Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»

Когда начинать развивать?

С самого рождения ребенок учится различать прекрасное и некрасивое. Яркие, красочные и блестящие предметы вызывают у него интерес, он тянется к красивым игрушкам, внимательно слушает музыку, которую включают родители, на прогулке разглядывает небо и деревья. Родители обращают внимание малыша: «смотри, какое красивое облако», «какой яркий цветочек» — и этим закладывают базу для формирования эстетического мышления в будущем.

Первый отклик на прекрасное у детей идет безотчетно, интуитивно. Однако в дальнейшем эстетическое восприятие нужно развивать. В детских центрах его включают в программы комплексного развития.

Эстетическое восприятие мира связано с чувством радости, вдохновения, душевного подъема, это сильное чувство глубокого приобщения к прекрасному. Люди, в которых воспитали такое чувство, тоньше чувствуют искусство. В них нет разрушительного желания испортить, погубить чужой труд. Они восхищаются красотой природы и искусства, а значит, относятся к ним бережнее.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Рекомендации педагогам

Все материалы для эстетического развития детей должны находиться в доступном месте и соответствовать возрасту. Ведь у каждого из них может в любой момент появиться желание заняться определенным видом деятельности, и преград для этого создавать не стоит. Чтобы правильно спланировать занятия, а также подготовить требуемые материалы, воспитатели должны общаться с детьми, проводить предварительные индивидуальные беседы. Педагогам нужно обязательно интересоваться, чем хочется заняться ребенку. На основании этого и планируются занятия.

Оптимальным вариантом является использование методического приема напоминания. К примеру, можно высказаться, какой прекрасный был праздник, который проводился недавно. Также стоит вспомнить об экскурсии в музей. Подобные приемы восстанавливают в памяти ребенка художественные впечатления, способствую стремлению творить прекрасное.

Для появления желания заняться какой-либо деятельностью важно создание творческого настроения. Этому способствует размещение мебели определенным образом, а также расположение стимулирующих материалов. Педагог должен исходить из развития индивидуальных навыков ребенка.

Правильное эстетическое воспитание невозможно без стремления детей к качественному результату. Когда вид художественной деятельности выбран, необходимо побудить ребенка к творческому подходу. В данном случае придется проявить фантазию, чтобы добиться желаемого.

Художественно-эстетическое воспитание должно включать в себя три важных компонента, которые тесно связаны между собой. Это операциональный, мотивационный и целевой. Эстетическое воспитание по ФГОС предусматривает формирование в ребенке важных качеств, которые необходимы в жизни каждого человека. Без них человека нельзя назвать полноценной личностью.

Методы

Как родители воспитывают ребенка? Не все из них задумываются над тем, какие существуют методы эстетического воспитания. Многие мамы и папы делают все по наитию. Родителям следует чередовать различные приемы для достижения оптимального результата. Среди них существуют такие:

Методы
  • Беседа. Чтобы развивать ребенка быстро и эффективно, с ним нужно разговаривать. О чем? Дети очень восприимчивы ко всему, что говорят взрослые. Поэтому следует рассказывать то, что интересно лично вам. Говорите с детьми об изобразительном искусстве, об архитектуре. Совместно слушайте музыку или смотрите фильм, а затем обсуждайте содержимое услышанного и прочитанного. В процессе беседы ребенок будет формировать круг своих интересов и способность их отстаивать.
  • Пример. Лучший способ научить чему-то ребенка – это показать ему что-либо на собственном примере. Если вы хотите заставить ваше чадо читать, то сами должны часто появляться на глазах ребенка с книгой. В этом случае у малыша возникнет четкая связь того, что родители читают. А ведь дети всегда копируют поведение старших.
  • Уроки. Формы и методы эстетического воспитания могут быть разными. Урок – это одна из них. Под этим понятием подразумевается не только занятие в школе, но и обучение в саду или дома. Ребенок должен получать дозированную информацию по выбранному педагогом или родителем предмету, уметь ее воспроизводить.
  • Экскурсии. Одним из распространенных методов эстетического воспитания младших школьников являются совместные прогулки по музеям. Родители или экскурсоводы рассказывают малышам о шедеврах живописи, скульптуры или прикладного искусства. Увиденные образы помогают ребенку сформировать свою картину мира и выработать хороший вкус.
  • Утренники. Популярный метод эстетического воспитания дошкольников – это проведение праздника. На таких мероприятиях дети получают доступную информацию о теме увеселительного мероприятия, учатся работать в команде и получают навык публичных выступлений.