Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Как оценить свой уровень тревожности, и когда стоит обращаться к психологу

Что такое тревожное расстройство

Тревожность – это склонность человека к переживаниям. Многие испытывают тревогу перед какими-либо важными событиями или мероприятиями и такие беспокойства вполне закономерны. Медицинская помощь требуется в случаях, когда тревога и страх происходят без видимых причин. Состояние человека, сопровождающееся неконтролируемым страхом и стойким чувством тревоги, называют тревожным расстройством (ТР). Под действием тревоги достаточно часто наблюдается ухудшение концентрации внимания, нередко человек впадает в депрессию. В большинстве случаев заболевание полностью излечимо. Если же не обратиться за помощью к врачу, то возрастают риски осложнений и возникновения депрессивных расстройств и патологической зависимости.

Детская тревожность

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постоянно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на сове будущее.

Признаки тревожности:

  • Ребенок не может долго работать, не уставая
  • Ему трудно сосредоточиться на чем-то
  • Любое занятие вызывает излишнее беспокойство
  • Во время выполнения задания очень напряжен, скован
  • Смущается чаще других
  • Часто говорит о напряженных ситуациях
  • Краснеет в незнакомой обстановке
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны
  • Руки у него обычно холодные и влажные
  • У него не редко бывает расстройство стула
  • Сильно потеет, когда волнуется
  • Не обладает хорошим аппетитом
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом
  • Пуглив, многое вызывает у него страх
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается
  • Часто не может сдержать слезы
  • Плохо переносит ожидание
  • Не любит браться за новое дело
  • Не уверен в себе и своих силах
  • Боится столкнуться с трудностями

Как проявляются панические атаки в детском возрасте?

Первыми звоночками вегетативного расстройства могут быть нарушение сна, плохой аппетит, быстрая утомляемость, повышенная эмоциональность, повышенная потливость, холодные конечности, головные боли и расстройство работы желудка и кишечника. Ребенок становится капризным, хотя явных причин нет, и сформулировать их он не может. Панические атаки у подростка, как и взрослого, могут проявиться приступами удушья, учащенным сердцебиением, возникает тремор во всем теле и холодный пот, ощущение потери себя в пространстве и страха за свою жизнь. Подростку труднее, чем взрослому, контролировать это состояние. Поэтому взрослые обязательно должны прийти на помощь и отнестись с пониманием к этой ситуации.

Как облегчить тревожность у детей?

Существует несколько шагов, которые помогут родителям облегчить сепарационную тревогу у ребенка:

  • Практикуйте разделение. Сначала попробуйте оставить ребенка с воспитателем на короткое время и на небольшом расстоянии.
  • Запланируйте разделения после сна и кормления. Младенцы более восприимчивы к разлуке, когда они устали или голодны.
  • Разработайте ритуал прощания. Ритуалы должны быть простыми и ободряющими, например, просто помахать через окно или воздушный поцелуй.
  • Пускай ребенок постепенно привыкает к изменениям окружающей среды. Пускай воспитатель приходит к Вам домой. Если ребенок уезжает из дома, позвольте уму взять с собой любимую игрушку или любую другую знакомую вещь.
  • Не меняйте воспитателя. Если вы оставляете ребенка с воспитателем или няней, постарайтесь ее/его не менять.
  • Уходите без лишнего шума. Объясните ребенку, что Вы уходите, но скоро вернетесь, только потом спокойно уходите.
  • Минимизируйте просмотр страшных фильмов. Ребенок будет не таким боязливым, если Вы не будете вместе с ним смотреть страшные фильмы и телепередачи.
  • Старайтесь не поддаваться. Объясните ребенку, что ничего страшного не происходит и все будет нормально — расстановка ограничений поможет ослабить тревожность у ребенка.

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей

Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?

К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.

  • Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
  • Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
  • Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
  • Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
  • Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
  • Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
  • Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.

Советы по подготовке к выступлению

  1. Не ругайте ребенка за его страх. Объясните, что это нормальное чувство, которое возникает у большинства людей.
  2. Заранее тщательно порепетируйте выступление дома. Когда ребенок будет уверенно читать текст, пригласите родственников или друзей. После репетиции перед знакомыми людьми будет легче выступать перед залом.
  3. Дыхательные упражнения помогут успокоиться. Научите ребенка дышать на счет: 1–2 — вдох, 3-4-5-6 — выдох. Задержка дыхания. И повторение цикла. Таким упражнениям часто учат на актерских курсах.
  4. Говорите ребенку ободряющие фразы: «У тебя всё получится!», «Ты сможешь всё, что захочешь!», «Я верю в тебя». Положительные аффирмации настраивают на правильный лад и устраняют неуверенность в себе.
  5. Объясните, что даже если выступление не удастся, ничего страшного не случиться.

Лечение беспричинного чувства тревоги и беспокойства

Вне зависимости от причины возникновения патологической тревожности, профессиональная помощь — единственный полноценный метод устранения проблемы. Если у вас постоянное волнение и тревога без причины как избавиться от этого состояния быстро и эффективно вы узнаете у врача-психиатра или психотерапевта.

В связи с разнообразием тревожных расстройств, их терапия должна быть адаптирована к индивидуальной клинической картине и диагнозу. Поэтому от тревожного состояния без причины как избавиться вам сможет рассказать только высококвалифицированный специалист, который имеет опыт работы с разными типами тревожных состояний. Например, алгоритм терапии для пациента с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) отличается от помощи при панических атаках.

При состоянии тревоги и беспокойства без причины лечение включает в себя следующие подходы:

  1. Психотерапия. Самое перспективное направление, которое не просто устраняет симптом, но выявляет причину и борется с ней. Терапия учит при чувстве тревоги без причины как избавляться от острых приступов беспокойства, расслабляться, иначе смотреть на жизненные ситуации. Врач поможет раскрыть основные причины ваших страхов и проработать их. Пациент получает инструменты для преодоления тревоги и успешно их использует. Обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия: в ходе лечения пациент сталкивается с объектом беспокойства и постепенно приобретает уверенность в том, что может управлять ситуацией.
  2. Медикаментозная терапия. В зависимости от типа тревожного состояния и наличия сопутствующих проблем с психическим или физическим здоровьем могут назначаться антидепрессанты, успокоительные, снотворные и другие препараты. При чувстве тревоги без причины лечение лекарственными средствами позволит сгладить симптомы и улучшить качество жизни пациента во время его психотерапевтической работы над основной причиной. Бесконтрольный прием медикаментов приводит к опасным побочным эффектам и синдрому отмены, поэтому применять их можно только согласно индивидуальному курсу, который назначил врач.

Рекомендуется использовать комбинацию психотерапевтического и медикаментозного лечения, но иногда достаточно только первого.

Не следует откладывать посещение врача, если вы чувствуете, что переживания мешают вам жить. Со временем симптомы усугубляются и присоединяются другие тяжелые психические заболевания: депрессии, невротические расстройства и другое. Если нормализация образа жизни не помогает, значит, от беспричинного беспокойство как избавиться вы поймете только у психотерапевта. При своевременном обращении к грамотному специалисту для выздоровления может быть достаточно всего нескольких сеансов психотерапии.

Благодаря современным психотерапевтическим подходам сотни людей ежедневно делают большие успехи в борьбе с тревожными расстройствами. Не нужно терпеть мучительное бремя страха и тревоги, ведь своевременная помощь позволяет добиться отличных результатов: пациент полностью поправится и вернется к полноценной жизни, а улучшение будет ощутимо уже после первого сеанса.

Как понять, насколько вы тревожный родитель

Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.

Другие признаки повышенной тревожности родителя:

  • тревожность ребёнка;
  • склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
  • активный бунт подростка против ограничений;
  • психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.

Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы. К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость, апатия и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, проявляет агрессию, часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее. 

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость.

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нарушение сна. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоидыхронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Упражнения на снижение тревоги у детей

Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность. [2]

  1. Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».

  2. Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.

  3. Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.

  4. Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.

ЭПИЛЕПСИЯ И КОНТРАЦЕПЦИЯ

Молодым женщинам, больным эпилепсией, следует по возможности избегать про-тивоэпилептических лекарств, которые вызывают индукцию печеночных ферментов, то есть усиливают и/или ускоряют метаболизм (разрушение) в печени оральных конта-цептивов и снижают эффективность их действия. Таким женщинам необходимо проконсультироваться с врачом о том, какие противоэпилептические лекарства им лучше сочетать с противозачаточными средствами, принимаемыми внутрь. Некоторые противоэпилептические средства, такие, как, например, Депакин Хроно, обладают наименьшей способностью к индукции печеночных ферментов.