Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Что такое пищевое насилие и как не допустить его со своим ребенком

или Почему дети чересчур заботливых родителей болеют чаще других

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и “парадоксальное” (несоответствующее генетической программе). Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами “даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям” в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства. Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, “способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни”. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, “миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития”. Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Когда пожилой родственник перестает быть адекватным…

Если у близкого человека старческая деменция, что делать родственникам, и как понять, что это болезнь, а не обычные капризы? Чаще всего деменция начинается довольно безобидно. Человек может жаловаться близким и соседям, что его не кормят, за ним следят, пытаются похитить, в комнату или квартиру пускают какие-то вещества или газы. Это может показаться смешным, если бы не было таким грустным. Болезнь довольно быстро прогрессирует, и со временем пожилые люди перестают узнавать членов семьи, обвиняют их в кражах или насилии, приносят домой со свалки мусор, и буквально воюют с каждым, кто пытается это выбросить. Некоторые думают, что деменция не коснется тех, кто всю жизнь был занят активной умственной деятельностью. Болезнь не выбирает, и даже доктора наук или заслуженного руководителя можно встретить на помойке, увлеченно копающегося в отходах.

Не нужно думать, что больной делает это специально, только чтобы поиздеваться и посмеяться над близкими. Это заболевание разрушает мозг, и пациент даже не отдает отчета в своих действиях. Человек утрачивает способность усваивать или обрабатывать информацию. Он становится очень чувствительным к критике: любое замечание или попытка что-то объяснить приводят к протесту и новому приступу. Как вести себя с больным деменцией? Близким придется проявлять максимум терпения и внимания, не перечить, объяснять что-то мягко и ненастойчиво. Если больной почувствует агрессию, он станет воспринимать родных как врагов, и наладить с ним контакт будет очень сложно.

А наш уже ест борщ!

Как испортить ребенку желудочно-кишечную систему? Правильно – рано, непоследовательно и в большом количестве вводить прикорм.

Исследования показали, что одной из главных причин гастроэнтерологических заболеваний у детей и взрослых является слишком раннее введение новой пищи.

До 4 месяцев желудочно-кишечный тракт новорожденного просто не готов к взрослому питанию. У ребенка очень тонкие стенки кишечника, ферментативная и иммунная системы недостаточно развиты, и любимый всей семьей борщ для малыша может быть просто опасен для жизни. А также безобидный апельсиновый сок или любой другой прикорм, с которым вы слишком торопитесь.

Когда же начинать? Оптимальные сроки начала прикорма – период с 4 до 6 месяцев. Они могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 месяцев.

Когда пора вводить новую пищу?

  • Когда ребенок начинает жевать при попадании в рот ложки, соски или игрушки;
  • Он перестает выталкивать языком густую пищу;
  • Малыш уже начинает самостоятельно сидеть;
  • У него появляются первые зубы;
  • И еще он проявляет интерес к пище со взрослого стола.

Начать прикорм надо с 1-компонентных пюре. Давайте его в начале кормления, когда ребенок голоден. Первая порция – 1 чайная ложка в первой половине дня, когда малыш чувствует себя хорошо, весел и доволен.

Постепенно доводите объем до возрастной нормы. Обращайте внимание на реакцию организма малыша. Если все в порядке, тогда через 3-4 дня можно попробовать новый продукт.

Для сохранения грудного вскармливания после каждого приема пищи рекомендуется докармливать малыша грудью.

Гиперопека – враг иммунитета

Вот вам ещё одна типичная картина. Закутанный в шарфик, шерстяную шапочку и пуховик малыш с самым несчастным видом ковыляет под ручку с воркующей мамой. Он красный, вспотевший, но ему нельзя даже варежки снять. Вдруг застынет? Он же такой слабенький и хворый, не то что ЭТИ. А ЭТИ дети рядом весело скачут по весенним лужам, они розовощекие и одеты по погоде, в легких ветровках и удобной обуви. Как думаете, кто из них заболеет? Естественно, с ангиной или еще какой-нибудь жуткой болезнью сляжет несчастный перекутанный мальчик.

– Это явление называется «гиперопека», – рассказывает врач. – По собственному опыту знаю, что дети чрезмерно заботливых родителей болеют гораздо чаще. Здесь и психо-эмоциональный фактор играет немалую роль. Мама или бабушка, гораздо реже отец, при любом недомогании так часто говорят ребенку о болезни, что малыш начинает верить и в итоге заболевает по-настоящему. Гиперзаботливые родители считают своим долгом кутать ребенка, защищая его от любого сквозняка, простуды и ужасных инфекций, на самом деле лишь провоцируя болезни. Как правило, в таких семьях малыша не закаливают: «Как же так, не дай бог коснуться холодной воды или босиком отпустить! Кошмар!».

Врач настоятельно рекомендует включать логику и выключать инстинкты, требующие как можно теплее одеть ребенка и покормить его, даже если он этого не хочет. Оказывается, наш организм сам регулирует потребности. Это помогает не набирать лишний вес, получать с пищей калорий ровно столько, сколько необходимо, чтобы активно двигаться и чувствовать себя хорошо. Важно не убить в малыше природные инстинкты, которые подсказывают, какой кусочек лишний для организма. А наши уговоры съесть еще немного как раз и убивают в ребенке эти здоровые врожденные инстинкты. Помните: во всём и всегда нужна мера.

В заключение мы попросили Юлию Матвееву дать несколько советов, как оздоровить ребенка в оставшиеся летние дни.

Сделайте передышку в подготовке к учёбе, мозгам тоже нужен отдых. Уделите внимание тем вещам, на которые у вас не хватало время во время учебы. Спросите у ребенка, чем бы он хотел заняться, что попробовать, что узнать нового. Возможно, он захочет сходить на рыбалку, в поход, научиться выращивать цветы или даже взрастить свой огород.

Хорошо было бы сменить обстановку и однозначно больше времени проводить на свежем воздухе: отдых у моря, лагерь, деревня, дача. Но следует помнить, что детям до 4 лет нежелательно менять климатическую зону, а оптимальный период адаптации к другому климату – месяц. Планировать пребывание на открытом солнце лучше на утренние часы до или вечерние после Загорать не более 15 минут и обязательно использовать солнцезащитные солнечные кремы с индексом SPF не менее 50. В путешествии не меняйте кардинально рацион ребенка, отдайте предпочтение свежей и привычной для него еде.

Как можно больше двигаться и меньше время проводить в стенах квартиры. В питании ребенка обязательно должны присутствовать фрукты, овощи, ягоды, зелень. Полезны также домашние супы с мясом, каши с гарниром из овощей. Лучше отказаться от колбасы, конфет (хотя бы ограничить количество для заядлых сладкоежек), чипсов. Замените соки и газированные напитки на обычную воду, компоты, морсы. Не заставляйте насильно есть, кормите по аппетиту.

Чаще ходить босиком, например, на море или даче. Так стопа ребенка будет массироваться естественным образом, что нормализует работу внутренних органов.

Подготовила Зоя Степанова

Решение есть!

Не переживайте, даже если вы уже опытный родитель — всегда можно исправить ситуацию. Лучше осознать свои ошибки, чем не сделать этого вообще.

Первый шаг — разобраться со своими родителями

Какие ошибки ваших родителей в воспитании не нравились больше всего? Например:

  • мама ругала за каждую неудачу;
  • отец унижал мать;
  • меня постоянно сравнивали с лучшей подружкой;
  • после первой двойки меня хорошенько отпороли, мне 30 и я до сих пор помню это.

Разберитесь, какие вроде бы благие намерения ваших родителей, наоборот, приносили боль, закладывали основу для развития комплексов.

Второй шаг — понять, как от этого избавиться

Фактически вы просто переносите свою боль на детей. Вам нужно для начала разобраться в себе:

  • Откуда взялся синдром отличницы, как мне перестать стремиться к идеалу.
  • Почему я не доверяю мужчинам. Что нужно сделать, чтобы поверить “Рома действительно за мной ухаживает, а не хочет затащить в постель”.
  • Из-за чего я злюсь на свою школьную подругу Леру? Да, ведь она ни в чем не виновата. Просто мама постоянно ставила ее в пример, а я злилась, потому что не могла стать, как она.

Разберитесь с ошибками своей мамы и не повторяйте их.

Откажитесь от самолечения

Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.

Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.

Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?

Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

&nbsp/&nbsp

  • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
  • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать.   Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
  • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Обезопасил дом для ребенка

Пока малыш не начнет ползать — обычно в 6—8 месяцев, — можно сильно не волноваться. Но в то же время есть вероятность, что ребенок может упасть или его чем-то придавит.

Я решил сделать нашу квартиру более безопасной для ребенка: информацию брал из интернета, что-то рассказывали знакомые. У нас обычная однокомнатная квартира на 12 этаже, газа нет, все на электричестве.

/guide/safety-kids/ Как сделать квартиру безопасной для детей

Вот что я сделал.

Установил тканевые бортики внутри детской кроватки. Они нужны, чтобы ручки и ножки ребенка не попадали в промежутки между рейками. Борта кроватки поднял до уровня груди сына, чтобы он не смог перелезть и упасть.

Тканевые бортики в «Дочки-сыночки» — от 799 Р

Ножки или ручки не застрянут в кроватке, а малыш не сможет перелезть. Игровую зону мы застелили мягкими ковриками

Обустроил место для пеленания. Место для пеленания ребенка я выбирал так, чтобы над ним не было висящих вещей — например, настенных часов или полок. До 7 месяцев мы пеленали сына на массажном столе, приставленному к стене. По бокам поставил тканевые ящики с одеждой сына. Когда Никита подрос, то переехал на широкую невысокую тумбу: на нее мы постелили подложку — пеленать там было комфортно.

С пеленального стола ребенок не падал. А вот с нашей кровати пару раз упал. Поэтому вдоль кровати мы положили на пол вспененные резиновые коврики — так Никита приземлится на что-то мягкое и не сильно ударится. Травм наш ребенок от падений не получал.

Поставил заглушки на розетки. У обычных розеток маленькие отверстия и туда не пройдут пальцы малыша, но он может туда вставить что-то металлическое и получить удар током. Поэтому я установил специальные пластмассовые колпачки — заглушки. Они продаются комплектами из нескольких штук и ключа, чтобы их вынимать. Набор стоит около 100 Р. Когда мы едем в отпуск, всегда берем с собой эти заглушки.

Установил на окно защиту от открывания. Она стоила 500 Р в «Детском мире», сейчас я нашел такой же замок на «Озоне» за 300 Р.

Как защитить детей от выпадения из окон

Есть аналоги дешевле, но качество их оставляет желать лучшего. Сын любит смотреть на город из окна, поэтому для меня очень важно, чтобы он не выпал. Таких случаев по стране предостаточно.

Ограничитель, который не дает ребенку пролезть в окно

Защитил шкафы. Когда малыш научился ползать, мы установили замки и самодельные удерживающие устройства на некоторые шкафчики в комнате, на кухне и в ванной. Самодельные справились лучше: связанные обычным шнуром ручки дверок не поддались малышу.

Блокиратор для мебели — 215 РЗащита от включения плиты — 760 РЗащитный экран для варочной поверхности — 3500 Р

В шкафах мы храним бытовую химию, крупы и различные кухонные предметы, которые могут причинить вред: миксер, тяжелую посуду. А все самое опасное убрали на верхние шкафы.

К холодильнику и электроплите сын не проявляет интерес, поэтому мы здесь ничего не делали. Но для таких вещей тоже есть запирающие устройства и заглушки.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Лечение

В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.

Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.

Источники:

  1. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. Изв-во Эксмо, 2003 г.
  2. Е.О. Комаровский. Я кушать не хочу …
  3. Е.В. Павловская. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии /2013/ Том 12/ № 6

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Как заставить ребенка есть кашу

Из поколения в поколение каши мало у кого вызывает восторг, хотя многие из них считаются полезными. Малыш может есть каши без проблем, если подойти к этому процессу с выдумкой

: покрошить в кашу немного фруктов или положить любимое варенье, мед; украсить поверхность каши кусочками яблока, ягодами, составив из них смешную рожицу, цветочек; заинтриговать, у кого вкуснее.

Нужно помнить, любую кашу надо готовить очень тщательно без комочков, без сахарной приторности

, вкус каши заметно улучшает молоко и сливочное масло и всегда надо знать меру в количестве каши (у каждого ребенка она индивидуальна). Если малыш отказался от каши, уберите ее – предложите позже, когда ребенок почувствует себя голодным.

Учтите психологию

Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.

  • Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
  • Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу – в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
  • Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).