Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Детям достаётся то, что испытала их мама в детстве

Психолог Джулия Литкотт-Хаймс считает, что такое воспитание вредит. Почему стать самостоятельным и понять, чего хочешь, важнее, чем поступить в лучший вуз страны, — в ее выступлении на TED Talks.

Задача №3

Больной 20 лет. С детства отличался замкнутостью, не имел друзей, большую часть времени проводил дома, учился неровно, но всегда отлично по точным предметам. После окончания школы поступил в МГУ, сдал экзамены за первый семестр. Состояние изменилось остро, стал растерянным, импульсивным, совершал неожиданные и стереотипные движения руками и телом, затем стал застывать на одном месте, на вопросы не отвечал, иногда произносил отдельные слова. Потом надолго замолкал, тонус мышц был повышен. Был стационирован.

кататонический

2. Шизофрения, органические заболевания головного мозга.

3. Психологические методы исследования

5. Нейролептики (мажептил, клозапин, трифтазин, галоперидол

Холодные родители и их нелюбимые дети

Если родители эмоционально недоступны и холодны, дети порой идут на всё, чтобы получить крохи тепла и любви: стараются быть самыми лучшими, удобными, послушными. Из них вырастают самые чуткие на свете, заботливые, ответственные альтруисты — совершенно измотанные и несчастные.

Если ваши родители выросли в такой семье — с эмоционально холодными взрослыми, которые не проявляли любви и заботы или постоянно физически отсутствовали, — то собственный ребенок может стать для них надеждой на любовь.

В недополучивших тепла взрослых продолжает жить ребенок, жадно ждущий, что его «долюбят».

Когда появляется маленький человек, который любит безусловно, родители готовы ему давать и давать. Но взамен ожидают, что ребенок будет любить их вечно и навсегда останется рядом, чтобы заполнять их внутреннюю пустоту и компенсировать недолюбленность.

В картине мира таких родителей самое страшное, что может сделать ребенок, — это вырасти и стать самостоятельным (в первую очередь психологически).

Часто при попытке отделиться от таких родителей выросшие дети чувствуют вину: они уже поверили, что их присутствие жизненно необходимо и любимый взрослый без них не сможет — сепарация убьет его.

Куда жить дальше. Если родители считают вас единственным источником любви в их жизни, напоминайте себе, что вы тут ни при чем: ваши мама и папа ждут любви не от вас, а от собственных родителей. Это они должны были дать тепло, заботу и поддержку, из-за отсутствия которых в их внутреннем мире образовалась голодная черная дыра.

Даже если вы «скормите» другому человеку всю свою жизнь, это не изменит его детства и не излечит травмы. Помните: чувство вины не обязательно говорит вам правду — вы имеете право на собственную жизнь.

Если ваши родители были «холодными и отсутствующими», свыкнитесь с тем, что, возможно, никогда не дождетесь от них тепла.

Позаботьтесь о собственных черных дырах и возьмите на себя ответственность за их залечивание: горюйте по несостоявшемуся идеальному детству, оплакивайте его, проживайте утрату надежды на родительскую любовь.

Сказать это несоизмеримо легче, чем пройти длинный путь от горевания к переживанию собственной отдельности и независимости. Некоторым помогают истории о том, как другие люди справились с похожим опытом. Например, кейсы в книгах о детско-родительских отношениях: «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» Л. Гибсон или «Достаточно хорошая» К. Макбрайд — или участие в группах поддержки.

В одиночку против мира

В СМИ информация о Владе начала появляться, когда ему уже исполнилось 16 лет. История парня не оставила равнодушными даже толстокожих чиновников. Подумать только, все эти годы мальчик сам готовил, убирал, топил печь, а еще кормил, мыл и переодевал больную маму.

Паралич

В одиночку против мира

Даже когда Татьяне стало совсем плохо и она перестала даже говорить, мальчик не сдался. Каждый вечер он, вооружившись книгами, садился с ней рядом и учил ее заново читать и произносить звуки.

К сожалению, о полноценном лечении в случае с Татьяной не могло быть и речи, ведь это стоит больших денег, которых у семьи просто не было. Однако Влад делал все, что в его силах, чтобы Татьяне не становилось хуже. Позже его старания были вознаграждены — мама вновь начала говорить, пусть и хуже, чем прежде.

Спортсмен

Самое интересное, что при всём этом Влад не ставит на себе крест. Парень делает серьезные успехи в гиревом спорте. Тренер не жалел для подопечного одобрительных оценок! По словам мужчины, Кудряшов был одним из лучших его воспитанников.

В одиночку против мира

Самое удивительное, что несмотря на взрослые заботы, которые легли на его плечи, Влад не ставил крест на себе. Парень добился неплохих успехов в гиревом спорте. По словам тренера Влада, он был одним из лучших учеников за всю его карьеру.

Молодая пара

Сложилось все у Влада и на личном фронте. С Настей парень познакомился еще в школе. Отстающий ученик и красавица отличница влюбились в друг друга с первого взгляда и быстро стали парой.

Так Влад перестал быть один на один со своей бедой, ведь вскоре любимая вместе со своей мамой стали помогать ему с уходом за больной Татьяной.

В одиночку против мира

Сегодня юноше уже исполнилось 23 года, он выучился на сварщика, чтобы работать в родном городе и не расставаться с мамой.

Из барака семья переселилась в подаренную чиновниками квартиру, а многочисленные доброхоты даже сейчас продолжают материально поддерживать Кудряшовых.

Влад продолжает не покладая рук добиваться светлого будущего для себя и своей семьи. Добрый, смелый и работящий парень уверен, что у них с мамой все будет хорошо. А его история навсегда останется в сердцах людей, ужасая и восторгая одновременно.

P.S. Делитесь своим мнением в комментариях.

В одиночку против мира

Наши соцсети:

Инстаграм — @intrendru Телеграм —

ВконтактеFacebookGoogle+ОдноклассникиTwitter

Главное — доставить детям радость 

— Наш график полностью подчинен ребятишкам, — говорит Ольга. — Отсос, вентиляция легких, пульсиметрия, опять отсос, покормить, переодеть. Дома — мини-реанимация. Под окнами всегда машина с полным баком. Я могу позвонить мужу и произнести два слова: «Срочно домой». Андрей всё бросает и едет, порой не успевая никого предупредить. Благо, на работе всегда входят в положение. 

Утро семьи Фукс начинается рано, в 5:00 Андрей уходит на работу. Проводив его, у Оли есть немного времени для себя. В просыпается младшая Катя. Она не может, как обычная трехлетка, соскочить с постели и побежать ванную. Ее ноги — мама. Сначала откашлять с помощью аппарата, сделать ингаляцию, затем умыть, одеть и накормить завтраком. Лучше всего — любимой гречневой кашей на молоке, немного перемолотой. И обязательная порция специального напитка — «Педиашур». Там весь комплекс витаминов и микроэлементов, которые необходимы организму: у детей со СМА из обычной пищи они усваиваются плохо. В месяц только на «Педиашур» уходит около 24 тысячи рублей. 

После завтрака мама ставит Катю в вертикализатор — аппарат, который помогает слабым ножкам стоять и идет будить старшего Оскара. Мальчику 12, но самостоятельно он может только сидеть в специальном кресле с поддержкой. Однако это не отменяет занятий в школе. Оскар учится по скайпу, и в конце мая успешно перешел в 6 класс. У него те же процедуры — ингаляция, откашливатель, умывание и завтрак. Мальчик спит с увлажнителем воздуха и аппаратом ИВЛ, но носоглотка всё равно пересыхает, и после сна тяжело дышать. В 9:00 пиликает скайп, так учитель приглашает мальчика на занятия. Следующие 45 минут дверь в комнату Оскара будет закрыта, а Оля с Катей займутся спокойными играми, чтобы не мешать. Сегодня малышка собирает пазлы. После вертикализатора — велотренажер. Катя крутит педали лежа, очень старается, хоть и тяжело, он долгого положения стоят ноги затекают. 

Затем растяжка, гимнастика и легкий массаж. 

На переменке мама заходит, чтобы переложить сына из коляски на диван, отдохнуть, до следующего урока. 

Во время отдыха я успеваю перекинуться с мальчиком парой слов. Чтобы говорить, ему нужно закрыть пальцем трахеостому — дырку в горле.

— Я математику люблю, и историю, — говорит Оскар, — хочется без двоек, конечно, но иногда случаются, тогда мама расстраивается. 

— Мы всегда старались, чтобы он учился, — продолжает Ольга. – Даже когда в больнице с пневмониями лежали, чуть температура отпустит — открывали ноутбук и занимались. 

Переменка заканчивается, и мальчика возвращают в кресло. 

Мама вряд ли расстраивается из-за оценок сына, скорее делает вид, главное для нее — его здоровье. В семье понимают, что улучшений не будет, только ухудшения, но важно их как можно дольше отсрочить. 

— Меня выбивает из колеи, что врачи всю жизнь Оскара постоянно отсчитывают, сколько ему осталось: два года, четыре, девять, — говорит Ольга. — И хоть бы один взял нас на учет, расспросил, чем мы живем, как справляемся все эти 12 лет. Доктора, услышав СМА, просто пугаются. Однажды мы нашли реаниматолога, который занимался с такими детьми. Он честно сказал, что «бросил этот могильник». 

Пока Оскар учится, Оля с Катей успевают сходить на прогулку. Иногда мальчик звонит и просит переложить его отдохнуть, но чаще говорит, что не устал — не хочет дергать близких. 

После уроков, обеда и тихого часа у Катюши, Оля выносит гулять уже обоих. Летом обязательно каждый день, зимой Оскар чаще всего остается дома: с трубкой в горле в одежде тяжело. 

— Мы с Окаром, когда еще Катюхи не было, могли на целый день укатить куда-нибудь на речку, разложить зонтик, мангал, пожарить сосисок, даже поспать, а папа вечером, когда с работы ехал, нас забирал, — вспоминает Оля. — Однажды даже по Мане с ним сплавлялись на плотах. Все у виска крутили, куда потащили такого ребенка, а у него такое счастье было в глазах! Стараемся использовать любую возможность доставить детям радость. Это сейчас наша единственная цель. 

Пару раз в месяц Оля с сыном выбираются в кинотеатр. Именно вдвоем, чтобы все внимание только друг другу. Прижимать его к себе, держа на коленях, обсуждать фильм, потом играть в автоматы. Эти незабываемые мгновения мама ценит больше всего на свете. 

— Скучаю очень, — говорит Оля, — с появлением Кати, ему мало внимания достается, да и он вырос уже, свои интересы. 

Оскар играет в компьютерные игры, у него есть свой канал на Ютубе, общается с друзьями по интернету. Несмотря на проблемы в физическом развитии, интеллект у детей со СМА полностью сохранен, они умные и развитые. Полностью понимают и принимают свое состояние. 

Почему мы жестоки с нашими детьми 

Мелкие бытовые эпизоды насилия настолько привычны, что даже и не воспринимаются как насилие. Они просто постоянно присутствуют в жизни ребёнка, формируя его жизнь и характер не в лучшую сторону.

Если же речь идёт о физическом или сексуальном насилии, жестоком обращении с детьми, то тема эта крайне неприятная и чаще всего замалчивается.

Каждый родитель хоть раз, да срывался на ребёнке, бил или кричал на него. Иногда взрослые даже считают это нормой. Но каждый эпизод насилия откладывается в подсознании ребёнка, наша память никогда и никуда не исчезает. Она часто состоит из боли и ужаса, которые мы испытали в детстве. При этом наши родители могут быть уверены, что у нас было счастливое детство.

Много ли было насилия в вашем детстве?

Как определить, счастливым ли было ваше детство? Много ли там было насилия?

Упражнение это простое. Ответьте себе на вопрос — с какого возраста вы себя устойчиво помните?

  • Если с момента родов, или даже раньше (внутриутробная память существует тоже), то вы счастливый человек, вам очень повезло с родителями и с судьбой.
  • Чаще всего мы помним себя лет с трёх-четырёх, а может и позже. Я знаю случаи, когда человек устойчиво помнил себя с 18-20, а то и с 25 лет.

Те годы, которые как бы “стёрты” из памяти, называются “закрытыми”. Мы не хотим их помнить, потому что в это время было много боли, стресса и страха.

Механизмы психической защиты обязательно срабатывают, и мы ничего не помним. Но это вовсе не значит, что в подсознательной памяти ничего нет, и что она не влияет на нашу жизнь. Влияет, и ещё как! Скажу больше, эта память и формирует все обстоятельства нашей жизни. Постоянно, неуклонно и незаметно для нас.

Детям достаётся то, что испытала их мама в детстве

Что происходит с милыми, приятными женщинами, желающими родить детей, иметь большую семью, жить долго и счастливо? Как получается, что они становятся источником боли и ужаса для своих детей, разрушают их жизнь и психику?

Психологи утверждают, что только травмированная женщина наносит травму своим детям. То, что мы видели и слышали в детстве, впечатывается в подсознание как программа, которая обязательно срабатывает.

Как только такая женщина рожает, или часто соприкасается с детьми (например, воспитательница в детском саду, медсестра в детском отделении), то она начинает вести себя точно так же, как поступали взрослые по отношению к ней самой в её детстве.

Если контроль и моральные принципы сильны, то женщина сопротивляется влиянию своей подсознательной памяти. Она старается вести себя с ребёнком адекватно и решить вопрос мирно, а не бить его. Хотя её саму в детстве в такой ситуации просто били.

Но в этом случае все силы уходят на сопротивление своему подсознанию. Память боли и страха впечатана в тело, в каждую клетку. Она пытается прорваться в сознание, быть принятой и прожитой, она хочет наконец успокоиться. Такой процесс происходит постоянно, каждый день, 24 часа в сутки.

Из-за этого ежедневный контакт с ребёнком не приносит такого удовлетворения, какое могло бы быть, а приносит постоянную усталость и истощение.

Если же контроля не хватает, или моральные принципы отсутствуют (то есть, женщина считает возможным кричать и бить ребёнка), то она по полной программе “вернёт долг”. В этом случае ему достанется всё то, что она испытала в детстве, а может даже и больше. В качестве мести за свои мучения.

Я вижу такие ситуации достаточно часто. Да и для вас наверно это не новость. Бесконечная усталость мамы, непроходящее раздражение на ребёнка. “Картинки с натуры” встречаются на улице, в транспорте, в гостях. Меня, например, это очень больно задевает.

Я вижу полную беспомощность и беззащитность ребёнка — даже если он истерит и капризничает. Он ничего не может сказать, только молчать или плакать. Но каждый день в его теле идёт “видеозапись” происходящего — чтобы потом вылиться на его детей, а может даже и внуков.

На пути к успеху

— счастливой и обеспеченной жизни

— чтобы он стал интересной и всесторонне развитой личностью

— чтобы он получил хорошее образование и мог продолжать учиться

— чтобы он мог заниматься любимым делом, которое бы приносило ему хорошие деньги и радость

— чтобы он имел свободу выбора

— чтобы не сильно зависел от кого-то и от чего-то

— любил и был любим, имел семью и детей

Это естественное желание, которое должно быть у всех родителей.

Поэтому вы часто задаете себе вопрос: «что я могу сделать, чтобы мой ребенок стал счастливым и обеспеченным человеком?» Да можете немного вы, как родители, но больше ребенок, работая над собой с рождения!

Что такое судьба и предопределенность судьбы? Все очень просто: наше сегодня полностью зависит от наших мыслей выбора и действий вчера, а наше завтра будет полностью для нас зависеть от наших мыслей, выбора и действий сегодня. 

Поймете, поверите. Если будете в соответствии с этим правильно мыслить, делать и осуществлять выбор — ваше будущее для вас будет ясным и понятным.

Еще надо понять, что мы делаем выбор исходя в итоге всего из 2-х чувств: страха и любви! Миром управляет любовь. А чтобы ничего не бояться надо быть сильным духом и телом и понимать суть вещей, а это хорошее образование, дающее способность «за правдами» видеть истину. И никакой талант и блатной перец ничего не смогут сделать с трудягой, который пашет во благо людей. Вот это и есть та основа на которой надо строить воспитание и образование своих детей. И еще одна очень важная вещь: время наш самый дорогой и невосполнимый ресурс — не успел, опоздал, отложил,  и всё, уже не догнать.

Некоторые родители, и уж точно бабушки, считают, что для ребенка надо создать «счастливое детство»: все «прелести» беззаботного детства, обожания и восхищения всем что-бы ни сделано, удовлетворение всех хочу, больше спать, больше отдыхать, больше «ничего не делать», еще успеется вся жизнь впереди. А жизнь то от этого будет не очень. Родители должны заложить основы будущего своего ребенка и это не наследство, а знания, навыки, привычки, здоровье и здоровый образ жизни, физическая подготовка, трудолюбие и желание учиться, духовные начала. И учить этому надо с рождения, прежде всего, своим примером. Чем больше ребенка «грузят» с самого раннего возраста, тем больше он успеет освоить, впитать и это будет высота того фундамента, с которого ему прыгать во взрослую жизнь. Вроде все просто — а вы этому следуете? — вот и получается, что не просто!

Перейдем к деталям — что точно пригодится ребенку (не берусь выстраивать последовательность по возрасту, т. к. это просто поток сознания — жизненный опыт, а не учебник).

19 заповедей Марии Монтессори

Она считается одним из четырех величайших педагогов ХХ века, вместе с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко, которые совершили революцию в воспитании.

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

На пути к успеху

3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов…

Здоровье, любовь и работа по дому

Я хочу сказать, что это им обойдется ценой долгого поиска чувства собственного «я». Хочу сказать, что нам надо меньше беспокоиться о списке определенных вузов, куда бы они смогли подать заявление или поступить, а больше стараться, чтобы у них были привычки, мышление, навыки, хорошее здоровье, чтобы они преуспевали, чем бы они ни занимались.

Нашим детям нужно, чтобы мы меньше волновались об оценках и баллах, а были больше заинтересованы в их детстве, создавая залог их успеха, построенного на таких вещах, как любовь и работа по дому.

Я сейчас сказала «работа по дому»? Точно, сказала. И вот почему. Самое продолжительное исследование людей из когда-либо проводившихся называется Harvard Grant Study. Оно показало, что профессиональный успех в жизни, а его мы и хотим для наших детей, зависит от того, делали ли вы работу по дому, будучи ребенком, и чем раньше вы начали, тем лучше.

Настрой «закатай рукава и навались на работу», настрой на неприятную работу. Настрой на то, что кто-то должен это делать, и почему бы не я? Настрой, показывающий, что я буду стараться ради того, чтобы всем было хорошо, — это как раз то, что помогает продвигаться по службе. Мы все это знаем. Вы это знаете.

Перевод Андрея Зайцева