Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем?

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Рисуночные тесты

Для диагностики важно, чтобы взрослые никак не влияли на процесс рисования. Нужно просто предоставить ребенку достаточно времени, дать большой лист бумаги и набор разных карандашей. Тема рисунка сообщается максимально просто, без уточнений и наводящих фраз. Если у ребенка будут возникать вопросы в процессе работы, следует избегать любых подсказок. Но вот записывать все, что малыш спрашивает, о чем просит, в каком порядке начинает рисовать заданные объекты, необходимо. Все эти сведения помогут потом в процессе интерпретации рисунка.

Темы рисунков могут быть разными. Ребенку можно дать задание нарисовать свой портрет или портреты родителей и родственников, или изобразить всю семью. Показателен известный тест «Дом, Дерево, Человек», способный рассказать многое о своем создателе.

Психология рисунка учитывает возрастные особенности и порой может служить средством диагностики отставания в развитии.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

  1. Кого ты нарисовал? А где они находятся?
  2. Чем вы занимаетесь на этом рисунке? Вы вместе это делаете или нет?
  3. Если на картинке изображено событие, надо уточнить у малыша, это уже было, будет или он хочет чтобы это произошло.
  4. Расспросить, как там на изображении: всем весело или грустно, скучно или интересно и так далее.
  5. Если на изображении отсутствует кто-то из членов семьи, обязательно надо уточнить, где он находится, возможно, уехал, не хватило места на листе бумаги. Обязательно надо узнать причину отсутствия данного члена семьи.
  6. Спросите у малыша, как он себя чувствует на картинке. Ему весело или грустно, хорошо или плохо. Хочет ли он поменять что-то на этой картинке, чтобы стало лучше?
  7. Кто самый счастливый в нарисованной семье? Почему?
  8. У вас есть несколько билетов в зоопарк, но одного билета не хватает. Кто останется дома? Почему?

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

У детей какого возраста можно анализировать рисунки?

До 3 лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К 4 годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.

В 5 лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к 6 годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к 7 годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы, прически и даже шеи!

Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Элемент „Дерево» и его расшифровка

Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за дело, а если в разные стороны — ребенок стремится к общению со своими сверстниками, хочет утвердить себя. Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений. Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!

Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, крона — толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет быть самостоятельным. Линии кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными). Ветви совсем не связаны со стволом — кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в настоящем мире ему многое не нравится. Ствол оторван от земли — малышу нужно больше общаться со своими сверстниками, помогите найти ему круг общения. Если дерево сужается к низу — ребенок чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.

Прочее. Если малыш нарисовал землю одной чертой — у вас растет настоящий аккуратист, к тому же очень целеустремленный. Земля изображена несколькими различными чертами? Кроха делает все в своей жизни только в соответствии со своими собственными правилами.

Вот как интерпретируют изображение дерева: общее впечатление – ребенок очень любит фантазировать, в его жизни огромную роль играет общение с друзьями и родственниками. То, что малыш нарисовал конкретный вид дерева, говорит о его хорошем развиты!. Кроха дисциплинирован: рисуя, он полностью следовал заданию.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

Психологический тест по рисунку: Автопортер, итерпретация (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10×15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

  1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
  2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
  3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
  4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
  5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
  6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
  7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
  8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Психологический тест по рисунку: Автопортер, итерпретация (интегративно-оценочная)

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

  1. перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
  2. органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
  3. гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
  4. эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
  5. декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
  6. ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
  7. структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.

О чем может рассказать детский рисунок?

Всегда расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать

Рисунок малыша может многое рассказать о вашем крохе и о его внутреннем мире. Рисунок поможет понять ребенка, его переживания или эмоциональное состояние. Ведь почти каждый малыш любит рисовать. Кто-то способен часами сидеть за этим занятием, а кто-то рисует с удовольствием только по настроению.

Специалисты в детской психологии выделяют 4 основных момента в детских рисунках:

  • цветовая гамма;
  • расположение рисунка;
  • сюжет;
  • общее настроение картины.

Итак, ваше чадо нарисовало очередной шедевр. Первое, на что стоит обратить внимание, – это цвета. Когда ребенок правильно их использует (небо голубое, трава зеленая, солнце желтое и т. д.), то причин для беспокойства нет. Ребенок спокоен и гармоничен. Если композиция изображена несоответствующими цветами, то, возможно, ребенок расстроен, с чем-то не согласен. По сути, это его внутренний протест. И необязательно это означает какое-либо отклонение или банальное незнание цветов. Если весь рисунок выполнен в одном цвете, то обратите внимание на выбранный ребенком цвет. Красный свидетельствует о выраженной активности малыша, эмоциональной возбудимости. Взявшись за синий карандаш, ребенок в душе может грустить или скучать. Черный же цвет должен насторожить родителей, поскольку он может говорить о явном страхе или депрессии.

Расположение рисунка тоже может сказать о важных вещах. Если картина нарисована на весь лист или в центре, ребенок вполне в себе уверен и коммуникабелен. Но если рисунок располагается в углу листа или мелко нарисован, то это может говорить о возможных комплексах малыша, его закрытости, необщительности.

Разобравшись с цветовой гаммой, следует присмотреться к рисунку в целом и в всего дети рисуют свою семью, дом, природу, животных. Сюжет рисунка очень важен. Он дает понять, что конкретно на данный момент интересует или волнует ребенка. Например, если дети рисуют любимых героев из мультфильмов или книг, то это абсолютно нормально и свойственно растущему сознанию. Обратите внимание на настроение картины: улыбаются ли там люди, как ярко светит солнышко, не изображены ли животные злыми и т. д. Эти тонкости помогут понять эмоциональный фон вашего чада, его настроение и главное – его мировосприятие. Возможно, что малыш неправильно воспринимает окружающую действительность или отдельные вещи, что в скорейшем времени необходимо исправлять в первую очередь родителям.

Если же в портрете семьи нарисованы все ее члены, в том числе и сам ребенок, то волноваться нет смысла – малыш чувствует себя защищенным. Если на картине кого-то нет, то это свидетельствует о наличии конфликта или явно выраженной антипатии. Если сам себя ребенок рисует отдельно или значительно меньше, чем всех остальных, то, возможно, он видит себя одиноким или нелюбимым. В рисунке семьи несложно проследить и привязанность к одному или нескольким членам семьи: кого он выделил, держит за руку, нарисовал нарядным и прочее.

По такому же принципу рассматриваются и другие сюжеты. Если, к примеру, в нарисованном доме закрыта дверь, стоит забор, мало окон – это говорит о замкнутости ребенка. Когда же, наоборот, рядом изображены многочисленные цветочки, птички, люди, дорожки, ведущие к дому – это все признаки общительности и активности.

В любом случае всегда необходимо расспрашивать ребенка о том, что он нарисовал, почему именно так, что он этим хотел сказать. Разговор должен быть доверительным, с улыбкой и с неподдельным интересом. Неважно, насторожил ли родителей рисунок или, наоборот, порадовал. Таким образом, будет формироваться разговорные аналитические и логические способности малыша, умение доносить свои мысли и вести диалог.

Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Цвета

Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.

Поэтому трактуем цвета, исходя из того, что у рисующего есть под рукой весь набор и основываемся на том, что он выбирает.

Красный цвет

Часто представляет власть и может указывать на гнев или необходимость навязать свою власть. Также является сезонным, праздничным цветом. В Китае красный цвет – это знак процветания и радости.

Интересный факт: когда человек смотрит на красный цвет, у него увеличивается частота сердечных сокращений.

Оранжевый

Показывает социальную коммуникацию и оптимизм, среди негативных характеристик этого цвета фигурирует поверхностность.

Жёлтый

Показатель ума и интеллекта. Жёлтый – цвет оптимизма и веселья. Отрицательные характеристики – нетерпение, критика и трусость.

Зелёный

Означает благополучие, равновесие и рост. Это уверенность в себе, а среди отрицательных характеристик – сильное чувство собственничества, зависть, болезнь и нездоровое отношение к деньгам.

Синий

Показатель стабильности, силы, доверия и мира. С одной стороны – это лояльность и честность, с другой – консерватизм и нежелание познавать новое. Синий цвет часто выбирается в качестве корпоративного в финансовом секторе, чтобы обозначить безопасность.

Индиго

Интуиция. Индиго также означает идеализм и желание всё расставлять по полочкам с одной стороны, и приверженность разным зависимостям и ритуалам с другой.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет ассоциируется с половыми расстройствами или потребностью казаться нестандартным. С одной стороны, это творчество и индивидуальность, с другой – незрелость и непрактичность. В данном случае ключевое слово – воображение.

Интересный факт: это любимый цвет творческих людей. Исторически фиолетовый представлял королевскую власть, а его более тёмные оттенки были символом всего магического и таинственного.

Коричневый

Коричневый – это земля и осень. Предпочтение, отданное коричневому цвету, говорит о консервативности личности. Это касается также одежды и обстановки.

Серебряный

Этот цвет обладает женской энергией. Он связан с луной, отливами и течениями. Энергетика цвета текучая, эмоциональная, чувствительная и таинственная.

Золотой

Золотой – это символ успеха, достижений и триумфа. Связанный с изобилием и процветанием, роскошью и качеством, престижем и изощренностью, ценностью и элегантностью, он подразумевает материальное богатство и экстравагантность.

Черный и серый

В западной культуре чёрный ассоциируется с тьмой, злом и смертью. В американской культуре чёрный – это цвет животворящей земли.

Интересный факт: серый иногда называют “цветом печали”, он считается самым угнетающим цветом, чёрный – на втором месте.

Белый

Это полный, чистый цвет. Цвет совершенства. Он говорит о чистоте, невинности, завершённости и цельности.

В следующий раз, когда вы будете неосознанно что-то рисовать, вспомните, что ваш рисунок может рассказать миру о том, что происходит глубоко внутри вашего подсознания. Заберите с собой свои каракули, чтобы никто посторонний не смог раскрыть ваших секретов.

Сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель. Подготовила Катерина Василенкова