Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Эффективное обучение чтению дошкольников

Обучение грамоте – процесс длительный, требующий большого количества времени и сил. Для детей занятия должны проводиться в форме увлекательной игры, быть системными и регулярными. Какие наиболее эффективные методики обучения чтению существуют?  В каком возрасте лучше всего начинать обучение чтению детей? 

Методики для обучения чтению

Звуковой метод применяется в рамках школьной программы и основан на знании алфавита. Ребенок изучает сначала буквы и звуки, затем переходит к чтению по слогам и словам. Такой метод дает ребенку возможность правильно слышать и воспроизводить слова, он развивает слух и устраняет речевые проблемы. Обучение по звуковому методу точно не подходит тем, кто ожидает быстрого результата.

Метод обучения чтению по кубикам Зайцева основан на складах и осуществляется в активном игровом формате. Ребенок запоминает буквенное сочетание, что дает возможность быстрее освоить чтение в дошкольном возрасте. При этом, важно обращать внимание на качественное произношение слов. Кубики Зайцева развивают мелкую моторику рук, восприятие пространства и чувство ритма.

Обучение с применением карточек Домана дает детям возможность воспринимать слова как целостные языковые части. Это позволяет им читать слова быстро с раннего возраста, так как при использовании метода дети не учат отдельно буквы и звуки. При этом, необходимо контролировать, чтобы у ребенка не было проблем с разбором слов при изучении школьной программы, ведь данный метод не предполагает изучения этих основ.

Система Монтессори учит писать буквы с помощью наглядных таблиц, после чего по отдельности изучаются буквы. Затем малыши пробуют составлять слова, целостные предложения и несложные тексты. Система не подразумевает обучение в формате длительных уроков и монотонных упражнений. У детей достаточно быстро формируется навык чтения слов без разделения на слоги.

Вы узнаете и научитесь

Обучаясь на курсе повышения квалификации, вам предстоит изучить следующие темы:

  • Психологические основы разных типов процесса чтения у детей.
  • Причины трудностей формирование навыка чтения.
  • Специфика глобального и послогового чтения. Психологические и методические особенности.
  • Использование традиционных средств и новейших компьютерных технологий в процессе формирования навыка чтения.
  • Разнообразие авторских методик обучения. Методики Д.Б. Эльконина, Н. Зайцева, П.В. Тюленева, А.М. Кушнира, Т.С. Резниченко. Системы Г. Домана и М. Монтессори.
  • Освоение техники быстрого чтения.
  • Логопедические методики обучения чтению, их особенности.

Подготовка к чтению

Перед школой ребёнок должен уже должен знать буквы и слоги, чтобы малыш не отставал от программы и вовремя усваивал материал. Если чадо ходит в детский садик, родители все равно должны уделять время для обучения или повторения.

Этапы подготовки:

  • Выберите методику обучения, они описаны ниже.
  • Читайте малышу, ведя пальчиком там, где читаете – это помогает развивать зрительную память.
  • Читайте всей семьёй, чтобы малыш брал пример.
  • Читайте ребёнку детские книги с яркими картинками. Это помогает ребенку представлять и понимать сказки, а также вызывает приятные эмоции при чтении книг.
  • Не заставляйте малыша читать. Если он не желает слушать чтение или учиться, не нужно на этом настаивать – это может вызвать у ребёнка обиду или недовольство.

Как выбрать подходящую методику?

Каждая методика, обладая своими достоинствами, имеет так же и свои недостатки, которые могут стать критичными для многих родителей. Выбор той или иной техники и подхода зависит от индивидуальных взглядов родителей на процесс обучения и воспитания.

Для выбора подходящей методики нужно сделать следующее:

  1. Определиться с тем, на что данная методика должна делать упор в обучении малыша (знания, творчество, духовное развитие)?
  2. Изучить каким образом происходит процесс обучения и подходит ли он для вас и вашего ребенка?
  3. Какие плюсы и минусы есть у выбранной методики?
  4. При выборе более одной методики необходимо оценить насколько они между собой сочетаются

Критерии выбора методики

Для выбора методики обучения ребенка родители должны ответить себе на вопрос о том, что они хотят получить от дошкольного образования:

  • Общий объем знаний;
  • Раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • Сформировать свободную личность;
  • Развить физические навыки;
  • Получить энциклопедические знания;
  • Что-то другое.

Чаще всего одна методика направлена на развитие одного или нескольких из указанных критериев. На сегодняшний день не существует одного подхода, который бы в полной мере обеспечивал равное развитие всех указанных направлений. Вследствие этого родителям нужно либо принять одну из наиболее подходящих методик или же комбинировать несколько в желаемых пропорциях. Помните, что, возможность комбинировать и брать от методик самое необходимое позволяет родителям успешно решать большинство вопросов связанных с обучением ребенка до 7 лет.

Все статьи по теме

Плюсы методики Зайцева

1. Система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и деткам постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься.

2. Дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием.

3. Если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.

4. Методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма.

5. Система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Также занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника. А песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Заключение

Итак, мы постарались разобраться в том, как научить дошкольника читать. Специалисты советуют перед обучением убедиться в том, что ребёнок действительно готов к усвоению новых знаний. Ни в коем случае нельзя форсировать события, заставлять малыша учить буквы и слоги. Главное – подойти к процессу с умом, начинать с малого, переходить к более сложным заданиям.

Ну и не забывайте о том, что дошкольник – маленький ребёнок, ведущей деятельности которого является игра. Поэтому следует обучать чтению не на домашних уроках, а в игровой форме. Следование всем этим правилам позволит просто и без особых проблем научить вашего любимого малыша читать.

Обучение чтению ребенка по методике Зайцева

Обучение чтению по методике Зайцева, рассчитано на детей от двух лет. Пение и чтение по складам – это основа методики. Детки поют написанные на кубиках и таблицах склады. Склад – это пара звуков. Например: согласный и гласный, согласный и мягкий знак или твердый. Они написаны на кубиках, которые различаются по цвету, звуку (звонкие, глухие, шипящие и т.д.), размеру. Это дает возможность детям на практике почувствовать разницу между звуками. Обучаться в игре с пением, наилучшая возможность достичь эффективного результата, малыши быстро осваивают правила фонетики. Сначала складывают слова и поют – взрослые, а дети повторяют.

Следует учесть, что все методики обучения чтению детей имеют свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать. Но все они предполагают расширение словарного запаса ребенка, формирование монологической и диалогической речи, обучение логически мыслить. Но обучение чтению должно быть желанием самого ребенка. Задача родителей – не отбить интерес к этому занятию у детей. Так же нужно обратить внимание на индивидуальные особенности ребенка. Положительный эмоциональный контакт поможет сделать занятия наиболее интересными.

Как научить ребенка быстро читать

Бывает, что дети, знающие алфавит с ранних лет, даже к 5–6 годам не умеют читать. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют изучать буквы в процессе обучения чтению. Если делать это по методике Николая Зайцева, ребенок начинает читать через несколько занятий.

Обучение происходит с помощью специальных кубиков. Они отличаются по размеру, весу, цвету, вибрации и звучанию наполнителя. На кубиках, помимо отдельных букв, изображены склады – комбинации из пары согласный-гласный. Ваша задача – научить ребенка правильно выстраивать кубики, чтобы в итоге получались слова.

Важно! Методика Зайцева подходит для обучения малышей любого возраста, в том числе и грудничков, и рассчитана на чтение с 3–4-летнего возраста.

Известный педагог и логопед Надежда Жукова рекомендует приступать к обучению чтению лишь в том случае, когда у ребенка хорошо развита устная речь. В помощь деткам, изучающим буквы, она разработала специальный букварь и магнитную азбуку. В книге есть методические указания и советы для родителей. Предложенная дошкольникам программа усложняется по мере изучения букв. С «Букварем» Жуковой легко научиться плавному и быстрому чтению.

Итак, обучать буквам можно с рождения, но лучше в 4–5 лет. Изучение алфавита желательно совмещать с обучением чтению.

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.