Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога

15 сентября 2020 2 252

Беседа первая: Взгляните на детей – как они растут

Возраст от шести до двенадцати лет — это период относительно спокойного развития ребенка, затишье между стремительными изменениями предшествующих лет и бурями подросткового периода.

Ребенок начинает учиться в школе, так как он уже способен к систематическим занятиям. У него усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. Он уже мыслит конкретно, а не абстрактно. В этом возрасте дети увлекаются играми с твердо установленными правилами. Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от родителей и других взрослых.

Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить свое собственное детство. «Все дети проходят через сходные этапы в своем становлении. И, тем не менее, во многих отношениях их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь каждый ребенок это неповторимая личность.

Описываемый нами период детства можно разделить на три части: от шести до восьми, от девяти до десяти и от одиннадцати до двенадцати лет.

типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Оскорбления, обесценивания

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища. Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается: человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

Психолог, психоаналитик Лариса Выжва рассказала «КН», как успокоиться, морально подготовить ребенка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ и какие хитрости помогут лучше усвоить материал.

Как справиться с нервами?

Стресс – адаптационный механизм, бояться его не надо. Переживать стоит лишь из-за неправильных и длительных реакций, с которыми вы не знаете, что делать. Тренируйте свою стрессоустойчивость. Для этого научитесь расслабляться. Советую воспользоваться методом релаксации по Джекобсону. Это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц.

Ведь ученые давно выяснили, что наши психика и мышечная система неразрывно связаны между собой. Например, напрягите бицепс, держите его в таком состоянии до 10 секунд, затем отпустите, и он рефлекторно начнет расслабляться. Видео, как правильно выполнять упражнения, можно посмотреть в интернете. Если давление у вас повышенное, то лучше тренироваться утром, если пониженное – перед сном. Этот метод очень хорошо расслабляет и дает здоровый сон. Главное, мышцу нужно напрягать максимально.

Что делать, если трясутся руки?

Почему возникает внутренний колотун? Потому что наше тело находится в напряжении и с помощью тряски пытается избавиться от такого состояния. Дайте ему эту возможность – выпустите озноб из себя, протряситесь. Мышечной активностью адреналин утилизируется. Когда этот процесс закончится, вы почувствуете тепло и по коже могут пробежать мурашки.

Еще можно взять в руки два теннисных шарика и начать их сжимать изо всех сил. Это поможет сбросить не только напряг, но и агрессию.

Если накатил страх – дышите. При этом следите, чтобы ваше дыхание было ровное: положите руку на грудь и посмотрите, как она движется.

Хорошо помогает справиться с волнением физическая активность – во время подготовки не сидите целыми днями за учебниками, помните, что даже в этот период спортзал никто не отменял. Не забывайте про режим труда и отдыха.

Нужно ли штудировать учебники допоздна?

Обычно для подготовки к экзаменам дают три дня. И это неспроста. Есть кривая Германа Эббингауза – немецкого ученого, где показано, как работает наша память.

Психологи советуют делать несколько повторений: первое – сразу по окончании чтения; второе – через 20 минут после первого повторения; третье – через 8 часов после второго; четвертое – через 24 часа после третьего. Распределяйте это время так, чтобы вы успели поесть, погулять и поспать – перед экзаменом важно хорошо выспаться.

Ожидание экзамена – как не сойти с ума?

Задайте себе вопрос: «А чего я боюсь? Какой для меня вопрос самый сложный?»

Если вы понимаете, что страх кроется в вашей подготовке, то откройте учебник и повторите пройденный материал. А если вы сделали все, что могли, чего волнуетесь? Конец света из-за экзамена точно не наступит.

Как понять, что ребенку нужен психолог?

Сложный вопрос. Понять, что вашему чаду нужен специалист, мало. Это должен осознать и сам ребенок. Пока человек, будь то школьник или взрослый, не поймет, что у него проблема, то куда-то вести его бессмысленно.

У меня были такие случаи. Мама приводила ко мне свою дочку. Да, помощь требовалась, однако самой девочке жилось комфортно. Психологическая помощь – это тонкая вещь, без желания клиента она не сработает.

Что делать, если на экзамене случился ступор?

В психологии этот процесс называется реминисценцией – когда из памяти словно ластиком все стерли.

Хорошо, если кто-то в этот момент подскажет хотя бы первую букву забытого термина: знание сразу вернется и вы еще лучше запомните данный материал. Но на ЕГЭ разговоры запрещены, поэтому этот метод подойдет лишь во время подготовки.

Во время экзамена попробуйте создать точки опоры: обопритесь о спинку стула, ягодицами – о сиденье, ступнями – об пол. Представьте, что вы врастаете в землю – ощущение уверенности должно помочь.

Или расслабьтесь, затем мгновенно напрягите все мышцы, но при этом не запирайте дыхание – дышите, как обычно. Если и этот метод не помогает, переключитесь, попейте воды, поморгайте глазами, посмотрите вдаль.

Экзамен близится, а ребенок чересчур спокоен. Пора бить тревогу?

А зачем? Если он знает материал и уверен в своих силах, в чем проблема? Не взвинчивайте его по пустякам. ЕГЭ – это не забег на короткую дистанцию.

Результат будет зависеть от того, как эффективно ребенок занимался последние пару лет, и от конкретной ситуации на экзамене. Оставьте его в покое. Пусть он лучше будет расслаблен, чем взвинчен до предела.

Нужно ли говорить с ребенком о возможном провале?

Ребенок не дурак, у него уже есть свой жизненный опыт и он понимает, что такое возможно. Зачем? Вопрос лишь в том, как ему справиться с этими переживаниями.

Поговорите с ним, если у него есть волнения на этот счет. Иногда разговор снижает тревожность сам по себе. Да, он может провалить экзамен, но разве это такая большая катастрофа?! Существует масса путей получить профессию. Эти пути будут в разы длиннее, но они есть.

Как поддержать ребенка в день икс?

Уважаемые родители, не психуйте и не угрожайте. Успокойтесь сами. Ведь ваши нервы лишь добавляют детям мандража. Обнимите, погладьте по голове своего ребенка и скажите: «Я в тебя верю!» Дайте с собой шоколад и воду.

Перед выходом из дома положите свои руки ему на спину – между лопатками, чтобы он на них лег и почувствовал опору. Это придаст уверенности.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Стоит ли жить с алкоголиком: эмоциональное состояние близких

Результаты множества исследований говорят о том, что люди, состоящие в браке с человеком, злоупотребляющим алкоголем, в 3–4 раза чаще страдают от депрессий, тревожно-депрессивных расстройств. К слову, именно это часто провоцирует развитие алкоголизма у близких алкозависимого (встречается в 25% случаев). Причем чаще начинают выпивать обычно жены, подверженные созависимому поведению, имеющие мало подруг, полагающие, что спиртное улучшит их взаимоотношения с мужем.

Важно!

По статистике, злоупотребление спиртными напитками является причиной порядка 30–40% разводов.

Хроническая психотравмирующая ситуация приводит к формированию невротического состояния у 2/3 жен алкоголиков, причем около половины из них нуждаются в профессиональной медицинской помощи. Обычно они не осознают тяжесть своего состояния, так как их внимание полностью сконцентрировано на муже. Их собственные интересы и потребности подавляются, блокируется когнитивное, эмоциональное и духовное развитие личности. С течением времени это приводит к формированию многочисленных психических нарушений и созависимости, которая требует лечения и реабилитации наравне с алкоголизмом.

Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Перечисленные особенности вашего чада, относятся к отрицательным качествам, но вы же знаете, что ребенок ваш не только сгусток негативной энергии. Гиперактивные детки имеют творческое мышление, они большие придумщики всего необычного, неординарно мыслящие, с лидерскими способностями. Направляя их энергию в нужное русло, своевременно корректируя поведение, такой ребёнок превратится в успешного, креативного, энергичного человека. Но это потом. А сейчас запасёмся терпением, впереди ждёт каждодневный труд, именуемый воспитательным процессом.

Начинать воспитание придётся с себя. Научитесь разговаривать спокойным тоном, планировать свой день с учётом распорядка сына или дочери, изучить, научиться применять психологические и педагогические методики. Дошкольные учреждения и школа будут оказывать влияние на воспитание вашего чада, но основная нагрузка ляжет на вас. Чтобы легче войти в этот процесс, обратитесь за консультацией к специалисту.

Для сверхактивных деток важно соблюдать режим дня. Насколько строго он будет его придерживаться, зависит от вашей дисциплинированности в этом вопросе. Общение должно происходить в теплой, дружелюбной обстановке. Это не значит, что малышу нужно во всём потакать. Но при запрете чего-нибудь не будьте категоричны, не используйте слова «нет» и «нельзя». Объясняйте свой отказ, но и не забывайте о поощрении.