Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Дети и деньги

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?

Как говорить с детьми о деньгах: советы

Мы подготовили несколько тем, которые стоит затронуть в разговоре с детьми.

  1. Все имеет свою цену

Объясните детям, что следует не просто считать деньги, но и понимать, за что мы их получаем и на что тратим, и почему вещи и услуги стоят именно столько.

К примеру, недостаточно просто поставить перед ребенком тарелку супа – нужно рассказать, из каких ингредиентов он состоит, сколько они стоят и где продаются, что нужно для их выращивания и изготовления.

Такие беседы практикуют в младших классах японских школ. Там с детства приучают ценить чужой труд.

Осваивать финансовые азы дети могут также наблюдая. Потому:

  • Отправляясь за продуктами, берите с собой детей.
  • Принимайте финансовые решения в семейном кругу, чтобы дети слышали, почему, например, вы выбрали продукты именно такой, а не более известной марки.
  • Сравнивайте цены вслух или просите администратора магазина привести различные цены на товары выбранной группы.
  • Поручайте детям давать деньги кассиру и получать сдачу.
  • Проверяйте чеки вместе с детьми, чтобы не допустить ошибку.
  1. “Познакомьте” детей с деньгами

Сначала позвольте детям рассматривать монеты, купюры, платежные карточки, держать их в руках. Расскажите, для чего они предназначены. Также говорите с детьми о сбережениях, накоплениях и особенно о том, почему важно экономить деньги и правильно их хранить.

Регулярно подсчитывайте вместе с малышами сбережения. И спрашивайте, как они относятся к тому, чтобы зарабатывать собственные деньги, на что планируют их потратить.

  1. Научите экономить

Посоветуйте ребенку: если писать компактнее, то тетради хватит на дольше. Такие примеры показывают, что экономия – это не всегда разговор о деньгах. Более того: не всегда можно сэкономить, купив дешевую вещь. Объясните, например, что обычные батарейки гораздо дешевле аккумулятора, но скорее садятся и не перезаряжаются.

  1. Разница между “хочется” и “нужно”

Кроме математических подсчетов дети должны уметь делать правильный выбор. Научить выбирать самый умный вариант, можно на примере семейного бюджета. Для начала детворе следует понять, сколько в нем денег и из каких источников они поступили.

Затем расскажите, из чего состоят ежемесячные расходы семьи:

  • из них обязательные (коммунальные платежи, расходы на проезд, оплата кружков и т.д.);
  • которые можно варьировать (расходы на продукты, одежду)
  • которые являются факультативными (развлечения).

После этого составьте план расходов и решите, куда вложить то, что останется. Важно помнить о семейных сбережениях – на ежегодный отдых или дорогую покупку. Это поможет детям лучше понять потребности семьи и усвоить, почему невозможно тратить деньги только на развлечения и вкусности.

А еще устраивайте время от времени “практику”: выделите определенную сумму на все ежемесячные расходы и отправляйтесь вместе с детьми за все платить. А если малышня попросит чего-то дополнительного – объясните, как это повлияет на общие расходы.

Важный совет! Для распределения семейного бюджета составьте план доходов и расходов. Все это стоит распечатать, чтобы иметь под рукой (советуем прикрепить это к холодильнику). А для печати используйте принтеры Canon серии MegaTank. Они очень экономичны: себестоимость печати одной страницы А4 составляет всего 46 копеек с учетом бумаги.

Практическая часть

– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем монеты.

– Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

– Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

– Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.

– Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

– Правильно, купюры. А какие они?

– Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).

– Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

Монета круглая, а купюра…

Купюра бумажная, а монета…

Монета звенит, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

– Хорошо, справились и с этим трудным заданием.

Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?

– Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).

– Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.

– Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.

Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

– Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша?

– Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?

– Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?

– Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?

– Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?

– Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

Как лучше познакомить вашего ребенка с новым партнером

Другими важными моментами, значение которых нельзя недооценивать при представлении нового любовного партнера своему ребенку, являются:

– обстоятельства, при которых происходит представление;

– длительность этого самого представления.

Dean Drobot

Обычные встречи на нейтральной территории в неформальной обстановке, как встреча обычных друзей, это самое правильное поведение родителя для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя более расслабленным. Еще более приемлемыми выглядят как бы случайные встречи (обставленные как неожиданные и не очень продолжительные) встречи.

Это гораздо лучше, чем длительное первое знакомство, в рамках которого взрослые, ничтоже сумняшеся, пытаются выглядеть естественными, буквально навязывая ребенку общество и внимание абсолютно незнакомого ему человека.

Другой важный момент, который очень важно учесть перед тем, как представлять своему ребенку нового партнера, это возраст ребенка. Как показывает практика, детей более юного возраста (обычно те, которым еще не исполнилось десяти лет) такое знакомство сбивает с толку. Они могут замкнуться в себе или, наоборот, сильно разозлиться, поскольку, чего греха таить, воспринимают своих родителей, как собственность.

Довольно известные психологи, посвятившие десятилетия изучению психологических проблем детей и их родителей, связанных с разводами, отмечают, что большинство детей воспринимают в штыки новое увлечение своего родителя.

arto_canon/Getty Images

С другой стороны, подростки могут демонстрировать большую, нежели чем дети маленькие, лояльность по отношению к новому любовному партнеру своего родителя. Однако и они могут воспринимать (иногда подсознательно) такого партнера, как угрозу своим взаимоотношениям в семье.

Кроме того, если говорить о подростках, то отношения его родителя с новым партнером могут в обозримом будущем привести к другой проблеме (особенно если взрослые не скрывают существующей между ними физической близости). Эта проблема заключается в том, что подростки охотнее начинают моделировать такие отношения в более раннем возрасте.

Иными словами, такой подросток гораздо раньше других может захотеть начать строить собственные отношения, не будучи готовым к ним морально и физически.

Представление нового партнера ребенку может быть особенно болезненным для последнего, если ребенок не теряет надежды, что его родные родители восстановят отношения.

kirillica/Getty Images

Возможно, вы оказывались свидетелем того, как новые отношения мужчины или женщины, переживших развод, быстро прерывались после того, как он или она представляли своему ребенку нового партнера вскоре после этого самого развода.

Подобная ситуация достаточно болезненна для всех сторон, но особенно для ребенка, который, возможно, где-то внутри себя лелеет надежду на то, что его родители в конечном итоге помирятся и снова будут жить вместе. Ребенку требуется гораздо больше времени для того, чтобы он принял в свою жизнь нового человека.

От теории к практике

Как познакомить ребёнка с профессиями, чтобы это было ему интересно? Большинство подростков с удовольствием слушают рассказы о профессиях, проиллюстрированные примерами, но практика всегда лучше теории. Мы предлагаем знакомить ребенка с профессиями так, чтобы он не только воспринял информацию, но и прочувствовал ее на собственном опыте.

Посетите «город профессий»

Если вы живёте в крупном городе, наверняка вы сможете найти такой учебный центр — место, где подростков знакомят с самыми разными профессиями. Ребенок побывает в различных социальных ролях и сможет понять, чем ему интересно заниматься. Еще подросткам можно предложить мастер-класс или интервью с представителем интересной ему профессии. Многие компании, заинтересованные в стажёрах, проводят такие встречи.

Профессии будущего, которые точно не исчезнут

Экскурсии на предприятия

Многие заводы и предприятия проводят такие экскурсии. Это не только полезно, но и весело — можно посмотреть, как производится любимое мороженое и попробовать его прямо на заводе. Для подростков будут интересны бизнес-центры и кластеры инновационных технологий, например, «Москва-Сити» и «Сколково».

VR-центры

Очки виртуальной реальности позволят ребёнку попробовать абсолютно любую профессию, от машиниста электропоезда до модельера. Такое мероприятие будет интересно детям любого возраста.

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

Научитесь откладывать деньги

Вести учёт

Управлять можно тем, что удаётся посчитать, поэтому эксперты советуют фиксировать все поступления и траты. Можно вести записи и в бумажном блокноте, можно — в мобильном приложении, где статистика отображаетя автоматически, а данные представлены в форме диаграм.

Если карманных денег мало, ведение учёта может показаться бессмысленным, ведь и так всё ясно: дали 100 рублей на проезд и 40 на булочку — на то они и ушли без остатка. В этом случае статистика доходов и расходов поможет в разговоре с родителями аргументировать, почему вам нужно больше денег. Научиться пользоваться деньгами, когда они полностью уходят на проезд и обед в столовой, затруднительно.

Учёт более щедрых карманных начислений покажет, какие статьи расходов преобладают, и вы сможете оптимизировать их. Например, если телефон и интернет «съедают» больше, чем вам хотелось бы, стоит пересмотреть список платных услуг и покупок в приложениях.

Придерживаться уровня расходов

Даже при регулярных карманных поступлениях школьники иногда получают неожиданные приятные бонусы: выигрыш в лотерею, денежная награда за участие в олимпиаде, подработка, подарок к празднику. Несмотря на внезапный доход следует придерживаться своего привычного уровня трат.

«Главная идея финансового менеджмента — чётко понимать свой бюджет и следить, чтобы доходы не превышали расходы».

Пользоваться финансовыми приёмами

Научитесь откладывать деньги

Чтобы выбрать среди известных методов накопления или придумать свой, нужно попробовать разные варианты.

Можно взять за основу идею 4 конвертов: отложить в копилку 10-20% от ежемесячных поступлений, а остальное разделить на количество недель в текущем месяце. Например, в феврале школьник получил 1100 рублей: 100 из них нужно отложить, а 1000 разделить на 4 конверта по 250 рублей и тратить в неделю только эту сумму.

Другой принцип называется «7 кувшинов»: все поступления нужно распределить по видам расходов и так же отложить примерно 10% для накоплений. Количество и названия кувшинов можно определять самостоятельно. Главное — придерживаться запланированного бюджета и не вытаскивать из «кувшина»-копилки деньги на кино и мороженое. Например, старшеклассник получает в месяц 2400 рублей: 10% сразу откладывает в неприкосновенный запас, остаётся 2400-240=2160 рублей. Допустим, 20% ученик помещает в подарочный «кувшин» — это ещё 480 рублей, а остальное 2160-480=1680 тратит.

Некоторые совмещают два метода планирования бюджета: например, откладывают в копилку и на подарки, а остальное делят на 4 конверта — каждый для недельных трат. Так, если у школьника остаётся 1680 рублей, то в каждом конверте окажется 420 рублей для развлечений или сладостей в неделю.

«В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно , если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено».

Находить дополнительные источники дохода

Если хочется накопить на крупную покупку, нужно разделить её стоимость на среднюю сумму ежемесячного дохода. Так вы примерно поймёте, сколько времени придётся копить. Чтобы ускорить процесс, стоит сократить некоторые статьи расходов и найти возможность подзаработать.

«В школьные годы важно получать знания, пробовать себя в разных сферах: ходить на танцы или карате, понимать, что тебе нравится, и в то же время развлекаться. Школа — это удивительное время, когда на молодом человеке ещё не лежит полная ответственность и есть внутренняя свобода, которая с возрастом постепенно , если у вас есть возможность подрабатывать не во вред учёбе. Летом можно устроиться на стажировку в компанию: за несложную работу помощником юриста или маркетолога школьникам платят небольшую сумму денег. Родители могут помочь найти временную работу через знакомых. При этом в ущерб образованию работать не стоит — больших денег вы не получите, а время для развития будет упущено».

Все может измениться

Если в детстве новый избранник договорился с ребенком, что он его будет называть папой, не удивляйтесь: в подростковом возрасте все может поменяться. Например, отчим был хорошим, а потом начал пить. Подросток может сказать: «Никакой ты мне не папа». Все может вернуться на свои места, когда пройдет сложный период: папа перестанет увлекаться алкоголем, начнет опять помогать семье, вновь станет добрым и заботливым. Отношения нормализуются, и ребенок вновь почувствует уважение и благодарность к отчиму и, возможно, опять станет называть его папой.