Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Фиолетовый плач у грудничка. Мамам важно знать

«Один ребенок расплакался, остальные заревели вслед за ним: что делать. Рекомендации воспитателям»

Причины плача грудничка

Для начала посмотрим видео, из которого вы узнаете о  самых распространенных причинах  и типах  младенческого плача:

Чтобы понять, как успокоить малыша, нужно найти причину его расстройства, а это уже 50% успеха. Остальные  50% –  правильные действия  мамы. Думаю, что таблица, приведенная  ниже,  поможет вам  разобраться  в  особенностях общения с  плачущим ребенком, подскажет, что стало поводом для слез:

Помимо перечисленного, ребенок может плакать

  • при изменении погоды,  геомагнитных бурях (дети с неврологическими сосудистыми и ликвородинамическими расстройствами);
  • при повышенном внутричерепном  давлении, избыточной жидкости в головном мозге, менингите;
  • при пищевой аллергии;
  • при прорезывании зубов;
  • если чешется спинка, ножка, щечка…
  • тугая резинка,  грубо обработанный шовчик, складки на одежде или пеленке;
  • неудобная поза…

Если причину плача понять не удается, обязательно обратитесь к  педиатру, неврологу…

Другие правила

У каждой семьи свой способ научить ребенка засыпать в кроватке или методы наказаний, которые могут быть намного менее вредными для малыша. Например, ежевечерние ритуалы, расслабляющая ванна, чтение, энергичные прогулки накануне – чтобы ребенок успел порядком устать и заснул быстрее и крепче. А объяснить малышу, что его поведение неприемлемо или опасно, можно и не оставляя ребенка прореветься в отдельной комнате. С самыми маленькими лучше работает переключение внимания, потому что читать морали крохе пока еще бесполезно, он не поймет и половины ваших слов. С подросшими карапузами все немного проще, они уже откликаются на недовольство родителей, хотя иногда могут упрямиться и стоять на своем.

Интересно, что некоторые исследования говорят о том, что более послушными и чуткими растут как раз те дети, которых родители никогда не отвергали прямо или косвенно. Не давали повода усомниться в любви и надежности окружающего мира. Поэтому первое и самое важное – не убегайте от своих детей, даже в целях воспитания. Это бывает сложно, когда младенец еще лежит в кроватке, но когда он подрастет, то отплатит вам той же монетой, любовью и заботой по отношению к родителям.

Важный опыт временного непонимания младенца

Как это происходит? Представьте, что вы мирно и счастливо играете с малышом. Вы трясете погремушку, и он заливисто хохочет. Но через некоторое время его переполняет возбуждение. Он чувствует переполнение эмоциями и пугается. Ему нужно успокоиться, перейти на более низкий уровень возбуждения. Он смотрит в сторону. Некоторые родители сразу заметят это и поймут, что ребенку нужен отдых. Но вы не заметили. Вам так хорошо сейчас. Так здорово, когда ваш малыш смеется! Кроме того, возможно, вы еще не чувствуете себя вполне уверенно как родитель, не всегда знаете, как успокоить малыша, а тут – смотрите! – вы можете рассмешить его, и еще больше рассмешить… и вы упускаете его сигнал.

Он продолжает отворачиваться, хотя вы смотрите ему в глаза и еще сильнее трясете погремушку. Для него это слишком. Его личико сморщивается, и он начинает плакать.

Итак, вы не сумели настроиться. Ваше вмешательство довело малыша до слез. Получил ли он травму на всю жизнь? К счастью, нет. Может быть, вы медленно соображаете, но вы не безнадежны. Вы глубоко вдыхаете и переключаете режим с возбуждения на успокоение. Вы берете своего малыша на руки и начинаете тихо ворковать. Он продолжает плакать, но уже тише, и его дыхание становится реже. Он успокаивается. Он усвоил, что мир несовершенен и иногда, чтобы быть услышанным, нужно повысить голос, но он в силах исправить трещину в ваших отношениях.

Поскольку вы сразу отреагировали на его плач – а это, как показывают исследования, самый важный фактор настройки на ребенка, – он понял, что мир безопасен и он может полагаться на вас и на вашу помощь. Быстрое восстановление отношений после небольшой трещины – это часть процесса, развивающего у ребенка устойчивость или веру в то, что если он будет продолжать попытки, то у него все получится. На самом деле каждый такой случай временного непонимания учит ребенка успокаивать себя без вашей помощи. Иногда вы не в состоянии ему помочь, но в большинстве случаев вы помогаете, и он учится делать это сам – вот так, как это только что произошло. То есть хотя вы и не стремитесь намеренно давать малышу болезненный опыт – жизнь и так предоставит ему множество случаев, – но такие моменты, когда за ними следует восстановление теплого контакта и понимания и когда положительные взаимодействия перевешивают, на самом деле являются для него ценным обучающим опытом.

Детские истерики: лучшие советы родителям

Детские истерики — что это? На самом деле такого термина не существует. Под детскими истериками каждый родитель подразумевает свое и при фразе «детская истерика у ребенка» представляет себе определенную ситуацию.

Один родитель сразу вспомнит, как ребенок падает на пол в магазине при отказе купить игрушку. Другой расскажет, как малыш горько плачет при расставании с мамой.

Третий добавит про ситуацию, когда сломалась любимая машинка, и ребенок не может успокоиться, оплакивая свое «горе».

И говорим ли мы об «истерике у ребенка 2 лет» или об «истерике у ребенка 5 лет», так или иначе, но речь идет об эмоциях, которые вышли из-под контроля. 

В этой статье мы не будем предлагать «10 способов остановить истерику у ребенка», а посмотрим на суть этого явления с точки зрения подхода развития. В результате каждый родитель сможет сам решить, когда нужно останавливать истерику, а когда нет (так тоже бывает). 

Как мы уже упомянули, когда родители говорят «у ребенка истерика», то речь чаще всего идет об эмоциях, которые ребенок не в состоянии контролировать. 

Почему так происходит?

Жизнь не всегда складывается, как нам хочется. А жизнь маленького человека тем более: сломалась игрушка, мама не смогла поиграть, одежда неудобная… Когда что-то в жизни идет не так, мы испытываем фрустрацию. 

Фрустрация — это эмоция, которую мы испытываем, если что-то не работает: «не работать» может игрушка, бизнес, наше тело, разговор, просьба, отношения, кофе-машина или ножницы. Что бы это ни было, чем важнее для нас, чтобы «оно» работало, тем больше нас расстраивает, если этого не происходит. 

Фрустрация — это глубокая и примитивная эмоция, до такой степени примитивная, что присутствует даже у животных. Она не обязательно осознана нами, но, как и любые другие эмоции, она влияет на нас. 

Именно фрустрация толкает нас к изменениям. Мы пытаемся изменить то, что «не работает». Но изменения возможны не всегда. 

Что происходит, когда изменения невозможны? 

Первый путь — это почувствовать печаль, сожаление о том, что нельзя изменить. Иными словами — прийти к тщетности. Как правило, вместе с этим чувством могут прийти и слезы тщетности. И это самый экологичный путь выхода фрустрации. 

Но он возможен далеко не всегда, особенно, если речь идет о маленьких детях. Чем большее значение имеет то, что «не работает» для ребенка, тем меньше вероятность, что прийти к тщетности получится сразу. И тогда фрустрация переходит в агрессию. 

Наблюдая такие варианты вспышки агрессии, родители и говорят: «у ребенка истерика». Даже если в этом случае есть слезы, они выматывающие и непродуктивные. И это отличает их от слез тщетности. 

Как остановить истерику у ребенка? 

Мы разобрались, что лежит в основе истерики у ребенка, а теперь посмотрим, нужно ли ее останавливать и как. Если есть возможность, позволяет место и время, то, конечно, можно дать выход этой эмоции. В случае, если речь идет о дошкольниках, может помочь игра.

«Волшебные фразы» и ультиматумы в этом возрасте могут сработать временно и, как правило, действуют за счет замещения эмоции фрустрации эмоцией тревоги. В этом случае мы просто отсрочиваем выход фрустрации и, вероятнее всего, «встретимся» с  ней снова немного позже и в другом виде.

Почему уговоры не работают? 

Мозг дошкольника незрел. Именно поэтому мы видим запросы в поисковой сети: истерика у ребенка в 1 год, истерика у ребенка в 2 года, истерика у ребенка в 3 года… Таких запросов становится все меньше по мере приближения к возрасту 7-9 лет. 

Чем это обусловлено? Фрустрация у взрослого может быть уравновешена. Мы — взрослые — способны испытывать смешанные чувства. Мы можем расстроиться, но не проявлять свои эмоции в неудобном месте, потому что понимаем, что сейчас это неуместно. Мы можем видеть ситуацию с разных сторон и проанализировать ее в ключе: с одной стороны это не работает, а с другой стороны/зато…. 

Детские истерики: лучшие советы родителям

Здесь речь идет об интеграции, и за эту способность отвечает префронтальная кора, которая у детей до 7 лет не развита. Именно поэтому сильная эмоция захватывает их полностью, не оставляя места ничему другому. И именно поэтому «волшебные фразы» так редко работают. Самый действенный вариант работы с истериками — понять закономерности их возникновения и научиться предотвращать их. 

  • Мы подготовили для вас перевод статьи с подборкой идей о предотвращении детских истерик, в которой каждый родитель сможет почерпнуть для себя то, что поможет сориентироваться в моменты эмоциональных взрывов у детей.
  • Елена Вишнякова

Простые правила, чтобы предотвратить плач

Предложите воспитателям простые правила, которые помогут решить проблему с плачем до того, как она возникла. Попросите их следить, чтобы отрицательные эмоции не успели заразить большую часть детей. Ниже – советы воспитателям.

Важно

Напомните воспитателям, что важно не пропустить психофизическую проблему, которая могла спровоцировать плач

Попросите родителей помочь вам. Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребенок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других детей. Попросите помочь вам и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детский сад.

Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимания остальных.

Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны вызывать у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт-объекты. Обновляйте содержимое «волшебного сундучка», чтобы дети всякий раз хотели его увидеть. Обыгрывайте «находки», демонстрируйте собственный интерес и восторг.

Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: головной убор, элементы одежды, очки или колпак волшебника, накладной нос, парик и т. п. Важно, чтобы сказочный герой ассоциировался у детей с радостью, добром, вызывал доверие, был им интересен. Создавайте образ с помощью мимики, пластики, голоса. Это привлечет внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию, направить ее в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение.

Справка

Плач одного ребенка передается другим, так как детская психика подвижна, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, нет навыков саморегуляции

Пойте и танцуйте вместе с детьми. Поющему воспитателю легче скорректировать эмоциональный фон в группе. Если вы обладаете музыкальным слухом и голосом, владеете репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть их вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами или танцевать под ваше пение.

Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным персонажем, театрализованного представления или игры-соревнования.

Используйте прием «В дружном коллективе каждому рады». Создайте традицию радостно приветствовать утром каждого приходящего ребенка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или быть разной. Например, у каждого ребенка есть наиболее приятный для него вариант имени (Света, Светлана, Светочка, Вета). Именно его и следует использовать во время приветствия. Пришедшего можно приветствовать хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребенок должен встретить его тепло и радостно.

Персонализируйте пространство. Помогите каждому ребенку организовать в группе свое «гнездышко» – маленькое уютное персональное пространство. Понаблюдайте, где кто любит сидеть, когда отдыхает от коллектива. Приучайте детей уважать персональное пространство друг друга. При нестабильном эмоциональном фоне в группе оно поможет детям успокоиться.

Разновидности плача

Ребенок кашляет и плачет — причины кашля во время плача

Специалисты выделяют четыре основные разновидности плача малышей, в зависимости от того, что он означает:

  • Удовлетворение. Многие врачи утверждают, что плач младенца – это показатель его здоровья и силы. Для новорожденного само дыхание является новым и в какой-то степени увлекательным процессом. До определенного возраста груднички кричат и плачут просто потому, что могут это делать физически. Нередко плач помогает грудному ребенку чувствовать себя более уверенно в беспокойные и тревожные для него моменты.
  • Боль. Крик боли спутать невозможно ни с чем. Он громкий, резкий и пронзительный. Если у крохи колика, он может прижимать руку к больному месту. В ряде случаев болезненный вид плача грудничка связан не с неприятными ощущениями, а с их предчувствием. Например, малыш может начать реветь, когда мама его раздевает. В данном случае он опасается лишения тепла и связанного с ним ощущения безопасности.
  • Гнев. Гневный плач грудничка – отличный, хотя и не осознанный, способ манипуляции родителями. Подобным ревом младенец пытается изменить не устраивающую его ситуацию. При этом ревущий маленький ребенок может пинаться, царапаться или даже задерживать дыхание.
  • Горе. Если гнев – нормальная реакция на раздражение, то с печалью все обстоит сложнее. Выражая через слезы свое горе, ребенок учится справляться с негативным жизненным опытом. Не стоит пытаться отвлечь или развеселить плачущего малыша. Намного эффективнее будет взять его на ручки, приласкать и показать свою любовь.

Обратиться к уполномоченному по правам ребенка

Интересы детей защищают разные государственные органы. Сначала надо обратиться к ним напрямую, например написать заявление в органы опеки и попечительства.

Если орган бездействует и не принимает меры, то обращение к уполномоченному по правам ребенка — это дополнительный механизм защиты. Можно подать ему жалобу на бездействие опеки или получить консультационную помощь.

/prava/prava-deti/ Права детей до 18 лет

В каждом регионе уполномоченный по правам ребенка — это конкретный человек. Посмотреть, кто уполномоченный в вашем регионе, можно на сайте уполномоченного при президенте страны. Обращение можно отправить через электронную форму там же — его передадут региональному уполномоченному.

После смерти близкого человека

Неужели горе и слезы мешают и вредят моим близким на небесах?

“Позвольте мне ответить на этот вопрос как можно яснее … Очень часто ко мне приходят люди, потерявшие близкого человека. Приходят они уже после того, как посетили ясновидящего или медиума, который сказал им, что плакать –это плохо.

Запомните одно: ни один истинный медиум не должен говорить что-то негативное, связанное с небесами. Если экстрасенс, действительно, настоящий, то он никогда не будет способствовать тому, чтобы человек стал испытывать чувство страха.”

Кроме того, после разговора с настоящим экстрасенсом, вы должны ощутить некое облегчение, чувствовать себя так, как будто только что у вас состоялся телефонный звонок с Небесами, и вы провели это время, разговаривая со своим близким человеком. Вы должны ощущать мир и покой в душе.

К сожалению, вы ничего не можете сделать, чтобы вернуть близкого человека. Однако, вы должны помнить, что ваши родные продолжают жить в чистом и совершенном мире, наполненном светом и любовью.

Поэтому, если какой-то медиум говорит вам о том, что сейчас ваш умерший близкий человек находится на середине двух миров, что он застрял в подвешенном состоянии где-то, только потому что вы плачете за ним, не верьте этому.

Скорее всего, причина, по которой нечестные лже-медиумы говорят людям подобные вещи, кроется в том, что на самом деле они просто не достаточно осведомлены на тему загробной жизни.

Поэтому они просто наводят на вас страх, утверждая то, что вашим близким плохо от того, что вы проливаете по ним слезы.

На самом деле это не так!

Ваши близкие понимают ваши слезы.

Ведь они также жили той жизнью, которой живете сейчас вы, и прекрасно понимают, что есть вещи, которые очень болезненны, даже если они происходят по причине огромной любви.

Они не просят вас не плакать. Конечно же, они счастливы, когда счастливы вы, когда вы смеетесь и улыбаетесь. Однако ваши слезы никак не вредят им, они не делают их несчастными, как это пытаются навязать нам некоторые лже-медиумы.

Болезненные состояния

Если мама не знает, почему новорождённый плачет, у него возникают тревожащие симптомы, ответить на все вопросы поможет доктор. За медицинской помощью следует обращаться, если:

  • детский плач отличается монотонность и однообразием;
  • ребёнок слишком вялый, неактивный;
  • температура тела повышена.

Если ребёнок всё время плачет, а установить источник криков не удаётся, лучше не медлить и вызвать доктора. О чём ещё следует знать родителям? Способы помощи при некоторых болезненных состояний представлены в таблице.

Состояние Особенности Характер плача Другие признаки Способы помощи
Головная боль Такое состояние чаще возникает у детей с перинатальной энцефалопатией. Катализатором боли выступает изменение погоды (дождь, ветер). Ребёнок постоянно плачет, кричит громко и надрывно.
  • беспокойство;
  • плохой сон;
  • тошнота и рвота;
  • понос.
Самолечение исключено. Следует незамедлительно обратиться к педиатру и неврологу.
Пелёночный дерматит Моча и каловые массы раздражают кожу, вследствие чего возникают опрелости и болезненные ощущения. Новорожденный плачет громко, крики усиливаются, когда мама меняет пелёнку или подгузник.
  • высыпание и гиперемия в области ягодичек и промежности;
  • раздражительность малыша.
Вопрос, что делать, очевиден. Нужно регулярно менять гигиенические приспособления, протирать кожу. В случае сильных опрелостей нужно обратиться к доктору.
Режущиеся зубки Вылезание резцов происходит обычно в 4-6-месячном возрасте. Ребёнок плачет громко, при этом потягивая в рот кулачки или любые другие предметы.
  • повышенное отделение слюны;
  • высокая температура;
  • иногда понос;
  • опухание дёсен.
Если у грудного ребенка режутся зубки, следует приобрести ему прорезыватель. Доктор может посоветовать специальный обезболивающий гель для дёсен.