Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Децидофобия — боязнь принимать решения

Многие люди задумываются о том, что ожидает их в преклонном возрасте. Отношение к данному периоду у каждого свое. Однако есть индивиды, которые испытывают боязнь старости. Они стараются всеми возможными способами отсрочить ее наступление. Чувство страха у таких личностей сочетается с навязчивыми негативными мыслями.

Почему людей пугает наступление преклонного возраста?

В данной статье подробно рассказывается о боязни старости.

Называется этот страх геронтофобией. Он имеет две формы. Одни люди испытывают ужас при виде лиц пожилого возраста. Другие панически боятся наступления собственной старости. Такое чувство может объясняться по-разному. Некоторых пугает перспектива утраты высокого положения в социуме, власти, потери работы. Другие впадают в панику при мысли об одиночестве и нищете, с которыми приходится сталкиваться многим после выхода на пенсию. Кроме того, геронтофобов мучает страх болезней, беспомощности. Боязнь старости и немощности, таким образом, неразрывно связаны. И наконец, с наступлением преклонного возраста ассоциируется смерть, которая также является пугающей. Страх перед пожилыми людьми возникает у мнительных индивидов, склонных к ипохондрии.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения. Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу.

Собственные ошибки, неблагоприятное стечение обстоятельств, незаслуженная критика родителей и учителей могут оставить отпечаток на психике ребенка. Это влияет на самооценку личности и на социальные отношения.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Особенности возникновения страхов у подростков

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Особенности возникновения страхов у подростков

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа,
  • на стремлении к авторитету среди сверстников,
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Последствия плохой успеваемости могут отразиться на его отношениях с матерью и отцом. Их критика может быть незаслуженной, т. к. он или она отлично знают учебный материал. Но противостоять своим страхам школьник не в состоянии.

Фобии – это сильный и навязчивый страх, не поддающийся полностью логическому объяснению.

Редкий человек за всю свою жизнь не чувствует страха. Мы боимся за здоровье, детей, благосостояние, нас пугает неизвестность, опасности и множество других вещей. В череде этих страхов отдельное место занимают фобии.

О том, как они проявляются и что с ними делать, рассказывает врач-психотерапевт Войнова Наталья Александровна.

Что такое фобия?

Это сильный и навязчивый страх, не поддающийся полностью логическому объяснению. Он может быть направлен на каких-либо живых существ или на предметы, виды деятельности или ситуации. Фобии могут быть достаточно ограниченными и простыми. К таким относятся, например, боязнь змей, лечения у стоматолога, страх высоты и т.д.

Но еще они могут являться достаточно сложными феноменами, такими как:

Агорафобия – сюда относится страх выходить из дома, боязнь пребывания в открытом пространстве, нахождения в толпе, попадания в безвыходную ситуацию в людном месте, транспорте и т.д.

Социофобия – это страх оказаться в центре внимания, сопровождающийся опасениями быть негативно оценённым окружающими.

Ипохондрические фобии – такие состояния проявляются навязчивым страхом перед каким-либо тяжёлым заболеванием, чаще всего инсультом, инфарктом, ВИЧ, онкологией и другими тяжелыми патологиями.

Как проявляются фобии?

Фобии неразрывно связаны с тревогой и наиболее часто встречаются именно в структуре тревожных и депрессивных расстройств.

Тревога может присутствовать непрерывно, определяя общий фон настроения, или же непосредственно сопровождать “встречу” с пугающим стимулом. Фобии могут прогрессировать вплоть до приступов паники. Эти субъективно тягостные состояния называются паническими атаками. Они возникают сначала в связи с пугающим стимулом, но по мере ухудшения состояния пациента начинают развиваться уже самостоятельно при любых обстоятельствах.

Панические атаки развиваются быстро, сопровождаются ощущением надвигающейся смерти, страхом потери сознания, утери контроля над собой, или даже страхом сойти с ума, а также неприятными физическими симптомами в виде учащения сердцебиения, подъема артериального давления, ощущения стеснения в груди, нехватки воздуха, потливости, головокружения, “медвежьей болезни”.

Фобии мешают жить!

Зачастую желание избежать пугающих объектов или ситуаций настолько велико, что это создает существенные трудности в повседневной жизни и делах, полностью меняя привычный образ жизни.

При агорафобии и социофобии пациенты бывают не в силах выйти из дома, перестают ходить на работу, в магазин, теряют социальные контакты и “выпадают” из жизни, что как бы замыкает “порочный круг” и только усугубляет подавленность и уверенность в непреодолимости собственного страха.

Известны случаи, когда навязчивый страх заражения инфекциями вкупе с “необходимыми”, по мнению пациентов, гигиеническими процедурами по их предотвращению – непрерывным мытьём рук, одежды, окружающих предметов, и др. – приводил к тому, что эти процедуры “доведения всего до блеска” начинали занимать до нескольких часов в день и невозможно было совершать другие дела в необходимом объеме.

Даже “простые” с виду фобии могут здорово мешать человеку, болезненно вынуждая его ограничивать себя: не ездить в лифте, в метро, не летать самолетом, всегда находиться только там, где есть доступ к туалету, не решаться сходить к стоматологу или любому другому врачу, не проводить время на природе, где есть вероятность столкнуться с насекомыми или животными и т.д.

При этом, если человек уже перенёс панические атаки, избегающее поведение и страх повторно потерять контроль над собой, становятся особенно сильны.

Что делать?

Конечно, преодолеть такое состояние самостоятельно невозможно, и со временем оно может только усугубляться, создавая все новые и новые проблемы. Самым правильным в этой ситуации будет работа с психотерапевтом по избавлению от фобий и гармонизации общего состояния и настроя.

Запись на прием к врачу психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области психических заболеваний в клинике «Семейная».

Единый контактный центр 8 495 662-58-85 ежедневно с 8 до 21 Чтобы уточнить цены на прием врача педиатра или другие вопросы пройдите по ссылке ниже

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Последствия децидофобии

При децидофобии человек предпочитает «плыть по течению», выбирает стратегию пережидания. Подверженные страху люди надеются, что возникшая проблема разрешится сама по себе или с помощью постороннего лица. Именно это заставляет децидофобов обращаться за помощью к экстрасенсам, магам и гадалкам.

Фобия делает человека лёгкой добычей для религиозных пропагандистов и сект.

При данном расстройстве индивид превращается в полностью ведомую личность, фобия не позволяет развиваться и самореализоваться. В некоторых случаях это обуславливает появление ощущения своей никудышности. Вера в свои силы полностью утрачивается.

В чем смысл борьбы со страхом?

Наверняка вы уже и сами сделали вывод, что жить, не испытывая страха, конечно же, нельзя. Если бы его не было, мы перестали бы чувствовать опасности и угрозы, ничего бы не боялись, а значит, стали бы недооценивать реальный мир, который может быть очень непредсказуемым. Итогом всего этого стали бы как минимум серьезные неприятности, а как максимум – смерть.

Так зачем же нам бороться со страхом? На самом деле все очень просто: если не брать в расчет страх, который спасает нас от реальной опасности и смерти, а рассматривать только те страхи и фобии, которые мешают жить (страх публичных выступлений, страх успеха, страх близости с людьми и т.п.), борьба с ними автоматически сделает нашу жизнь лучше.

Преодолевая себя и переставая бояться чего-то, мы становимся сильнее как личности, раскрываем внутренние резервы, расширяем зону комфорта, развиваем интеллект, получаем массу полезных знаний и навыков, а также огромное количество возможностей, которых не было раньше.

Банальный пример: вы всегда мечтали стать оратором и с детства фантазируете, как выступаете перед огромной аудиторией, рассказывая о чем-то важном и интересном для вас и публики. Но вот незадача: вас охватывает ужас и паника, когда на вас одновременно смотрят хотя бы пять человек. В результате вы не можете осуществить свою мечту, заниматься тем, к чему лежит душа.

Начните работать с этим страхом. Пусть и не сразу, но через некоторое время вы перестанете бояться быть на виду у людей и сможете понемногу начать осваивать азы ораторского искусства. И если вы будете продолжать, ваша мечта превратится в реальную цель, которую вы вполне себе можете осуществить.

И таких примеров можно привести множество. Но самое интересное то, что принципы борьбы со страхами в большинстве случаев одни и те же. Достаточно усвоить несколько правил и приемов, и ваша жизнь начнет преображаться. А первым шагом на пути к избавлению от страхов будет понимание их причин.

Советы

Большинство страхов навязаны человеку общественным мнением. Все люди между собой взаимосвязаны. Нам приходится жить в социуме. Именно он формирует боязнь ошибки.

Мнения всегда будут разделяться. Не существует единственно верного решения. У каждого члена общества есть свои мысли и взгляды на жизнь. Откуда же берется боязнь сделать неверный шаг? Почему не стоит избегать неудач? Просто потому что это часть жизненного цикла. Нужно стремиться жить осознанно, даже если что-то идет не так. Ошибки не заслуживают столько внимания и важности, сколько им придает сам человек. Стоит понимать, что неудачи случаются, от этого никто не застрахован.

Бывает так, что индивида убеждают в том, что ошибка смертельно. Обычно это делается намеренно, чтобы в условиях конкуренции быстрее вырваться вперед соперника. Иногда так унижают других людей, загоняют их в определенные рамки. Каждый человек сам вправе определять, как относиться к своим ошибочным действиям. У всех есть свобода мнения и выбора. Индивид может верить в то, что ему навязывает социум, а может придерживаться собственных убеждений. Именно от этого зависит, будут ли страхи реализованы в полной мере, будут ли они фатальными или же это небольшая, исправимая ошибка.

Ставить большие цели и создавать мечту — еще один шаг на пути к успеху

Если человек чего-то очень хочет, то он всегда действует, а не ждет, пока все само по себе произойдет. Нужно быть готовым к тому, что многие вещи не даются без определенных трудностей и проблем, страха и лени. Бояться ошибок — это стоят на месте. Только те, кто действуют, добиваются успехов.

Обратите внимание, страх не может уйти сам по себе, но в то же время, не нужно с ним бороться. Так он еще больше раскручивается и получает силу. Стоит отпустить ситуацию и продолжать двигаться.

Психологи рекомендуют ставить цели, думать о приятном, о том как они будут достигнуты. Человек должен принять решение, намереваться достигнуть намеченного. Именно так приходит удача. Нельзя сдаваться и отступать.

Еще один рабочий прием — делать то, что вызывает страх. Нужно учиться смотреть своей фобии в глаза. Признание ошибки — это фактически ее решение. Специалисты советуют записывать все свои страхи на бумаге, а после перечитывать их и самим себе отвечать на вопрос, как их можно побороть, приводить рациональные доводы.

Когда страх непреодолим, то может помочь техника сжигания мостов. Психологи рекомендуют не давать себе возможности отмотать события назад, свернуть с намеченного пути. Удача сопутствует идущим.

Не надо тратить жизнь на страхи, лучше действовать и достигать успеха здесь и сейчас. Важно направлять свои усилия и намерение на результат, а не на боязни. Бедные концентрируют свое внимание на неудаче, а богатые — на успехе. Дорогу осиливают идущие. Проблемы не стоят того, чтобы на них тратить свое драгоценное время. Нужно жить, радоваться и действовать. Так путь станет более ярким и счастливым.

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни. Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка. Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Чаще всего, родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует на молодую психику.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.