Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Деньги – зло? Психолог о карманных расходах школьников

Психолог Ирэна Голуба рассказывает о том, как не сделать деньги предметом раздора в отношениях с подростком.

Особенности

«Зачем тебе деньги!» — часто говорят родители ребенку. Но поставьте себя на место малыша. Представьте на минутку, что у вас есть все нужные вещи, но вы не можете ничего купить по своему усмотрению: ни новую юбочку, ни зонтик, ни даже пакетика чипсов, ни бутылочку кока-колы (компот из сухофруктов полезнее!)

Примерно так чувствует себя ребенок, для которого карманные деньги — неосуществимая мечта. Дети не понимаю, почему же тогда странные взрослые говорят, что детство — счастливая пора жизни. Им хочется, чтобы эта экономическая неволя закончилась как можно скорее.

Неправильна мысль, что деньги формируют только негативные черты характера.

Благодаря карманным деньгам ребенок учится адаптации в обществе. Взрослому человеку, которому в детстве не давали денег, порой тяжело достичь взаимопонимания с продавцом, поторговаться на базаре, отказать настойчивому коммерсанту, оформить документацию. И совсем не по причине робости от природы, а из-за нехватки необходимого опыта. Делая покупки, маленький человек в первую очередь отстаивает свои интересы. По мнению психолога, карманные расходы дают ребенку право выбора: купить что либо, не спрашивая разрешения у мамы или папы и не выслушивая нотаций вроде «шоколад вреден» или «твои наклейки уже составлять никуда». Кстати, купив ненужную вещь, малыш подумает в следующий раз, что ему необходимей на самом деле. А это большой опыт!

Кроме того, оказывается, карманные деньги еще и могут отразиться на самооценке ребенка. Если мы предоставляем право ребенку распоряжается карманными деньгами, то вместе с этим показываем ему свое доверие.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить. Этим навыкам его смогут научить только родители. Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность. При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе. Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность. С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами. Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться. В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска. Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь. К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Эксперименты над детьми

– Возраст, в котором ребенок готов самостоятельно распоряжаться какой-либо суммой, индивидуален.

Можно провести некий эксперимент. Прийти с ребёнком в магазин, дать ему денег и попросить купить молока и хлеба. Важно, чтобы ребенок сам оплатил покупки. Родителям в это время нужно наблюдать, как школьник будет вести себя на кассе: отдаст все деньги, которые у него есть, забудет покупки или, может, не пересчитает сдачу. То, как поведет себя ребенок, насколько интересна будет ему поставленная задача, и будет говорить родителям, готово ли их чадо к такому серьёзному шагу, как распоряжаться карманными деньгами, готов ли ребенок учиться этому.

– Нужно ли платить ребенку за то, что он прочитал книгу или получил хорошие оценки?

– У многих ярославцев наблюдается тенденция – мамы и папы приплачивают школьникам за то, что те хорошо закончили четверть или прочитали книгу. Я категорически против такого поведения!

Статья по теме Неуправляемые. Психолог Валентина Шелкова о жестокости подростков Для детей получение денежного вознаграждения за хорошую учёбу является стимулом. Однако таким поведением родители убивают в школьнике интерес к познанию и любознательность. Если мамы и папы будут платить за «пятерки», то они должны быть готовы к тому, что чем старше будет становиться ребенок, тем большую сумму за свои учебные успехи он попросит. Кроме того, постоянная плата за оценки является стимулом получить «5-ку» любой ценой (списыванием, подгонкой и т.п.), а узнавать новое, конкурировать со сверстниками, получать признание, чувствовать свой успех – эти стремления уходят на самый задний план. Между тем, поощрять ребенка за достижения необходимо. Но лучше сделать подарок, о котором тот давно мечтал, и на выбор ребенка: «Что ты хочешь: поехать в лагерь или на курорт?»

Также не стоит говорить детям: «Мы тебе купим, что хочешь, если будешь хорошо учиться». Либо родители всё равно приобретут то, о чем мечтает ребенок, и из-за этого возникнет недоверие к словам взрослых, либо школьник будет бояться, что не оправдает надежд родных. Такая установка разрушает доверительные отношения в семье.

– Некоторые взрослые приплачивают ребенку за домашние дела, к чему это может привести?

– Если родители начинают давать деньги за мытьё полов, за помощь маме при покупке продуктов, то, возможно, на любые просьбы о помощи ребёнок будет требовать: «Сколько ты мне за это заплатишь?» Со временем количество требований становится все больше, потребности тоже возрастают, и цена за помощь будет расти. Давая деньги абсолютно за всё, родители сами себя подставляют. Из таких детей вырастают взрослые, которые уверены, что всё покупается и всё продаётся. Отношения с друзьями и родными он будет рассматривать только с точки зрения выгоды. Кроме того, маме и папе никто не приплачивает за то, что они выполняют домашние дела! Приучая ребенка с детства к тому, что за все платятся деньги (за оценки, за хорошее поведение, за помощь), вы рискуете вырастить конфликтного и социально неприспособленного человека.

С какого возраста давать

Многие психологи советуют начинать приучать деток к деньгам с трех лет. Но это не значит, что родителям надо уже в этом возрасте выдавать малышу карманные деньги. Приучать к деньгам – это рассказать о том, как зарабатываются деньги, для чего они нужны и как тратятся в семье. Это значит на собственном примере (скажем, в магазине) показать, как распределяются семейные финансы, какие покупки считаются жизненно необходимыми, а что можно позволять себе лишь изредка.

Ребенок должен научиться определять ценность и нужность товара и знать, что не всегда можно купить то, что хочется. В трехлетнем возрасте такие вещи как деньги воспринимаются скорее абстрактно, ведь все необходимое для малыша (одежду, вкусности, игрушки, еду) покупают родители.

А вот в ходе подготовки к школе, когда ребенок уже начинает осваивать счет, деньги могут сыграть важную роль в приучении к самостоятельности. Начиная выдавать малышу в 5-7летнем возрасте на карманные расходы, родители, таким образом, подводят его к тому моменту, когда он сам станет планировать свои покупки. Отправляя его в магазин за молоком или хлебом, можно позволять оставлять себе сдачу и таким образом обучать ребенка считать деньги и экономно их расходовать. Даже если он совершит ошибку в подсчете, то родителям всегда можно будет легко исправить ее и дать чаду дельный совет, как в следующий раз не попасть впросак.

С какого возраста давать

К тому времени, как ребенок пойдет в школу, он уже должен научиться правильно расходовать те деньги, что родители выдают ему для его нужд. Он обязан понять, что оплата проезда в транспорте, деньги на обеды и деньги для покупки мелочей для учебы (ручки, карандаши, резинки) – это расходы обязательные и необходимые.

Сколько давать ребенку на карманные расходы

Сколько давать ребенку денег, каждый из родителей решает самостоятельно. Все нюансы с выдаваемой суммой будут зависеть от:

  • бюджета семьи;
  • психологической подготовленности ребенка к самостоятельному распоряжению деньгами;
  • возраста, потому как в разном возрасте и потребность в расходах разная.

Главным тут будет разъяснить ребенку, почему именно такая сумма выдается ему на руки. В целом же родителям необходимо будет найти разумную «золотую середину» и не выдавать, например, малышам слишком много денег, которыми они не смогут правильно распорядиться, а подросткам слишком маленькую сумму, чтобы у них не было соблазна залезть тайком в родительский карман.

Сколько же денег, как часто и в каком возрасте стоит давать на карманные расходы? Психологи и опытные родители советую выдавать:

С какого возраста давать
  • дошкольникам и ученикам младших классов каждый день сумму не больше 30-50 рублей. Это обуславливается тем, что они будут тратить средства на проезд, перекус в буфете, покупку канцелярии, мелких игрушек и вкусностей;
  • детям от 10 до 14 лет разумным будет выдавать по 400-700 рублей один раз в неделю;
  • подросткам вполне достаточно будет давать деньги в сумме 1000 рублей в месяц.

Если подросток будет изъявлять желание увеличить свои расходы, то можно предложить ему попробовать заработать эти деньги самому, в свободное от учебы время, например, в каникулы. Это повысит его не только в собственных глазах, но и позволит купить вещь, о которой он давно мечтал.

Зачем ребенку карманные деньги?

Казалось бы, зачем ребенку деньги? Кушает он дома, всем его обеспечивают, что попросит – покупают. Конечно, можно дать чаду полтинник на запас, если все его друзья тоже с копейками в кармане. Вдруг они захотят съесть по пирожку? Неужели вашему чаду придется стоять и смотреть, потому что «мама карманных не дает»? Но на самом деле это средство можно использовать как отличный воспитательный аспект. Главное – все делать с умом.

А для этого, перед тем, как впервые дать ребенку карманные деньги, важно установить сходу строгие правила:

  • Деньги в определенном количестве будут выдаваться на карманные расходы только в конкретный день недели – и ни раньше, ни позже;
  • Сумма всегда будет одна и та же, и просить о бонусах нельзя;
  • Если малыш хочет какую-то игрушку, пусть копит на нее сам;
  • Клянчить деньги у другого члена семьи строго запрещается.

Объясните ребенку, что такое семейный бюджет, и почему его так важно планировать (вскоре он убедится об этом на практике), и что какие-либо внеплановые дополнительные расходы всегда выбивают из колеи. А потому пусть рассчитывает, планирует, экономит и собирает, а если окажется не способным  на это и станет клянчить лишние карманные – он снова окажется без них, а финансовый контроль за покупками для него снова возьмет на себя мама. Обычно дети этого не любят, а потому стараются всеми силами соответствовать возложенных на них надеждам.

Почему некоторым детям родители никогда не дают карманных денег?

Родители, который никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами:

  • Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Незачем разбрасываться деньгами – каждый день по два рубля, и за месяц хорошая сумма выходит.
  • Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  • Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

И так оно и есть. Лишение ребенка карманных денег нередко – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым. Таких пап и мам малыши обычно просят об какой-нибудь игрушке очень и очень долго.

Почему некоторых детей всегда слишком задаривают?

Слишком внушительные карманные средства, данные кому-то из друзей вашего ребенка – вовсе не признак, что того очень сильно любят и готовы для него на все. Более вероятно, что от чада просто откупаются, мол, я тебе дал жизнь, обеспечил ее, любви большей от меня не требуй.

Иногда также такие родители через деньги пытаются «купить» любовь и симпатию со стороны одноклассников и друзей своего ребенка. Чаще это происходит тогда, когда сам малыш еще с раннего детства не пользуется особой популярностью, или изгоями в свое время были его родители. И тогда в ход идут сладости, деньги, «крутые» игрушки. Такого малыша еще с детсада сразу одаривают вниманием сверстники – чтобы разделить с ним его подарки от родителей. И, если у самих взрослых неожиданно и не в лучшую сторону изменится финансовое положение, то положению их ребенка не позавидуешь: неожиданно для себя он окажется совершенно одиноким и отвергнутым. Вот почему не стоит давать своему чаду слишком высокую как для ребенка сумму карманных денег – хороших качеств характера в нем они не привьют, деньги сами по себе будут казаться легкой добычей, а дружба с ним других детей в 99% будет неискренней.

Какие личностные качества у ребенка способны развить карманные деньги?

Карманные деньги – это еще один прекрасный метод воспитания. Ведь наличие их у ребенка развивает у него самого такие ценные черты характера, как:

  • Ответственность. Ведь никто ему не даст новых денег раньше времени (например, субботы), если он бездумно потратил предыдущие. Главное, с самого начала пресечь нытье и выпрашивание. По субботам, как у дядюшки Скрутча из «Утят», значит, по субботам.
  • Расчетливость. Ребенок имеет отличную возможность потренироваться в математике и даже развить кое-какие предпринимательские качества. Ведь теперь, чтобы купить какую-нибудь дорогую игрушку, он должен хорошо спланировать свой бюджет и продумать, сколько и как часто он сможет на нее откладывать.
  • Терпение. Ожидать, пока получится собрать необходимую сумму на желаемую вещь – это прекрасный тренажер такого ценного качества, как терпение. Которого, к слову, современным детям ой как не хватает.
  • Отсутствие «Мама, купииииии!». Больше нытья в магазине не будет – малыш хорош знает сам, как  и что он купит.
  • Понимание родителей. Теперь малышу не нужно будет часами объяснять, что на новую компьютерную игру нет средств – на примере карманных денег можно наглядно показать, что, по сути, на все покупки деньги нужно собирать, ведь большая часть дохода уходит на пропитание и оплату жилья.
  • Экономность. Дорожа каждой своей копейкой, ребенок больше не купит бездумно двадцатого дешевого робота.
  • Бережное отношение к приобретенным игрушкам. Поверьте, те конструкторы и мягкие игрушки, которые вы купили когда-то сами, так и будут валяться в самых разных местах. А вот выстраданной, тщательно выбираемой вещице, на которую средства копились не одну неделю, будет непременно отведено самое почетное место в детской.

Карманные деньги, даваемые ребенку с умом, решают массу проблем и воспитывают в нем хорошие качества. Главное – сразу определить ориентиры и научить чадо финансовой мудрости.

Психолог Анна Вадимова для сайта «»

Деньги и подростки

  • Как не сделать деньги в семье предметом манипуляций
  • Как объяснить, что деньги не бесконечны
  • Платить ли ребенку за учебу
  • В каких случаях можно поощрять ребенка деньгами
  • Как дать подростку возможность заработать

Как не сделать деньги в семье предметом манипуляций

Подростковое сообщество учит манипулировать родителями. Ребенок приходит домой из школы и заявляет: «Мне нужна такая-то вещь (или такая-то сумма), потому что все так носят, все так делают, всем столько дают». И родители вынуждены включаться в гонку за благосостоянием: покупать одежду, телефоны, гаджеты, чтобы удовлетворять потребности подростка.

Родителям, которые не могут «завалить» ребенка деньгами, зато могут дать любовь, участие, особенно больно от такой ситуации. И тут нужно проявить твердость, признать, что другие зарабатывают больше, а они не всемогущи, и начать организовывать финансовый быт в семье.

Родителям необходимо сообщить ребенку, что они любят его и делают все, что могут, чтобы всем было хорошо.

Надо это сделать как можно раньше, чтобы вопрос денег не стал «дубиной», которой родители и дети поочередно бьют друг друга.

Как объяснить, что деньги не бесконечны

Чтобы ребенок понимал, что родительские кошельки — это не бездонный колодец, давайте ему представление о семейном бюджете.

Рассказывайте, что уходит на обязательные расходы (еда, оплата квартиры, содержание машины, проезд на общественном транспорте и т.д.), а что остается для «свободных» трат. Какое количество «свободных» денег отведено на карманные расходы папе, маме, а какое — ребенку.

Подросток увидит положение дел и не будет настаивать, чтобы его карманные деньги были больше родительских.

Также можно привлекать подростка к обсуждению финансов семьи. Например, он хочет в качестве подарка на день рождения компьютер и телефон, а у вас нет возможности купить обе вещи.

Что можно сделать? Объяснить это ребенку, обозначить сумму, которая есть в вашем распоряжении, и предложить ему самостоятельно сделать выбор в пользу одного из подарков. Учите подростка идти на компромиссы, договариваться о тратах.

Платить ли ребенку за учебу

Если вы хотите сообщить подростку, что учеба нужна вам, а не ему, платите за нее. Куда сложнее объяснить ребенку, что учеба важна ему самому для его же успешного будущего.

Легче сказать: «Принесешь хорошую оценку за контрольную, будет тебе новый телефон». Но тогда родители встают на скользкую дорожку.

Есть большой риск, что в качестве инструмента в подростковой войне с родителями (а это обязательный элемент взросления) ребенок будет использовать плохие оценки. Чуть что пойдет не так, подросток станет приносить из школы плохие оценки в качестве наказания родителям за их «плохое» поведение.

В каких случаях можно поощрять ребенка деньгами

Если ребенок сделал что-то экстраординарное, сверхнормативное, например, выиграл крутую олимпиаду, совершил «подвиг» при участии в большом ремонте, собрал все вещи во время переезда в коробки, ухаживал за болеющей бабушкой (важно, чтобы это была его инициатива!), то вы можете сделать ему подарок-благодарность.

Как дать подростку возможность заработать

Работа помогает подросткам совершить большое продвижение во взрослении. Поэтому здорово, если у родителей есть возможности подыскать ребенку что-то подходящее.

Можно организовать в школе базар, где дети торгуют поделками, напитками, печеньем, которые сделали сами; договориться с соседями, что ваш подросток будет время от времени выгуливать их собаку за небольшую плату; найти друзей, которым пару раз в месяц нужен человек, готовый на несколько часов остаться с их дошкольником.

Любая подработка позволит ребенку не только иметь свои деньги, распоряжаться ими, но даст реальное представление о ценности времени и труда в жизни человека.опубликовано 

Ирэна Голуба

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Карманные деньги

Сегодня весь мир зациклился на деньгах. Мы зарабатываем деньги, тратим деньги, занимаем их и всю нашу жизнь мы хотим заработать как можно больше. Я очень молодая сейчас, чтобы распоряжаться крупной суммой денег, но у меня всегда есть карманные деньги. Что же, я начала получать карманные деньги не так давно. Вначале мои родители и бабушка с дедушкой давали мне кое-что, а я пыталась собирать. Я копила деньги, чтобы купить игрушку или шоколадку. Когда я пошла в школу, я попыталась заработать что-то летом, выгуливая собак. Я начала копить, чтобы купить подарки для моей семьи или какую-то красивую одежду, которая мне нравится. Мои родители дают мне деньги регулярно. Хотя, мне особо нечего покупать. Иногда я хожу в пиццерию или кино с моими друзьями, собираю деньги на период каникул или на что-то ещё. В будущем я бы хотела пойти учиться в университет. Мне также нужны деньги на это. Конечно, мои родители будут платить основную сумму, но я бы очень хотела им помочь. Во всех странах подростки получают карманные деньги. К сожалению, не каждый понимает, как потратить эти деньги разумно. Порой я нахожу в интернете статьи о том, что подростки покупают алкоголь, сигареты и наркотики. Это плохая и бесполезная трата денег. Мама говорит, что я должна учиться копить деньги. Это непросто, но я очень стараюсь. Например, если тебе дают 50 рублей в месяц, вы можете тратить только 30-40. Остальные деньги можно отложить. Мама говорит, что в прошлом дедушка скопил так, чтобы построить дом. Я слишком молода, чтобы копить на дом, а вот на образование можно. В любом случае, карманные деньги подросткам нужны. Но нужно также думать, как ими распорядиться и что купить.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кабинет английского языка / English Classroom
  • Казань / Kazan
  • Как быть хорошим другом / How To Be A Good Friend
  • Кембридж / Cambridge
  • Когда вырабатывается ответственность

    Многие родители не дают ребёнку деньги на карманные расходы из-за того, что опасаются потери купюр. Уже во втором классе школьник может сосчитать сумму, имеющуюся у него на руках, купить необходимое и определить сдачу. Доверяйте ребёнку, ведь он и сам заинтересован сохранить деньги, чтобы приобрести, например, лакомство.

    Купите ему небольшой кошелёк, пусть учится бережному обращению. Карман в рюкзаке — это не лучшее место для купюр и мелочи, потому что, выходя из класса в столовую, малыш будет перекладывать их в карман и не заметит, как они выпадут. Даже если маленький человечек потеряет деньги, не ругайте его. Этот урок станет для него негативным опытом, ведь дети тоже остро переживают такие моменты.

    Когда вырабатывается ответственность

    Важно! Проведите пояснительную беседу и ещё раз повторите шаги безопасности: носить деньги в кошельке и следить за его местоположением, всегда убирать во внутренний карман рюкзака. Постепенно малыш научится поступать должным образом.

    Не давать денег ребенку, если он провинился?

    Некоторые родители, которые дают своему ребенку карманные деньги, считают, что нужно лишать ребенка этих средств в том случае, если он провинился. С одной стороны, это может быть действенным способом объяснить ребенку, что его поступки неправильные, и что за них он понесет наказание в виде лишения личных средств, но, как и в других случаях, есть вторая сторона «медали», и последствия могут быть следующими:

    • ребенок разозлится на вас, и вы потеряете его расположенность
    • дети достаточно впечатлительны, и любят делать назло родителям, в связи с этим, могут специально начать занимать деньги у одноклассников
    • ребенок может начать воровать из вашего кошелька

    С другой стороны, если ребенка не лишать денег за плохие поступки, он может привыкнуть к безнаказанности, и контролировать его будет в дальнейшем еще сложнее.

    На самом деле, эта дилемма достаточно сложная. Кроме самого родителя, никто не сможет ответить на рассматриваемый вопрос, потому что никто кроме него, не знает своего ребенка так хорошо.

    Родитель должен знать:

    • как ребенок отреагирует на то, что его лишат денег
    • поможет ли это ему в осознании своей вины
    • разозлит ли это его
    • сделает ли более закрытым и агрессивным
    • научит ли такой поступок хоть чему-то ребенка

    В данной ситуации может помочь еще и психолог, потому как, порой, детям тяжело открываться своим родителям, а посторонним людям — проще. Если ваш ребенок относится к такому типу детей, тогда обратитесь за помощью к специалисту, чтобы выяснить, сможет ли наказание в виде лишения личных средств повлиять на поведение ребенка и на отношение к вам.

    Дайте им выбор

    Вовлекайте подростков в принятие трудных решений. Мы не можем сделать все, и лучше заранее сообщить, что вы можете и не можете предложить своим подросткам.

    Например, в вашей семье ребенку позволено выбрать себе только одно внешкольное мероприятие. Это означает, что ему придется выбирать между футболом и паркуром. Подростки также должны придерживаться выбора на год, прежде чем они смогут перейти к другому занятию. Во взрослой жизни мы сталкиваемся со многими из этих вариантов, и было бы хорошо дать вашему подростку возможность и опыт для принятия подобных решений.

    Скорпионы бывают вспыльчивыми: неприятные черты мужских знаков зодиака Не стоит заглядывать в будущее. Как научиться быть беспристрастным “Обидно, что не сыграла Каренину в Америке”: Татьяна Самойлова о жизни и карьере