Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Дети и домашние животные: важные советы психолога

Домашний питомец для детей – это и товарищ по играм, и верный друг, и приятная забава. Кроме того, когда вы заводите в доме какое-нибудь животное, это служит для ребенка бесценным опытом заботы, внимания, чуткого отношения к братьям нашим меньшим. Почему еще полезно заводить домашних питомцев?

Почему дети просят домашнее животное

Желание обрести четвероногого друга появляется у детей, когда они чувствуют недостаток внимания, любви и общения. Обычно такая ситуация возникает, когда родители большую часть времени проводят на работе или появляется младший ребенок в семье, или уже есть кроха младше по возрасту.

Самый маленький, как правило, получает больше маминого внимания, любви и заботы, что расценивается более старшим малышом, как обман. Он чувствует себя ненужным, одиноким и покинутым. В такой ситуации домашний питомец станет для ребенка настоящим другом, игры и общение с которым отвлекут от грустных мыслей.

С сестричкой или братиком делить малышу приходится не только маму и папу, но и игрушки, сладости, гостинцы. Домашнее животное для детей – это только их друг, внимание которого направлено только на малыша, который никогда не бросит, не обманет и не наябедничает.

Любимцу можно доверить самые сокровенные тайны, рассказать о горестях и обидах, зная, что об этом никто никогда не узнает, поиграть или погулять. Четвероногий друг будет рад любому общению, молча выслушает, не будет делать замечания, осуждать или посмеиваться.

(Консультация для родителей)

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг – который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера – он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

В настоящее время много различных увлечений, но также можно отметить, что дети мало находятся на свежем воздухе, большую часть времени восновном проводят за компьютерными играми, но если, взвесив за и против – домашний питомец тоже могут стать хорошим другом.

Нужно выяснить у ребенка насколько сильное его желания, рассказать об ответственности, которая предстоит, разъяснить минусы. И попытаться понять мотивы, то есть насколько велико желание вашего малыша, поговорите с ребенком честно объясните ваши сомнения ваши желания и нежелания, и пусть он примет решения сам, обсудив, сможете придти к какому либо совместному решению тем самым вы уйдете от его капризов потому что если скажите однозначное – «нет!» ребенок вас не поймет, последуют упрямство и капризы, конфликта всегда можно избежать, если найти правильный выход, тем самым сохраните доверительное отношения между вами, учитесь правильно объяснять, больше разговаривать с ребенком тем самым научите его рассуждать ведь в жизни много разных ситуаций.

Как подметили ученые – выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец.

Роль животных в жизни ребенка

Когда животное появляется в жизни ребенка – это тренинг сочувствия и ответственности, практика привязанности и ′′ связи “, осознание взаимозависимости всего и вся.

Ребенок должен понять, что когда у нас есть домашнее животное, мы приглашаем в свою жизнь живое существо:

  • у кого есть сознание и потребности,
  • который нуждается в уважении к своим границам,
  • что важно научиться чувствовать,
  • какой верный тебе,
  • у которого свой характер и свой вкус,
  • который может заболеть,
  • кому нужна физическая активность,
  • чья жизнь заглощена в твою жизнь,
  • и которую придется когда-нибудь отпустить, скорбя и сохраняя память и любовь.

Дочь как-то кричала и расплакалась, а кот мгновенно бросился к ней и начал лизать слезы. Эта безусловная самоотдача и сопереживание потрясающие. Иногда дочь говорит кошке: ′′ Ты мой самый преданный друг”.

Знание, что у тебя есть живое существо, которое тебе безоговорочно посвящено, важно и взрослым, и детям. Это территория силы.

Когда в доме появляется маленькое животное, щенок или котенок, ребенок чувствует себя старше. Она видит домашнее животное, нуждающееся в заботе и имеет возможность почувствовать свою силу и роль. Старшее животное дарит малышу ощущение силы и сопротивления.

Вместе с питомцами дети учатся ответственности и дисциплине. Еда, туалет, прогулки, игры, витамины, прививки – это не только животные, все это становится частью ′′ взрослых навыков ′′. И наблюдать за тем, как семья заботится о животном, иногда выдерживает неудобства, но не сдаваясь, ребенок укрепляется в ощущении, что его тоже не бросят.

  • Любой ребенок проходит важные этапы взросления, включая мировые исследования, развитие эмпатии. Многие здоровые дети пытались порвать цитаты в жука, чтобы увидеть, как устроено насекомое, но после первого раза такое ′′ исследование ′′ необходимо остановиться в здравии. Не уходи. В 4-х ребенок на животных может действовать импульсивно и эгоистично, поскольку навыки контроля и анализа влияния их действий пока не развиты.

Благодаря тому, что ребенок видит заботу о взрослом возрасте, создавая границы в отношениях со всем живым (потому что ребенка после 3-х тоже нельзя хватать на руки без предупреждения) объясняет чувства ребенка – и свои, и ее, ребенок учится уважать Жизни.

В 5-7 лет ребенок уже знает, что такое мучить животное, страдать. Если мы видим, что это осознанно вредит живому существу, важно обратиться к специалисту. Это может говорить о травматизации самого ребенка или особенностях развития, которые стоит учитывать.

До 7 лет малыши часто отождествляют себя с животными. Это время мультфильмов, фильмов, книг, игр. В 7 лет ребенок проживает один из этапов страха смерти, поэтому информацию о смерти животных нужно давать особо тщательно. Детям до 10-12 лет запрещено смотреть в телеканалах, кино и т.д. тела убитых животных.

  • Если семья задумалась о том, чтобы завести животное в доме, важно, чтобы это было не только взрослым решением, исключая готовность, страхи, ожидания детей.

Когда ребенок просит питомца, он не понимает, что живое существо не будет партнером по игре и может иметь свой уникальный характер. Очень важно объяснить это ребенку, чтобы у нее не было разочарования: ′′ он со мной не дружит, дайте мне другого “. Завести домашнего питомца, а потом отказаться от него – это травматическое переживание как для животного, так и для животного вся семья, и очень непродуктивный опыт в жизни ребенка.

  • С детьми важно говорить о нашей человеческой ответственности за мир, ответственности за то, на что мы можем повлиять. Это и кормушки для птиц и приюты для животных и рациональное использование пластика. Чем больше ребенок знает об окружающем мире, тем более ′′ дружелюбным ′′ и безопасным он будет для нее. Чем больше ребенок знает о животных, их особенностях, их уникальности, тем более продуманным будет ее отношение.
  • Но важно говорить о нашем удобстве, веселье, развлечениях и внешней красоте не должны стоить жизни окружающих. Никто не должен жить в неволе, никто не должен ′′ работать ′′ и вкладывать жизнь ради нашего смеха и временного удовольствия. Живые существа существуют для Жизни, а не для питания нашего эгоизма. И об этом можно и нужно говорить с детьми от 4 лет:

О том, почему животным не место в цирке. Что животные страдают в контактных зоопарках. И что каждый из нас может повлиять на ситуацию, делая то, что зависит от него или от нее. Важно сосредоточиться на том, что мы не виноваты, а ответственны за то, что происходит рядом.

Недавно, когда я проживала непростой период, ночью ко мне пришла наша кошка и подала лапку. Как человек. Лапка поддержки. И вот что при каждом упоминании заставляет меня захватить.

Мы не знаем, какую силу и мудрость принесет с собой тот, кого мы считаем просто питомцем. Слова из мультфильма ′′ Лило и Стич ′′ о том, что ′′ наша семья – это та, в которую никого не бросят и не предадут ′′ – это не просто слова. Это внутренний столб. Но семья – это не только люди, но и животные, которые живут с  

Автор Ройз Светлана

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Домашние животные для детей

Наверное, рано или поздно все родители сталкиваются с просьбой малыша приобрести маленького питомца. Перед тем, как завести домашнее животное для ребенка, будь то карликовый хомячок или немецкая овчарка, следует проанализировать плюсы и минусы появления в вашем доме нового жителя.

Прежде всего, следует разобраться с тем, какое домашнее животное лучше всего завести для вашего ребенка. Это зависит от:

  • желаний самого ребенка;
  • предпочтений родителей;
  • жилищных условий;
  • возможности обеспечить животному достойный уход.

Исходите из просьбы ребенка, которая наверняка будет совершенно конкретной («хочу большую черную собаку с белым хвостом»), и анализируйте ее на предмет «реально/нереально». В случае если вы решите, что заводить требуемого бультерьера или паука-птицееда для вашей семьи неприемлемо, предложите малышу выбрать замену. Это могут быть:

  • аквариумные рыбки;
  • экзотические птицы (попугаи, канарейки, амадины, ткачики);
  • рептилии (черепахи, игуаны, змеи, ящерицы);
  • грызуны (хомяки, декоративные крысы, кролики, шиншиллы, белки, морские свинки);
  • собаки и кошки различных пород.

Как животные влияют на детей?

Вполне закономерный вопрос, интересующий многих родителей – как уживаются под одной крышей домашние животные и маленькие дети. Ответ однозначен: с психологической точки зрения такое соседство дает только положительные результаты. Дети, выросшие с животными, добрее, заботливее и менее эгоистичны по сравнению со своими сверстниками, не имеющими питомцев. Малыши учатся у домашних животных беззаветной любви, преданности, сопереживанию. Домашние животные для детей – нечто больше, чем просто зверушки, которых нужно кормить и выгуливать. Получив в подарок домашнего любимца, ребенок становится его хозяином. Это означает, что он вступает в новую для себя роль – старшего, главного. Он учится заботе, ответственности, доброму отношению к своему маленькому питомцу. Дети любят животных, так дайте им возможность проявить эту любовь!

Кроме позитивного влияния животных на детей, в этом вопросе существуют и свои распространенной проблемой является аллергия на животных, возникающая у детей. Источниками аллергии могут стать кошачья шерсть, перья и помет птиц, продукты жизнедеятельности грызунов и даже корм для рыб. Если вы уже знаете, что ваш ребенок – аллергик, то домашнее животное лучше не заводить. Объясните малышу, что, если у него начнется аллергическая реакция, то его нового любимца придется кому-то отдать, и он будет скучать. Помимо аллергии у детей могут развиться различные болезни, передающиеся от животных. Это такие заболевания, как глистная инвазия, лишай, лептоспироз, токсоплазмоз, бешенство и другие. Чтобы не стать жертвой этих опасных болезней, возбудители которых есть практически у каждого домашнего животного, следует строго соблюдать правила личной гигиены, а при малейших подозрениях обращаться к врачу.

Домашние животные и грудной ребенок

Когда в доме появляется новорожденный, домашним любимцам начинают уделять гораздо меньше внимания, чем прежде. В основном это касается кошек и собак, которые особенно ревнивы. Помогите питомцу привыкнуть к присутствию малыша: дайте понюхать одежду младенца и его самого, «познакомьте» их. Уделяйте животному хотя бы немножко своего времени ежедневно, чтобы он не чувствовал себя обделенным.

Чтобы избежать возможных проблем, соблюдайте следующие правила взаимодействия новорожденных и домашних животных:

  1. Еще до рождения малыша сделайте животному необходимые прививки, а после — регулярно обследуйте его у ветеринара.
  2. Первое время наблюдайте за тем, как общаются новорожденный и ваше домашнее животное. Не допускайте, чтобы кот спал в детской кроватке, а собака облизывала ребенка. По возможности исключите также контакты малыша с шерстью животного.
  3. Когда малыш подрастет и начнет ползать, ни в коем случае не подпускайте его к кошачьему туалету.
  4. Приучайте ребенка мыть руки после того, как он поиграл с собачкой, птичкой или хомяком.

Не бойтесь заводить животных! Ведь они оказывают позитивное влияние не только на детей, но и на взрослых. Животное станет вам не только объектом заботы, но и помощником в борьбе со стрессами, добрым другом и членом семьи.

Что должны знать дети к старшему дошкольному возрасту

Согласно исследованиям Е.Ф. Терентьевой дошкольники могут назвать от 10 до 45 диких животных. Больше всего знаний у них о млекопитающих и птицах. Меньше они знают о рыбах, о земноводных, о пресмыкающихся и насекомых. Показательным фактом является то, что дошкольники больше знают об экзотических зверях, чем о тех, что обитают в их родном крае. Знания о животных неглубокие и неточные.

Тем не менее в конце пятого года жизни у дошкольников может обнаружиться тенденция осознания связей между средой обитания и живым организмом. На определенных примерах дошкольники стараются связать характер поведения животных с тем, какие у них есть органы и особенности среды обитания.

Нужно уточнить главные лини, в отношении которых делают классификацию представителей животного мира и развиваются представления. В дошкольный период формируются общие представления о группах животных, которые относятся к одним классификационным единицам. Это связано с тем, что дошкольники понимают термины, которые могут охарактеризовать класс животных – это насекомые, рыбы, птицы, грызуны, хищники. Они не только пользуются этими словами, но и могут узнавать и группировать представителей разных классов на иллюстрациях.

Некоторыми понятиями дошкольники владеют свободно, другие понятия им незнакомы или они имеют о них неясное представление.

Еще одна особенность заключается в том, что даже те термины, которыми дошкольники оперируют нередко, наполняются абсолютно разным содержанием. Дошкольники очень широко или узко пользуются обобщенными словами, неправильно определяют разные виды животных, сосредотачиваются на конкретных примерах.

Обобщающие понятия, которые обозначаются словами-терминами, дети часто слышат от взрослых. Было доказано, что применение в обычной речи неверных биологических и искаженных понятий развивает у дошкольников ошибочные обобщения. Самыми типичными ошибками считаются то, что понятие «животное» сужается, дети идентифицируют его со зверями и млекопитающими.