Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что такое дидактические средства математического развития

Работа ДОУ с семьей по развитию у детей математических представлений

Аннотация к книге “Делаем первые шаги в математику. Развитие математических представлений. Старший дошкольный. ФГОС ДО”

Представленные в пособии программа и конспекты занятий отражают содержание работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе “Детство” на основе включения их в различные виды деятельности с целью успешного освоения содержания образовательных областей “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”. Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий обеспечивает развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) и позволяет педагогам выстраивать образовательную траекторию в соответствии с требованиями ФГОС воспитателям, педагогам дополнительного образования ДО; рекомендовано студентам педагогических высших…

Читать полностью

Представленные в пособии программа и конспекты занятий отражают содержание работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе “Детство” на основе включения их в различные виды деятельности с целью успешного освоения содержания образовательных областей “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”. Комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий обеспечивает развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени) и позволяет педагогам выстраивать образовательную траекторию в соответствии с требованиями ФГОС воспитателям, педагогам дополнительного образования ДО; рекомендовано студентам педагогических высших учебных заведений, родителям дошкольников.

Скрыть

Формирование элементарных представлений о времени

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

Заключение

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика — это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».

Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе — утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.

Использование наглядного материала для математического развития детей

Наглядный материал для математического развития – это дидактическое средство комплексного характера, применение которого ориентировано на развитие представлений о числах и счете.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие представлений о счете начинается в трех-четырех летнего возраста. Эти представления ложатся в основу формирования математических представлений дошкольника. Математическая деятельность дошкольников сводится только к выполнению элементарных счетных операций.

Наглядный материал как дидактическое средство познания счетной деятельности имеет важное значение. Дети дошкольного возраста неспособны воспринимать информацию на слух. Им необходимо увидеть услышанное, и, даже, потрогать его. Поэтому, используется разнообразный наглядный материал. Его применение определяется методами обучения и содержанием конкретного занятия. Необходимость его использования обуславливается особенностями развития дошкольника: формированием психических процессов и интеллектуальных функций.

Наглядный материал, используемый на учебных занятиях дошкольников, должен отвечать следующим требованиям:

  1. Иметь научное обоснование – соответствие научным теориям о счетной деятельности;
  2. Иметь воспитательный потенциал, т.е. нести не только обучающую функцию, но и воспитывать отдельные стороны личности дошкольника;
  3. Отвечать санитарно-гигиеническим нормам применения – быть безопасным для использования ребенком (без вредных компонентов, химикатов), не требовать его напряжения и перенапряжения;
  4. Отвечать эстетическим нормам – красота оформления, приятность визуального восприятия;
  5. Быть известным детям. Дошкольникам должны быть знакомы, демонстрируемые объекты, т.е. они должны были видеть их в реальной жизни;
  6. Быть разнообразным. Наглядный материал должен быть ориентирован на восприятие всеми органами чувств, быть разных размеров и цветов.

Наглядный материал, используемый для развития навыков счета дошкольников, различается по своим параметрам. Он может быть крупным – ориентированным на показ игровых действий(демонстрационный материал) и мелким – исполняющим функцию развития самостоятельной деятельности дошкольников. Мелкий наглядный материал используется после объяснения игровых действий дошкольникам для выполнения самостоятельных заданий. Однако, такое разделение наглядного материала носит условный характер, поскольку, одни и те же средства могут применяться и для демонстрации и для самостоятельной работы. Все зависит от темы занятия.

Демонстрационные наглядные средства необходимы для того, чтобы сделать образовательный процесс увлекательным. Ведь, дошкольникам неинтересна простая образовательная деятельность. Дидактические игры носят образовательный характер, поэтому требуют наполнения интересным содержанием. Использование демонстрационного материала способствует формированию познавательной заинтересованности дошкольников и расширению их математических способностей, формированию математических представлений.