Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что делать, если ребенок не хочет читать

Сестра отца Ильназа Галявиева опровергла информацию о его заболеваниях

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Ответ врача: лечение сенсомоторной алалии в Саратове

Уважаемая Ольга! Прочитали мы Ваш вопрос, и появилось подозрение о наличии у девочки диагноза «сенсомоторная алалия 2 – 3 степени». К сожалению, одними лекарственными препаратами Вы алалию не вылечите. В этой ситуации нужно проходить комплексное лечение.

Сарклиник проводит лечение алалии в Саратове, лечение сенсорной алалии у детей в Саратове, терапию сенсомоторной алалии у мальчиков и девочек в Саратове, лечение дислалии. Для лечения Вам нужно обратиться к рефлексотерапевту в Сарклиник. Вопрос о неврологе решается индивидуально. Так как врач невролог может назначить в основном лекарственные препараты, его возможности в лечении алалии ограничены чаще назначением ноотропных препаратов. Если есть возможность, то можно оформить инвалидность. Наркоз, как правило, отрицательно сказывается на функционировании центральной нервной системы.

В практике врача Сарклиник встречались случаи, когда ребенок переставал говорить после, например, аппендэктомии, которая всегда проводится под наркозом, или после прививки (чаще АКДС или от полиомиелита). Тем более не нужно забывать о перинатальной энцефалопатии, которая присутствовала у ребенка. В Вашей ситуации нужно проводить плановое лечение курсами для активизации речевых центров головного мозга. Эффективность лечения алалии зависит от степени тяжести заболевания, степени внутриутробной гипоксии и интенсивности лечения. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов, что ребенок заговорит.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Похожие записи:

Ребенок в 4 года не разговаривает, лечение олигофрении, зпрр, зрр в Саратове

Боль при мочеиспускании, щиплет, зудит, жжение, выделения из члена

ВСД, слабость, обморок, лечение в Саратове, России

Я делала парню минет, на руках сперма, провела пальцем по половым губам

Грыжа диска L4 – L5 с тенденцией к секвестрации, протрузия диска L3 – L4, лечение в Саратове, России

Комментарии () Виктория – 16 июля 2020, 12:02 0 ребенку поставили атипичный аутизм, дали инвалидность на 5 лет. Сколько стоит курс реабилитации в вашей клиники. Ребенку 6 лет. Говорит, но плохо. Речь не всю понимает. Написать комментарий Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Автор* Email* Введите сумму 8 + 4 Написать

Подсчитывая потери

В результате теракта погибли семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка, уточнила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Восемь детей получили огнестрельные пулевые ранения, остальные — повреждения из-за травмирования осколками стекла и при эвакуации из здания, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко (школьники выпрыгивали из окон, чтобы спастись). В детской больнице Казани сейчас находятся 18 пациентов, из них шестеро детей в тяжелом, а двое — в крайне тяжелом состоянии, сказал он. Возможно, сегодня ночью или завтра утром двоих детей в крайне тяжелом состоянии будут перевозить в Москву, сообщила «Известиям» пресс-секретарь Республиканской детской клинической больницы Татарстана Зухра Гейбайдуллина.

В Казань сегодня вылетел борт МЧС для эвакуации раненых в случае принятия такого решения. Он доставил в столицу Татарстана не только министра здравоохранения Михаила Мурашко, но и министра просвещения Сергея Кравцова. Последний посетил место трагедии и возложил цветы к импровизированному мемориалу. Позже Сергей Кравцов доложил президенту РФ Владимиру Путину о своих встречах в Казани с родителями школьников и учителями школы, в которой произошла стрельба, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Он добавил, что «позже Министерством [просвещения] будут сформулированы рекомендации» по итогам случившегося.

— Я живу в доме напротив, видел, как со второго и третьего этажа дети выпрыгивают. С первого этажа шел дым, рамы расковерканы, — рассказал «Известиям» местный житель Андрей Степанов. — Видел, как мальчик весь в крови зашел сам в скорую помощь. Девочку без сознания вынесли в очень тяжелом состоянии. Потом вынесли учительницу. У меня дочка в параллельном классе училась с тем, кто это всё затеял. Ничем себя не выдавал, вроде спокойный парень. Учился в «А» классе, который вроде как считался элитным. Возможно, его там обижали. Район наш спокойный, каких-то преступных группировок нет.

Всего в гимназии учатся 1049 человек, работают 57 педагогов. Школа основана в 2006 году.

По данным источников «Известий», первыми на место стрельбы прибыли сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии. Патрульную машину направили в школу после срабатывания «тревожной кнопки». Чуть позже на место стрельбы прибыли бойцы регионального спецподразделения «Гром» МВД России, а также патрульно-постовой службы. Полицейские и сотрудники ФСВНГ выставили оцепление и помогали с эвакуацией детей и взрослых. Позже к школе прибыли подразделения ОМОН и СОБР по республике Татарстан, а также специалисты ОСОМ (отряда сопровождения оперативных мероприятий) ФСБ. В сложившейся ситуации было принято решение начинать штурм заведения без подготовки. Бойцы СОБР и ОСОМ ФСБ зашли в школу, а сотрудники ОМОН осуществляли ближнее блокирование. Для этого непосредственно к зданию подогнали несколько бронеавтомобилей «Урал-ВВ». Находившиеся в них сотрудники ОМОН также помогали с эвакуацией оставшихся в школе гражданских лиц. Стрелок был задержан.

— Мы прошли по следам преступника — там битое стекло, следы крови, — сказала «Известиям» Анна Кузнецова. — Сегодня многим родителям школьников страшно. И нам нужны срочные меры. Тонус по защите детей нужно хранить всегда, а не от взрыва к взрыву.

12 мая в Татарстане объявили днем траура. До конца дня 11 мая уроки во всех школах города отменены. Гимназия № 175 вряд ли в ближайшее время вернется к занятиям, считают ее ученики и их родители. Здание сильно пострадало, это видно даже снаружи.

Как помочь ребенку полюбить читать

Как же помочь ребенку развить интерес к чтению книг чтобы во время взросления он не сидел постоянно за играми или телевизором.

Знакомить малыша с книгами нужно начинать насколько можно в раннем возрасте, когда он еще не знает букв алфавита и цифры. Для этого можно выбирать книжки с очень интересными сюжетами и красивыми картинками героев. После прочтения книжки можно в виде диалога узнать у ребенка что ему понравилось из прочитанного, чем закончилось повествование. И по такому принципу понемногу будет расти заинтересованность малыша в чтении книжек. Также важно задавать вопросы о сюжете. Это поможет логически мыслить и учиться выстраивать ответы.

Позже, когда ребенок уже познакомится с буквами, но читать у него еще плохо получается нужно стараться создавать такие ситуации, в которых просить его помочь прочесть какое-либо несложное слово. Сделайте вид что вы плохо видите написанное или у вас, к примеру, болит глаз.

Также очень важно понимать какие именно книги наиболее интересуют вашего ребенка. Если ему нравится, например, фантастика, то не нужно предлагать ему другой жанр, ничего хорошего из этого не выйдет.

Отличным решением проблемы могут быть комиксы о любимых мультипликационных героях ребенка. Комиксы на самом деле могут помочь увлечь ребенка чтением. Проверьте сами! Например, даже моя уже довольно взрослая дочь очень любит их читать.

А еще малыши очень любят хвастаться. И этим вполне можно воспользоваться в положительном ключе. Купите ребенку большую книжку с большим количеством очень красивых рисунков и текстом очень большого размера. Переворачивая страницу за страницей у малыша будет складываться впечатление что, он прочел уже очень много, что для него очень круто! Хвалите его, подстегивайте его азарт чтобы он прочел еще больше.

Еще один способ заинтересовать, а точнее даже заинтриговать. Принесите в комнату новую красивую книжку и скажите ребенку что-то вроде: — У меня тут такая интересная книжка! Но…, наверное, ты маленький еще, чтобы читать такие книжки… Теперь ваша задача — положить книгу в доступном и видном месте и можете уходить заниматься своими делами. Если через небольшое время вернетесь назад в комнату, то скорее всего застанете своего малыша за изучением книги.

Смотрите так же: «Как научить ребенка читать»

Есть еще один вариант. Вспомните что ваш ребенок не любит делать еще больше чем читать? Есть такое занятие? Отлично! Предложите ему сделать что-то на выбор. Например, предложить сложить вещи или почитать минут 15. В таком случае малыш скорее выберет чтение книги вместо нелюбимого наведения порядка.

В итоге важно заметить, что в процессе приучения ребенка к чтению не нужно на него оказывать давление. У него должно сложиться четкое представление что книга является не наказанием, а интересным и увлекательным миром, в котором представив себя героем истории можно пережить массу увлекательных моментов.

Еще один важный пункт. Самое главное во всей этой истории — ваш личный пример. Если живущие рядом члены семьи будут постоянно читать, и ребенок будет это видеть, то и он будет проявлять интерес к чтению книг. Если же заставлять ребенка читать, а самому при этом постоянно сидеть в соцсетях, то вряд ли результат будет положительным. Поэтому начните с себя)

Методы пробуждения интереса к учебе у ребенка

После того, как был определен корень проблемы и были предприняты меры к ее решению, можно воспользоваться рекомендуемыми психологами хитростями, способными повысить интерес к учебе как у ученика первого, так и девятого класса.

Соревновательная игра

Что младшеклассник, что учащийся средней школы – все дети любят играть. И ничто так не увлекает как игра, в которой можно соревноваться со своими друзьями. Как организовать такую игру – это уже зависит от фантазии родителей.

Вот простой пример: можно договориться с родителями другого ребенка. У кого из детей к концу недели будут лучшие оценки – тот получает особенный значок. Этот значок может в любой момент перейти к более успевающему ученику, если прежний обладатель расслабился. Можно даже придумать определенную награду за удержание значка в течение долгого времени.

Режим

Важно приучить ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Доктора и психологи рекомендуют дать ребенку отдохнуть, когда он приходит домой после школы. Но, расслабившись, школьнику бывает трудно снова заставить себя собраться чтобы сделать домашнее задание. Желание посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры зачастую намного сильнее.

Важно, чтобы ребенок привык, что приступить к развлечениям можно только после того, как сделаны все дела. В таком случае он не будет излишне отвлекаться и постарается сделать уроки побыстрее, чтобы поскорее заняться любимым делом.

Деньги

Давно известный прием, когда за хорошую учебу ребенок получает от родителей деньги на карманные расходы. В каждой семье своя собственная система данного вида поощрения: у кого-то полученная двойка полностью лишает ребенка карманных денег, у кого-то же лишь высчитывает определенную часть из уже обещанной суммы.

Это очень полезный прием, который не только стимулирует ребенка хорошо учиться, но и учит его ответственности, уметь считать деньги и ценить то, каким трудом они добываются.

Проводить с ребенком больше времени

Иногда снижением успеваемости в школе ребенок пытается привлечь внимание родителей к себе. Такое бывает, если родителей часто нет дома или большую часть времени они посвящают младшему брату/сестре.

В таком случае было бы неплохо посвятить ребенку больше времени. Не только сделать вместе уроки, но и поиграть в настольные или даже компьютерные игры, либо же просто приятно пообщаться за чашкой чая с печеньем.

Выбирать удобные лекарственные формы

Если никакие уловки не помогают, по согласованию с лечащим врачом можно выбрать другие медикаменты. При острых респираторных вирусных инфекциях многие специалисты назначают местные средства с комплексным действием. Например, Деринат. Он выпускается в виде назальных капель — для малышей с первых дней жизни, и спрея — для детей с трех лет и взрослых, не имеет вкуса и запаха. Препарат действует сразу в нескольких важных направлениях:

  • помогает организму устранять первопричину болезни;
  • усиливает естественную оборону, поддерживает иммунную систему;
  • восстанавливает и укрепляет слизистую оболочку носоглотки, тем самым препятствует присоединению вторичных инфекций и приближает момент выздоровления.

Полная инструкция есть на сайте и в упаковке. Деринат продается в аптеках без рецепта. Перед применением проконсультируйтесь с лечащим специалистом. Будьте здоровы и не болейте!

Продукция Деринат

  • Капли
  • Спрей
  • Флакон
  • Уколы

Полезные статьи:

Как лечить детей

Лечение детей народными средствами

О заболеваниях:

Грипп

ОРЗ/ОРВИ

Кашель

Насморк

Профилактика заболеваний

Чем кормить

Чем поить

О препаратах

Как развлечь

Советы

Здоровье взрослых

Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения

Дислексия – дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдемся по каждой ее форме и дадим конкретные рекомендации.

1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.

Корректирующие упражнения

  • Узнай букву

Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.

Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.

Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.

  • Буквы-трансформеры

Возьмите спички и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.

Задача ребенка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.

Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.

2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Ребенок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Да, это именно тот случай, когда чтение не только самое бесполезное занятие для ребенка, но и невыносимая пытка.

Корректирующие упражнения

  • Зачеркни буквы

Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.

Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.

Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.

  • Посчитай звуки

Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.

Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения

Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.

3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.

Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.

Корректирующие упражнения

  • Найди лишний слог

Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».

Затем попросите ребенка найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.

  • Добавь нужный слог

Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.

Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.

4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

У ребенка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т.п.

Корректирующие упражнения

Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
  • Назови пропущенное слово

Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.

Например:

Добрый доктор….

Он под …. сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и ……

Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.

5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.

Корректирующие упражнения

  • Объясни смысл

Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.

Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.

  • Чтение текстов-анаграмм
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения

Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».

По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.

Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.

Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.

Что делать, если ребенок не любит читать. Пять простых советов

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей.

«Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» – вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу».

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

11 советов, как превратить чтение в удовольствие:

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин – тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас   почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а   вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Что делать, если ребёнок не слушается

Главное — правильно сформулировать задачу: не заставить ребёнка слушаться родителей, а научить, иначе такое целеполагание обречено на провал. И вот почему.

Фриц Перлз — выдающийся немецкий психотерапевт — постоянно приводил в пример отношения родителей и детей, когда первые брали на себя роль «собаки сверху», а вторые — «собаки снизу». Первые хотят быть для вторых властью, авторитетом, их способы воздействия — приказы, наказание, угрозы, давление. У ребёнка другое оружие — лесть, шантаж, ложь, слёзы, манипуляции, саботаж. И в конфликтной ситуации в 90% случаев побеждает «собака снизу».

В связи с этим Фриц Перлз давал родителям дельный совет: если они хотят, чтобы ребёнок их слушался, нужно перестать заставлять его это делать, командовать, поучать, стыдить.

Основные техники и методы

Соблюдать режим дня

Если с маленького возраста приучить его вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, в дальнейшем можно избежать ситуаций, когда он будет отказываться это делать. Просто это будет обусловлено привычкой его организма.

Домашние обязанности

С этим сложнее. Часто акты неповиновения связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского:

  1. Конкретная работа по дому, к которой вы хотите приучить ребёнка, сначала выполняется им совместно с родителями.
  2. Дать ему подробную инструкцию, как это сделать одному (для маленьких можно проиллюстрировать).
  3. Несколько раз он должен выполнить это в одиночку, но под присмотром взрослых.
  4. Самостоятельное выполнение нужного действия (причём регулярно!).

Игровая / соревновательная деятельность

Хотите научить ребёнка слушаться с первого раза? Нет ничего проще! Любую свою просьбу облекайте в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»). Однако здесь главное не перегнуть палку. К такой технике нужно обращаться только в крайних ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение малыша выходит из-под контроля. В остальных случаях ведите себя нейтрально («Пойдём / пора есть»).

Пример. Родители решили приобщить сына к спорту. Купили домой шведскую стенку, поставили турник во дворе. Никакие уговоры не заставляли мальчика начать заниматься. Ровно до тех пор, как папа предложил ему устраивать еженедельно домашнюю олимпиаду. Завели таблицу, кто сколько отжиманий/подтягиваний/приседаний сделает, договорились о призах. Понятное дело, что к итоговым соревнованиям нужно было готовиться в течение всей недели. Так ребёнка и приучили заниматься спортом.

Зона запретов

Чтобы научить ребёнка, как вести себя со взрослыми и слушаться, Ю. Б. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты:

  1. Зелёный сектор — что разрешено на все 100% без всяких ограничений (например, помогать по дому).
  2. Жёлтый — что разрешается с ограничениями (гулять только в определённое время).
  3. Оранжевый — разрешается в исключительных случаях (ложиться спать чуть позднее в праздники).
  4. Красный — нельзя ни при каких условиях (кричать, требовать, не слушаться).

Беседы

Это универсальный способ, который подходит для любого возраста, в том числе и для подростков, ведь с ними выбрать тактику поведения сложнее всего. Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста проговаривайте с малышом эту простую истину, чтобы она осталась в его голове.

В более старшем возрасте беседы нужны для того, чтобы выяснить причину неуправляемого поведения. Можно открыто спросить об этом — если он доверяет родителям, расскажет о своих переживаниях. Можно попытаться это выяснить посредством наводящих вопросов. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, её нужно проговорить, чтобы не упустить контроль полностью.

Способы наказания

Случается, что акт неповиновения отличается недопустимой агрессией и не продиктован никакими логическими причинами (ему просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут советы психолога.

  1. Лишение привилегий: например, ограничение или полный запрет гаджетов.
  2. Исправление сделанного: разбросал игрушки — пусть сам собирает.
  3. Осознание содеянного: оставить одного в комнате на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. При этом нужно, чтобы у него не было доступа к любимым развлечениям (компьютеру, игрушкам, телевизору, телефону).
  4. Извинение: учите ребёнка просить прощения. Причём не только за то, что он кого-то обидел, а даже за то, что он вас не послушался.
  5. Игнорирование: покажите ему своё недовольство и в течение определённого времени не общайтесь с ним.
  6. Обретение негативного опыта: разрешите ему сделать то, что он хочет, если точно знаете, что будет отрицательный результат. Так он поймёт, что слушаться взрослых всё-таки полезно.
  7. Ограничение общения: если акт неповиновения был как-то связан с друзьями (они уговорили пойти его куда-то без вашего разрешения), на время пресеките их взаимодействие.
  8. Общественно полезная работа: не слушается — пусть моет посуду или пылесосит, даже если это в его обязанности не входит.

Родители должны понять одну прописную истину: если хороший, неконфликтный, спокойный ребёнок вдруг перестал слушаться, этому всегда есть причины. Это не характер и не воспитание, которые проявляются в актах неповиновения постоянно. Это какой-то единичный фактор, личностный кризис, возрастная особенность. Их надо выявить и проработать, чтобы подобные инциденты возникали как можно реже и не портили взаимоотношения в семье.

Статья по теме: Непослушный ребёнок — кто виноват?

Вам также может быть интересно:

Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?

Если по каким-то причинам альтернативное образование для семьи сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.

Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?

Те, кто в наше время высокочастотных энергий приносят себя в жертву, быстро «сгорают» и начинают болеть. Подчас совсем небезобидными болезнями. Всё потому, что на пользу идёт только то, что делается с желанием и мотивацией.

И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.