Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Головная боль у ребенка: как распознать и подобрать эффективное лечение

Ребёнок получил плохую оценку – эта ситуация может возникнуть в любой семье. Многие родители испытывали чувство, застающее врасплох, когда любимое чадо, в которое вложили все силы и постарались передать оставшиеся школьные знания, приносит домой двойку.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

Photo by Christopher Campbell on Unsplash

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже! И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ
  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями. 

Виды и симптомы головной боли у ребенка

В медицине принято различать 2 основных вида головных болей, которые были выделены в соответствии с причиной их возникновения. 

Первичные головные боли у детей

Первичной в медицине называют боль, которая не является симптомом или следствием основного заболевания организма. Обычно провокатором первичной боли является чрезмерная активность ребенка. Еще одна причина – проблемы в функционировании структур мозга, чувствительных к болевым ощущениям.

Хорошее самочувствие ребенка зависит от правильной работы нервов и сосудов, которые окружают черепную коробку, мышц головы и шеи, а также химической активности головного мозга. Нарушение в их работе приводит к болям. У некоторых людей есть ген, создающий большую предрасположенность к развитию первичного вида головных болей.

Среди первичных головных болей у детей чаще встречаются следующие типы:

  1. Кластерная (пучковая) головная боль. Возникает циклами или периодами. К примеру, ребенок может проснуться в одну из ночей от сильной боли, которая охватила область вокруг одного глаза на одной стороне головы. Такие боли могут продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев, после чего наступает период ремиссии. Ремиссия может длиться несколько месяцев или лет. Кластерная боль в голове не опасна, облегчается медикаментами.
  2. Мигрень. Речь идет о пульсирующей боли или пульсирующем ощущении, которое зачастую локализуется только с одной стороны головы. Сопутствующими симптомами мигрени являются тошнота и рвота, ребенок может стать чувствительным к яркому свету и звукам. Мигрень проявляется в виде приступов, которые могут затягиваться на несколько часов или дней. У некоторых людей предвестником мигрени является аура – зрительные дисфункции в виде вспышек света или потемнения в глазах, покалывания в области лица, рук или ног, а также спутанность речи. Вылечить или убрать симптомы такой головной боли, как мигрень, можно медикаментами. Иногда приходится менять образ жизни.
  3. Мигрень с аурой. Обычная мигрень, которая проявляется одновременно с сенсорными нарушениями – аурой. Лечение мигрени с аурой ничем обычно не отличается от лечения обычной мигрени. 
  4. Головная боль тензионного типа. Легкая или сильная боль, которую дети обычно описывают как ощущение сдавленности головы, как будто ее перетянули тугой повязкой. Тензионный тип боли в голове наиболее распространен, однако врачи не могут определить причину его возникновения. Впрочем, такая боль успешно лечится сочетанием здорового образа жизни и надлежащим использованием лекарств.
  5. Боль в голове, спровоцированная невралгией тройничного нерва. Может проявляться как вышеописанная кластерная боль или в виде пароксизмальной гемикрании – состояние, схожее с кластерными болями, но с более кратковременными проявлениями.

Часто первичные виды головной боли возникают как следствие образа жизни. Самое сильное влияние на возникновение дискомфорта и боли в голове у детей могут оказывать:

  • продукты питания, такие как мясо с высоким содержанием нитратов;
  • изменение режима сна или его отсутствие;
  • проблемы с осанкой;
  • голод;
  • стресс. 

Научные исследования также связывают головную боль у детей с состоянием матери. Если мама переживает депрессию или болеет, ее ребенок также может ощущать дискомфорт. Правда, связь между негативным состоянием матери и периодическими головными болями ее ребенка была зафиксирована только в 3% случаев. А вот в 9% случаев аналогичная взаимосвязь прослеживалась при желудочных болях у детей.

Вторичные головные боли у ребенка

Вторичные боли в голове – это дискомфорт или боль, которые возникают как следствие других заболеваний организма. Первичный недуг активизирует чувствительные к боли нервы в области головы. Причинами головных болей могут быть разные расстройства с разной степенью тяжести:

  • аневризма мозга (выпуклость в одной из артерий мозга);
  • артериовенозная мальформация – аномальное образование на сосудах головного мозга;
  • болезнь Хортона (воспаление слизистой оболочки артерии);
  • внутричерепная гематома;
  • высокое кровяное давление (гипертония);
  • глаукома;
  • грипп и другие лихорадочные заболевания;
  • давление от плотных головных уборов, таких как шлем или очки;
  • злоупотребление обезболивающими препаратами;
  • инсульт;
  • лекарства для лечения других расстройств;
  • ложная опухоль головного мозга;
  • мальформация Арнольда-Киари;
  • менингит;
  • невралгия тройничного нерва (как и другие невралгии, включающие раздражение определенных нервов, соединяющих лицо и мозг);
  • обезвоживание;
  • опухоль мозга;
  • острый синусит;
  • отравление угарным газом;
  • панические атаки и паническое расстройство;
  • постконтузионный синдром;
  • расслоение (разрыв) аорты;
  • сотрясение головного мозга;
  • стоматологические заболевания;
  • токсоплазмоз;
  • тромбы – сгустки крови (не инсульт);
  • ушные инфекции;
  • энцефалит (воспаление мозга).

Среди внешних факторов, которые провоцируют вторичные боли у детей, стоит назвать:

  • внешнее сжатие головы, например, головным убором;
  • переохлаждение, когда резко падает температура тела;
  • злоупотребление лекарствами (в том числе обезболивающими препаратами);
  • воспаление или застой выделений в области околоносовых синусов;
  • низкое давление или малый объем спинномозговой жидкости;
  • громоподобная головная боль.

Исходя из описания того, какие головные боли испытывает ребенок и когда они проявляются, врач может сделать предположение о первичной причине проблемы. Однако для определения источника боли понадобится диагностика.

Почему ребёнок приносит двойки?

  1. Отсутствие знаний. Наиболее частая причина для плохих оценок. Ребёнок плохо слушал учителя в классе, кое-как делал домашнее задание, ему было лень разобраться в материале. Как итог: двойка.
  2. Отсутствие времени. Дети в современном мире настолько загружены, что удивляешься, а когда они вообще жить-то успевают. После учёбы ребёнок бежит в музыкальную школу, затем на урок рисования. Он приходит домой поздно вечером и его сил хватает только на ужин. Неудивительно, что у него нет времени выучить материал. Родителям необходимо помочь ребёнку расставить приоритеты. Если какой-то кружок мешает сыну или дочери хорошо учиться, нужно от него избавиться.
  3. Конфликты в классе. Бывает ситуация, когда ребёнок-интроверт полностью отдает себя учёбе. У него почти нет друзей среди одноклассников, он хорошо учится. И тут активные ребята начинают издеваться над «белой вороной». Психологическая нагрузка на ребёнка мешает ему продолжать отличную учёбу, и он скатывается на двойки.

Как узнать, что кто-то сделал порчу

Порча может прийти совершенно неожиданно. Иногда злое проклятье посылают даже близкие родственники, от которых такого не ждешь. Чтобы вовремя распознать наличие порчи, нужно знать ее признаки. Например:

  • Непрекращающиеся болезни, плохое самочувствие.

  • Слабость в теле, апатия.

  • Ничем не обоснованное депрессивное состояние.

  • Галлюцинации (слуховые и зрительные).

  • Голоса в голове.

  • Страх религиозных учреждений.

Как узнать по обстоятельствам, сделана ли порча:

  • Возникновение странных, необъяснимых ситуаций (пропажа предметов в доме, приход нежданных гостей, появление неадекватных соседей, поломка металлических вещей).

  • Бессонница, ночные кошмары, сны об умерших близких.

  • Постоянные ссоры и разногласия с семьей и друзьями.

Если вы смогли отметить у себя два-три симптома, возможно, на вас навели порчу. В этом случае вам понадобится защита энергетической оболочки. Однако часто колдовство путают с обычными болезнями.

Порча выполняется на многие сферы жизни человека. В каждом случае наблюдаются разные признаки наложенного заклятья.

Виды порчи:

  1. Бесплодная. В этом случае заклятье наводится на бесплодие или выкидыш у женщины. Зла могут пожелать завистницы, у которых не получается забеременеть, или же бывший возлюбленный, не сумевший простить ваш уход. С порчей подобного рода женщина на всю оставшуюся жизнь обрекается на страдания.

  2. Приворотная. Приворот – это колдовской обряд, в результате которого к человеку привязывается его любимый. Здесь используется очень сильная магия, подавляющая волю и истинные желания индивида. Еще более негативное влияние порча оказывает на уже женатых людей. Последствия такого заклятья – вечные страдания и неудачи, так как человек становится сильно зависимым от совершившего приворот. Избавиться от такого рода воздействия самому крайне сложно, поэтому лучшим вариантом будет помощь специалистов в данной области.

  3. Болезненная. Подобное заклятье может быть послано из-за зависти, обиды и т. д. Узнать, сделана ли болезненная порча на человека, довольно просто. Как правило, пострадавшего начинают одолевать всевозможные недуги, а также моральные терзания. Появляются апатичность, слабость, обмороки, бессилие в ногах, сыпь, пятна на лице, отсутствие аппетита. Болезни, наведенные порчей, часто не поддаются медицине. Распознать колдовство можно именно по данному пункту: недуги приходят один за другим, при этом не работает ни одно лекарство и не помогает вмешательство врачей.

  4. Порча на бедность. Такой вид заклятья делается из-за зависти к более обеспеченным людям. Распознать порчу можно по следующим признакам: у вас появляются слабость, нежелание заниматься рабочими делами, депрессии, срывы, могут начаться болезни. Также при заклятье на бедность человек может резко и по непонятным причинам потерять бизнес и деньги.

  5. Глазливая. В случае этой порчи жертва чувствует ухудшение физического и психического здоровья (появляются тошнота, головные боли, слабость, боли в области живота, а также депрессии и срывы). Наблюдаются проблемы в отношениях и на работе. Заклятье можно снять самостоятельно. Это делается при помощи святой воды или сливанием на жидком воске.

  6. Порча на несчастье. Цель обидчика – сделать вас несчастными. Это может проявиться в части здоровья, карьеры, отношений и других важных сфер вашей жизни. Как узнать, сделана ли порча: наблюдаются ухудшение самочувствия, болезни, сложные отношения с родными и друзьями, внезапное увольнение с работы, потеря денежного состояния, смерть любимых.

  7. Порча на красоту. В основном заклятье накладывают женщины на своих соперниц, а также из зависти к более красивым и успешным. Какие последствия можно ожидать: потеря волос и их сильное поредение, болезни кожи (сыпь, пятна, дерматит, большое количество прыщей). Также это патологии, ведущие к проблемам с внешностью, инвалидность. Часто врачи не могут справиться с недугом.

  8. Порча на младенца. Заклятье на детей делается из желания испортить жизнь самой матери. Иногда порча посылается ненамеренно, но если ребенок ее принял, будут наблюдаться серьезные последствия. Это болезни, нарушения сна малыша, беспричинный плач, плохой аппетит, отставание в развитии и др. Часто такой ребенок становится закрытым, замкнутым, не хочет общаться и контактировать с людьми.

  9. Порча на сумасшествие. Подобное воздействие встречается чаще всего, так как оно довольно простое. Как узнать, сделана ли порча: у жертвы злодеяния появляются различные галлюцинации, проблемы с памятью, психические расстройства, не поддающиеся лечению, обмороки и т. д. При этом сам человек всячески отрицает изменения в самочувствии. Могут наблюдаться вспышки гнева, агрессии. При наличии такой порчи лучше обратиться к специалистам.

Движение за признание голосов

В 1987 году голландский психиатр Мариус Ромм работал с пациенткой по имени Пэтси Хейдж, которая слышала враждебные голоса. Сначала Ромм отказывался обсуждать с ней содержание галлюцинаций — как и большинство психиатров, он считал, что это сделает их лишь сильнее. Но Хейдж настаивала, что голоса — это не просто симптом болезни, что они что-то означают. Вместе они обнаружили, что самый главный голос напоминал Хейдж голос ее матери. Они пришли к выводу, что галлюцинации были связаны со строгим воспитанием и неспособностью выражать свои эмоции. После этого девушка начала поправляться.

Вскоре Ромм и Хейдж провели на голландском телевидении передачу, посвященную слуховым галлюцинациям.

Более 450 человек позвонили в студию, чтобы рассказать о своем опыте жизни с голосами. Так появилось движение Hearing Voices — международная сеть терапевтических групп, участники которых отстаивают альтернативный подход к слуховым галлюцинациям.

Они считают, что голоса нужно не отвергать и подавлять, а слушать, принимать и пытаться выстроить с ними доброжелательные отношения.

Это сильно расходится с традиционной медицинской моделью, в которой человек, разговаривающий со своими голосами, — эталон психа. Несмотря на почти радикальную направленность, движение получило поддержку среди многих психологов и психиатров по всему миру. Отделения Hearing Voices существуют в более 35 стран, включая Великобританию, Францию, Канаду и США.

Элеанор Лонгден после выздоровления сама стала психиатром и известным активистом движения за признание голосов. Она считает свои галлюцинации не случайным симптомом болезни, а источником понимания сложных эмоциональных проблем.

Главный вопрос психиатрии, по ее мнению, — не что с вами не так, а что с вами произошло. Голоса нужно воспринимать как забытую и отвергнутую часть своей личности. Узнавать больше о своих голосах — значит больше узнавать о самом себе.

Современные исследования показывают, что психологическая травма и галлюцинации связаны между собой сильнее, чем курение и рак легких. У тех, кто несколько раз в жизни пережил сексуальное насилие и другой травматический опыт, вероятность развития психоза увеличивается более чем в 50 раз. Галлюцинации при шизофрении и посттравматическом расстройстве могут быть одинаковыми, поэтому психиатры часто ошибаются с диагнозом. Вместо психотерапии они назначают антипсихотики, которые в этих случаях почти бесполезны.

Противоположная стратегия, которую предлагает Hearing Voices — слушать голоса и воспринимать даже самые злобные из них как часть самого себя, — многим действительно помогает вернуть психическое равновесие. Участники организации часто рассказывают одну и ту же историю: сначала голоса были враждебными и вгоняли меня в ужас, но как только я решил с ними взаимодействовать, они стали более управляемыми, иногда даже полезными. Например, они советуют вовремя ложиться спать или питаться здоровой едой. Голос становится своего рода воображаемым другом, который всегда рядом.

Но у этого движения есть и немало критиков. Некоторые из них считают, что активисты отвергают научные знания, преуменьшая значимость исследований психиатров-ученых.

Другие опасаются, что терапевтические группы подталкивают людей к отказу от приема медикаментов. Они утверждают, что движение привлекает слишком много внимания к принятию голосов, вместо того чтобы решать проблему, которая их спровоцировала.

Главная цель активистов — устранить стигму, связанную с психиатрическими заболеваниями. Они хотят создать будущее, в котором любой человек сможет идти по улице, разговаривать со своими голосами, и при этом никто не сочтет его ненормальным.

Раньше гомосексуальность тоже считалась болезнью, но теперь мы знаем, что всё дело в общественных установках и стереотипах. Голоса не всегда приводят к страданию и агрессии: многие люди могут научиться жить со своими голосами и не причинять никому вреда. «Слышать голоса — это естественная, хоть и необычная вариация человеческого опыта», — сказано в манифесте организации. Странно, но теперь многие психологи и психиатры почти готовы с этим согласиться.

Как проводится МРТ головного мозга ребенку?

При проведении МРТ головного мозга у детей вокруг головы устанавливают датчики. Они не касаются тела ребенка, не вызывают дискомфорта. Пациент ложится на выдвижной стол томографа, голову, конечности поправляют и фиксируют в нужном положении. После попадания внутрь аппарата включается магнитное поле, появляются разные звуки, начинается исследование. Процедура проходит без боли, ребенок может чувствовать тепло в голове.

Врач получает изображения срезов головы на компьютере, может задать разные направления и толщину срезов. При необходимости добавляют контраст: исследование останавливают, вводят в вену вещество, дальше сеанс сканирования продолжается.

Перед исследованием важно исключить все состояния, при которых делать МРТ нельзя:

  • Металлические импланты внутри тела (у детей очень редко).
  • Для контрастного исследования патология почек, непереносимость самого вещества (это устанавливают при пробе до сеанса), гемолитическая анемия.
  • При использовании наркоза противопоказаниями являются тяжелые болезни сердца, аллергия на вещество, истощение. Более конкретно их озвучивает анестезиолог в зависимости от препарата и возраста. Точной цифры, со скольки лет можно проводить МРТ без наркоза, нет. Зависит от активности ребенка.

При наличии противопоказаний исследование заменяют на другое.

Что делать?

В первую очередь постарайтесь определить, меняется ли характер боли и поведение малыша при перемене положения тела, при кормлении. Если плач продолжается более 5 часов, дополнительно наблюдается вялость, увеличение и припухлость родничка, тошнота, рвота, не нужно давать ребёнку никакие лекарства. Они могут сгладить истинную картину и затруднить процесс диагностики настоящей причины.

Важно вызвать врача или «Скорую помощь» и как можно скорее доставить ребёнка в стационар, где ему проведут всестороннее обследование: нейросонографическое, при необходимости — МРТ, ЭЭГ.

Лечение будет зависеть от установленного диагноза. Его назначит лечащий врач.

Важно знать, что малыши первого года жизни очень чувствительны к перепадам маминого настроения и могут сигнализировать о психологическом, эмоциональном дискомфорте самыми разными способами, включая цефалгию. Установите дома благоприятный психологический климат, следите за собственными эмоциями.

Купировать приступ первичной головной боли (не вызванной патологиями мозга, сосудов, нервов, черепа, мышц шеи) помогут нестероидные противовоспалительные препараты, например, «Ибупрофен» в разрешённой педиатром возрастной дозировке. Детям категорически нельзя давать такие таблетки, как анальгин, аспирин, цитрамон.

Даже разрешённые средства дают лишь в экстренном случае — никак не для того, чтобы профилактировать повторные приступы болевого синдрома. Бесконтрольный приём лекарств может привести к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта малыша, к многочисленным нарушениям здоровья.

О симптомах головной боли у детей смотрите далее.

ЛЕЧЕНИЕ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

АРОМАТЕРАПИЯ

Использование терапии натуральными эфирными маслами способствует скорому избавлению от многих неприятных состояний. Учеными доказано, что вдыхание ароматов позволят справиться со всевозможными видами болей и инфекциями, даже у детей.

  1. Эффективным обезболивающим средством станет принятие ванны. Налейте в нее очень теплой воды. Возьмите маленькую горсточку соли (если есть — морской), капните в нее несколько капель эфирного масла — так оно сможет раствориться сначала в соли, затем и в ванне.
  2. Подойдет масло лимона, мяты, лаванды. Полежите в ванне 10-15 минут, этого вполне достаточно, чтобы улучшилось движение лимфы и кровообращение. Через поры кожи в воду выйдут токсины, а вдыхаемые ароматические масла успокаивающе подействуют на подсознание.
  3. Возьмите целый лимон, сполосните в прохладной воде, немного помните руками, поднесите к носу и начните вдыхать его аромат. Замечено, что летучие вещества лимона прекрасно справляются с головными болями. Тем же самым эффектом обладает трава мяты, цветки лаванды, запах которых также необходимо вдыхать через нос.
  4. Если у вас есть мятное масло, вы можете смело им воспользоваться. Можно вдыхать его запах, одновременно небольшое количество втирать в виски. Подобным образом применяются смеси масел. Например, смесь розмарина, мяты, эвкалипта в равных пропорциях. Или масла герани, лимона, сосны (также в равных количествах).

КАК ЛЕЧИТЬ МИГРЕНЬ ГЛИНОЙ

Вы наверняка будете удивлены, а ведь глина является отличным средством от различных заболеваний, ею пользовались даже наши предки сотни лет назад (читайте о разновидностях глины и их целительном действии). Это прекрасный сорбент, вбирающий в себя шлаки и негатив из организма.

1. 100 г любой глины (например, купленной в аптеке), смешайте с небольшим количеством теплой воды, чтобы получилось подобие мази. Положите ее на марлю (или тонкую ткань), наложите компресс на лоб так, чтобы он покрывал виски. Полежите с полчасика, после чего компресс можно снимать. Продолжительность ежедневного курса процедур — не менее двух недель. Рецепт приемлем и для детей, так как не имеет противопоказаний.

2. В глину можно добавить уксус. К горсти глины добавьте теплой воды, капните немного уксуса (столового, винного, яблочного). Все хорошенько перемешайте и намажьте смесью подошвы ног. Наденьте на ноги носки и не снимайте их на протяжении как минимум двух часов.

3. 100 г глины, 50 мл воды, немного ментолового масла. Перемешиваем компоненты, смесь наносим тонким слоем на виски, где держим на протяжении пяти минут. Смесью можно лечить деток, если нет аллергической реакции на ментол.

ИЗ ТРАВНИКА ВАНГИ

Великая прорицательница Ванга считала, что природа создала лекарства от любых человеческих недугов. Особую роль она отводила травам. Поэтому советовала при недомоганиях обливаться травяными отварами, которые оказывают исцеляющее действие, проникая в организм сквозь кожу. Смотрите лечение для взрослых и детей.

РЕЦЕПТ 1

Если у ребенка частенько болит голова, в плотную наволочку, обязательно из натуральной ткани, положите большой пучок сбора из высушенных трав с цветками. Например: смесь лаванды, мяты, ромашки, пустырника, чабреца, шишек хмеля (читайте, как правильно подобрать травы). На ночь положите наполненную наволочку у головы ребенка, чтобы он дышал исцеляющими ароматами.

Утром заварите травы из наволочки в достаточном количестве жидкости и теплым отваром обмойте ребенку голову (без споласкивания чистой водой). На следующую ночь готовьте новый сбор, можно уже из других трав, и повторяйте оздоровление до положительного результата. Только следите, чтобы у детей не было аллергии на подобранные вами травяные сборы.

РЕЦЕПТ 2. ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

В сковороду высыпьте столовую ложку сахара, растопите его и прогревайте, пока он не начнет становиться коричневым. Добавьте стакан холодной воды, перемешайте, вскипятите и выключите огонь. В день ребенку давать небольшими порциями стакан снадобья.

РЕЦЕПТ 3

2 кг незрелого проса делятся на 10 долей — это количество рассчитано на курс из 10 процедур. Одну часть незадолго до сна заливать водой, отваривать 10 минут. Остывшим отваром делать обливание тела и отправляться спать.

РЕЦЕПТ 4

От болей в голове, вызванных стрессом, Ванга советует класть в рот понемногу сахар из столовой ложки и каждую порцию запивать глоточком холодной воды.

РЕЦЕПТ 5

Приготовить отвар чабреца (из расчета горсть травы на 1,5 литра воды), умыться им и намочить волосы, остатками жидкости облить тело.

РЕЦЕПТ 6

В 3 литрах воды отварить 2 листика от старого растения столетника (алоэ). По вечерам мыть отваром волосы, обмывать лицо, а остатками — мочить тело.

РЕЦЕПТ 7

При хронической мигрени, нервных недомоганиях Ванга рекомендует пить анисовый чай. Для приготовления нужно вскипятить 650 мл воды, добавить полторы столовые без горки ложки аниса и томить напиток 5 минут. Пьется чай по кофейной чашечке перед приемом пищи трижды в день.

МАССАЖ

Следующим этапом станет самомассаж. Массажировать рекомендуется область шеи, ушных раковин, головы. Движения рук должны быть легкими, без сильного нажима. Начните осторожные разминания пальцами области висков и постепенно двигайтесь к шее.

-ot-golovnoyi-boli/

ошибок, которые совершают родители, когда дают ребенку лекарства

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда ребенок заболевает и ему необходимо дать лекарство. В этот период многих охватывает паника, и они совершают ошибки. Екатерина Диденко, аптечный ревизорро и блогер, разобрала основные из них.

Ошибка № 1: применение препаратов с недоказанной эффективностью

К сожалению, их часто продолжают назначать педиатры и в особенности неврологи. Зачастую такие препараты используют для лечения несуществующих болезней и в любом случае, применяя их, теряют время. Родители нервничают из-за возможных проблем со здоровьем малыша, начинают давать ему много ненужных лекарств, иногда даже делать уколы.

Как этого избежать? Обращаться только к врачам, работающим по принципам доказательной медицины, только в этом случае после приема у вас всегда будет минимум назначений и все — не в бровь, а в глаз.

Если такого врача найти не удалось, обращайтесь за вторым, третьим, десятым мнением к другим медикам. Выясняйте, что за препараты выписали ребенку. Спрашивайте у врача о том, чем обосновано его назначение, на какие исследования он ссылается.

Большинство врачей вне доказательной медицины ссылаются на свой опыт и то, что их пациентам помогало.

Ошибка № 2: лечение неразрешенными по возрасту лекарствами

Многие препараты, применяемые взрослыми, запрещены или используются с большой осторожностью при лечении детей. Не подбирайте лечение самостоятельно, даже в банальных ситуациях, а лучше обратитесь к врачу.

Например, при аллергии детям не рекомендуют давать многие антигистаминные первого поколения, а при насморке сосудосуживающие капли имеют несколько дозировок, рассчитанных на детей до года, до 6 лет и для взрослых, а еще детям запрещено принимать антибиотики тетрациклинового ряда, так как они нарушают формирование скелета.

Ошибка № 3: неправильный подбор лекарственной формы

Детям до 3-4 лет дают жидкие формы лекарственных средств — капли, сиропы, суспензии. Большинство препаратов, разрешенных к применению до 3-4 лет, как раз имеют жидкие формы: они упрощают дозирование и облегчают прием.

Важно! Не стоит экономить и пытаться дать ребенку раздавленную таблетку, вместо сиропа:

  1. во-первых, даже если точно отмерить четверть таблетки или капсулы, это не значит, что там действительно четверть действующего вещества — это может привести как к передозировке, так и к недостаточной эффективности;
  2. во-вторых, после нарушения целостности оболочки многие таблетки теряют свою эффективность, так как действующее вещество разрушается соляной кислотой желудка.

Детям до 2-4 лет не рекомендованы спреи для горла из-за риска ларингоспазма при забрызгивании в горло, а брызгать на щеку бесполезно, поскольку они обладают только местным обезболивающим действием. Леденцы не рекомендованы малышам до 6 лет из-за риска поперхивания.

Ошибка № 4: неправильное введение лекарственных препаратов

Сталкиваясь впервые с необходимостью дать ребенку младшего возраста лекарственное средство, многие родители делают это, не учитывая важные нюансы. Например, жидкие сиропы и суспензии нельзя заливать на язык, а неправильное введение препаратов в рот детям первого года жизни часто приводит к поперхиванию и облегчает выплевывание.

Как этого избежать? Вводить препарат шприцем без иглы за щеку, к концу десны. Подавать его необходимо медленно, чтобы малыш проглатывал и не поперхнулся. Ребенка при этом держат на руках колыбелькой или сажают на колени, удерживая одной рукой его руки.

Ошибка № 5: нарушение расписания и дозировок при приеме

Все препараты необходимо принимать в назначенной врачом дозировке, строго определенное количество раз в день, через равные промежутки времени.

Важно! Нельзя самостоятельно уменьшать или увеличивать дозировку. Если препарат необходимо принимать не чаще чем раз в 8 часов или 2-3 раза в день, нельзя давать его ребенку 4-5-6 раз в день — это вызывает передозировку и увеличивает риск развития побочных эффектов.

Даже если в прошлый раз передозировки не случилось, не стоит это повторять.

Самостоятельное снижение дозировки, например, при антибиотикотерапии, приводит к ее неэффективности и развитию антибиотикорезистентности.

Ошибка № 6: смешивание лекарств с едой и напитками

Нередко после введения прикорма родители пытаются подмешать лекарства в пюре, соки или варенье и другие любимые блюда малыша.

Нам, взрослым, кажется логичным заглушить горький вкус чем-то приятным, но у детей другие ассоциации: один раз почувствовав подвох или получив испорченный вкус любимой еды, они могут отказаться как от этого продукта, так и вообще от многой еды.

Такие манипуляции негативно отражаются на пищевом интересе ребенка, на восстановление которого потом может уйти не один месяц.

Также нельзя смешивать лекарства с едой и напитками, потому что они могут вступать друг с другом в реакцию. При этом лекарственные средства могут терять свои свойства и даже становиться более токсичными. Например, взаимодействие многих лекарств с соками, в особенности с цитрусовыми, усиливает побочные эффекты и токсическое действие на печень.

Важно! Все лекарства необходимо запивать простой (не минеральной) водой в объеме не менее чем полстакана. Грудные дети в первые 6 месяцев могут запивать лекарства маминым молоком. Случаи, когда препараты можно запивать чем-то, кроме воды, — скорее, исключения.

Все это — наиболее частые ошибки родителей при применении лекарственных средств при лечении детей. Их устранение поможет значительно снизить риск развития побочных эффектов и передозировок, а также улучшить качество лечения.

Залог здоровья ребенка и спокойствия мамы — это наблюдение и подбор лечения врачом, действующим в рамках современной доказательной медицины.

Берегите своих малышей и принимайте только безопасные лекарства с доказанной эффективностью.

В этой статье мы рассказываем, стоит ли искать лекарство от простуды.

Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми

«Доказано, что клетки головного мозга образуются на протяжении всей жизни и наибольший эффект их роста достигается от новой деятельности. Связан ли вид новой деятельности с тем видом нейронных связей, который образуется? Например, я начала учить новый язык, значит образуются нейронные связи, которые отвечают за интеллект? А если научилась кататься на велосипеде, то образуются те, которые отвечают за двигательные функции и равновесие?»

— Вопрос очень важный. Многие люди считают: чем бы мы ни занимались, что-то там образуется, и оно будет полезно. Нейронные связи образуются от определенных видов деятельности, они будут специфичными и будут помогать нам именно в них.

Если я хочу улучшить свой интеллект, то занимаюсь языками или шахматами?

— Всеми заданиями, которые будут формировать и развивать разные операции мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение. Это можно делать через разные вещи. Читая книги, разбирая их, осмысляя, мы тоже будем заниматься развитием интеллекта.

Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми

А если я хочу как можно дольше оставаться молодой, чем мне заниматься?

— Новые виды деятельности помогают выстраивать новые нейронные связи. Если вы никогда не водили машину — начинайте водить машину. Повышая квалификацию в рамках своей специальности, вы тоже что-то новое узнаете. И это все всегда будет про развитие мозга. 

Но нам еще и двигательная, физическая активность нужна. Такое сочетание интеллектуальной и физической активности позволит сохранить вашу молодость.

«Многие люди отмечают, что с возрастом глупеют. Это норма? И можно ли что-то с этим сделать?»

Я бы не сказала, что люди именно глупеют. Скорее всего, такое самоощущение связано с ограниченностью наших ресурсов. Действительно, ближе к сорока многие люди отмечают, что становятся менее работоспособными, быстрее устают, требуется больше времени на отдых. 

Такой недостаток активационных или энергетических возможностей сказывается и на нашей деятельности. Возможно, мы начинаем работать медленнее, нам тяжелее перераспределять свое внимание между отдельными задачами, мы можем допускать больше ошибок. Но такое «снижение» может быть связано не только с возрастом, но и с изменением образа жизни — недостаточная двигательная активность, а может — с многозадачностью, когда надо практически параллельно много задач реализовывать или удерживать информацию разного рода, так что сосредоточиться на одном процессе не получается. 

«А если перед сном хочется уже не читать, а листать соцсети? Вы бы рекомендовали справляться с этим силой воли и заставлять себя делать что-то интеллектуальное?»

«Сынок, не ложись в кровать со смартфоном!» Как разговаривать с детьми про сон и режим дня Подробнее

Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми

Гораздо лучше не заставлять себя делать что-то интеллектуальное, а выбрать что-то интересное для себя, что будет не только отнимать время и сулить неминуемую пользу, но и приносить удовольствие. Например, при изучении иностранного языка все больше педагогов предлагают не только заучивать отдельные слова, конструкции и так далее, а смотреть фильмы, интервью на изучаемом тобой языке. 

Очень важно, чтобы «что-то интеллектуальное» встраивалось в вашу деятельность, использовалось, а не было оторвано от жизни. Оторванные от нашей жизни знания, навыки, операции не принесут нам ощущение «роста интеллекта» или когнитивных возможностей. 

Что же касается соцсетей, то они могут нести разные функции — иногда это то, что может помочь нам быстро расслабиться в нашей многозадачной жизни или получить поддержку, хотя нередко они могут стать и причиной излишнего напряжения, еще больше утомив или «украв» время нашего сна.