Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Игра «Синий кит» — что это за игра и как уберечь от нее ребенка?

Родители подростков в панике: по соцсетям «плавает синий кит» и заставляет детей совершать самоубийства.

Почему дети играют в «Синий кит»?

Есть ряд причин, которые толкают подростков на участие в столь опасной игре:

  1. Многие молодые люди в раннем возрасте сталкиваются с серьезными психологическими проблемами: непониманием, неопределенностью будущего, неразделенной любовью, конфликтами с окружающими людьми и так далее. Это приводит к тому, что подростки впадают в депрессию и становятся уязвимыми.
  2. Кураторы умные и понимают психологию подростков, поэтому они знают, какие слова нужно сказать, где поддержать и надавить, чтобы расположить к себе потенциальную жертву.
  3. Психологи отмечают, что смертельная игра «Синий кит» вызывает в детях азарт, поскольку она напоминает им увлекательное приключение. Разные подсказки и задания являются стимулом не останавливаться и пройти все этапы. К тому же загадочность и запретность темы подогревает интерес.

Предполагаемый организатор «группы смерти» задержан в Москве и отправлен в Челябинскую область. Новости. Первый канал

Ребенка подталкивали к самоубийству. За неповиновение грозили расправиться с семьей. В Москве задержан предполагаемый организатор «группы смерти» в интернете, которую называют «Синий кит». Его отправили в Челябинскую область, где расследуется громкое дело. По версии следствия, убийственные игры с детьми вел столичный почтальон.

В глазах паника и ужас. Он ведь думал, что неуязвим, сидя на теплом диване перед монитором. Когда полицейские сомкнули наручники, кажется, понял: это не виртуальность, и тут так просто не исчезнешь.

Признался во всем.

– Ну сколько человек у тебя было примерно?

– Человек семь.

– Ну одной-то девочке что писал: сброситься завтра в метро под поезд, станция такая-то.

Броситься в метро, правильно?

Опускает голову. Всхлипывает. Едва не плачет. Один на один с детьми в интернете он был гораздо храбрее. 26-летний москвич Илья Сидоров — куратор нашумевшей группы «Синий кит». Рассказал оперативникам в деталях, как затягивал подростков в игру со смертью.

– А всего сколько заданий ты в игре придумал?

– От одного до пятидесяти.

– А пятидесятое задание, оно какое-то финальное? Там игра заканчивается?

– Ну да.

– Ну и что там написано в пятидесятом задании?

– Покончить с

Это задание он дал 13-летней школьнице в Челябинской области, небольшом селе Еткуль. Еще в апреле. Девочка проходила все испытания за полторы тысячи километров от куратора: сначала безобидные рисунки кита на руке, потом — порезы. Оставалась последняя миссия.

Спасло то, что доза таблеток, которых она наглоталась втайне от родных, оказалась не смертельной.

«Была контрольная по математике и ей стало плохо на уроке. Вызвали скорую помощь. Когда увезли в больницу, там вызвали полицию, комиссию по делам несовершеннолетних. И вот они раскрыли, что она в этих социальных сетях», – рассказала и.

о. директора школы с. Каратабан Татьяна Беспалова.

Девочка ночами напролет сидела в интернете, стала скрытной и раздражительной. Но взрослые были уверены: всему виной несчастная любовь. Но когда увидели переписку с Ильей Сидоровым, содрогнулись. Оказалось, семиклассница остановилась в шаге от смерти. Передумала.

Тогда куратор группы смерти стал угрожать — если выйдет из игры, родственников зарежут.

«Резать меня по частям, убивать остальных всех. Они, понимаете, ей даже высылали адрес и улицу! Говорят, его поймали. А если не его?! Ладно, моя жизнь.

А жизнь детей?!» – возмущается опекун пострадавшей школьницы.

Илью Сидорова вычислили почти сразу. Месяц отслеживали. И задержали в Москве. Обычный почтальон в свободное от работы время отдавал приказы детям со всей страны. 5 телефонов, разные СИМ-карты, планшет, компьютер. Похоже на грамотно организованный офис.

«Подозреваемый пояснил, что он является администратором так называемой «группы смерти», в которую входили 32 человека, все несовершеннолетние. Он давал им задания, направленные на причинение вреда своему здоровью с целью доведения до совершения суицида.

Злоумышленник задержан в порядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и этапирован в город Челябинск», – сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.

8 июня в Челябинске его заключили под стражу на два месяца. Этот громкий случай — не первый. В ноябре 2016 года был задержан Филипп Будейкин, известный в интернете как Филипп Лис. Следователи называли его куратором группы смерти, который довел до самоубийства как минимум 15 подростков. И тогда всплыли пробелы в законодательстве.

«Статья 110 Уголовного кодекса говорит, что только насильственное доведение с пометкой, что если еще был умысел. Если вам пистолет к голове приставили, сказали: «Вешайся», тогда что-то за это будет.

За пропаганду суицида ничего нет, ненасильственное доведение ничего нет», – рассказал председатель движения «Скорая молодежная помощь» Антон Андросов.

Это вызвало бурную дискуссию в обществе о необходимости ужесточить наказание. И накануне Владимир Путин подписал соответствующий указ. Поправки в существующий закон. Теперь до шести лет тюрьмы грозит за склонение, призывы или содействие совершению суицида.

Совет

То есть за создание тех самых групп смерти и работу в них. Кроме того, до трех лет заключения- для тех, кто вовлекает подростков в смертельно опасные игры.

В Челябинской области объяснили: Илья Сидоров — видимо, последний, кого будут судить еще по старому закону.

«Так как у нас по уголовному делу рассматриваются события, которые происходили в апреле, то это все будет по старому кодексу, по санкции статьи, которая действовала на тот момент, то есть до пяти лет лишения свободы», – пояснил прокурор Еткульского района Челябинской области Сергей Парфенюков.

Свою вину Илья Сидоров полностью признал. Следователям предстоит выяснить, что это было — обыкновенный садизм или заказная работа. И разыскивают возможных сообщников.

Как говорить с подростком, чтобы до него достучаться?

Универсальных ключей тут нет. Не помогут и рассказы об опасности. К сожалению, подростки в силу возраста не понимают реальность смерти. Детям кажется, что это иллюзия и с ней можно поиграть. Поэтому нет никакого смысла в запугивании.

Есть смысл в обсуждении причин: почему подросток обратился к «Синему киту» или любому другому опасному паблику, какие чувства эта «игра» у него вызывает, что его беспокоит в реальной жизни, почему возникают мысли о смерти и т.д.

Важно быть готовым к тому, что один разговор не решит всех проблем. Выстраивание доверительных отношений — процесс долгий и кропотливый. Он требует терпения, сдержанности и любви. Самое главное, что стоит донести до подростка — его понимают и принимают таким, какой он есть.

Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что подростки очень ценят искренний интерес к их жизни. Родители, которые с головой уходят в работу и совершенно забывают о том, что рядом находится живой человек, которому нужны забота и внимание (а не только «ты поел?», «ты надел шапку?», «ты выучил английский?»), потом с удивлением обнаруживают, что напротив за кухонным столом сидит не счастливый ребенок, а депрессивный подросток.

И, наконец, самое важное замечание от Оксаны Альберти:

Где больше узнать о кибербезопасности?

Мария Наместникова написала пособие для детей по кибербезопасности для 7– 9-х классов — «Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса». Его выпустило издательство «Просвещение» совместно с «Лабораторией Касперского».

Также есть ресурс , на котором мы публикуем материалы о конфиденциальности данных, настройках в различных программах и так далее. У этого сайта есть два режима — для детей и для родителей. 

Детям мы объясняем, какие настройки нужно использовать, чтобы защитить данные и общаться безопасно в мессенджере, Discord или других популярных сервисах. Родителям рассказываем, почему дети проводят так много времени в интернете, что они там делают, в какие игры играют. Это позволит родителям и детям сблизиться, найти общие интересы, поиграть вместе. 

 Андрей Сиденко — руководитель направления по детской онлайн-безопасности, ведущий веб-контент-аналитик. До «Лаборатории Касперского» Андрей работал учителем информатики; он был победителем конкурса «Учитель года России — 2013». В 2015 году вошел в топ-10 самых цитируемых педагогов мира по версии американского учительского сообщества Connect Learning Today.