Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Физическое развитие детей раннего возраста

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Развивалки для детей 3-лет и возрастные особенности

Прежде чем приступить к обзору развивающих методик, ознакомимся с особенностями возрастных изменений.

Физическое развитие

В три года у ребенка начинается новый период в жизни, и он называется младшим дошкольным возрастом. Малыш становится ловким и подвижным, ему уже легче владеть собственным телом. И мальчикам, и девочка нравится любая физическая активность:

  • прыжки через скакалку;
  • подвижные игры;
  • поездки на велосипеде и другие.

Особенность этого периода — высокая активность чередуется с периодами отдыха. Наблюдательные родители заметят, как их дети словно по щелчку выключатся и спят в изнеможении. Поэтому все развивающие методики для детей 3 лет включают в себя подвижные и спокойные игры.

Основные физические навыки трехлетнего малыша — это способность стоять и бегать на носочках, хорошо развитая балансировка, умение подниматься по лестнице, чередуя ноги. Помимо этого, ребенок уже может крутить педали велосипеда, прыгать на двух ногах и стоять на одной. Он кидает и пинает мяч, но ловить его еще получается плохо. Препятствия до 30 см перестают быть сложным — трехлетний ребенок легко его перешагнет. Он спрыгивает с высоты чуть меньше полуметра и приземляется на обе ноги.

Совершенствуется и мелкая моторика. Дома малыш легко раздевается и одевается, справляется с молниями и пуговицами. Обувь на липучках не представляет проблем, а вот шнурки еще ему недоступны. Удерживая карандаш в руке, рисует круги и овалы, может закручивать крышки и переливать жидкости из одной емкости в другую. В быту пользуется ложкой и вилкой, намазывает масло на хлеб ножом и пьет из чашки.

Некоторые показатели

Все развиваются индивидуально и поэтому не стоит ориентироваться на общие показатели. Но все же их границы учитываются при оценивании состояния ребенка. В три года его рост составляет 92−99 см, вес колеблется от 13,2 до 16,6 кг. Для мальчиков показатели всегда будут чуть выше, чем для девочек. Это продиктовано разницей полов.

Отклонения на 10% являются поводом для обращения к врачу. Необходимо изменить рацион, ввести режим дня и пройти некоторые обследования.

В возрасте трех лет сохраняется потребность во сне, она составляет примерно 12 часов. В дневное время отдых занимает 1−2 часа. Некоторые дети обходятся без него. Если малыш не высказывает усталости, ведет себя активно и нормально спит ночью, то поводов для беспокойства нет.

Особенности психики

Наблюдательные родители заметят, что в три года их чадо резко меняется. Появляются отказы выполнять наставления и выдвигаются требования. Это кризис трех лет и его цель — выработка новых качеств личности. Дети хотят стать как взрослые и получить собственные права, появляется требовательное «хочу» и т. п. Характерные симптомы:

  • упрямство;
  • негативизм;
  • своеволие.

Все это необходимо для появления индивидуальности, своих отличий от других. Малыш оценивает свои успехи и гордится достижением каких-то целей.

Развивашки для малышей в этом возрасте направлены не только для получения каких-то навыков, но и на социализацию. В этот период дети активно тянутся друг к другу и стремятся общаться. Появляются попытки занять место лидера.

Формируется важное качество психики — эмпатия, т. е. понимание чувств других. Ребенок отходит от эгоцентрической модели, где он центр мира, и начинает понимать, что окружающие тоже наделены эмоциями.

Познавательное развитие детей 3−4 лет идет очень плодотворно. В этот период каждый малыш отличается высокой степенью любознательности. Дети буквально засыпают вопросами родителей и всех окружающих. Характерной особенность является способность придумать новые слова.

Речь тоже претерпевает изменений. Малыш подпевает, запоминает небольшие стишки. Он строит фразы, произносит шипящие и свистящие звуки. Они могут звучать еще не совсем правильно, но со временем это изменится. Происходит установление связей между словом и образом. Появляется небольшое количество предлогов и союзы.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Литература:

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Возврат к списку

Развитие ребенка от до лет — Полезная информация от

Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего: хорошую школу, верных друзей, правильное воспитание. Но чтобы малыш всего этого добился, с ним нужно заниматься, причем не только физической культурой, но и развитием речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы. Психологи утверждают, что возраст от 0 до 5 лет – самый главный отрезок в жизни человека, ведь в этот период в нем формируются все те качества, с которыми впоследствии он будет жить. Поговорим о развитии ребенка… 

Развитие от 0 до 1 года

И вот вы остаетесь с малышом дома наедине. С питанием и графиком уже разобрались, но все, что касается развития малыша в первые годы жизни, – территория неизведанная.

Начнем с физического развития. Положив ребеночка на спинку, берем его за ножки и осторожно начинаем ими двигать, имитируя езду на велосипеде. Затем можно проделать то же самое и с ручками. При этом не забывайте проговаривать веселые потешки или стишки.

Когда купание становится для ребенка ритуалом, можно научить его выливать воду из ведерка и, например, сита. Пусть малыш экспериментирует как хочет, ведь такие занятия помогают развивать координацию движений.

Даже такая простая игра, как «Ку-ку», тренирует память и внимание. В этой игре вы просто набрасываете себе на лицо платок, потом снимаете и говорите

малышу: «Ку-ку!». Ребенок  начнет смеяться, а потом и сам будет повторять движения за вами.

Стоит уделить внимание и развитию эмоциональной сферы малыша. В столь раннем возрасте для него подойдет не только спокойная музыка, но и ваш голос и забота. С ребеночком нужно постоянно общаться. 

Развитие от 1 года до 3 лет

Это период, когда ребенок пытается говорить с нами на нашем языке. Правда, пока у него это выходит не очень хорошо, поэтому нужно помогать малышу развивать речь. Главное в этом деле – постоянное общение с ребенком.

В годик малыш не всегда понимает смысл слов. Зато он отлично реагирует на интонацию вашего голоса. Это обязывает вас говорить с ребенком как можно спокойнее.

К тому же в раннем возрасте малышу полезно слушать спокойную мелодичную музыку.

Тренировка мелкой моторики помогает не только развитию движений пальчиков и кистей рук, но и мозга, речи, а  также сенсорным способностям малыша.

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Так, грудному ребеночку можно делать массаж пальчиков. А годовалому малышу, который уже научился брать в ручки игрушки, стоит предоставлять предметы различных форм, размеров и текстуры.

Лепка – еще одно отличное занятие для развития не только мелкой моторики, но и воображения малыша. Лепить можно из чего угодно: пластилина, глины, соленого теста.

Также можно предложить ребенку нанизывать колечки на веревочку. Такое незатейливое на первый взгляд упражнение позволит малышу развить внимание, координацию движений.

Ведь не так уж и просто маленькому человечку продеть веревочку в отверстие кольца!

Развитие ребенка от до лет — Полезная информация от

Память – один из самых важных процессов в нашей жизни. Ее мы тоже будем тренировать с помощью игр. Для годовалого ребеночка подойдет такое занятие: на его глазах игрушка прячется под одним из двух покрывал. Затем малыш должен открыть то одеяло, под которым лежит игрушка.

В процессе этой игры вы заметите, какое сосредоточенно лицо становится у вашего малыша, когда он пытается вспомнить, куда же был положен предмет. Для детей постарше подходит игра «Что исчезло»: в течение некоторого времени малыш смотрит на 4 игрушки, затем отворачивается, а родитель убирает одну из игрушек.

Повернувшись обратно, ребенок должен сказать, какой именно предмет исчез. С возрастом количество игрушек можно увеличивать.

Не забываем рисовать! Можно использовать все, что угодно: краски, карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски. Многие родители думают, что рисование ничего не дает ребенку. Однако именно оно помогает развитию фантазии, речи, мелкой моторики, навыкам восприятия формы и цвета и, конечно же, вниманию и памяти. 

Развитие от 3 до 5 лет

Как утверждают психологи, 3-3,5 года – это тот возраст, когда ребенок нуждается в общении не только со своими родителями, но и с другими взрослыми и детьми. Это значит, что нужно постепенно вводить ребенка в социальную жизнь.

Именно в этом возрасте многие родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в детский сад.

Детский сад, безусловно, дает малышу возможность общения с другими людьми.

Считается, что ребенок, не посещавший детский садик, хуже адаптируется  в коллективе. Однако это достаточно спорный вопрос, поскольку все зависит от самих родителей, точнее, от того, как они будут заниматься с ребенком.

Если вы все же решили отказаться от посещения сада, то нужно обеспечить ребенку не только возможность для развития его умственных и физических способностей, но и максимально обогатить его социальное окружение: в нем должны быть и друзья-сверстники, и взрослые. Не забывайте о том, что ребенку постоянно нужно показывать, как правильно общаться с людьми.

Если вы не можете обеспечить всего вышеперечисленного маленькому, лучше отдать его в детский сад.  Но несмотря на то, что ребенок будет находиться там, с ним все равно нужно заниматься дополнительно. 

Сеть магазинов развивающих игр «Семь пядей».

Сайт магазина:  

Магазин игрушек «Центр раннего развития (ELC)».

Сайт магазина:

Телефон центрального офиса:

 +7 (495) 797-86-96

Развитие мальчиков и девочек в года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Способы развития ребенка с рождения до года

Первый тренажер – пальцы родителей

Пальцы родителей чутко чувствуют усталость или напряжение ребенка. Это первые попытки взаимопонимания с ребенком. Вынимайте малыша из кроватки, чтобы он хватался за ваши пальцы. До 20 раз в день можно, таким образом, тренировать ребенка.

Способы развития ребенка с рождения до года

Турничок в кроватке

Физическое развитие детей раннего возраста. С 3-х месячного возраста устанавливаем в кроватке ребенка перекладину, за которую он, при каждой возможности, хватается, подтягивается, приподнимается. Это тренажер для всех мышц.

Ползание

Способы развития ребенка с рождения до года

Важный период в жизни малыша. Это не только физическое развитие, но и знакомство с опасностью, активизация исследовательской деятельности. В это время он все пробует на зуб, происходит знакомство с бактериями. Ребенок учится осторожности.

Манеж и ходунки под запретом

По мнению семьи Никитиных, в этот период вспомогательные средства категорически не нужны. Они замедляют все процессы развития, не учат самостоятельности. Ребенок должен сам изучить свойства предметов (что-то может упасть, подвинуться и так далее)

Важно! Что малыш может делать сам, то и позволяйте ему делать. Ни подсаживать на высокий турник, ни подвешивать на высоту, на которую он не может забраться самостоятельно не стоит! Когда он сможет туда забраться сам, тогда и наступит время там оказаться.

Обеспечьте безопасное пространство для передвижения ребенка

В этот период важно дать ребенку полную свободу передвижения. При этом задача родителей обеспечить безопасность: все вещи, несущие в себе опасность, убрать в зону недосягаемости для малыша. Также, доступно объясняется и показывается опасность предметов, к которым малыш проявляет наибольший интерес. Например, ребенок пытается взобраться на стул, который может упасть. Не останавливайте попытки малыша, напротив, наклоните слегка стул, чтобы малыш понял опасность.

Закаливание холодом

Организуйте для закаливания ребенка возможность перепада температур: холод, тепло.

Кратковременный холод — это для организма и ребенка и взрослого очень полезно. Кратковременное охлаждение (не когда сильно замерз, а быстрое охлаждение и потом обогрев) позволяет активно работать терморегуляции организма.

Каким образом можно закаливать организм ребенка холодом? Выбежать с ребенком на снег босиком и вернуться домой. Облить прохладной водой после купания. Выбежать из бани, нырнуть в сугроб и обратно вернуться в баню. Умывать личико ребенка холодной водой, мыть ручки.

Совсем маленькому ребенку можно, в течение дня, до четырех раз прислонять к ножкам стакан с холодной водой, на несколько секунд. Это активизирует все процессы в организме. При этом, опять же, обязательно смотреть на реакцию ребенка. Все, от чего ребенку хорошо и радостно, идет на пользу.

Когда малыш начинает самостоятельно ходить, разрешите ему как можно больше времени проводить босиком.

Закаливание кратковременным холодом

Научите ребенка падать

Учимся ходить – учимся падать! В этот период важно позволить ребенку овладеть умением падать и чувствовать свое тело. Благодаря этому умению, ребенок впоследствии чувствует каждый миллиметр своего тела, прекрасно ощущает пространство. Родителям не надо бояться падений, ребенок физиологически защищен от серьезных травм. В этом возрасте сотрясение мозга практически не возможно, за счет того, что он мозг физиологически защищен большим количеством внутричерепной жидкости.

Важно! Когда ребёнка учится ходить, держать его за пальцы. В этом случае работают не только руки, но и спина. Все развивается гармонично.

Тренируйте ребенка с помощью лестницы

Познакомьте ребенка с лестницей. Тренируйте умение самостоятельно подниматься на высоту и спускаться. Задача родителей – научить ребенка спуститься самому, покажите, как поставить ногу на нижнюю ступеньку. Лучше обучать таким приемам, пока ребенок не забирается самостоятельно выше двух ступенек.

Познавательные задания для детей 4-лет

1. «Домашние и дикие животные». Подготовить карточки с различными животными: волк, заяц, мышь, лиса, корова, лось, крот, кошка, енот, олень, собака и другие. Ребенку предложить разделить животных на две группы: домашние и дикие. Хорошо проводить такие игры после похода в зоопарк. Такие задания развивают кругозор и понимание окружающего мира, а также речь (если правильно задавать вопросы и рассказывать о животных, для этого можете ориентироваться на логопедические карточки ниже).

Тема: Домашние животные

2. «Профессии». Распечатать картинки с изображением людей различных профессий: повар, капитан корабля, водитель, продавец, учитель, садовник, врач, судья, пожарник и другие. Для того, чтобы малыш мог искать обобщающие свойства и называть их, необходимо подготовить отдельно предметы (или картинки): поварешку, указку, руль, мантия, шланг и другие. Ребенок выбирает картинку с профессией человека и ищет подходящий предмет для него.

3. «Весна». В 4 года малыш уже знает основные цвета и формы, поэтому в продолжение развития этой темы можно организовать игру с крышками от детского питания «Фруто-няня». Колпачки прекрасно соединяются между собой и имеют различные цвета. Соединять их между собой достаточно просто, чтобы создавать интересные предметы. На альбомном листе можно нарисовать круг, квадрат, цветок, облако. Из крышек собрать фигуры такой же формы, чтобы можно было приложить к листу бумаги.