Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что делать, если с ребенком не хотят дружить в детском саду

Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Почему устанавливать границы – это важно

Наверняка, многие из вас уже знают о таком психологическом понятии, как «границы» и для чего они нужны.

Но повторим еще разок :)

Границы – это определенного рода договор с окружающими людьми (в данном случае – с ребенком), что допустимо делать в той или иной ситуации, а что – ни в коем случае.

Границы могут быть более жесткими («нет, нельзя, ни при каких условиях») или более гибкими (в этой ситуации можно, а в другой – уже нежелательно) и зависеть от конкретной ситуации.

Я часто напоминаю в своем блоге, что размытые границы крайне неполезны для ребенка! Они лишают его ощущения безопасности, опоры и уверенности в том, что следовать за мамой – это хорошо. Ведь отношения мамы и ребенка построены по принципу комфортной зависимости, когда ребенок чувствует, что доверять и доверяться – безопасно. Именно для этого в отношениях с ребенком очень важно выстраивать границы!

Эта причина – фундамент отношений с родителями, которые остаются для ребенка авторитетными и значимыми. Однако, это не единственная причина, почему границы важны.

Для чего нужны границы?

  • Самопознание и понимание других. Границы помогают ребенку понять, кто я, где пределы моих возможностей, где пределы моей свободы, за которой стоит свобода другого человека.

  • Умение управлять собой. Когда ребенок сталкивается с правилами и ограничениями, то он приобретает способность и развивает необходимость противостоять своим сиюминутным хотелкам и желаниям. Если ребенку ничего не запрещают, то он не учиться запрещать себе сам.

  • Уверенность. Знание правил делает ребенка уверенным в себе, помогает ему помочь закономерности мира. Ребенок усваивает: потрудился, получит результат. Обижаешь других – с тобой не хотят дружить. Так ребенок усваивает цену усилий и цену результата, учится управлять своими силами и приобретает опыт и уверенность: есть вещи, которые зависят от моих усилий.

  • Отношения. Как мы уже говорили, ощущение, что правила игры прозрачны и последовательны, ребенку очень помогает понять, кто он и как устроены другие. Но также, ребенок усваивает, как строятся отношения: на маму нельзя кричать, братика нельзя толкать, а если хочешь, чтобы тебе помогли, нужно попросить.

Но это еще не все!

  • Границы, разумеется, очень важны для мамы . Потому что когда мама чувствует, что у нее есть здоровый авторитет и одновременно душевные отношения с ребёнком, ей не придется иметь дело с детским деспотизмом – да-да, маленькие дети, которые получают больше власти, чем им по силам, начинают тиранить, или “садиться на голову”!

  • Кроме этого, границы важны для мамы, потому что тогда она может быть уверена, что ее ребенок «справится с жизнью», и сама чувствует, что справляется. Она чувствует свою целостность, защищенность, достоинство, значимость.

Маме с попранными границами сложно помогать, как ребенку, так и себе!

Если же у нее все в порядке с границами, то она выдерживает баланс между потребностями ребёнка и своими, не становясь при этом жертвой. Она не почувствует, что теряет себя, а, наоборот, станет надежной опорой для ребенка.

При этом важно понимать, что ребенок не рождается с границами. Он осваивает их в процессе общения с мамой, папой и миром. Вот почему так важно их устанавливать.

Однако, многие родители допускают ошибки, выстраивая границы с ребенком. Хотите узнать какие?

Отношения на равных

Под дружбой обычно понимают равноправные отношения, построенные на взаимном интересе и уважении, а также подразумевающие наличие чувства ответственности друг за друга, считает психолог, психотерапевт, руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич. Такие отношения возникают на любом этапе жизни, и четкие критерии их формирования невозможно обозначить.

«В некотором смысле дружба даже более загадочная, чем любовь. По каким-то причинам люди чувствуют общность друг с другом, и эта общность связывает их достаточно крепко для того, чтобы некоторые друзья оставались друзьями всю жизнь, а другие на каком-то этапе потом отпадали», — комментирует эксперт. В случае со зрелыми людьми даже значительная разница в возрасте некритична, но для детей и подростков очень ощутимы и пять-десять лет разницы. 

Психолог отмечает: сначала формируются детско-родительские отношения, и они ни в коем случае не могут быть дружескими, поскольку мама и папа исполняют для ребенка другую роль. Их задача — защитить, поддержать и подготовить к взрослой жизни. Поэтому когда родители говорят о дружбе со своими детьми, то они преимущественно имеют в виду уважение к личности, желаниям и интересам друг друга, считает психолог. Это тоже важно, однако общения на равных не происходит.

Синкевич считает, что элементы дружбы могут возникнуть между детьми и другими взрослыми — не родителями, потому что тогда участники отношений находятся в ситуации выбора. Хотя и в этом случае отношения останутся вертикальными, уточняет она. 

Отношения на равных

Социальный психолог, директор благотворительного фонда «Шалаш» Лиля Брайнис уверена, что дружба между детьми и взрослыми невозможна ни при каких условиях. «Друзья — это люди, которые делятся друг с другом разными проблемами, вызовами, радостями и горестями. Взрослый не может просить у ребенка помощи и поддержки в таком же виде, как ребенок у взрослого. [В противном случае] для ребенка это может быть травмирующий и невыносимый опыт, потому что ребенок не в силах взрослому помочь», — говорит эксперт. Она указывает, что ребенок обычно не может помочь в решении «взрослых» проблем, например если нужен совет о том, какую ипотеку лучше взять или какой автомобиль купить для семейных поездок. А взрослые иногда обвиняют детей в том, что те приняли «неправильное решение», добавляет она.

По мнению Брайнис, попытка общаться на равных может быть небезопасна для детей. Столкновение с непонятными чувствами может травмировать ребенка. Брайнис приводит пример: когда человек просит дать совет о выборе партнера или квартиры, то равному собеседнику легче заметить, если на него перекладывают ответственность, легче отказаться от принятия решений. Ребенку в такой ситуации будет сложно защитить свои границы. «А если, опять же, решение было неправильным, взрослые любят возвращаться и говорить «что же ты наделал/а». Ребенок остается жить с ощущением, что он плохой и что-то неправильное сделал для другого человека. Для него это состояние может стать невыносимым, а взрослый, в свою очередь, может и не узнать, что травмировал ребенка», — комментирует социальный психолог.

Отношения между детьми и взрослыми обычно неравные, считает и психолог проекта «Наставничество» фонда «Солнечный город» Вероника Винокурова. Однако, по мнению эксперта, могут быть и исключения. «Есть достаточно взрослые люди, которые остаются “вечными подростками”. И таким людям достаточно просто по-дружески выстраивать отношения [с детьми]», — рассуждает она. По ее словам, в будущем, когда ребенок вырастет и станет самостоятельным, такие отношения могут стать настоящей дружбой.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ

Родители должны точно изучить причины отсутствия друзей у своего ребенка и уже тогда руководствоваться советами. Нужно обращать внимание на возраст и потребности малыша.

Изначально нужно помнить, что родители – пример для своих детей. Неважно, какой возраст: малыш или уже подросток, ребенок всё равно будет ориентироваться на Ваше поведение и на отношение с другими людьми.

Для того, чтобы научить своего ребенка дружить, для начала нужно рассказать, что такое дружба, рассказать как дружат и какие радости это приносит. Почитайте книги с рассказами и сказками о дружбе, обязательно обговорите, что прочитали, чтобы узнать какой вывод сделал малыш с услышанного рассказа. Исходя из ответа, Вы сможете услышать понимание ребенка о дружбе. Смотрите мультфильмы и пойте песни о дружбе. Попробуйте нарисовать или сделать аппликацию на тему дружбы. Всё услышанное накапливается и формируется правильное представление о дружбе.

Старайтесь чаще ходить в гости и играть в детских коллективах, на детских площадках. Чем больше в окружении ребенка будет детей, тем легче ему будет общаться и заводить друзей.

Не критикуйте его друзей, старайтесь смириться и принять его выбор. Спрашивайте у ребенка про его друзей, во что они играли, с кем ему больше нравится играть и кто его лучший друг. Научите его делиться с Вами своими переживаниями.

Как научить ребенка дружить — если ребенок нерешительный

Очень часто нерешительность мешает ребенку подойти познакомиться, попросить понравившуюся игрушки и др. Чтобы малыш стал более решительным – поручайте ему ответственные задания. Пусть он учится принимать решения сам, спрашивайте его, что он хочет сегодня одеть, куда пойдете гулять. Пусть выбор делает он. Тогда ребенок не будет теряться в окружении детей, если его что-то спросят или он хочет что-то попросить.

Как научить ребенка дружить — если ребенок не умеет знакомиться

Для этого Вам нужно научить ребенка это делать. Расскажите , как знакомятся и что при этом говорят. Чтобы ребенок для начала потренировался, можно поиграть дома в ролевые игры или с любимыми игрушками. На площадке можете подойти вместе с ребенок и сначала представиться Вам, а потом представить своего малыша. Не обращайте внимания на удивленные взгляды мамочек, Вас это не должно касаться, в этот момент думайте о своем ребенке.

Помните, не нужно заставлять своего ребенка дружить, если он не хочет. Значит, у него на это есть веские причины.

Только Вы можете научить своего ребенка строить отношения и взаимодействовать с людьми.

В любом случае будьте рядом и поддерживайте своего малыша!

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Читайте так же:

  • О проекте
  • Как наладить хорошие отношения с ребенком – 5 ценных инструментов
  • Как приучить ребенка ухаживать за щенком: инструкция по возрасту
  • Новые возможности дополненной реальности с LEGO Hidden Side
  • Веселые игры с Дедом Морозом на новогоднем празднике в ДОУ

Поделитесь с друзьями:

Советы родителям

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

  • Многие родители поступают неправильно, говоря своему чаду, что не стоит продолжать общение с подобными друзьями. Таким образом родители сами провоцируют малыша становится замкнутым, вследствие чего ему будет еще труднее наладить контакт с окружающими. Взрослым следует поговорить с ребенком и оказать помощь по налаживанию общения.
  • Не стоит забывать, что некоторым малышам свойственна застенчивость. В этом случае рекомендуется вместе с ребенком, взяв его за руку, подойти к другим детям. Помогите ему познакомиться, предложив любую простую игру. Как только вы поможете наладить первоначальный контакт, на этом ваша помощь заканчивается. Далее дети уже сами станут продолжать общаться.
  • Вечером расспросите чадо о том, как он провел день, что собирается делать завтра. Нужно проявлять интерес к жизни малыша, но не осуществлять за ней контроль. Если вы будете в курсе того, какие ребенок имеет отношения с окружающими, у вас всегда будет возможность оказать помощь хорошим советом. Можете поговорить с малышом о том, как проходило ваше детство, каких вы имели друзей, чем увлекались, во что играли — нужно поделиться собственным опытом, однако навязывать его не надо. Обычно детям свойственно брать пример с родителем, поэтому подобное общение принесет немало пользы.
  • Изредка можете устроить у себя дома детский праздник. Пусть малыш сам выберет, кого он желает видеть в гостях, а кого нет. Добавьте в список приглашенных детей их родственников.
  • Если у вас дома собрались ваши знакомые, предоставьте ребенку возможность побыть вместе со взрослыми, чтобы он чувствовал себя увереннее. Разрешите поговорить на темы, которые ему будут интересны. В любом случае малыш может просто посидеть рядом с вами, играя в любимые игрушки.