Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Детская наркомания – что делать родителям?

Среди пагубных зависимостей, присущих современному человеку, отдельного внимания заслуживает пристрастие к азартным играм. Лудомания — именно так специалисты называют эту психологическую проблему, как официальный диагноз вошедшую в Международную классификацию болезней относительно недавно. Включили ее в этот список примерно 40 лет назад, но игромания волновала человечество на протяжении многих веков, с тех самых пор, как впервые появились азартные игры.

Мама, я геймер

В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что‑то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

Введение

Если вы – родитель, или только собираетесь им стать, то вы уже начали прислушиваться к информационному шуму о компьютерных играх и детях: «игры превращают детей в убийц», «компьютерные игры – наркотик 21 века», «игрушки мешают учебе», «ничего хорошего из компьютерных игр не выйдет» и так далее и тому подобное. Регулярно появляются ужасные новости, как бы доказывающие вред игр для подрастающего поколения.

У людей, не играющих в игры, столько негатива в масс-медиа может сформировать не совсем правильное представление о том, что это такое – компьютерная игра, и как она может воздействовать на ребенка. К примеру, многие родители, ничего не понимающие в компьютерах и опасающиеся «современных технологий» просто не допускают появления в своем доме телевизионных приставок и игровых ПК. Но не слишком ли это решительный шаг – в одностороннем порядке лишить своего ребенка того, в чем вы не разбираетесь (и не хотите разбираться), не оставив ему выбора?

В данной статье мы попробуем взглянуть на недоверие «к этим жестоким играм, от которых следует отгородить свое чадо» с несколько иного ракурса. Вместе с вами мы постараемся сделать компьютерные игры для ваших детей полезным, веселым и совершенно безопасным развлечением. Мы исследуем проблему, а вы, поразмыслив, решите – стоит ли относиться к играм так категорично. Более того, вы научитесь справляться с трудностями, которые могут возникнуть на пути воспитания здорового юного геймера.

Как определить, что ребёнок пристрастился к наркотикам

Сталкиваясь с первыми проявлениями пристрастия детей к психоактивным веществам родители не понимают, что происходит с ребёнком. Это происходит из-за незнания симптоматики развития наркомании и невнимательного отношения к детям. Зависимость не всегда возникает от разового употребления, если вы будете знать признаки наркотического опьянения, то не допустите повторного приёма и спасёте сына или дочь от наркотического кошмара. На что следует обращать внимание?

  1. Не связанные с обстоятельствами и непонятные перепады настроения. Перемены при этом могут быть кардинальными — дикое веселье сменяется апатией или угрюмостью, страхи переходить в равнодушие к опасности и так далее.
  2. Наркозависимые дети путают день с ночью, могут испытывать сонливость в светлое время суток и бодрствовать ночью.
  3. Из-за приёма наркотиков ребёнок либо теряет аппетит, либо его постоянно мучает голод. Эти состояния чередуются через некоторое время.
  4. Движения становятся хаотичными, нет чёткой координации, наблюдается шаткость походки.
  5. Среди внешних признаков отмечаются частые телефонные разговоры на непонятном сленге, неопрятная внешность, неприятный запах, пренебрежение гигиеной. Общение с подозрительными друзьями.
  6. Изменение зрачков, они расширены или сужены, в зависимости от принятого наркотика.
Как определить, что ребёнок пристрастился к наркотикам

Заметив такие вещи, каждый родитель должен насторожиться и начать поиски новых доказательств подозрениям. Это могут быть непонятные пакетики со смесями, трубки, шланги, бутылки с растворителями и так далее.

Особенности развития лудомании

Достаточно часто лудоманию сравнивают с наркоманией, называя зависимость от игры нейропсихологической ее разновидностью. Данный вид поведенческого расстройства действительно крайне опасен для человека, неспособного совладать с собственными эмоциями и желаниями.

На сегодняшний день лудомания и другие виды игромании достаточно хорошо изучены. В частности, специалисты выделили несколько ступеней ее развития:

  1. Первая ступень – выигрыш. Начальная стадия расстройства начинается тогда, когда человек почувствует вкус легких денег. Даже самые небольшие выигрыши могут спровоцировать развитие лудомании. Механизм развития игровой зависимости оказывается запущенным, и игроман начинает испытывать страстное желание испытать удачу снова и снова. Его мечты о выигрыше оказываются далекими от реальности, он увеличивает свои ставки и время, которое тратит на игру. На этом этапе легче всего помочь зависимому человеку, поскольку он еще не утрачивает связи с реальностью. Он способен слышать окружающих, анализировать их мнение, а также оценивать свое пошатнувшееся материальное положение. Наиболее эффективным методом терапии в этом случае будет «замещение». Эта тактика перенаправляет энергию и азарт зависимого человека в созидательное русло. Пациент способен собственным волевым решением отказаться от игры, но высвободившееся время нужно заполнить любыми другими занятиями.
  2. Вторая ступень – проигрыш. По мере увеличения ставок растет сумма проигрышей. Стремясь отыграться, игроман начинает занимать деньги где только это возможно. Он берет кредиты в банке, занимает деньги у друзей и родственников, относит все ценные вещи в ломбард. Интерес к игре становится настолько сильным, что у человека пропадают другие увлечения. Терапия на этой стадии будет более сложной. Тактика замещения все еще актуальна, но справиться с зависимостью без помощи специалистов уже практически невозможно.
  3. Третья ступень – безрассудство. Когда зависимость переходит в эту стадию, у игромана начинают рушиться социальные и семейные связи. В его понимании все, что мешает игре является абсолютным злом, поэтому он теряет работу, друзей и семью. На первое место в жизни выходит игра. Иногда у зависимого человека возникает желание остановиться, но оно очень быстро проходит. Полное отсутствие денег, необходимых для игры, заставляет больного совершать противоправные поступки. Ради того, чтобы найти средства на очередную ставку, игроман может даже убить. Терапия на это этапе расстройства должна быть комплексной. Она включает в себя различные методы психотерапии и медикаментозную помощь, весьма эффективны духовные практики и методики самоконтроля. Больному крайне необходима поддержка близких. Эффект от лечения можно заметить достаточно быстро, но устойчивых результатов удастся достичь не ранее, чем через год совместной работы психотерапевта, пациента и членов его семьи. Один раз в 2—3 года нужно будет проходить курс поддерживающей терапии, но борьба с лудоманией будет продолжаться всю жизнь.
  4. Четвертая ступень – безнадежность. Это крайняя степень развития расстройства, своеобразный тупик для игромана. Он находится в состоянии сильнейшей социальной дезадаптации. Чувство радости и облегчения уже ничего не приносит, в его жизни не осталось ничего ценного. Зависимый человек сам разочарован в игре, но остановиться не способен. Лудомания в этом периоде часто сопровождается другими пагубными зависимостями – алкоголизмом и даже наркоманией. Игроман находится в постоянной депрессии, у него возникают мысли суицидального характера, наблюдаются расстройства сна и аппетита. Наиболее актуальным способом лечения крайней степени игромании становится медикаментозная терапия. Действие препаратов в большей мере будет направлено не на устранение поведенческого расстройство, а на избавление от сопутствующих патологий психики (неврозов и глубоких депрессий).

На сегодняшний день существует много способов избавления от лудомании. В нашей стране получить квалифицированную помощь можно в специализированных медицинских учреждениях разного типа. Если обратиться в частный медицинский центр, то лечение будет анонимным.

Независимо от того, как вариант вы выберете, нужно понимать, что обращение к психотерапевту, психиатру или психологу является первым шагом на пути к выздоровлению.

Что такое игровая зависимость

Зависимость от компьютерных игр – это расстройство психики, подразумевающее формирование у человека (взрослого или ребёнка) соответствующего патологического пристрастия. По мнению специалистов, игромания (лудомания) по механизмам возникновения и последствиям напоминает зависимость от алкоголя или наркотиков. Только в нашем случае ребёнок не может подавить стремление играть и проводить всё свободное время за компьютером.

Почему детская игромания является патологией? Подросток не способен контролировать своё поведение, его желание играть вступает в острое противоречие с необходимостью сосредоточиться на других, действительно важных делах. И если он идет к компьютеру, невзирая на то, что ему нужно делать домашнее задание, убраться в комнате, просто пообедать, то это именно зависимость.

В свою очередь, зависимость необходимо отличать от обычной увлечённости онлайн-играми, которая считается абсолютно нормальным явлением. Современные гаджеты, интернет – всё это неотъемлемая часть нашей жизни. Неудивительно, что дети с раннего возраста знакомятся с компьютерными играми и периодически в них играют. Но в норме подобное развлечение не грозит ребёнку негативными последствиями, тогда как компьютерная зависимость у детей постоянно прогрессирует.

Что это значит? Если не предпринимать никаких действий, то со временем подросток будет играть всё чаще и чаще, а интервалы между игровыми сеансами станут очень короткими. Как результат – ухудшится самочувствие, начнутся проблемы с учёбой, социальные контакты прекратятся, а отношения в семье станут натянутыми. Не стоит забывать и о разрушительном воздействии зависимости на психику ребёнка.

Таким образом, игромания у подростков – это психическая патология, официально признанная многими национальными психиатрическими ассоциациями. В особо тяжёлых случаях может потребоваться помощь психиатра, поскольку ребёнок не способен контролироваться своё влечение к компьютеру. Ну и, разумеется, родителям следует понять причину подобной зависимости и следовать советами специалистов.

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь. Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом. И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Причины

Причины, почему у детей и подростков формируется компьютерная зависимость, — могут быть самыми разными. Но специалисты называют четыре основных, наиболее распространённых.

Семейные проблемы

Во-первых, компьютерной зависимостью страдают чаще всего те дети, чьи родители постоянно заняты и не уделяют им должного внимания по причине своего вечного цейтнота. Причём он может быть продиктован не только работой, но и какими-то сугубо личными интересами. Например, мама развелась с папой и пытается снова выйти замуж. Или оба родителя любят путешествовать, но не берут с собой ребёнка, избегая лишних хлопот и оставляя его на бабушку. Или они слишком общительны и всё свободное время уходит на друзей, совместные праздники и вечерники.

Во-вторых, такое случается, если нарушается эмоциональная близость с родителями. Последние настолько устают после работы и домашних дел, что даже не интересуются, как дела у ребёнка, чем был занят его день, какие эмоции он испытывает. Так что ему больше ничего не остаётся, как искать поддержки в играх и у виртуальных собеседников.

Отсутствие увлечений

Если жизнь с детства ничем не наполнена (нет хобби, увлечений, привязанностей), всё равно потенциальная энергия, имеющаяся в каждом, будет искать выхода. Не зря психологи советуют с начальной школы задумываться о секциях и кружках. Спорт, театральное искусство, рисование, бисероплетение, научные интересы — всё это направляет в нужное, здоровое русло. В такой ситуации компьютерные игры носят не более чем развлекательный характер, а общение в соцсетях не выходит за рамки нормы. Когда жизнь ничем не наполнена, ребёнок начинает забивать её тем, что находится в зоне видимости, — компьютерами и гаджетами.

Проблемы в общении

Одной из самых частых причин детской компьютерной зависимости является социальная дезадаптация. Если у ребёнка не складываются отношения со сверстниками и взрослыми, он заменяет потребность в коммуникации возможностью виртуального общения. Причин, почему он не уживается в реальном обществе, может быть огромное количество: внутренние комплексы, физические недостатки, сложный характер, плохое воспитание и т. д. Например, изгои и аутисты в 75% случаев страдают от компьютерной зависимости. В классе их постоянно унижают, они аутсайдеры и неудачники, а в игре — крутые герои, спасающие Вселенную.

Неудачи общего характера

Есть люди, которым патологически всегда и во всём везёт. Они оказываются в нужном месте и в нужный час. И есть совершенно противоположная группа: несмотря на все усилия, на каждом шагу терпят крах, проигрывают, переживают неудачи. Среди детей тоже есть такая тенденция. Учитель невзлюбил, кого-то другого взяли в команду по футболу или на олимпиаду, попадаются самые сложные варианты на контрольной, друзья предают и т. д. Каждый раз спотыкаясь на таких трудностях, ребёнок опускает руки, перестаёт бороться и мирится со своим клеймом неудачника в реальной жизни. Зато он компенсирует его в играх и сетевом общении. Оскорбили его — он тут же так же жестоко потроллил кого-то в Сети, написав неприятный комментарий.

Помимо этих основных причин детской компьютерной зависимости, есть и другие:

  • любопытство, склонность детского возраста впитывать в себя, как в губку, всё новое и интересное;
  • желание быть как все: все играют в World of Tanks или World of Warcraft — и я буду; у всех есть аккаунты в Instagram и Facebook — и мне надо завести;
  • копирование поведения родителей, которые сами постоянно «зависают» в гаджетах и оспаривают друг у друга место за компьютером.

В группы риска попадают:

  • чьи родители постоянно заняты;
  • подростки от 12 до 15 лет;
  • мальчики: во-первых, у них вырабатывается большая зависимость от компьютерных игр, чем у девочек; во-вторых, они труднее переживают возрастной кризис.

На самом деле причины компьютерной зависимости могут быть более разнообразными. Здесь может сыграть свою роль как случайность (пришёл к другу в гости, увидел, как тот «зависает» за игрой, — и тоже увлёкся), так и психические особенности (склонность к фантазированию, аутизму, социальным фобиям).

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

  • Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

  • Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

  • Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

  • Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

  • Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Последствия во взрослом возрасте

Алкогольная зависимость у родителей — травмирующий фактор, действие которого сохраняется и после того, как ребенок взрослеет:

  • нет позитивного примера семьи, навыков взаимодействия с супругом, родственниками. Выросший в таких условиях человек просто не знает, как строить брак, как заботиться о детях, какими должны быть отношения в здоровой семье. Часто это проявляется безэмоциональностью, низким уровнем ответственности, эгоизмом или страхом отношений, привязанности, обязательств. Другая крайность — выбор неблагополучных партнеров (с алкогольной зависимостью, склонностью к жестокому поведению);
  • отсутствие базовых социальных навыков. Не получив навыков коммуникации в детском возрасте, взрослый человек испытывает трудности в формировании круга общения, выборе друзей, взаимодействии с коллегами, построении карьеры;
  • наследственный алкоголизм. Формируется, если ребенок рано начинает употреблять алкоголь по примеру родителей. Он не знает другого образа жизни, считает его нормальным, склонен винить генетику в своей зависимости;
  • отсутствие контакта с родителями. Отношения часто являются напряженными, конфликтными, ребенок может ощущать себя жертвой или винить себя в алкоголизме отца или матери. Это лишает его поддержки, когда он взрослеет, мешает правильному формированию личности.

Всем членам неблагополучных семей (и пьющим родителям, и детям) нужна психотерапевтическая поддержка, лечение. В центре «НаркоДок» работают программы индивидуальной и семейной психотерапии для пациентов, пострадавших от алкогольной зависимости.

Обращайтесь за лечением алкоголизма с последующей реабилитацией к нашим специалистам, звоните: +7 (495) 191-15-75