Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Чужой среди своих. Почему подростка не принимает коллектив

Здравствуйте, у меня такая проблема. Постоянно в жизни я оказываюсь в изгоях. Хочу наконец понять, почему это происходит, что я делаю не так? Хочется быть нормальным членом коллектива. Часто в жизни были ситуации, когда все буквально ополчались против меня (хотя я ничего плохого никому не сделала). Всем хочется видеть виновного во мне. А я хочу просто быть со всеми на равных. В лучшем случае, я просто тень и меня терпят… Как это изменить?

Детская жестокость к сверстникам

Дети действительно жестоки по отношению к сверстникам. Обычно такое поведение возникает в дошкольном и младшем школьном возрасте (6 – 10 лет). В этом периоде происходит становление ребенка как личности и проявляется его характер. Причины агрессии ребенка в таком возрасте следующие:

  1. Ребенок еще плохо дифференцирует добро и зло. Дети дошкольного возраста учатся адаптироваться в социуме постепенно. Они имеют малый жизненный опыт, позволяющий отличить плохое от хорошего. Важно активно контактировать с ребенком, обсуждать каждый случай, в котором было замечено его жестокое поведение.
  2. Ребенок перенимает неудачную модель поведения в семье. Если в семье нередки ссоры и скандалы, нецензурная ругань, агрессия по отношению к членам семьи, на подсознание ребенка это откладывает отпечаток. И в ситуации, имеющей сходство с жизненной, он может повести себя аналогично.
  3. Жестокость по отношению к ребенку. Частые наказания за малейшую провинность, побои и прочие проявления жестокости взрослых по отношению к ребенку могут спровоцировать у него формирование аналогичного поведения к сверстникам. При малейших намеках на насильственное поведение по отношению к ребенку в семье необходимо обратиться в органы опеки.
  4. Плохой контроль над эмоциями. Дети плохо контролируют свои эмоции. Вспышки агрессии иногда проявляются и у взрослых людей. Не каждый взрослый, и тем более ребенок, способны одинаково хорошо сдерживать порывы гнева и не выплескивать его на окружающих.
  5. У детей выражена экспрессивная форма порицания человеческих недостатков (физических и психологических). Это опять же связано с малым жизненным опытом и невозможностью мириться с тем, что рядом с основной массой «нормальных» (по мнению ребенка) детей находится дефективный (хромой, косой, с заячьей губой, очкарик, неряха, копуша и т.д.).
  6. Пропаганда насилия в средствах массовой информации (телевидение, интернет). Современные дети проводят массу времени за просмотром телевизора и ковыряясь в интернете. Даже обычные новостные ролики полны завуалированных сцен насилия. Дети узнают о том, что кто-то кого-то избил, изнасиловал, издевался над животным и т.д. Кстати, современное кино (боевики, фильмы ужасов) тоже полны негативной информации, не нужной для гармоничного развития ребенка-дошкольника.
  7. Ребенок хочет обратить на себя внимание. Если воспитанием ребенка в семье практически никто не занимается и его воспитывает улица, он учится плохому поведению у своих сверстников. Агрессивным поведением ребенок хочет привлечь внимание, получить необходимую ему порцию любви и нежности, в которой нуждаются дети этого возраста.

Усилена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными

Согласно изменениям, внесенным в статью 245 УК РФ, теперь за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, предусматривается, в числе прочего, лишение свободы на срок до трех лет.

За те же деяния, совершенные: группой лиц; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации (включая сеть «Интернет»); а также в отношении нескольких животных, срок лишения свободы составит уже от трех до пяти лет.

Источник и природа прав человека

Точка зрения индивидуализма на источник и природу прав человека хорошо отражена в Декларации независимости, единогласно принятой всеми тринадцатью Соединёнными Штатами Америки 4 июля 1776 года:

«Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства…»

Трудно сказать яснее. Ни один человек, какое бы положение он ни занимал, не может ни предоставить другому названные права, ни отнять их у него. Предназначение государства — не предоставлять, а обеспечивать эти права и охранять их.

Все политические системы, построенные на принципах коллективизма, напротив, утверждают, что права предоставляются человеку государством. К таким системам относятся нацизм, фашизм и коммунизм. К ним же относится и ООН. В статье 4 её Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится:

«Государства — участники настоящего Пакта признают, что в отношении пользования предоставляемыми государством правами государство может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом…»

Совсем другая картина. Самое главное в ней — раз государство обладает властью предоставлять права, то в его власти и отнимать их. Обратите внимание, как в Пакте одной фразой сказано, что государство предоставляет людям права и тут же — что оно может и ограничивать их в соответствии с «законом». Иными словами, когда государство захочет отнять у вас предоставленные ранее права, ему достаточно принять соответствующий закон, разрешающий это. Что государство и делает постоянно.

Сравните это с Биллом о Правах в американской Конституции. Там чёрным по белому написано, что Конгресс не может издавать законы, ограничивающие свободу слова, религий, мирных собраний, ношения оружия и т. д. — «не может», и точка, никаких исключений. Конституция США воплощает этику индивидуализма, а уставные документы ООН — этику коллективизма, и посмотрите, какая огромная разница!

Происхождение государственной власти

Происхождение государственной власти имеет прямое отношение к происхождению прав человека. Это две стороны одной медали. Для индивидуалистов власть предоставляется государству народом. Это значит, что государство не обладает никакими законными правами, кроме предоставленных ему гражданами. Можно также сказать, что государство не обладает никаким правами, которых бы не было у его граждан. Чтобы я мог делегировать своему представителю право делать что-либо, я сам должен обладать таким правом. Я никоим образом не могу передать кому-либо то, чего у меня нет. И не я один. На самом деле не имеет значения, сколько нас. Если ни у одного из нас нет какого-то права, то будь нас хоть миллион, это право не может возникнуть у нашего делегата (депутата, сенатора и т. п.).

Когда полиция охраняет жизнь, свободу и собственность граждан, она вправе делать это потому, что и каждый гражданин (индивидуум) обладает таким правом. Но если правительство, скажем, решает запретить гражданам работать по воскресеньям и использует полицию для обеспечения выполнения этого запрета, то откуда у него это право? Ведь каждый отдельный гражданин не имеет права запретить своему соседу работать в какой бы то ни было день. Значит, в данном случае государство само предоставило себе это право, и тогда мы скатываемся ко вроде бы ушедшим в прошлое временам, когда короли утверждали, будто их власть «от Бога», вместе с массой исключительных, «божественных» прав. В наши дни правительства не претендуют на богоданность своей власти, а утверждают её с помощью грубой силы — полиции и армии, — а всех недовольных ликвидируют.

Когда государство пытается доказать, что его власть происходит из любого другого источника, кроме народа, это всегда приводит к уничтожению свободы. Запрет на работу по воскресеньям может казаться не слишком большой угрозой свободе, но достаточно укрепиться принципу, и за этим последуют новые и новые эдикты, пока свобода полностью не исчезнет. Если мы принимаем, что государство или любая другая группа имеет право делать то, на что каждый отдельный индивидуум права не имеет, то мы автоматически поддерживаем концепцию, согласной которой права предоставляются человеку государством, а не присущи ему от рождения. Стоит принять это — и мы на пути к тирании.

Какова природа отвержения?

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.

Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».

Какова природа отвержения?

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Инаковость

Подросток действительно слишком отличается от того круга, в который попал. Здесь нужно иметь в виду, что во взрослой жизни человеку крайне важно уметь находить общий язык с представителями разных слоев общества, разных культур, разных интересов. Быть уважительным и толерантным — сегодня эти качества ценятся и в личных отношениях, и в бизнесе все выше. Поэтому, каким бы ни было окружение вашего чада, помогите ему найти точки соприкосновения.

Однако это вовсе не значит, что он должен стать «как они» абсолютно во всем, не стоит бросаться в крайности. Более того, если вы действительно понимаете, что ваш подросток «не вписывается» именно потому, что слишком иной для данного коллектива, надо помочь ему найти тот круг общения, где он сможет стать своим. Сегодня с развитием онлайн-общения это сделать гораздо проще: тинейджеру уже не так сложно найти друзей в различных областях знаний, интересов, увлечений в любой точке мира.

Чего родителям точно не нужно делать, так это пытаться во всем винить сверстников, не желающих принимать их дочку или сына. Дескать, мой не такой, как они (слишком умный, слишком красивая, у него/нее другие интересы и т.п.), вот они и завидуют! И не принимают.

Возможно, зависть действительно имеется. Но поддерживать изоляцию не стоит. Лучше задуматься, где и как подросток может найти компанию «умных» или «успешных», равных себе, чтобы общаться именно с ними. Или прикинуть, что заставляет его избегать равных и «выделяться» на фоне чужой неуспешности. В этом случае речь, скорее всего, о низкой самооценке, которую важно вернуть к нормальному уровню.

Почему дети не делятся проблемой с родителями

1. В большинстве семей принят определенный стиль коммуникации, когда пне принято говорить о своих личных переживаниях. Например, старшее поколение бабушек в разговорах с детьми хватается за сердце и говорит: «Ой, не говори мне про это, а то мне сейчас плохо станет!». По этой причине дети и не хотят расстраивать и тревожить близких.

2. Бывает, что жертвы буллинга сами становятся агрессорами, чаще всего чтобы отвести угрозу от себя. Такой ребенок подумает, прежде чем сказать маме, потому что тогда узнают и о его проделках.

3. Хорошая успеваемость. Для родителя это зачастую главный показатель ребенка. И тогда ничего не говорят о проблемах, потому что понимают, что им не поверят: «Ты же хорошо учишься, какие у тебя сложности?»

4. Боятся подвести родителей; от них ожидают, что они будут очень успешными во всем — в оценках, в социальной жизни, и когда они сталкиваются с такой неприятностью со стороны коллектива, для них самих это доказательство неуспешности.