Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Формирование самостоятельности у дошкольников: советы и лайфхаки

Отправляя ребенка в детский сад, родители надеются, что он быстро адаптируется и будет с радостью бежать туда по утрам. Но так происходит не всегда, чаще всего дети плачут или вообще впадают в истерики при расставании с мамой. Психолог и воспитатель рассказывают, как этого избежать. 
 

Советы родителям от воспитателей

подробнее… / свернуть

Советы родителям от воспитателей

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: “Поздоровайся!”, “Извинись!”. Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент. Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию.

подробнее… / свернуть

С какого возраста учить ребёнка самостоятельности?

1–2 года. Приучать к домашним делам в таком возрасте рано, но родители должны дать ребёнку свободу действий в познании мира. Не нужно стараться постоянно развлечь малыша, постоянно покупать ему новые игрушки. Пусть сам выберет то, что ему нравится и разберется с этим предметом. Не надо отбирать ложку — пусть попробует орудовать ей самостоятельно. В это время уже стоит отдать малыша в развивающий центр для ребенка — 2 года хороший возраст для этого.

До 3 лет. На этот период приходится кризис трех лет, когда ребёнок начинает активно сепарироваться от родителей и проявляет самостоятельность. «Я сам» — постоянно говорит малыш и отказывается от попыток помочь. Важно не мешать детям, позволить пробовать свои силы и осваивать новые умения. В этом возрасте формируется бытовая самостоятельность — ребёнок учится убирать за собой игрушки, относить тарелку после еды, мыть руки, чистить зубы.

3–7 лет. Главной формой познания в этом периоде является игра. Через нее происходит комплексное развитие ребёнка, развивается скорость мышления, умение нестандартно подходить к решению проблем. Формировать самостоятельность в этом возрасте тоже лучше в игровой форме, как это делают в детских развивающих центрах. В этот период важно учить сопоставлять намерения с целевыми действиями.

Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?

Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение “старой закалки” (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:

  • помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
  • внести предложение о проведении “родительского дня”, когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
  • описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
  • регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
  • узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.

Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Как развить самостоятельность у ребенка, подростка – наши советы родителям

Взросление ребенка влечет за собой массу изменений в подходе к его воспитанию. Чем старше становится малыш, тем сложнее оберегать и опекать его, следить за каждым шагом. Именно поэтому родители должны вовремя обучить его самостоятельности, взвешенности решений и правильным поступкам.

Самостоятельность должна проявляться не только в умении самому завязать шнурки или добираться до школы. Сюда же входят домашние обязанности, выполнение уроков и даже самооборона.

Останавливаясь на последнем, сразу стоит обозначить, что защищать свое дитя, — это естественный инстинкт любого родителя, однако часто именно он вредит подростку в будущем. Так, например, если после прогулки на улице ребенок возвращается в слезах, жалуется на плохое отношение сверстников, не стоит бросаться на его защиту.

Тем более не нужно устраивать истерик обидчикам. Лучшим будет поговорить со своим малышом, объяснить, как важно уметь сгладить конфликт или постоять за себя.

Обучать кроху самостоятельности можно уже с трех лет. В этом возрасте у него начинает развиваться желание сделать что-либо без помощи родителей, показать свое взросление. Воспользуйтесь этим моментом.

Развитие самостоятельности у ребенка: советы родителям

Научить самостоятельности – значит дать свободу действий своему крохе. Чем старше становится ребенок, тем больше опека над ним сводится к контролю безопасности и только.

Со временем придется снижать ограничения, установленные для него в младшем возрасте, однако взамен можно увеличить требования со стороны его домашних обязанностей.

Как развить самостоятельность у ребенка, подростка – наши советы родителям

Что же должно входить в основу самостоятельности малыша?

  • Умение поддерживать порядок в доме. Убрать за собой игрушки, застелить постель, собрать рюкзак в школу – это основа, с которой каждая кроха должна начинать приучаться к порядку. Помните, что такая обязанность совсем не обрадует его, поэтому в ход следует пустить поощрение и хвальбу. Чем старше ученик будет становиться, тем больше обязанностей будет ложиться на его плечи. Составьте график уборки его комнаты, напоминайте мыть за собой посуду после еды, и, главное, будьте примером! Установите часы уборки в одинаковое для вас время. Пропылесосьте весь дом, в то время, когда ребенок протрет пыль. Разделяйте обязанности и выполняйте их сообща.
  • Самостоятельное выполнение домашних заданий. В основном абсолютно все родители с младших классов приучивают ребенка выполнять уроки вместе. Это вполне объяснимо тем, что в первом, втором классах малышу достаточно сложно сконцентрироваться и сделать все правильно самостоятельно. Однако взрослея, концентрация и ответственность увеличиваются. Малышу не всегда требуется помощь родителя. Старайтесь постепенно сокращать количество предметов, которые вы выполняете вместе. Поначалу пусть кроха самостоятельно прочтет параграф и перескажет вам. Затем решит задачу, выполнит задание по языкам. Проверяйте то, что он сделал. Хвалите. А в случае ошибок прорабатывайте непонятный материал вместе, после чего он заново напишет его сам.
  • Умение постоять за себя. Задумайтесь, умеет ли ваш ребенок выходить на диалог? Хотя дети бывают агрессивны и балованы, всегда есть возможность дать отпор словесно. Уверенный в себе человек, имеющий подобающее воспитание, не станет влезать в драку. Объясните ребенку, как важно не поддаваться эмоциям и сохранять спокойствие. Как ни странно, это касается не только мальчишек, но и девочек. Не стоит думать, что если у вас растет «нежный цветочек», защищать его придется постоянно именно вам. Девочка точно так же как и мальчик должна уметь дать отпор обидчику. Если вы видите неуверенность и скованность в ребенке, стоит задуматься над спортивными секциями. Порой они являются лучшим средством воспитания самоконтроля и повышения самооценки.

Воспитание самостоятельности у детей в школе «Гелиос»

В «Гелиосе» к вопросу самостоятельности детей подходят с большой ответственностью. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики не зависели от постоянной помощи учителей и родителей. Стремились реализовать себя только собственными силами.

Касаемо уроков, в школе на постоянной основе проводятся самостоятельные работы, где ребенок без посторонней помощи должен продемонстрировать, чему научился. Такие работы, конечно, влияют на оценки, поэтому дети понимают всю серьезность, и необходимость учиться без расчета на помощь окружающих.

Инициативность детей также всячески поощряется. Внеклассная деятельность и мероприятия в школе помогают ребятам «включать» свой креатив, вносить предложения, мыслить творчески.

Мы стараемся всегда поддерживать интересные идеи и показывать ребятам, что «Гелиос» — то место, где самостоятельность мысли ученика играет огромную роль. И за нее он всегда будет поощрен. Практически с той же целью на территории школы работает больше количество секций и кружков.

Ведь именно там человек не просто может найти свое увлечение на всю жизнь, но и воспитать в себе волевой характер, целеустремленность и  желание добиться успеха собственными силами.

Методики раннего развития

Эти методики направлены на развитие самостоятельности мышления, творческого подхода к выполнению задания, но они не являются гарантией успешной учебы в будущем. Развитие способностей ребенка, на которые направлено применение методик раннего развития, связано в первую очередь с созреванием органических структур, необходимых для этого самого развития. Поэтому, чтобы ребенок вырос смышленым, нагрузку полагается увеличивать с учетом психодинамических свойств личности маленького человека.

К методикам раннего развития относят:

  • методику Марии Монтессори. Основной идеей методики является максимально самостоятельное развитие ребенка в специально для этого созданной среде. То есть задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы обеспечить малыша пособиями для его саморазвития, а затем корректировать его самообучение. Так ребенок будет развиваться в комфортном для себя ритме, сам выбирая продолжительность и род занятий;
  • Вальдорфская методика или система Штайнера. Фундаментом этой системы является познание чувств, сопереживание, формирование образного мышления, творческое, духовное и физическое развитие. В обучении используется работа с природными материалами, театрализованные действа;
  • методика Гленна Домана. Умственное развитие ребенка по Доману базируется на его активном физическом развитии. В обучении также используется система карточек с изображениями из разных отраслей знаний, демонстрацию которых детям сопровождают пояснениями того, что на них зафиксировано;
  • методика Никитиных. В этой системе не предусмотрены уроки или специальные тренировки, но ребенка окружают таким пособием, которое предполагает решение несколько более сложных задач, чем те, что способен решить ребенок на данном этапе развития;
  • методика Николая Зайцева. Эта методика используется для обучения малышей письму, чтению и счету. Пособием при этом являются специальные кубики.

Методики Монтессори, Штайнера, Никитиных направлены в основном на развитие у детей креативности, творческого подхода к решению задач и образного мышления, в то время как, работая по методу Домана, развивается фотографическая память и способность запоминать. Поэтому оптимальным считается использование не одной системы обучения, а их комбинирование, создание комплексных программ обучения, что активно практикуется во многих дошкольных учреждениях.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Можно ли пропускать детский сад?

Психолог уверена, что ходить в сад нужно четко по графику и каждый день:

— Для ребенка во время адаптации важно постоянство. Ему будет проще адаптироваться к саду, если он будет знать, что и когда его ждет. Конечно, если вы видите, что малышу сложно эмоционально, можно устроить ему дополнительный выходной в среду или забирать его из сада раньше какое-то время. Но без уважительных причин делать этого не стоит, поскольку ребенок уже привык, что утром будет завтрак, потом прогулка, обед, сон и так далее. И изменения в этой схеме могут стать для него своеобразным стрессом.

С тем, что нельзя нарушать режим, соглашается и воспитатель.

— Ребенок может начать требовать от мамы, чтобы каждый раз они приходили в сад позже, не понимая, почему они вчера пришли позже, а сегодня зачем-то идут к 8 утра. И в ход будут идти не только просьбы, но и слезы, капризы и даже истерики, чтобы добиться желаемого. Таких проблем поможет избежать четко налаженный утренний режим.