Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

Как заставить ребенка учиться? — пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов среди родителей школьников. Сравниться в ним по значимости может только больная тема о увлеченности детей компьютерными играми. Про игры мы уже говорили, теперь о школе. Скажу сразу — вы не найдете здесь рецептов того, как заставить ребенка учиться.

Как мотивировать первоклассника?

После привычного детского сада, где уже сложилась компания друзей, будущий первоклассник боится всего нового и незнакомого. Масла в огонь подливают родственники, постоянно напоминающие малышу о том, что скоро все в его жизни изменится. И при этом никто толком не может сказать, что его ожидает на неизвестной планете под названием «школа». Ребенок испуган и не хочет идти в школу. Помоги ему справиться с тревожностью.

●    В деталях опиши, как пройдет его первый день в школе. Многие взрослые приписывают ребенку свои собственные страхи и полагают, будто малыша волнует, что он читает медленнее всех в классе. На самом деле опасения дошкольника чаще всего лежат в другой плоскости. Не станут ли его заставлять есть овсянку в школьной столовой (в детском саду мама просила воспитательницу не делать этого)? Не забудут ли родители забрать его после уроков? Чем подробнее ты ответишь на все вопросы, тем спокойнее будет смотреть твой малыш на предстоящие перемены.

Как мотивировать первоклассника?

●    Перечисли преимущества роли школьника. Мы так много говорим детям об ответственности, что им кажется, будто первый класс – конец свободе. А на самом деле в жизни школьников много плюсов: им не нужно спать днем; в течение первых недель их забирают из школы раньше, чем из детского сада; на школьном дворе есть площадка, а в столовой – большой выбор булочек. А сколько новых друзей можно завести!

Общие сведения

Дидаскалейнофобия являет собой страх, который затрагивает школьный период. Дословный перевод – «страх школы». Родителям не всегда удается вовремя обнаружить данное отклонение у своего ребенка. Часто мамы с папами нежелание малыша собираться в школу воспринимают, как капризность или лень. Игнорирование подобного состояния – серьезное упущение со стороны взрослых. Нужно понимать, что психика детей еще в процессе становления, она пластична. При наличии продолжительного влияния негативных факторов, может быть искалечена. К тому же, нервная система малыша значительно быстрее «изнашивается», следовательно, делает его восприимчивым к развитию астении, депрессии и других вторичных патологий.

Общие сведения

Данная фобия может формироваться уже с первого класса. В первое время появляются трудности с адаптацией к новому коллективу, капризность, невозможность включиться в учебный процесс. Через время ребенок начинает протестовать против посещения школы и даже отказываться от выполнения домашних заданий. Это еще не показатель наличия фобии, но уже является первым тревожным звоночком, указывающим на острый стрессовый период в жизни школьника и на необходимость экстренной поддержки со стороны родителей. Это именно тот период, когда нужно сделать все возможное, чтоб предупредить развитие сильного страха перед школой.

Ребенок не хочет ходить в школу – советы психолога

Не все дети находятся в ожидании чудесной даты – первое сентября, и далеко не для всех родителей День знаний является праздником. Для мам и пап первое сентября – это моральная подготовка детей к учебным будням, сноровка книгами, тетрадями, ручками, портфелями, школьной формой и прочее.

Для ребятишек – это прощание с безмятежным отдыхом, с пролетевшими часами игр, прогулок и безделья. И самое главное, что для детей первое сентября, как некая маленькая ступень или шажок вперед, в самостоятельную жизнь.

Ребенок не хочет ходить в школу – советы психолога

Родители безусловно в любом в случае ответственны за своих чад, но, в учебное время ребенок находится в тесном контакте со своими сверстниками и учителем, никак мам, пап, бабушек, которые бегают вокруг малыша, опекают и, порой опека доходит до крайностей.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Три группы первоклассников

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Первый визит

Выше мы уже частично затрагивали тему важности начального опыта, теперь поговорим об этом более предметно. Именно от того как пройдет сеанс, зависит последующее отношение малыша к стоматологу, лечению зубов в целом.

Что важно? Отсутствие принуждения. Не пытайтесь привить любовь к стоматологическому кабинету силой. Обычно подобные действия вызывают только отрицательные реакции.

Эффективнее всего – личный пример. Когда вы сами не страшитесь зубных, понимаете значимость всех проводимых процедур, кроха впитает ваши настроения и не станет переживать.

Кроме того, чтобы ребенок не боялся, хорошо ходить именно к детскому стоматологу. Те дантисты, что работают со взрослыми, часто лишены той тактичности и чуткости, необходимые в малом возрасте.

Ознакомительное посещение

Для удобства прикрепляем подробный сценарий того, как должен проходить первый визит:

  • Знакомство. Врач не может сразу начинать с лечения или выполнения каких-то сложных манипуляций. Его задача – расположить пациента к себе.
  • Перчатки. Надевать их не рекомендуется, как и использовать устрашающие инструменты и приспособления. Оптимальный вариант – когда будет организована небольшая экскурсия по кабинету с рассказом о том, что и для чего нужно.
  • Диалог. Все действия должны сопровождаться пояснениями. Неизвестность пугает кроху.
  • Досуг. В некоторых клиниках для маленьких пациентов включают мультики либо достают игрушки. Это неплохое решение, позволяющее сместить фокус внимания.

Заметим, что мы говорим о плановом профилактическом осмотре.

История из жизни

Похожая проблема возникла с дочкой моих друзей Дашей в 6-м классе. Девочка была отличницей, старалась быть лучшей. Но вдруг резко упала успеваемость, а позже ребенок стал все чаще жаловаться на то, что по утрам болит живот. Фактически, она просто не хотела идти в школу. К счастью, мама Дарьи не стала давить на нее и скандалить.

Они откровенно поговорили, и выяснилось, что причина – в слишком интенсивной нагрузке. Даша училась на отлично, плюс посещала музыкальную школу и кружок рисования. На отдых, игры времени не оставалось совсем. Было принято непростое решение – отказаться от одного из дополнительных занятий. Так как рисовать любила Даша, а на музыкальной школе настаивали родители – то были прекращены занятия музыкой. И это дало результат – девочка стала больше отдыхать, и в школе все наладилось!

Как видите, ответов на вопрос «Как быть если ребенок не хочет учиться?» может быть очень много. И решить проблему действительно можно, хоть это и не просто. Преодоление сложностей в учебе всегда ложится на родительские плечи. И я от души желаю вам – или не иметь таких проблем, или легко их преодолеть!

На этом все, мои любимые читатели! Если статья понравилась – не забудьте лайкнуть ее, поделиться с нею через соцсети, а также подписаться на мой блог. Всем удачи и до новых встреч!

Первая рекомендация

Разрешайте ребёнку не ходить в школу, если он грустный, заболевает, выражает явное нежелание. Никакого давления «Как же ты пропустишь уроки?! Ты отстанешь от одноклассников! Как же ты догонишь?» Мои дочки изначально знали, что возможность пропустить занятия есть. Конечно, спокойно поговорить с ребёнком и выяснить причину нежелания — обязательно. Ведь это может быть непонимание материала, просто ссора с другом, а может и затянувшийся конфликт с учительницей. Постарайтесь разобраться с причиной отказа посещения школы. В труднопонятных случаях обратитесь к психологу.

Если ребёнок будет уверен, что вы представляете его интересы, то тогда у него не будет необходимости вызывать болезни или их симптомы для оправданного пропуска уроков.