеки и концерты.

Главное помнить, вариант досуга может быть любым, но каникулы, прежде всего, – это возможность восстановится перед учебой. Не следует чрезмерно перегружать детей домашними обязанностями или учебой.

Совместный отдых детей и родителей, формы его организации

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. По мнению А.В. Мудрика, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется рядом параметров:

социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия

вжизни общества;

социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;

демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовнонравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно-просветитель- ская, досугово-творческая, охранно-защитная.

Основными задачами семейного воспитания являются:

гармоническое развитие ребенка;

забота о здоровье детей;

помощь в учении;

трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

помощь в социализации личности;

формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Каждый ребенок – это особый мир, и познать его могут только те родители, которые понимают каждое движение детского сердца, умеют вместе со своим ребенком разделить детские радости и тревоги, успехи и огорчения. Воспитание современного ребенка требует от родителей терпения, любви, душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые так необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери являются для ребенка наглядным примером.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Основными компонентами семейного воспитания остаются:

климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

режим семейного воспитания;

содержание досуговой деятельности.

Чем занять разновозрастных детей

Если под одной крышей проживает несколько детей, то организовать их досуг можно также без проблем:

Чем занять разновозрастных детей
  • все дела по дому следует стараться выполнять вместе: уборка в квартире, приготовление пищи – каждый ребенок может оказать посильную помощь в этом нелегком деле;
  • совместный просмотр кино или телепередачи. Важное условие успеха – правильный выбор видеоматериала, который сможет увлечь детей всех групп;
  • забота старшего ребенка о младшем, их совместная деятельность по уходу за домашним питомцем разовьют в детишках сострадательность, ответственность и милосердие;
  • творчество объединяет: совместное рисование, рукоделие, конструирование сдружит детей, а продуктом своей деятельности они будут гордиться еще не один год;
  • подвижные игры, спорт и танцы. Веселая музыка поднимает настроение, под нее следует потанцевать всем членам семьи, а включив видеоурок по фитнессу, можно на полчаса увлечь и маленьких, и уже подросших деток.

Как родителям справиться с подростками на самоизоляции

Чем занять разновозрастных детей

Важное условие успеха в деле воспитания – это любовь и пример своих родителей. Если взрослые часами просиживают и телеэкрана, потягивая пиво, вряд ли им удастся заставить свое чадо взять в руки книгу или коробку с шахматами. Формирование характера, привычек и образа жизни ребенка напрямую зависит от папы и мамы, и важно об этом помнить всегда.

Алина Нафикова Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Чем занять разновозрастных детей

Похожие записи:

Как правильно воспитывать подростка

Как общаться с трудным подростком: совет психолога

Чем занять разновозрастных детей

Город снеговиков

С наступлением зимних каникул в каждом дворе непременно начнут появляться новые жители – смешные снежные фигуры, без которых невозможно представить ни одну зиму. Разве вы не поучаствуете в этом негласном конкурсе на лучшего снеговика?

На каникулах можно слепить веселую семейку снеговиков

Прихватите морковки, старые ведра, шарфы и другие ненужные вещи и скорее выходите на улицу. Сегодня можно слепить большого снеговика-папу, завтра – снежную барышню-маму, а затем ежедневно пополнять веселую семейку забавным снежным малышом. Вагон идей оригинальных, весёлых и грустных, характерных снеговиков — в нашей публикации Идеи забавных снеговиков, или Дачный отдых в хорошей компании.