Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Есть 8 типов детского интеллекта. Какой талант у вашего ребёнка?

Тип информационного восприятия влияет на эффективность обучения ребенка. Если с раннего детства знания будут подаваться малышу исходя из того, каким образом он воспринимает окружающий мир, то результативность обучения повысится в разы.  Но, безусловно, необходимо развивать все каналы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект ребенка» и . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?». С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых».

Тесты на определение левшества-правшества

  1. Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).

  2. Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).

  3. Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – Л, П.

  4. Определение величины лона ногтя большого пальца.

  5. На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.

  6. Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

  7. Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.

  8. Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

  9. Какой рукой причесывается.

10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.

Больше половины ответов П – правша, Л – левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция – скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.

Как понять, что ребенок – гений

Как можно понять, что ребенок – гений? Во-первых, следует уяснить тот факт, что у одаренных детей строение головного мозга отличается от всех остальных. Это доказанный аргумент, и процент гениев достаточно низок. Наследственность в этом деле имеет решающее значение. Например, у талантливого оратора обычно в 2-3 раза выше развит уровень центра, ответственного за речевой аппарат, у художника – за согласованность действий глаз и рук, для музыканта – головы, слуха и рук. 

Нельзя добиться развития способностей, если генетически мозг не получил определенных отраслей. Направленные усилия способны привести к результатам в определенных сферах, но эти, пусть даже высокие результаты, не будут являться признаками гениальности. 

Ученые пришли к выводу, что вероятность рождения гениев одинакова для любой семьи – независимо от интеллекта и материального состояния родителей.

В формировании структур головного мозга принимают участие около 350 составляющих. Отсюда делается вывод, что рождение гения не является закономерностью, это – случайность или вероятность.

В настоящее время исследователи доказали, что есть некоторые признаки, по которым легко распознать гениальность, а также способы ее определения:

  • Проведение тестирования. Самым действенным ученые признали комплекс тестов, разработанный Полом Торренсом в 1966 году. Он раскрывает составляющие творческого мышления и выявляет уровни его гибкости и особенности, выделяет склонность к определенным видам деятельности и творчества.
  • Проведение анализа ДНК. Генетический анализ показывает склонность к способностям и определяет их направленность. Существуют гены, которые уже в раннем детстве раскрывают предрасположенность к занятиям спортом и указывают на высокий уровень результативности. Это позволяет правильно определить выбор и развивать генетические способности.
  • Исследование отпечатков пальцев. Учеными МГТУ им. Н. Баумана изобретен прибор для определения врожденных способностей и склонности к профессиональной деятельности по отпечаткам пальцев. Сканирование подушечек пальцев и компьютерная диагностика позволяют получить информацию согласно типам психики, мышления, внимания, памяти. Программа определяет, в какой сфере человек способен состояться и добиться высоких результатов.
  • Исследование по форме пальцев и рук. Доказано, что форма пальцев и рук человека рассказывает о его способностях. Например, повара легко узнать по широким нижним фалангам, художника – по гладким и прямым пальцам, а руководителя – по коротким.

Кроме того, есть некоторые принципы, которые помогают распознать гения и при ежедневном общении в домашних условиях:

  1. На ранних стадиях развития ребенку интересно абсолютно все. Он стремится узнать, попробовать, испытать самостоятельно то, что видит и чувствует.
  2. Стойкий интерес к какой-то сфере у малыша начинает проявляться с трех лет. Становится понятно, что к чему-то он тяготеет больше.
  3. Ребенок способен быстро и устойчиво сосредоточиться на деятельности. Доказано, что гениальные дети усидчивее обычных, они в состоянии заниматься нужной деятельностью длительное время.
  4. Талантливые дети настойчивы и упорны, готовы предпринимать меры для достижения желаемой цели, проявляя интерес и покорно трудиться. Например, малыш, увлекающийся созданием роботов или электронных машин, будет искать нужные детали по всему городу или дожидаться поступления по заказу.
  5. Талант требует развития, поэтому ребенок станет стремиться к тому, чтобы постоянно самосовершенствоваться, учиться, заниматься практикой для достижения лучшего результата. Он будет читать книги, статьи по нужной теме, чтобы больше узнать об интересующих предметах или роде деятельности.
  6. Нередко бывает, что талантливый ребенок интересуется только одной определенной сферой. Все остальное ему не нужно, поэтому он уходит в себя, прекращает общение со сверстниками и даже  родными. У гениальных людей часто бывают трудности с коммуникацией и социализацией.
  7. Одаренному малышу трудно осознать собственные ощущения и рассказывать о них. Талантливые дети не в состоянии делиться собственными сложностями и переживаниями, очень редко находят понимание близких людей. Гении так заняты своей проблемой, что не находят времени на общение и развитие коммуникативных навыков. 

Следовательно, не могут поделиться с другими тем, что происходит внутри. А окружающие не в состоянии разделить их переживания, так как не понимают, что требуется для изменения ситуации в лучшую сторону. Непонимание влияет на то, что талантливый ребенок растет вспыльчивым, обидчивым, капризным и замкнутым.

В целом, интеллект талантливого ребенка выше среднего уровня, он неплохо разбирается в разных отраслях и сферах, смежных с главным увлечением.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации – это знакомство человека с предметами, объектами и людьми, которые его окружают. Информация воспринимается людьми с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Мы слышим музыку, пробуем еду, смотрим фильмы, пожимаем друг другу руку. Благодаря нашим органам чувств, мы анализируем полученные сведения, получаем представления о них. Кроме этого, мы опираемся на прошлый личностный опыт и знания, которые уже у нас есть. Собирая всё это в одно целое, мы получаем полный спектр информации о каком-либо предмете или человеке. Методы восприятия материала основаны на процессах, которые связаны с психикой людей:

  • Мышление. Когда человек с чем-то знакомится, он вспоминает сведения, которые уже знает.
  • Коммуникация. Человек может назвать что-либо.
  • Эмоции. На разные явления человек реагирует по-разному.
  • Воля. Человек может организовать восприятие.

Полезные советы для развития интеллекта у детей

Развитие интеллекта младенца, с какого возраста начинается развитие умственных способностей, учёные и философы считают, что стоит начинать ещё до рождения. Так есть притча, когда мудрецу принесли дитя, и было ему 3 дня, спросив, как лучше его развивать, а мудрец сказал: поздно, вы потеряли уже много времени. Конечно, это преувеличение, но есть и доля правды. Забываем, что ребёнок проживает ещё 9 месяцев до рождения, и они также важны.

Психологи и специалисты советуют родителям следующее

  • для полноценного развития ребёнку до рождения необходимо чувствовать любовь, желанность его появления, положительные импульсы, полезно слушать красивую, желательно, классическую музыку, полноценно питаться;
  • в первые дни и месяцы ребёнку необходимо понимание безопасности, защиты, внимания со стороны близких, только тогда он сможет хорошо развиваться.
  • хвалите и оказывайте поддержку, каждое новое достижение – это большой успех для малыша, его первые победы;
  • позволяйте ребёнку научиться самостоятельно преодолевать определённые сложности, конечно, мы помогаем детям, но только на собственном опыте смогут приобрести навыки жизни. Вспоминается история про бабочку, которой помогли выйти из кокона, но летать она не смогла, так как была слабой, природой заложено необходимость окрепнуть и самостоятельно выйти из кокона;
  • физическая активность и интеллектуальное развитие неразрывно связаны, очень полезны прогулки на свежем воздухе, особенно в парках, где много кислорода, ведь он необходим для мозговой активности;
  • для развития творчества – малышу нужно давать свободу, пусть сам попробует строить, исследовать игрушки, в меру безопасности, конечно. Есть наборы для рисования и лепки для самых маленьких, мини музыкальные инструменты, простые конструкторы;
  • минимизируйте, а лучше исключите, на ранних этапах развития телевидение и игры на компьютере, так как они ведут к нарушению представления о реальном мире, всё нужно познавать постепенно;
  • для ребёнка главное – процесс игры, а не стоимость игрушек, а участие взрослого добавляет интерес вдвойне, ведь учатся жить, перенимая опыт;
  • старайтесь обеспечить детям спокойный и регулярный сон, лучше укладывать ребёнка примерно в одно время, вырабатывая режим сна и отдыха.

Развитие интеллекта до года очень связано с общением, эмоциональным контактом, особенно первые полгода жизни, позже необходимы в большей степени помощь, передача опыта, знаний.

Аудиал-школьник: какой он?

Общая характеристика детей с доминирующим звуковым каналом восприятия информации:

  • Их внимание неустойчиво: школьники легко отвлекаются, переключаясь на что-то другое.
  • Без труда запоминают услышанное.
  • Задумавшись, разговаривают сами с собой.
  • Проговаривают слова при чтении. Это заметно по шевелящимся губам.
  • В их речи четко прослушивается определенный ритм.
  • Отдают предпочтение счету и письму.
  • В классе бывают самыми разговорчивыми, вступают в дискуссии.
  • Реагируют на интонацию.
  • Уверены в своих силах, легко беседуют с одноклассниками и педагогами.
  • В игре — заводилы и лидеры.
  • Без труда выполняют задания учителей, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.

Чтобы определить ведущий канал восприятия, надо понаблюдать за ребенком и выполнить несложные эксперименты. Особенности поведения таких учеников:

  • Когда они задумчивы, что-то вспоминают, их взгляд направлен по средней линии.
  • Жесты — на уровне груди.
  • В их словаре много слов, связанных с восприятием на слух (обсуждать, тихий, послушайте, мелодичный, голос).
  • Их легко отвлекают посторонние звуки.
  • Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.
  • Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.
  • На рабочем месте нет порядка. Школьные принадлежности разбросаны по парте.
  • Разговаривают быстро, смотря поверх голов собеседников. Используют зрительные указатели.
  • Общаясь с другими людьми, держатся на расстоянии. Эта небольшая дистанция позволяет им избежать лишних прикосновений.
  • Когда пишут, «поднимают» вверх окончания слов или всю строчку.
  • Записывая в дневник домашнее задание с доски, уточнят номера у соседа. Сделают записи со слуха или вообще не станут ничего делать, а дома узнают все по телефону у одноклассников.

Аудиалы обожают разговаривать по телефону. Для них это прекрасный шанс насладиться голосом собеседника. Такой человек, не видя партнера по диалогу, чувствует себя вполне комфортно. Некоторым аудиалам так легче собраться с мыслями.

Когда им не хватает разговоров в жизни, они начинают вести их сами с собой. Тогда такие школьники могут показаться излишне замкнутыми или погруженными в свой внутренний мир.

Визуально-пространственный.

У таких детей хорошо развито воображение, они спокойно могут подолгу играть в одиночестве. Они часто мечтают, любят рисовать и собирать пазлы. У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки.

  • Лучшая форма обучения: рисовать новые объекты, новые земли, фантастических героев, предлагать несколько решений для одной задачи.
  • Идеальные профессии: дизайнер, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Как применить теорию к отдельному ребенку

Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.

С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.

Как применить теорию к отдельному ребенку

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Занятия осуществляют регулярно, только в этом случае будет достигнут положительный результат. Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Физические виды интеллекта

Физический интеллект – это интеллект, который непосредственно связан с телом человека, его способностями и характеристиками, т.е. это некий бессознательный “интеллект” самого тела, охватывающий все ткани и органы. Он определяется способностями человека управлять своим телом и телесными желаниями. Такой интеллект хорошо развит у людей, которые занимаются спортом и вообще изучают и совершенствуют способность управлять своим телом.

Реализация амбициозной личной стратегии невозможна без планирования развития и самого развития всех видов интеллекта человека.

Мы проведём тест различных видов интеллекта в следующем модуле.