Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что делать если ребенок не разговаривает

Умственная отсталость у детей – это  низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.

Неявные проблемы

Но есть и неочевидные признаки того, что происходит задержка развития речи. Если вы заметили их у малыша, стоит проконсультироваться со специалистом.

  • Малыш не фиксирует взгляд, не узнает лицо мамы, не реагирует на ее голос, мимику или проявляет слабые реакции.

  • В 3-5 месяцев не узнает лица близких взрослых, с которыми живет, не реагирует на свое имя. Самое главное — нет комплекса оживления в три месяца, то есть ребенок не начинает активно двигать ни ручками, ни ножками, не проявляет своей радости при приближении близкого взрослого, мамы или папы.

  • Не улыбается или улыбается крайне редко.

  • Плохо фиксирует взгляд на игрушках, которые светятся и пищат. Хотя при этом у него физически сохранены слух и зрение.

  • Процесс вскармливания происходит с трудом, ребенок устает, когда ест, плачет.

  • Спит часто с грудью во рту. Беспокойный, тревожный характер сна, младенец часто просыпается, плачет.

  • При том, что у мамы есть молоко, ребенок находится на искусственном вскармливании.

Постоянные разговоры о смерти

Разговоры на тему смерти могут быть оправданы, на мой взгляд, у детей до 10 лет. Ребенок в таком возрасте мало чего понимает, в силу отсутствия жизненного опыта. Детские вопросы типа: “Отчего люди умирают, как это происходит, что становится с человеком после смерти?» – это нормальное любопытство.

А вот когда подросток время от времени заявляет: «Я покончу с собой», «Хочу умереть, надоело жить», «Не хочу видеть этот мир», надо срочно бить тревогу!

Особенности слуха у новорожденных

Слуховой аппарат начинает формироваться еще в материнской утробе – начиная с третьего триместра беременности плод может слушать окружающие звуки, постепенно учится распознавать голос матери. Но ухо новорожденного не до конца сформировано: например, в первые дни жизни грудничок воспринимает преимущественно сильные аудиальные раздражители, высокие тона.

Способность различать низкие частоты появляется в 2-3 месяца – тогда малыш активнее реагирует на звуковые раздражители, вздрагивает от внезапных звуков. Если у вашего ребенка наблюдается выраженная реакция на хлопки, падения предметов – скорее всего, его слух развивается нормально.

В 4-6 месяцев дети учатся соотносить звук с источником его воспроизведения: поворачивают головку на родителей, читающих сказку, смотрят на музыкальные игрушки.

В 9 месяцев малыш распознает голоса близких людей и пытается имитировать различные звуки (начинает агукать, к примеру). Но это происходит только в том случае, если слух нормально развивается.

Если с первых дней жизни есть нарушения слуха, малыш лишен одного из каналов взаимодействия с окружающим миром. Первые два года являются наиболее важными для формирования функций коры головного мозга: речи, познавательных и эмоциональных навыков. Если новорожденный страдает от частичной тугоухости или глухоты, важно как можно раньше выяснить ее причину и постараться компенсировать нарушения, чтобы дать возможность ребенку полноценно развиваться.

Сложность заключается в том, что в первые дни жизни грудничка родители могут не замечать у него проблем со слухом. Новорожденный реагирует на визуальные раздражители: свет, движение, и взрослым кажется, что всё в порядке. Компетентную оценку слухового аппарата малыша может дать только опытный детский отоларинголог.

Проблемы со слухом у детей

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев – использует простые слова.
  • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

Проблемы со слухом у детей
  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

  • — Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • — Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • — Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

Сон и речевая функция

Состояние сна является естественным. Это своеобразный режим отдыха организма, когда реакция на внешние и внутренние раздражители снижена. Спящий человек плохо воспринимает слуховую, зрительную и тактильную чувствительность. В это время в головном мозге происходит изменение режима активности, позволяющее нервным клеткам накопить энергию и структурировать информацию.

Также для сна характерны другие физиологические изменения, включая расслабление скелетных мышц, изменение частоты дыхания и сердцебиения.

Структура сна:

  • Ортодоксальный сон

Продолжается в течение 60-80 минут. Традиционно делится на четыре фазы. Для первой фазы характерно изменение электрической активности головного мозга. Возникают физиологические изменения, вроде замедления дыхания и сердцебиения. Во вторую фазу отключается сознание, однако человека все еще легко разбудить. Во время четвертой фазы возникает глубокое состояние сна, когда разбудить человека очень сложно. В это время появляются сновидения. Именно для четвертой фазы медленного сна характерны разнообразные парасомнические нарушения, включая сноговорение.

  • Быстроволновой сон

Этот период длится в течение 15-20 минут. Электрическая активность головного мозга напоминает бодрствование, однако человек не может двигаться и ясно мыслить. Возникают яркие сновидения, которые легко можно вспомнить сразу после пробуждения. Характерна спонтанная двигательная активность глазных яблок. Возникают гормональные и вегетативные изменения. Считается, что в период быстроволнового сна происходит активное перераспределение информации в сознании.

В норме спящий ребенок не двигается и не разговаривает, поскольку двигательная активность заблокирована. Выделение специального гормона во время засыпания способствует снижению мышечного тонуса, включая мышцы ротовой полости. Это необходимо для того, чтобы человек случайно не травмировал себя в бессознательном состоянии. В то же время иногда возможно спонтанное «включение» отдельных групп мышц, в том числе мышечных волокон, отвечающих за артикуляцию. Точные причины этого явления неизвестны, однако считается, что механизм развития сноговорения похож на сомнамбулизм и ночной паралич. Тонус мышц повышается быстрее, чем к человеку возвращается ясное сознание.

Как правильно сказать ребенку нет

1. Одного раза достаточно

Если сказали “нет”, не нужно постоянно повторять, приводить новые аргументы и пытаться снова и снова убедить ребенка.

Скажите “нет” всего один раз, бескомпромиссно и с серьезным выражением лица. Скажите причину, по которой ребенок не может получить то, что хочет, но не ввязывайтесь в спор и не повторяйте доводы бесконечно. Да, это запрет.

Большой ошибкой будет сдаться и уступить. Если ваш ребенок узнает, что вас можно уговорить, “измором взять”, он будет использовать это всегда, ходить за вами по пятам, ныть до заветного “да” и манипулировать до конца жизни.

2. Объясняйте свой отказ

Недостаточно сказать «нет». Дети не поймут причин отказа и, скорее всего, продолжат уговоры.

Самый эффективный способ сказать «нет» – четкие обоснования, которые может понять ребенок.

3. И «да» может значить «нет»

Дети слышат “нет” слишком много раз, и уже одно это слово потенциально вызывает негодование. Замените его на своеобразное “да”.

Например, если кроха просит печенье, не отвечайте “нет, кашу ешь”, скажите “да, ты можешь съесть печенье после обеда”.

Если ребенок хочет новую игрушку, скажите “да, я могу подарить ее тебе на Рождество”. Так вы находите компромисс и подаете пример своему ребенку.

4. Не кричите

Журнал Child Development Journal пишет: “Кричать на детей – это почти так же вредно, как и телесно их наказывать, и может вызвать проблемы с эмоциональным развитием и поведением”.

Конечно, когда у ребенка приступ нытья или истерика, сложно не прикрикнуть, но последствия крика всегда перевешивают выгоды от временного спокойствия.

Американский журнал “Брак и семья” опубликовал исследования, в которых говорилось, что крики впоследствии могут вызывать у детей проблемы с самооценкой и депрессию.

Родителям очень важно научиться общаться с ребенком спокойным, дружеским тоном.

5. Переключите внимание

Бесконечные “хочу” часто являются формой проявления банальной скуки. Если на ребенка не обращают внимание, если он чувствует, что про него забыли и хочет развлечь себя, он начинает что-то хотеть и чего-то просить.

В таком случае можно обойтись даже без отказа – просто дайте то, чего он хочет на самом деле – обнимите, развлеките, и он забудет о своих мнимых желаниях.

6. Не смущайте ребенка при посторонних

Не смущайте ребенка и ни в коем случае не высмеивайте его желания перед другими людьми. Если он при всех начал что-то требовать, а вы хотите отказать, отойдите вместе туда, где никто вас не побеспокоит, и поговорите.

Если вы будете смущать ребенка на публике, тем самым вы будете с самого детства подрывать фундамент уверенности в себе. Кроме того, он научится делать то же самое с вами.

7. Дайте альтернативу

Альтернатива позволяет ребенку не чувствовать себя обиженным и обделенным. Есть разница в отношении между тем, чтобы сказать “нет, конфету нельзя” и “нет, дорогая, конфету нельзя, но вместо нее ты можешь съесть яблоко”.

Если ребенок достаточно взрослый, объясните, почему яблоко лучше конфеты.

Если ваш рассказ будет достаточно цепляющим, в следующий раз ваш ребенок может выбрать яблоко вместо шоколада по собственному решению.

8. Предоставьте выбор

Так вы показываете, что мнение детей важно и учитывается. Пускай они не получили, что хотели, но их желание не проигнорировано, с ними посоветовались и позволили самостоятельно принять решение.

Такой подход не только успокоит кроху, но и продемонстрирует ваше уважение к нему.

К примеру, на завтрак покупайте несколько видов хлопьев и позволяйте своему ребенку принимать окончательное решение, чего именно он хочет.

Но пускай выбирает именно из хлопьев, ведь на вопрос “Чего ты хочешь на завтрак?” можно получить ответ “картошку фри”, и тогда снова придется ему отказывать.

9. Избегайте фраз “какая ерунда!”

Когда малыш хочет что-то откровенно ненужное, сложно удержаться, чтобы не бросить раздраженно: “ну что за ерунду ты просишь! Какая глупость!”.

Но взрослые забывают, что взгляды на мир и ощущение важности вещей у детей и взрослых существенно различаются.

Мы мыслим совершенно разными категориями, и для ребенка какая-то абсурдная вещь может иметь огромное значение. Она действительно нужна ему.

Не обесценивайте желания крохи – приучите его относиться к собственным желаниям с уважением, какими бы странными они не казались. Это может существенно повлиять на будущее.

10. Не давайте ложных надежд

Родители часто говорят: «Не сейчас, дорогая». Если не сейчас, то когда? Если вы не выполнили своего обещания, у ребенка могут возникнуть проблемы с доверием.

Будьте конкретны, обозначьте четкое время, когда ваш малыш может рассчитывать на исполнение желания. Например: «Не сейчас, дорогая. Мы купим это на твой День рождения.”

11. Не противоречьте своему партнеру

Часто кто-то из родителей говорит “нет”, а ребенок уже топает к другому за заветным “да”. Избегайте этого!

Во-первых, это вызывает конфликты в семье, а во-вторых, вырабатывает у ребенка привычку манипулировать.

Разговаривайте с партнером, советуйтесь. Если ваш муж или ваша жена отказала ребенку – поступите так же, подкрепляя тем самым авторитет партнера.

Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости

Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. 

Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах.

Почему ребенок не говорит в 2, 3, года, 5,лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей. — Логопед ОНЛАЙН

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев 

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить.  Как это выглядит для родителей  Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года. Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза.  Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. См. Специализированные сайты.  Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения.  Не слышит никаких звуков окружающей среды.  ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения   Расщелины губы, нёба.  Хирург, Логопед-дефектолог

Почему ребенок перестал говорить слова

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок говорил, а потом перестал. Обычно это вызывает ещё большее беспокойство, чем задержка речи. В первую очередь необходимо выяснить, почему ребёнок перестал говорить. Причины речевого регресса бывают различными. Перестать разговаривать ребенок может в год, два или в любом другом возрасте.

Причины речевого регресса

На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.

Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:

  1. Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
    • из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
    • также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
    • после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
    • сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
    • смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
  2. Физиологические. Афазия – это частичный или полный распад начавшей формироваться речи. Она проявляется при поражении речевых отделов мозга или проводящих путей. Малыш может говорить, а потом перестать из-за:
    • ишемического или геморрагического инсульта;
    • черепно-мозговой травмы;
    • воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
    • заболевания ЦНС;
    • опухоли головного мозга;
    • психического заболевания;
    • операции на мозге.

Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.

Типы афазии

  • Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
  • Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
  • Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
  • Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.

Коррекция речевой регрессии

Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста.

Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога.

Почему ребенок перестал говорить слова

Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.

Ребёнку могут назначить:

  • медикаментозные препараты;
  • хирургическую операцию;
  • механотерапию и физиотерапию;
  • логопедический массаж и ЛФК.

Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости).

Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ».

Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь.

Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано.

Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Возможные причины задержки речевого развития

Чтобы разобраться, почему ребенок не говорит, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у ребенка одна из самых распространенных причин задержки речевого развития — нарушение слуха. Когда малыш плохо воспринимает речь, он не может ее и воспроизвести. Если ребенок не отзывается на имя и ничего не говорит, необходимо показать его ЛОРу и педиатру.

Особенности созревания нервной системы

Каждый человек уникален. Бесполезно сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей. Например, мальчики позже девочек начинают ходить и осваивать речь. Это абсолютно нормально.

Если у ребенка наблюдается общая задержка развития, это сказывается и на речи. Чаще всего это характерно для недоношенных или детей с общим расстройством развития.

Психологическая травма

Самое серьезное испытание для малыша — ранний отрыв от мамы. Если в течение первого года жизни ребенка маме приходилось отлучаться надолго, об этом необходимо сказать врачу. Возможно, именно в этом причина молчания. Кроме того, психологическая травма может вызвать ситуацию, когда ребенок перестал разговаривать, хотя раньше с речью все было в порядке.

Недостаток общения

Ребенок должен видеть и слышать живую речь. Для этого совершенно не подойдет телевизор, компьютер или радио. Малыш должен быть вовлечен в беседу. При этом родителям не стоит потакать капризам и искажать слова так, как сам ребенок их обычно произносит, не нужно сюсюкать с ним и лепетать по-детски. Речь взрослых должна быть размеренной, спокойной и внятной. Это поможет ребенку освоить правильное произношение слов.

Причиной молчания может быть педагогическая запущенность. Это происходит, когда родители не уделяют необходимого внимания ребенку. Чаще всего это касается детей из неблагополучных семей. Когда такой ребенок попадает в благоприятные условия, он быстро наверстывает упущенное.

Особый случай — отсутствие мотивации. Ребенок может просто не хотеть говорить. Если родители, бабушки и дедушки потакают всем капризам малыша и угадывают его прихоти с полуслова, ему просто не нужно учиться говорить, чтобы получить желаемое.

Почему ребенок перестал говорить и что с этим делать

Доброго времени суток, дорогие родители. Известны случаи, когда дети долго не начинают говорить, зачастую причиной такого состояния оказываются неврологические проблемы или отставание в развитии. Но также бывают ситуации, когда ребенок говорил, а потом перестал. Вот тут наблюдается еще больше паники, чем в предыдущем случае. На первый взгляд, совершенно здоровый малыш без видимой на то причины резко прекращает говорить. Давайте попробуем разобраться, что может вызывать такое состояние и чем в таком случае помочь ребенку.