Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что может рассказать о человеке беспорядок в доме?

Если малышу постоянно все запрещать, то он станет отрицательно реагировать на любые запреты. Но при этом будет стараться все делать, так как он захочет. Возможно, таким образом, просто проверяет своих родителей, смотрит, что ему могут позволить, а что нет. Он, как правило, еще толком не понимает, как они будут реагировать на его поступки.

Ох уж этот беспорядок!

Наверняка, многие родители делают открытие: малыш проснулся, немного поиграл и от вчерашней генеральной уборки не осталось и следа, а в квартире поселился Хаос! Для ребенка полутора лет самыми интересными предметами являются те, которыми он, по мнению взрослых, интересоваться не должен. Свежевыглаженное бельё, сложенное в стопку, посуда, столовые приборы, бытовая химия… всего и не перечислить, что может привлечь внимание маленького непоседы. Стоит только отвлечься на минутку — и вот уже бельё с нижних полок перекочевало на диван, крупа рассыпана, а шалун, добравшийся до заветной косметички и отведавший любимую мамину помаду, с упоением стучит ложкой по кастрюле!

Порядок в понимании детей и взрослых

Дети видят порядок примерно следующим образом. Весь пол в детской комнате завален кукольной одеждой? Зато весь гардероб на виду! А вдруг любимой кукле срочно нужно будет переодеться?

Взрослые понимают порядок иначе. Малыш собирал крепость из кубиков, она упала, кубики рассыпались по всей комнате, значит, надо собрать все детали в коробку.

Ребенку удобнее оставлять вещи там, где он с ними играл, ведь они еще могут ему понадобиться. Для него пластмассовые динозавры, роботы и куклы — живые существа, и их нельзя просто перекидать в коробку. Правда, иногда случается, что маленькие шалуны и сами не в силах разобраться в своем привычном беспорядке. А понятие «пыль и грязь», чувство брезгливости у малышей зачастую просто отсутствует.

Универсальные принципы

Формируем навыки в детстве. Обратите внимание малыша на то, что беспорядок в комнате — это нехорошо, а порядок — приятно, красиво и радует глаз.

«Посмотри, какой у нас беспорядок! Давай все уберем». «Какой порядок мы с тобой навели, как стало чисто и уютно!».

Подобные мелочи очень важны, ведь любовь к чистоте и порядку закладывается с детства.

Безопасность прежде всего! Главное — помнить, что самое важное — безопасность малыша. Поэтому вилки, ножи, иголки, пуговицы, моющие средства, лекарства, — всё это должно быть вне поля зрения малыша. Уксус и другие химические вещества должны быть подняты на самую верхнюю полку.

Вовлекаем в процесс уборки. Постарайтесь почаще привлекать ребёнка к уборке квартиры. Двухлетке вполне по силам вытереть пыль с книжной полки, стула, детского столика. Покажите ему, где вы храните тряпки для сухой и влажной уборки, как и когда он может ими пользоваться.

Малыш может помочь вам загрузить белье в машинку, а потом и достать его, а уж вы его развесите, не забывая нахваливать маленького помощника:

«Какой у меня помощник растет!».

Ох уж этот беспорядок!

Вернувшись вместе с вами из магазина, малыш может помочь разложить купленные продукты по местам. После еды он может убрать посуду со стола. Ребенок с радостью постирает что-то из своих мелких вещичек (конечно, под чутким наблюдением мамы и или папы!). Единственное дополнение к этому пункту — стирка должна быть без химических стиральных порошков, которые могут вызвать аллергию у крохи. Здесь на помощь придет простое «советское» хозяйственное мыло.

Беспорядок в комнатеБеспорядок в комнате: Три правила

Три основных правила для поддержания порядка в доме

Правило 1. Игрушки должны находиться только в детской комнате, от души раскидывать их можно только там. В других комнатах игрушки разбрасывать нельзя!

Правило 2. На ночь все игрушки с пола должны быть убраны, проход к кровати должен быть свободным. Чтобы мама, заглянувшая к спящему малышу, не наступила босой ногой на конструктор.

Правило 3. У всех вещей должно быть свое место. Бумага для поделок, специальные детские ножницы с закругленными концами, клей-карандаш должны храниться в ящике письменного стола, одежда — лежать на полке в шкафу или висеть на вешалке. Как правило, дети легко привыкают к последовательности действий и без труда поддерживают определенный порядок, когда знают, что у вещей есть специальное место.

Помните, ребенку необходимо подходящее «оборудование» детского уголка, которое будет помогать поддерживать порядок в комнате. Некоторым детям не хватает терпения ставить книги на книжную полку, а кукол — в специальный кукольный домик. Для них просьба мамы «убраться» означает: все игрушки свалить в одну большую коробку. В таком случае все игрушки удобнее раскладывать по небольшим коробкам или контейнерам, которые можно снабдить надписями или яркими наклейками. В коробке с нарисованным солдатиком располагается игрушечная армия, а в коробке с изображением машинки — гараж. Это удобно, и малыш не будет рыться в коробке с конструктором в поисках затерявшегося динозаврика.

Воспитываем личным примером

Поскольку у родителей и детей несколько разные представления про порядок и беспорядок в комнате, во многих семьях разногласия по поводу уборки становятся одной из причин ссор и ругани. А ведь речь идет всего лишь о практическом вопросе: ну да, что, кому и когда убирать.

Если мама и папа сами будут соблюдать определённые правила, то и ребенку будет несложно их выполнять. Ему самому не придется тратить время на поиск нужной вещи, игрушки или книжки. Подавайте малышу положительный пример: повесьте костюм на вешалку в шкаф, забросьте грязное бельё в стиралку, а грязную посуду поставьте в раковину.

И еще маленький совет. В солнечный денек покажите вашему крохе пыль, летающую в лучах света. Вместе с ним проведите тряпками по столу, а потом по полу, объясняя, куда попадает пыль из воздуха. И чтобы он сам поучаствовал в этом волшебстве — создании чистоты.

Приложите совсем немного усилий, и Хаос непременно покинет ваш дом!

Общая захламленность вещами

Складирование лишних вещей в комнатах или на балконе, нежелание избавиться от старой одежды, сломанной техники, пришедшей в негодность мебели выдают страх остаться без средств к существованию, желание обезопасить себя, создать иллюзию стабильности. Хозяева такой квартиры – люди тревожные, склонные привязываться к прошлому, возможно, пережившие времена кризиса и тотального дефицита. Один раз они уже съели пуд соли – не могли купить себе пищу, одежду, которую хотелось — теперь им сложно избавиться от накопительства. Кстати, этот «недуг» хорошо знаком жителям постсоветского пространства.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после  — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Ситуация У ребенка отнимают свободное время

Когда ребенок учится и помогает по хозяйству — это нормально. Не нормально, когда обязанности занимают все его время. Или когда в его свободное время вмешиваются. Так происходит нарушение временных границ.

Время — невосполнимый ресурс. Бережным отношением к его времени вы подготовите ребенка не «разбазаривать» его и во взрослой жизни.

И тогда он сможет сказать «нет»:

Когда его будут отвлекать пустыми разговорами: «Мне скучно, давай поболтаем».

Когда попытаются решить свои проблемы за его счет: «Тебе же все равно нечего делать, подвезешь меня в аэропорт?»