Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что такое ментальная математика для детей?

5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.

Что должен знать ребенок в лет по математике

  1. Определять расположение предметов: внизу, вверху, слева, справа, посередине, спереди, сзади.
  2. Знать и различать цвета: белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, розовый, серый, оранжевый, голубой, фиолетовый.
  3. Считать до пяти, знать цифры от 1 до 5, расставлять цифры по порядку от 1 до 5 и в обратном порядке от 5 до 1.
  4. Знать геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.
  5. Сравнивать предметы больше, равно, меньше. Добавлять один предмет к предметам с меньшим количеством.
  6. Уметь писать цифры от 1 до 5.

Что должны знать и уметь дошкольники

Как правило, дети осваивают счет до десяти уже в трех-четырехлетнем возрасте. Ближе к школе родители знакомят их с двузначными числами и простыми математическими действиями. Чтобы ребята не растеряли полученные знания, необходимо повторять пройденный материал, со временем увеличивая его сложность.

Согласно мнению педагогов, подготовленные к школе дети должны обладать следующими умениями:

  • решать простейшие головоломки и задачи;
  • владеть понятиями «назад-вперед, верх-низ, право-лево»;
  • вычитать и складывать простые числа;
  • проводить сравнительный числовой анализ с употреблением слов «больший, меньший, равный»;
  • самостоятельно считать до десяти и обратно;
  • отвечать на вопросы: «какой по счету?» и «сколько?»;
  • осуществлять деление круга и квадрата на одинаковые части;
  • знать геометрические формы предметов.

Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 5-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит преимущественно от родителей дошколят, тяги ребят к обучению и формы организации уроков. Благо, на сегодняшний день существует множество пособий и рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста. Взять хотя бы обучающие книги от «Школы семи гномов» или «Учимся считать» от Тору Кумон. Занимаясь с детьми по специальной литературе, родители уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 5 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам?

Начнем с того, что занятия по математике для детей 5-6 лет должны проходить в игровой форме. Такой способ усвоения материала является оптимальным для дошкольников. Если просто усадить ребенка перед учебниками, он может быстро заскучать и переключить свое внимание на что-то более интересное (пейзаж за окном, причудливые узоры на стене и т.д.). В результате столь «обременительные» и «утомительные» уроки будут вызывать у него лишь раздражение. А каждое приглашение со стороны родителей позаниматься математикой станет восприниматься в штыки. Приведем другие советы по организации уроков:

  • Занимайтесь лишь тогда, когда ребенок пребывает в хорошем расположении духа. Попытки заставить дошкольника учиться без его желания могут повлечь за собой рассеянность и плохую концентрацию внимания. Поскольку детки 5-6 лет обладают преимущественно непроизвольной памятью, им гораздо проще запоминается информация, вызывающая положительные эмоции.
  • Занимайтесь регулярно, периодически внося в уроки что-то новое. Не секрет, что маленьким детям однообразие приедается очень быстро. А при потере интереса информация едва ли отложится в головках юных учеников. Кроме того уроки должны проводиться систематически, чтобы дошкольники могли постоянно актуализировать свои знания, развивать полученные навыки и умения.
  • Если ребенку что-то не удается или он не может вникнуть в суть задачи, не стоит нервничать и раздражаться . Нужно методично объяснять дошкольнику задание до тех пор, пока у него не останется вопросов. Завышенные родительские требования и негативные оценки действий ребенка могут раз и навсегда отбить у него желание заниматься математикой.
  • И наконец, нельзя «стоять» над детьми, заставляя их решать одну задачу за другой. Такой метод обучения хоть и приведет к усвоению материала, но при этом отобьет у дошкольника тягу к обучению. Поэтому все занятия должны проходить в легкой и интересной форме. Развивающая математика для детей 5-6 лет требует вовлеченности ребенка в процесс, его непосредственного участия в разработке и решении задач, личной инициативы, подключения фантазии и воображения. Совокупность всех этих составляющих является залогом эффективного обучения.

Л.Г. Петерсон, разработчик начального математического курса «Игралочка»: «Зачастую подготовка дошкольников сводится к их обучению чтению, письму и счету. Согласно проведенным исследованиям, с серьезными сложностями в начальной школе сталкиваются вовсе не те дети, которые обладают скудным объемом умений и знаний, а те, которые демонстрируют пассивность, не хотят думать и узнавать что-то новое. В связи с этим основной целью первичной подготовки должно выступать разностороннее развитие ребенка: его творческих и интеллектуальных способностей, качеств личности, мотивационных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять подключению фантазии и воображения. Именно творчество наравне с умением создавать и придумывать что-то новое способствует формированию личности дошкольника, развитию его самостоятельности и познавательного интереса».

Почему методика так популярна сейчас?

Современные дети не способны сосредоточиться и выполнить указанные преподавателем задания. У них нарушено внимание, нет желания развиваться интеллектуально. Школа предъявляет высокие требования к учащимся, ежегодно обновляя учебную программу. Дети неохотно выполняют домашнее задание, так как в частых случаях перед ними возникает психологический барьер по причине страха непонимания. Для того чтобы сформировать у ребенка память, воображение, внимание, упорядочить мысли, большинство родителей приводят своих малышей в центры, в которых обучение происходит по восточной методике. Преподаватели в обучении применяют другой подход, отличный от стандартного, применяемого в государственных школах. Учителя объяснят, что ребенок имеет право на ошибку, но при этом должны выявить ее самостоятельно. Как следствие, у детей формируется ответственное отношение к своей деятельности.

Традиция использования абакуса пришла к нам из азиатских стран. По данным статистики, школьники из Японии ежегодно занимают призовые места на мировых олимпиадах. Большое значение имеет, в какой форме и как долго идет урок, а также какую квалификацию имеет преподаватель. Рекомендовано обращаться в специализированные учебные заведения, в которых обучение происходит согласно запатентованным методикам. Но изучение науки в домашних условиях также возможно, ведь счеты можно приобрести во многих интернет-магазинах.

Развивайте способности своих детей, знакомьте их с новыми методиками и учите получать удовольствие от образовательного процесса. Все это станет гарантией дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Этапы развития ребенка до лет

Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.

  • Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.
  • Физическое развитие
  • Большинство детей к 5 годам:
  • Прибавляют в весе приблизительно 2 кг и вырастают на 3-5 см в сравнении с четырехлетним возрастом.

Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.

Примечание: Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше.
Таблица роста, 5 лет
Процентильное соотношение 10 Процентильное соотношение 90
Девочки: Вес 14,9 кг 20,8 кг
Девочки: Рост 100 см 112,5 см
Мальчики: Вес 15,9 кг 21,8 кг
Мальчики: Рост 102 см 115 см

Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)

Большинство детей к 5 годам:

  • Знают свой адрес и номер телефона.
  • Знают большую часть букв алфавита.
  • Могут посчитать больше 10 объектов.
  • Знают как минимум 4 цвета.
  • Понимают базовые концепции времени.
  • Знают для чего используются предметы домашнего обихода, например, деньги, еду, кухонные приборы.

Эмоциональное и социальное развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Хотят радовать своих друзей, хотят, чтоб друзья их любили; тем не менее, у них может возникать ревность к другим.
  • В большинстве случаев соглашаются с правилами.
  • Проявляют независимость.
  • Имеют понятие о поле человека.
  • В состоянии отличить реальность от фантазии, но любят играть представляя себя кем-то другим или переодеваясь.
  • Играют в игры в зависимости от пола. Большинство мальчиков в пятилетнем возрасте играют в активные игры, в то время как девочки такого же возраста играют в социальные игры.

Языковое развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Могут вести целенаправленный разговор с другим человеком.
  • Понимают взаимоотношение между предметами, например, «мальчик, который прыгает на скакалке».
  • Употребляют будущее время, например, «пойдем завтра в зоопарк».
  • Часто называют людей (предметы) в зависимости от их отношения к окружающим, например, «мама Лены» вместо «тетя Люда».
  • Рассказывает истории. Окружающие с легкостью их понимают.

Сенсорное и двигательное развитие

Большинство детей к 5 годам:

  • Прыгают, подскакивают и подпрыгивают.
  • Качаются и карабкаются.
  • Стоят на одной ноге.
  • Сами используют туалет. Тем не менее дети все еще могут писаться.

К 5 годам большинство детей могут использовать руки и пальцы, это явление называется тонкой моторикой:

  • Рисуют треугольник и другие геометрические фигуры.
  • Рисуют человека с головой, телом, руками и ногами.
  • Одеваются и раздеваются самостоятельно, хотя им может быть необходима помощь при завязывании шнурков.
  • Могут писать заглавные и маленькие буквы из алфавита.
  • Едят с помощь вилки, ложки и даже могут использовать детский нож.
Ночное недержание мочи и энурез Ночное недержание мочи – случайное мочеиспускание во время сна. Случайное мочеиспускание (дневное или ночное), которое развивается или продолжается после того как ребенок уже должен был научиться контролировать мочевой пузырь называется энурезом. Случайное мочеиспускание на одежду или в кровать – нормальное явление для маленьких детей, потому что они в разной степени контролируют мочевой пузырь. Большинство детей учатся контролировать мочевой пузырь и могут контролировать мочеиспускание к возрасту 5-6 лет. Состояние здоровья, например, инфекция мочевого пузыря или эмоциональное напряжение, может быть причиной непроизвольного мочеиспускания после того как ребенок научился контролировать мочевой пузырь. В таких случаях может понадобиться медицинская консультация или лечение. Следует серьезно задуматься о лечении, т.к. энурез будет влиять на социальную жизнь ребенка.

Подводим итог

Детство — лучшая пора, чтобы попробовать себя в творчестве. Идеальный вариант для школьника — спортивная секция и какой-нибудь творческий кружок. Не следует делать упор на дополнительные учебные занятия, если ребенок сам не попросит об этом. До старших классов ему будет вполне хватать информации, поданной на уроках.

Кроме того, мы живем в эпоху доступных знаний. Множество онлайн-ресурсов предоставляют доступ к десяткам тысяч статей, учебников и документальных видео. Можно далеко продвинуться в самостоятельном изучении какой-нибудь дисциплины.

Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

Простые операции с предметами: сложение и вычитание
  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
Простые операции с предметами: сложение и вычитание
  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

Для развития внимания

Важно научить малыша сосредотачиваться и замечать детали. Это очень понадобится ему в школе. Для того чтобы этому научить своего карапуза, просите его повторять за вами определённые действия, зачёркивать определённую букву в тексте (можно усложнять, и одну зачёркивать, а другую подчёркивать), играйте с ним в «съедобное/несъедобное», «летающее/нелетающее». Ещё одна интересная игра: притрагивайтесь к частям тела и называйте их, пускай малыш за вами повторяет, а потом начните «ошибаться».

Для развития внимания