Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Домашняя работа: 10 полезных советов ученикам и родителям

Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.

Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.

При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

8. Работайте только на «положительном подкреплении».

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…

Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.

10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.

Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

См. также:

  • Побеждаем первые трудности
  • Что мы приносим в школу

Ещё документы из категории педагогика:

Урок на тему “Воспитание ответственности младших школьников в учебно-воспитательном процессе” Доклад “Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника” Тематическое планирование по обучению грамоте (чтение) 1 класс Для родителей памятка – Спайсы! Паспорт библиотеки Примеры организации экскурсий Сценарий война в афганистане 55468554595541855411554105540455384X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Психологические проблемы младшего школьного возраста

       Младший школьный возраст, в особенности первые месяцы обучения, психологи признают сложным и стрессовым периодом, как для детей, так и для родителей.

Одной из главных проблем начала школьного обучения становится адаптация детей к новой для их жизни реальности, которой становится школа.

Даже если ребенку в первом классе не ставят оценки и не задают домашние задания, родитель может ощущать, что первая радость от пребывания в школе у ребенка прошла и он уже начинает проявлять недовольство по поводу обучения.

Это может выражаться либо в прямом нежелании посещать учебное заведение, либо возвращением к тем видам деятельности, которые, казалось, были уже оставлены в дошкольном детстве, а в некоторых случаях и более серьезными последствиями, такими как, болезнь ребенка или общее физическое недомогание.

     Среди основных причин подобного явления психологи отмечают такие, как педагогическая запущенность ребенка, плохие условия жизнеобеспечения и воспитания, личностные особенности ребенка,  чрезмерно жесткий и нормативный стиль воспитания и прочие психотравмирующие факторы.

     Основной предпосылкой к школьной неуспеваемости может оказаться психологическая неподготовленность ребенка к целенаправленной, систематической работе в новой ситуации его развития.

Необходимо отметить, что даже умеющий хорошо читать и считать ребенок может испытывать серьезные трудности, связанные с новой для него ситуацией взаимоотношений, которая характерна для школьного коллектива и системы школьного образования.

Психологические проблемы младшего школьного возраста

Психологи считают, что родителям следует в начальный период обучения больше обсуждать с ребенком не то, какие темы они проходили на уроках, а его взаимоотношения с одноклассниками и с учителем.

     Согласно статистике последних лет, только 49% детей поступивших в школу, посещали дошкольные учреждения.

Ребенок, в особенности, если он не посещал детский садик, еще может не обладать достаточным опытом и набором психологических средств для адекватного общения и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, не говоря уже об органическом вхождении в учебный процесс, требующий повышенной самоорганизации и самодисциплины. Даже у благополучного и старательного ребенка может наблюдаться основательно затянувшийся период адаптационного процесса к новому виду деятельности.

    Психологи приводят следующую статистику: 50-60 % учащихся первых классов адаптируются в течение первых одного-двух месяцев обучения в школе, 30 % учеников затрачивают на это полгода, 10-15 % первоклассников испытывают серьезные трудности со школьной адаптацией в течение всего первого года обучения.

Это нормальные, закономерные цифры, свидетельствующие о том, что ребенок в силу своего возраста  или отдельных психологических особенностей сложно привыкает к новым для него условиям, что требует корректного поведения со стороны родителей и определенной доли терпения.

В особо сложных ситуациях лучше обратиться за помощью к специалисту, детскому психологу, который сможет проконсультировать родителей и детей по преодолению возникшей проблемы.

Прочитано 1874 раз Последнее изменение Суббота, 17 Сентябрь 2016 12:49

Советы родителям

1 Не выполняйте задания за ребенка!

Чего греха таить, почти все мамы и папы могут довольно быстро решить пример или задачу из школьного учебника за второй, третий или четвертый класс и без труда понять, какие буквы пропущены в предложении в пособии по русскому языку.

Но выполнять домашнее задание, если даже ребенок умоляет об этом — значит оказывать ему медвежью услугу.

Легкие примеры заканчиваются, а впереди у школьника все возрастающий объем внеурочной нагрузки. Не превращаться же мамам и папам в «бюро», которое через несколько лет будет вечерами решать задачи по физике и химии, вникать в алгебраические и геометрические премудрости!

2 Расскажите ребенку о его обязанностях

С ранних лет дети должны понимать, что у человека есть права и обязанности. Например, мама и папа работают и получают за это деньги, а ребенок ходит в школу и выполняет домашние задания. Они учат ответственности, правильному распределению времени и помогают лучше усвоить знания.

3 Поощряйте правильно

Делать это нужно словом, а не деньгами: глубоко неправы те родители, кто переходит со своим чадом чуть ли не на «товарно-денежные» отношения: дескать, сделай уроки вовремя и хорошо, а я тебе дам денег (куплю, что ты попросишь) или разрешу играть в компьютерные игры хоть всю ночь.

Запомните: школьник делает домашнее задание не для мамы и папы и не для педагога, а для себя.

4 Всегда будьте готовы к диалогу

Месяцы, когда ребенку только начинают задавать на дом, самые «горячие». Это стресс для мальчишек и девчонок: возможно, дети не сразу привыкнут к тому, что заниматься надо и после уроков. Важно, чтобы ребята могли посоветоваться с родителями по любому вопросу — без доверительных отношений здесь никак! Родители не должны ругать ребят, если что-то у них не получается: без ошибок не обходился еще ни один школьник.

5 Подготовьте ребенку рабочее место

У ребенка должно быть удобное рабочее место для выполнения домашнего задания.

Важны высота стола и стула, правильное освещение, отсутствие внешних раздражителей (например, включенный телевизор или компьютер).

Зачем рассеивать внимание, зарабатывать сколиоз и проблемы со зрением, занимаясь где попало?

Успешнее в учебе те ребята, которые сразу поняли, что задания на дом — это продолжение пути к знаниям. Таких детей не испугать тем, что со временем уроки станут сложнее, а над закреплением знаний придется дольше работать вне класса. И даже если когда-нибудь привычная домашняя работа с учебниками и тетрадками целиком переместится в онлайн, советы о правильной организации процесса по-прежнему останутся актуальными.

Теги: домашнее задание, начальная школа

Конфликт: как говорить с разгневанным родителем

Но вот оно все-таки произошло: разгневанный родитель у вас на пороге. Что ж, прекрасно, что у вас! Ваши усилия не пропали даром. Он верит, что вы что-то сделаете, иначе бы пошел к директору, а то и написал бы в Департамент (прокуратуру, приемную Президента, ООН…). Сначала надо понять, что так сильно огорчило маму или папу ребенка. Даже если вы знаете, в чем дело, надо предложить ему или ей высказаться: "Вместе мы наверняка справимся с проблемой".

Психологи советуют применять прием "активного слушания": это способ показать собеседнику свою включенность и избежать недопонимания.

Применяя эту методику, надо повторять часть слов собеседника. "Правильно ли я вас понял, что…", "Вам стало обидно за своего ребенка", "Вас возмутило, что учительница не проверила дополнительное задание, которое сама же дала" и т.д. Старайтесь делать акцент на переживаниях, эмоциях. Не спешите возражать.

Когда человек выговорится, изложите свое видение проблемы, но только в том случае, если вы можете это сделать, точно зная, что произошло. Может быть, стоит организовать встречу всех участников конфликта, на которой вы выступите в качестве медиатора?

Если все в целом и так ясно, надо попытаться разрешить конфликт. Но делать это должен не учитель, а все участники конфликта. "Давайте подумаем, что мы можем сделать вместе?" — вот правильный подход. Ведь решения имеют значение для всех нас лишь в том случае, если мы сами их приняли. Ну, или хотя бы сами согласились им следовать.

Главные правила в такой ситуации:

  • сохранять спокойствие;
  • стараться слушать максимально внимательно и понять собеседника как можно лучше;
  • дать ему высказаться до конца;
  • не принимать ничью сторону, никого не осуждать;
  • подчеркивать, что решать проблему надо сообща;
  • настаивать на принятии общего решения (или хотя бы на решении всем еще раз подумать над сложившейся ситуацией: что можно сделать).

И помним: медиатором может быть только человек, не вовлеченный в конфликт!

Родители как пример

Ещё один немаловажный фактор, который необходимо учитывать в общении с подростком – это сила личного примера. Как мы и писали ранее – противоречивость взаимоотношений между родителями и подростками создаётся во многом тем, что ребёнок стремится к самостоятельности, пытаясь отойти в сторону от влияния и контроля родителей, но при этом всё-таки тянется за ними.

Объясняется это тем, что на протяжении всей жизни ребёнка родители были для него идеалом и примером для подражания, как вдруг система пошатнулась, нравственные ориентиры начали меняться под влиянием окружения и собственных физических изменений, но опыт, воспоминания, благодарность и любовь никуда не ушли.

В итоге подросток одновременно свергает родителей с подсознательного обожествляющего пьедестала и одновременно ищет в них возможность для того чтобы зацепиться, подтянуться до уровня «самостоятельный», «взрослый».

Попытайтесь своим примером помочь вашему сыну или дочери стать самостоятельнее – это самый правильный, действенный и безболезненный способ избежать любых конфликтов между вами и подростком. Личный пример – безапелляционен, его сложно опровергнуть ребёнку.

Главное не путать личный пример и прошлый опыт – например, если вы против того, чтобы ваш сын начал ходить на гимнастику, не стоит приводить в пример себя, когда вы были в школе, и что вам лучше давались единоборства. Личный пример – это то, что видят ваши дети здесь сейчас, а не то, что происходило с вами когда-то давно.

Решение. Родители часто слышат от детей, что учительница их не любит. Это детская реакция на обиды. Дети хотят нравиться учителям, жаждут их внимания и похвалы. Эмоциональную реакцию на обиды обычно может спро­воцировать определенный стиль работы учителя — если он не совпадает с тем, как привык учиться ребенок. Мама должна помочь дочери разобраться, что с ней происходит. Обычно ребенок убежден в своей правоте. Разобрать­ся, чего хочет учительница от дочери. Убедить, что все зави­сит от нее самой. Кто добивается хороших результатов и по­чему? Что ценит учитель? В исключительных случаях совмест­но с учителем найти решение вопроса.

стр., слов ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание … … занятиях – хобби и отдельных самостоятельных обязанностях, взятых на себя по собственному решению, рассудительность. Психологический смысл этих особенностей поведения – осознание правил, повышение внутренней … личностных диспозициях, а не только на ситуации, в которой находится ребенок, поведение ребенка детерминировано личностью. Мотивы, порождающие игровую деятельность: интерес к миру взрослых, …