Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что делать если первоклассник не хочет учиться?

1 сентября ваш малыш стал первоклассником. Букеты хризантем, новая школьная форма — и новая взрослая жизнь.

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь — это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию — он не хочет ходить в школу.

В этом случае родителям надо помочь начинающему ученику делать уроки. Важно ребенка не упрекать в неуспеваемости, не сравнивать с другими детьми, не ругать за ошибки.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Как научить ребенка решать примеры с 2хзначными числами?

Наталья: Беда в том,что моя племяшка во втором классе не может выполнять действия с 2хзначными числами. например,она считает так: 70+20=90 86-2=60 86-8=….уже никак сообразить не может( все предметы идут у нее хорошо,но вот математика это просто капец,какбудто заклинило у нее в головке делать?как помочь?ума не приложу…а что будет дальше? я сама математик и ясно знаю,если ребенок не научился считать в начальной школе,то в 5 классе уже бесполезно чтото предпринимать((((

Наталия: Я хочу вам посоветовать замечательные диски «Начальные классы. Математика» Уроки Кирилла и Мефодия. Вам нужна математика за 2 класс. Там поурочные разработки в очень доступной форме. В уроках ребенок плавно и незаметно переходит из счета в пределах десятка в счет в пределах сотни. Мне очень нравятся, дочь самостоятельно, еще до 1-ого класса все освоила, так что если вы сядете вдвоем, то легко разрешите эту проблему:-))

Наталия:Тогда надо тернироваться на конфетах/горохе/кубиках.

  • Ввести понятие десяток: стакан в котором ровно 10 конфет/кучка из 10 горошин/башня(дорожка) из 10 кубиков.
  • Потренироваться с действиями на десятках: один десяток+ 2 десятка это 3 башни кубиков те 3 десятка те тридцать, стова проговаривать четко, чтобы ребенок слышал смысл слова: три-дцать
  • К десяткам добавлять единицы: 1 кучка конфет и еще 3 конфеты? сначала тупым пересчетом=13, потом проговаривая, что это десяток и еще 3, те тринадцать
  • Складываем числа не выходя за десяток: 12+26, 34+62, те когда сумма единиц меньше 10(все на кучках-конфетах), чтобы ребенок прочувствовал
  • Вычитаем не выходя за десяток: 65-23 14-2 76-25
  • В 4 и 5 объясняеем что кульки складываются с кульками, а конфеты с конфетами
  • Вычитаем единицы с выходом за десяток: 20-4. 2 кулька конфет минут 4 конфеты, один кулек это десять конфет, забираем из него 4 конфеты сколько осталось? 6 конфет и еще у нас 1 кулек есть, значит кулек и 6 конфет итого 16 конфет
  • Учимся решать примеры типа 14-7 45-8, это самое сложное. Объясняем так, например 14-5, у нас есть 1 десяток и 4 единицы, нам надо вычесть 5 единиц, но у нас есть только 4 единицы, забираем их, 5=4+1, значит надо вычесть еще одну единицу: 10=9+1, значит в остатке 9
  • Дальше сложнее, решаем примеры типа 45-27, сначала вычитаем десятки,потом аналогично 7 вычитаем единицы

Если вы так обеспокоены девочкой, то заниматься надо сейчас не медля, потом пойдет таблица умножения, ребенок совсем запутается. Если девочка смышленая, возможно, понадобится на все это 1 вечер, писать дольше, чем делать:-)))

Вовремя замечайте начало болезни

Не переживайте, в первом классе болеют все. Особенно те дети, которые не посещали детский сад. Очень важно уловить начальный момент заболевания, чтобы весь класс не заразился.

Ваш ребенок был активным по вечерам, а сейчас вдруг рано лег спать? Весь вечер он был какой-то тихий? Вероятнее всего, он заболел, оставьте его дома и сообщите об этом учителю.

Никогда не водите больного ребенка в школу. Мало того, что он сам получит осложнения, он заразит других детей.

Но если вы будете постоянно говорить: “Что-то ты сегодня такой грустный, вялый, не заболел ли ты? Давай-ка ты завтра не пойдешь в школу?”, то ваше чадо быстро начнет вами манипулировать и перестанет ходить в школу.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Как помочь первокласснику хорошо учиться?

Общайтесь с ребёнком не только на темы, связанные с его делами в школе и выполнением домашнего задания.

Позволять выполнять домашнее задание самостоятельно и игнорировать школьную жизнь ребёнка не тождественно. Вы должны подготовить удобную атмосферу для учёбы.

Составьте вместе с ребёнком распорядок дня, в этом графике должно быть отведено определённое время для выполнения домашнего задания.

Прежде, чем приступить к урокам, уберите все раздражающие элементы: выключите телевизор, спрячьте гаджеты, создайте на столе рабочую атмосферу – игрушки на рабочем пространстве будут отвлекать ребёнка. Не смотрите перед уроками мультфильмы, чтобы ребёнок не оттягивал выполнение дел просьбой посмотреть ещё один и ещё один мультик. Наоборот, он должен знать, что после выполнения уроков его ждёт возможность поиграть, просмотр мультфильма или поощрение, например, в виде мороженого.

Однако ребёнок не должен безвылазно сидеть за уроками до их выполнения: делайте перерывы через каждые 20 минут. Можете пошалить, попрыгать, потанцевать. Смените умственную деятельность на физическую, а потом снова возвращайтесь к выполнению домашнего задания.

Когда ребёнок приступает к работе над уроками, спросите его – всё ли он понял, что задавала учительница? Есть ли у него понимание, как решить задачу, сможет ли он сам заполнить страничку прописи? Пусть он Вам покажет, как начинает работать в прописи. Если он что-нибудь не может сделать, помогите, а если нужно – объясните неясное при помощи понятного примера. После этого займитесь своим делами. Не бойтесь, что Ваш первоклассник будет стоять на ушах – если Вы, как мы и рекомендовали выше, уберёте все раздражающие факторы, он справится сам.

Вы не всегда сможете сами проверить – всё ли правильно сделал ребёнок? Однако на это есть оценки в школе. Плохая отметка покажет ребёнку, чем чреват невыученный урок и что стоит постараться ради одобрения учителями и поощрения родителей.

Скажите Вашему ученику, что готовы прийти к нему на помощь в любой момент, и приходите, если потребуется. Объясняйте спокойно, не показывая, что недовольны или раздражены.

Не пугайте школьника долгосрочными перспективами, например, профессией грузчика или уборщицы. Это не возымеет эффекта. Приведите близкие и позитивные примеры: как папа стал журналистом и путешествует по разным странам, а мама-инженер строит космические корабли. Папа в школе любил русский и иностранные языки, а мама – математику и физику.

Поможет первокласснику в обучении дисциплина, которую преподают в «Академии развития интеллекта SMARTUM». Ментальная арифметика – лучший тренажёр для мозга. Благодаря ей ребёнок станет быстрее воспринимать информацию, обрабатывать её. Скорость выполнения уроков увеличится в три раза, успех в учёбе расширит его познавательные интересы и усилит желание хорошо учиться. У ребёнка гармонично разовьются левое и правое полушарие мозга.

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие

уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)

находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)

добавлять в группу недостающие предметы

говорить, чем похожи или отличаются предметы

группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)

восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам

находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)

точно копировать простой узор

описывать картинку по памяти

запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его

писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)

рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)

пересказать сказку, услышанный короткий рассказ

уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут

уметь считать от 1 до 10 и обратно

восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)

считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два

понимать понятия "больше, меньше, поровну"

знать простые геометрические фигуры

уметь составлять аппликации из геометрических фигур

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте

решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение

отличать буквы от звуков

отличать гласные от согласных

знать, сколько букв в алфавите

находить нужную букву в начале, середине и конце слова

подбирать слова на заданную букву

делить слово на слоги, проговаривая вслух

читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

Письмо

правильно держать ручку и карандаш

проводить прямые, волнистые, ломаные линии

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги

уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам

уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка

рисовать геометрические фигуры

штриховать рисунок

аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.