Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС

Проводить свободное время с ребенком нужно душевно! Заниматься тем, что будет интересно вам двоим — лучший вариант. Дети всегда чувствуют, когда взрослые с ними неискренни, так что придумывайте занятия, которые приведут в восторг всех!

Научные опыты для детей

  1. Ракета Из обычного чайного пакетика вынь содержимое. Да, эту труху можно выбросить без сожаления.

    Сделай из пакетика ракету наподобие китайского фонарика.

    При поджигании маленькая ракета полетит в воздух! Конечно, такие опыты нужно проводить только со взрослыми и на свежем воздухе.

  2. Сила осмоса В несколько емкостей налей воду и добавь пищевые красители разных цветов.

    Поставь стебли сельдерея в цветную воду. Когда малыш заметит, что растения окрасились в цвет воды, его удивлению не будет предела!

  3. Торнадо в банке Добавь немного моющего средства в банку с водой и хорошенько взболтай ее круговыми движениями.

    Вихрь, который получится внутри банки, напомнит тебе и ребенку настоящий ураган!

  4. Магнитное поле Классический трюк с батарейкой: вот что получится, если присоединить две проволочки к разным полюсам…

    Батарейка будет вращаться! Сила магнитного поля невероятна.

  5. Магия плавания Помести упаковку из-под кетчупа в пластиковую бутылку с водой. То, как она себя будет там вести, заворожит дитя!
  6. Блуждающая вода Вода, которая перемещается из стакана в стакан самостоятельно, – настоящее чудо. С помощью небольшого кусочка ткани можно устроить целое представление…
  7. Прочные пузыри Если добавить в мыльный раствор глицерин, пузыри получатся очень плотными и крепкими.

    Загляденье!

  8. Эксперимент с водой Устрой импровизированную лабораторию на кухне и выясни, какие вещества растворяются в воде, а какие – нет. Вот это план на вечер!

Любовь к науке прививается с детства! Всем родителям стоит об этом помнить и выбирать альтернативные развивающие занятия для детей вместо пустой траты времени. Самое интересное, что родителям тоже придутся по душе такие развлечения: исследовательский дух присутствует в каждом человеке. Особенно, когда эксперименты такие веселые…

Покажи другим родителям эти идеи, без них на выходных никуда!

Плюсы использования

Мальчики и девочки начинают познавать мир, в который они приходят, с первых дней жизни. Дитя наблюдает за тем, что делают и как поступают его родители. Чем он старше, тем более энергичным и любопытным становится. Начинается нескончаемая череда вопросов: что, как и зачем? Попытки семьи объяснить сложные процессы простым языком не всегда приносят успех.

По мнению многих ученых и педагогов действительно полезным способом обучения можно считать процесс познания происходящего с помощью практики. Эту цель могут удовлетворить специально созданные наборы для опытов. Тематические игры для разных областей знаний. Любой ребенок сможет выбрать ту область интересов, которая будет полезна лично для него. Плюс такой познавательной игры в том, что юный исследователь может развить необходимые для жизни качества, усердие и внимание, которые пригодятся в школе, а в перспективе помогут и определиться с профессией, когда станет взрослым.

Еще одно весомое преимущество – развитие желания разбираться в науках, а не проводить время за электронными устройствами. Ставить опыты можно как индивидуально, как и привлекая членов семьи. Как показывает практика, проведение времени в кругу семьи сплачивает и способствует развитию командного духа. Изготавливаются для различных возрастных групп. Существуют как довольно простые, так и достаточно сложные варианты.

Когда малыш заинтересовался роботостроением, ботаникой, астрономией, физикой нельзя упускать время, наборы для исследований помогут поддержать проявленный интерес и могут быть использованы дома, в школе и на тематическом кружке или занятии. Девочкам будет интересно самим создать парфюмерные и косметические средства или вырастить необычное растение. Специалисты, опираясь на мнение родителей, выделили несколько наборов, призванных утолить тягу к знаниям детей с различными интересами.

Круговорот воды в пакетике

Тебе понадобится

  • 1 пакетик с застежкой
  • краситель синего цвета
  • вода

Приготовление

  • Добавь в воду несколько капель красителя.
  • На пакетике можно нарисовать фломастером тучки и волны. Налей воду внутрь.
  • Запечатай пакетик скотчем и повесь на окно. Модель круговорота воды в природе готова!
  • Под прямыми солнечными лучами вода будет превращаться в пар, а потом — проливаться дождем в маленькое море. Если взять пакетик побольше и разрисовать его покрасивей, получится воистину волшебное развлечение.
  • Торнадо в банке

    Тебе понадобится

    • вода
    • продолговатая прозрачная банка
    • жидкость для мытья посуды
    • синий пищевой краситель
    • блестки

    Приготовление

  • Налей в банку воду так, чтобы заполнить примерно 3/4 пространства.
  • Добавь пару капель жидкости для мытья посуды, краситель и блестки.
  • Закрути крышку и взболтай жидкость, раскручивая банку по спирали. Центробежная сила создаст настоящую бурю в банке!
  • Как плавает рыбка

    Этот эксперимент поможет объяснить ребенку, как плавает рыбка или подводная лодка. Все, что понадобится – это виноградина и газированная вода. Наливаем воду в прозрачный стакан, опускаем туда же виноградинку. Поскольку она тяжелая, то быстро опустится в воду.

    Но вот чудо! Вскоре ее окружат пузырьки воздуха, которые быстро поднимут нашу «рыбку» на поверхность. Как только виноградина окажется у края воды, она тут же опустится вниз и все повторится опять – процесс практически бесконечный. Также работают легкие у рыбок.

    Как окрашиваются цветы

    Чтобы наглядно объяснить ребенку, как растения получают влагу из земли, вам понадобится: пара стаканов и пищевых красителей, а также белоснежные листья капусты.

    Наливаем в стаканы воду, добавляем красители. Затем аккуратно ставим в окрашенную жидкость белые листья капусты. Постепенно они полностью окрашиваются в тот цвет, который вы добавляли в воду. Точно таким же образом деревья, растения и цветы получают влагу из почвы – по тоненьким капиллярам она поднимается вверх.

    Как образуются облака

    На небе столько всего интересного – и солнце, и облака. А вот откуда они берутся? Этот эксперимент рассчитан на детей, которым интересно будет смотреть на облака и дождь в собственном доме.

    Возьмите трехлитровую банку и налейте немного горячей воды. Сверху вместо крышки ставим тарелку и кладем лед – пар, поднимаясь от горячей воды, столкнется с низкой температурой льда и превратится в облако. Чем больше пара будет скапливаться у поверхности, тем быстрее появятся крупные капли – пойдет дождь.

     Почему цвета сливаются

    Если вам нужно надолго занять ребенка, то предлагаем интересный и познавательный эксперимент. Пусть он раскрасит яркими красками лопасти вентилятора – например, красной, желтой, оранжевой, зеленой и синей. Теперь при включении прибора вы получите интересный радужный эффект, который развеселит ребенка.

    Как сделать невидимые чернила

    Ребенок любит играть в разведчика? Научите его писать секретные послания. Для этого необходим лист бумаги и невидимые чернила – молоко (безопасный вариант), сок лимона или уксус.

    При помощи кисточки или спички нарисуйте рожицу на листке бумаги или напишите короткое послание. Теперь осталось только зажечь огонь и аккуратно нагреть бумагу, не подпалив ее. Невидимое станет видимым.

     Игры с яйцом

    Сколько интересных и познавательных опытов делают с обычным яйцом! Например, как заставить его плавать без помощи рук? Для этого достаточно опустить в банку, заполненную водой, одно яйцо.

    Чтобы оно поднялось наверх, нужно насыпать внутрь много поваренной соли. Чем больше вы ее добавите в воду, тем больше будет плотность жидкости и яйцо начнет понемногу подниматься наверх.

     Как поднять кубик льда

    Как плавает рыбка

    Если опустить кубик льда в воду, то плавает у поверхности. Возьмите длинную нить и поместите один кончик на лед. Теперь сыпем соль на кубик и ждем около десяти минут. Тянем за нитку… И вытаскиваем вместе с ней и льдинку.

    Соль, попадая на лед, его подтапливает – нескольких минут хватает на то, чтобы излишки соли растворились в воде, а растаявшая вода приморозила ниточку к льдинке.

    Пробуйте и экспериментируйте – это веселое и интересное занятие может увлечь не только детей, но и их родителей. Такие домашние эксперименты останутся в памяти вашего малыша надолго и возможно, он станет задавать меньше любопытных вопросов. Всегда следите за тем, чтобы опыты были безопасны, и при их повторении ребенок не рисковал здоровьем.

    Эксперименты с детьми 3–лет

    На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.

    Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.

    Эксперименты с детьми 3–лет
    • Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.
    • На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина — плавает, миску и кувшин с водой.

    Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону.

    Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву.

    Эксперименты с детьми 3–лет

    Подведите к выводу, что важен материал.

    Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.

    • Эксперимент с солёной и пресной водой.
    Эксперименты с детьми 3–лет

    Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.

    Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой — оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной — оно плавает у поверхности.

    Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

    Эксперименты с детьми 3–лет

    Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

    Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

    Опыты для детей 4–5 лет

    Эксперименты с детьми 3–лет
    • Как поднять уровень воды.

    Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.

    1. Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.
    2. Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.
    Эксперименты с детьми 3–лет

    Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой — красную краску.

    Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после — с красным и синим.

    Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом — это смешиваемые краски, один под ними — результат.

    Эксперименты с детьми 3–лет

    Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.

    Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.

    • Наблюдение за скоростью испарения.
    Эксперименты с детьми 3–лет

    Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну — в тепло, другую — в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.

    Опыты для детей 5–6 лет

    Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.

    Эксперименты с детьми 3–лет

    Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда — он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.

    Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.

    Читать по теме:

    Эксперименты с детьми 3–лет

    Домашние опыты для детей от 2 до 9 лет

    Занимательные опыты для детей от года до шести лет в домашних условиях

    Добавить в избранное Распечатать

    Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ

    Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:

    • умение постановки проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности в проведении эксперимента;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
    • умение фиксировать результаты экспериментирования.

    О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельной активности, дома). Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приёмы коррекции.

    Переодевание

    Переодевание — это своеобразный ритуал превращения в другого человека, примерка на себя не просто чужой одежды, а новых черт характера. Очень полезное занятие с точки зрения психологии. Есть и другой плюс в такой игре — развитие вкуса, чувства стиля, умение гармонично подбирать аксессуары. Согласитесь, в жизни очень пригодится. Почему бы не учить этому с детства? Тем более, что и мальчики, и девочки с удовольствием будут смотреть на себя в зеркало и придумывать новые образы.

    Переодевание

    Парковка для детских колясок в многоквартирном доме

    Вложения: 50-100 тыс. рублей

    В современных многоэтажках, где узкие лифты, лестничные пролеты и коридоры, у жителей возникает проблема: где хранить детские коляски. Каждый раз поднимать и спускать коляску на верхние этажи – сложная задача, особенно для мам, которые гуляют с ребенком в одиночку. Оставлять коляску на первом этаже тоже неудобно. Решение – охраняемая парковка для детских колясок. Ее можно открыть на цокольном этаже жилого дома.

    Особого оборудования и затрат парковка не требует. Нужно только арендовать помещение, пронумеровать и разграничить территорию. Чтобы сэкономить на охраннике, можно оборудовать парковку камерами видеонаблюдения и электронным замком, ключи от которого будут только у арендаторов. Но тогда увеличатся первоначальные вложения. Можно уложиться в 100 тыс. рублей.

    Сколько можно на этом заработать? Стоимость аренды парковочного места составляет 500 – 1000 рублей в месяц. Ежемесячные расходы на обслуживание будут минимальными. Это значит, что большая часть доходов будет оставаться у предпринимателя. Размер заработка зависит от числа клиентов. Поэтому изучите спрос на данную услугу в том доме, где планируете размещать парковку. Во-первых, не каждая семья может выделить 500 – 1000 рублей на аренду места. Во-вторых, в многоквартирном доме среди жильцов может не оказаться вашей целевой аудитории.

    Самая большая проблема в этом бизнесе – найти правильную цену за услугу. Цена должна быть такой, чтобы вы оставались в плюсе, но при этом стоимость аренды не сильно била по кошельку клиентов.

    Какие корни у растений тундры?

    Цель: понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

    Оборудование: пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

    Какие корни у растений тундры?

    Ход опыта: Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.

    Опыты по теме «Лист»