Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Для чего детям развивающие игрушки и как сделать их своими руками

Первой в своей ошибке призналась молодая мама Эрин из Испании. На своей страничке в Facebook она написала длинный пост о том, что ее дети избалованы, потому что у них слишком много игрушек. И на ее взгляд это главная проблема современного мира, где родители исполняют любые прихоти детей, не подозревая что этим только вредят. Во-первых, дети перестают ценить то, что имеют. Во-вторых, в комнате царит постоянный хаос, с которым все сложнее справляться. 

Что такое правило игрушек и как оно работает

Детям предоставляется возможность выбрать 20 любимых игрушек из всех имеющихся и оставить их себе. Остальные раздать нуждающимся или отправить в детские дома. Мальчики Эрин сначала запаниковали, но затем быстро поняли: в комнате действительно много вещей, которые давно им неинтересны. Такие игрушки есть у каждого малыша. Они пылятся в ящиках и просто занимают место. К тому же часто дети забывают об игровых наборах, которые у них есть. Хотя бы потому им просто трудно их найти из-за вечного беспорядка.

Важно не торопить детей и дать им время хорошо подумать и все взвесить. Двух дней на отбор двадцатки любимых игрушек вполне достаточно. Но есть вещи, на которые накладываются вето:

  • Творческие наборы — активно развивают фантазию, воображение, мелкую моторику, творческое мышление. Раскраски, наборы для создания аппликаций, картин из песка и бисера остаются. Это те вещи, от которых всегда есть польза.
  • Развивающие игрушки — пирамидки, сортеры, конструкторы, пазлы — также остаются. Это незаменимые инструменты для развития логического и пространственного мышления, памяти, внимания, концентрации внимания.
  • Игрушки для сюжетно-ролевых игр — еще одна важная составляющая счастливого детства. Конечно, девочка не может отказаться от любимой куклы, игрового домика, мебели и бытовой техники.
  • Книги и кубики — незаменимые атрибуты полноценного развития малышей, поэтому они тоже в не данного правила.
  • Мягкие игрушки — остаются самые любимые, с которыми дети засыпают и не расстаются. А вот подаренные слоники и медвежата, которые просто пылятся и не вызывают интерес, могут действительно отправиться в новую семью.

Оставшиеся игрушки нужно правильно хранить. Каждой категории — отдельный ящик. Также необходимо научить детей собирать игрушки после игры. Эрин сказала своим мальчикам, что если те не будут складывать детали конструкторов в ящики, то их просто заберут. Больше этот вопрос не поднимался.

После того, как 20 игрушек отобраны, остальные внимательно осматриваются. Есть много сломленных машинок и роботов, которым пора на заслуженный отдых. Остальные складываются в ящики и отправляются в гараж. Эрин удалось собрать 6 пластиковых ящиков, которые просто занимали место в детской и не были интересны детям.

Что подарить ребенку на 5 лет? 10 веселых сюрпризов

Учимся играя: какая польза конструкторов для развития ребенка

Пазлы для детей: развиваем мышление и еще 10 важных навыков

Несколько месяцев игровые принадлежности хранятся в ящиках и остаются дома. Может быть так, что ребенок ошибся и отдал вам любимую игрушку. Чтобы не было слез и истерик, несколько месяцев детские игрушки остаются в зоне доступа. Если через 3-4 месяца маленький озорник не вспомнил о своем богатстве, пора отдать куклы и машинки в другие хорошие руки. Также вы можете поступить по-хитрому. Некоторые изделия можно оставить и периодически заменять ими те, что находятся в детской комнате. Ведь даже любимая двадцатка игрушек в скором времени надоест маленьким озорникам. Но и здесь работает правило: получая что-то новое, дети отдают что-то старое, чтобы освободить для него место. Такой метод помогает детям выбирать только по-настоящему желанные вещи, а не руководствоваться минутными капризами.

Правило 20 игрушек стало популярным среди мам во всем мире. Миллионы женщин избавились от беспорядка в детской комнате, научили детей не жить в хаосе и ценить вещи. В большинстве случаев дети даже не плакали за потерянными куклами и машинками. Они научились самостоятельно убирать игровое пространство и по-умному подходить к покупке новых развлечений. Благодаря правилу 20 игрушек уборка в детской комнате занимает около 10 минут, а у детей больше места для активного досуга.

Эрин говорит, что 20 — не магическое число и вы сами можете создать свое правило, основываясь на потребностях и ценностях вашей семьи. Главное избавиться от беспорядка в доме и не копить годами бесполезные вещи, которые не нужны ни вам, ни вашим детям.

Карманы для мелочей

Совет №3. Расположите рядом с детским спальным местом карман или специальный ящичек для игрушек и книг, которыми ребенок пользуется во время дневного или ночного сна. С мишкой спать мы любим, а вот каждый раз усаживать его на место не очень удобно. Пусть будет под рукой, рядом. То же самое и со сказками на ночь. Протянул руку – вот она, книжка, почитал – положил в кармашек.

Мамы-рукодельницы могут пошить тканевые карманы, мешочки и все, что подскажет фантазия, чтобы складывать детское «добро» на свои места. Чтобы карман лучше держал форму, можно проклеить ткань дублерином. В качестве застежки – липучка или пуговицы. Можно сделать шлевки и продеть в них палочку подходящего диаметра.

Удобно крепить карманы на детскую кроватку или рядом с ней. Главное условие – ребенку должно быть удобно дотягиваться до этого «хранилища», чтобы он сам привыкал складывать свои вещи по местам.

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Развивающие коврики для детей своими руками: как сшить коврик с дугами и бортиками, игровой, двусторонний и коврик-пазл

Развивающий коврик

Развивающие книжки

Развивающий коврик и стенд

Развивающие подушки

Развивающий домик и пазлы-животные

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» — они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы: те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого. Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

к оглавлению ↑

Как организовать хранение детских вещей: базовые правила

Правило №1. Сортировка. Это покажется совсем радикальным, но результат стоит того. Оторвитесь от статьи, идите прямо сейчас и вытащите из шкафов всё на центр комнаты. Абсолютно всё: что всегда перекладывалось с места на место в поисках пристанища, что пряталось каждый раз на самую дальнюю полку перед приходом гостей, что каждый раз запихивалось в «резиновый» ящик детской тумбочки. Откройте уже этот ящик Пандоры! Вытащили? Посмотрели на этот карнавал цветов, размеров и форм? А теперь разложите всё на 5 групп:

  • одежда,
  • обувь,
  • игрушки,
  • книги,
  • мелочи.

Теперь разбираемся с каждой группкой детского добра отдельно и организуем систему хранения вещей в детской комнате.

Правило №2. Хранение детской одежды и обуви. Всю одежду лучше хранить в одном месте, заранее выделив полки под нижнее белье. Помните, что всё-таки вы не у себя в комнате, а в детской — дайте ребенку самому подписать полочки или ящички. Таким образом он запомнит лучше, где что хранится и поймет, что весь этот кипиш с порядком — не ваша очередная истерика, а серьёзная операция. Вы же не шутите, что хотите отвоевать отобранные земли себе обратно, да?

Всё актуальное повесьте на вешалки и разложите по полкам, а весь несезон — в вакуумные пакет (привет, Икея!) и в самый дальний угол. Готовы поспорить, что лишнего дальнего угла нет ни у кого, поэтому добро пожаловать к нам на Чердак. Кто как не мы лучше всех присмотрим за зимней и летней одеждой. У нас чисто, сухо и тепло в любое время года, а отдадим всё, как только понадобится.

Правило №3. Игрушки и книги. Игрушки — в корзины, коробки и ящики. Органайзеры-кармашки, которые вешаются на бортик кровати или стену, корзинки на рейлах, ящики для хранения, спрятанные под кроватью, в стульях, в изголовьях кроваток, классические полки на всю стену (почему бы и да) — всё уже придумано за вас, ищите и найдёте что-то на свой вкус. Книги лучше хранить вертикально на самых нижних полках в открытом доступе.

Правило №4. Мелкие предметы. Главная идея — хранить мелочёвку в контейнерах с крышками. Нет ничего страшнее, чем случайно уронить коробку с самым мелким лего на пол. Закрывайте всю мелочь под плотную крышку в прозрачный бокс: и вы, и ребенок сразу будете видеть, что там внутри и не придётся лишний раз открывать. Для этой же цели наклейте маркировки. Помните, кто должен все подписать? Ага.

Как узнать, скоро ли вас поглотят вещи?*

* Консультирует психолог Ирина Соловьева

  • Если ваша страсть к собиранию вещей – это проявление психического расстройства, оно обязательно будет сопровождаться и другими тревожными симптомами. Например, неадекватным восприятием реальности, нарушениями памяти и внимания.
  • Обратите внимание на масштаб, который принял вещизм. Может, он начал мешать вашей повседневной жизни? Может, вещи уже вытесняют вас из квартиры?
  • Важно, что именно вы собираете. Допустим, нет ничего страшного, если механик или инженер коллекционирует детали, которые могут пригодиться ему в работе. Но зачастую, “подхватив” синдром Плюшкина, вы начинаете захламлять дом совершенно ненужными вещами.
  • Задумайтесь, сложно ли вам расстаться с вещами – разобрать гардероб, отдать ненужные вещи в детдом или малоимущим? Если да, то пора бить тревогу.
  • Помните, что люди пожилого возраста больше подвержены патологическому накопительству. В умеренных масштабах он для них даже нормален. Так что не нужно равняться на бабушку, которая не выбрасывает пластиковые коробочки от курицы, и дедушку, коллекционирующего пузырьки от закончившегося парфюма.

Ребенок разбрасывает вещи

Разбрасывание вещей – это новое и занимательное умение детей от полутора до трех лет. Требуется достаточно развитая моторика для того, чтобы разжать пальцы и в нужный момент выпустить предмет, а также координация зрения и рук, чтобы совершить бросок. Не удивительно, что ваш малыш хочет снова и снова тренироваться в этом нелегком деле.

Результат броска тоже интересен. Ребенок открывает, что любой предмет падает вниз, а не вверх. Он не знает слова «гравитация», но видит ее в действии. Если бросить мячик, он отскакивает.

Если бросить сливу – она прилипает к полу. Конечно, вас могут свести с ума спагетти, разбросанные по только что вымытому кухонному полу или чистая соска, оказавшаяся на тротуаре.

Но для малыша это лучшее развлечение.

Что делать, если малыш бросает вещи

Если только ребенок не собирается кинуть камень в оконное стекло или кого-то поранить, не реагируйте слишком бурно. Невозможно помешать ребенку этого возраста раскидывать вещи. Сконцентрируйтесь лучше на том, что именно и где он кидает. Предлагаем вам несколько советов.

Покажите ребенку, что он может бросатьМалыш гораздо быстрее поймет, какие вещи бросать нельзя, если ему можно бросать другие. Явный лидер здесь – мячи. Лучше остановиться на мягких мячиках, которые сведут к минимуму ущерб, наносимый дому.

Больше всего радости ребенку двух лет доставят игры вроде забрасывания набитых зерном мячиков (сокс) в корзину или камешков в пруд, особенно если вы играете вместе с ним. Таким образом вы дадите ему понять, что кидать вещи можно, но только если он кидает правильные предметы в правильном месте и в правильное время.

Если он кидает неподходящий предмет, например ботинок, спокойно заберите его и скажите, что ботинки не предназначены для того, чтобы их кидать – в отличие от мячиков. И дайте ему мячик.

Не поощряйте агрессиюЧто делать, если ребенок бросает то, что не следует – песок из песочницы или игрушки – в других детей? Попробуйте сначала это игнорировать. Если малыш поймет, что может привлечь ваше внимание, кидая то, что нельзя, ему захочется это повторить.

Если ребенок часто угрожает другим детям, кидая в них какие-то вещи, старайтесь придерживаться одной линии поведения. Дети в этом возрасте лучше всего понимают что-либо через повторение.

В следующий раз, если ситуация повторится, скажите «нет, так нельзя» и уведите малыша на какое-то время. Так вы подчеркнете свое «нет» и смените обстановку.

Потом ребенок сможет вернуться в компанию и начать игру заново.

Если вы заметили, что ваш ребенок кидается в других детей, когда разозлится, учите его пользоваться речью. Скажите так, например: «Если ты рассердился на Машу, используй слова». Или: «Скажи мне, если разозлился».

Ребенок разбрасывает вещи

Ничего страшного, если вы покажете, что расстроены, изменив тон голоса. Главное, чтобы ваши слова не были продиктованы раздражением.

Старайтесь не кричать на ребенка и никогда не бейте, даже просто по руке, пытаясь отучить его бросаться вещами.

Если ребенок продолжает кидаться в других детей, вам придется какое-то время не отходить ни на шаг от малыша и его игрушек и бдительно следить за процессом игры.

Привязывайте игрушкиКогда ребенок сидит в коляске или автокресле, попробуйте прикрепить несколько игрушек в пределах доступности. Используйте короткие веревочки и обрезайте концы, чтобы ребенок в них не запутался. Малыш быстро обнаружит, что может бросать предметы, а потом вытягивать их обратно. Ему веселее, вам проще.

Убирайтесь вместеНе заставляйте ребенка поднимать с пола каждый брошенный предмет. В этом возрасте это будет слишком. Попробуйте заняться уборкой вместе. Вы можете вовлечь малыша в процесс такими словами: «Давай-ка посмотрим, как быстро мы сможем собрать эти кубики вместе?» или «Можешь найти все желтые кубики?»

Покажите примерНе надо опасаться, что вы подадите ребенку плохой пример, кинув подушку на диван.

На самом деле, бросая какие-то предметы в бытовой ситуации, вы можете показать ребенку, что можно кидать и что нельзя. В следующий раз, когда он начнет бросать то, что не следует, пройдитесь по дому вместе.

Закиньте носки в корзину для стирки, салфетки – в мусорное ведро, а игрушки побросайте в коробку для игрушек.

Сидите рядом во время обедаВ этом возрасте еда становится весьма грязным процессом. Но большого беспорядка можно избежать, если вы сидите рядом с малышом, пока он ест. Когда он захочет выкинуть еду из тарелки, вы сможете вовремя сказать «нет» спокойным, но твердым тоном. Или придержать тарелку, если понадобится.

Используйте прочную посудуНикогда не давайте ребенку этого возраста предметы из любимого сервиза. Используйте специальную посуду для детей, которая приклеивается к поверхности благодаря резиновым присоскам на дне. Это предотвратит случайное переворачивание, но не остановит ребенка, который поставит себе целью оторвать «прилипшую» тарелку от стола.

Давайте маленькие порции едыВы будете меньше выбрасывать, а у ребенка будет меньше снаряжения для бросков, если вы будете класть ему на тарелку маленькие порции пальчиковой еды. Не накладывайте больше, если не все съедено. Обычно малыши не начинают раскидывать еду, пока не наедятся и не заскучают.

Не важно, сколько он успел съесть, если он начал бросаться едой – убирайте тарелку и выводите ребенка из-за стола или вытаскивайте из детского стульчика. Еда на этом заканчивается. Если какие-то кусочки выпали из детских пальчиков, случайно или не совсем, относитесь к этому спокойно.

Тертый сыр или кусок хлеба на полу – это не очень приятно, но мы все иногда что-то роняем.

Электронные друзья

Есть игрушки, при уходе за которыми нужно избегать контакта с водой, чтобы не повредить их. Что же делать?

  • Радиоуправляемые машинки, пластмассовые музыка­льные инструменты можно помещать в морозильную камеру на пару суток, предварительно вынув элементы питания. Яйца паразитов и часть вредных бактерий погибают при низких температурах. После извлечения игрушки из морозилки подождите 1–2 часа, прежде чем вставлять батарейки. Это необходимо для того, чтобы с контактов электронного механизма испарился конденсат.
  • Правда, если ребенок регулярно пытается угостить поющего мягкого зайку кашей, такой способ ухода окажется малоэффективным, так как не сможет удалить загрязнения. В этом случае можно пожертвовать вокальными способностями игрушки, вытащив музыкальный блок. Образовавшееся пустое пространство заполните синтепоном и аккуратно зашейте. После такой „операции” игрушку можно стирать в компании с другими плюшевыми друзьями.
Электронные друзья

Burda Media