Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Игры для развития творческих способностей

     Каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок гармонично развивался. Именно для этого покупаются кучи и кучи разнообразных игровых наборов: этот развивает логику, этот мышление, этот творчество… Но обязательно ли тратить огромное количество денег на игрушки, которые вскоре будут заброшены? Возможно, существуют какие – то другие игры для развития творческих способностей, которые не требуют колоссальных затрат?

Что используют для развития творчества

Чаще всего, когда говорят о творческом развитии ребенка, то, прежде всего под этим понимают его художественные способности по выражению собственных мыслей. В играх на развитие творческих способностей у детей часто используются такие инструменты и материалы, как краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и картон, клей и ножницы.

Но творческое воспитание – более обширное понятие, оно включает и развитие актерского таланта, и степень владения словесным искусством, и образное нестандартное мышление, и изобретательство. Важно развивать все это в ребенке в совокупности, так как это делает его личность богаче и ярче.

Креативность – это?

Креативное мышление помогает нестандартно мыслить и это хорошо. Находятся решения вопросов необычным путем. У креативного человека взгляд на мир может совсем отличаться от привычных устоев. И дети уже с рождения очень креативны. Вы видели, как в совсем маленьком возрасте они находят любому предмету новое применение, как могут начать игру с обычными ложками и вилками, им игрушки не всегда так интересны, как обычный пакет или бутылка воды. Но «стандарты» в учебе, жизненных принципах, во всем — губят эту творческую жилку, и необходим правильный подход, чтобы не потерять ее в ребенке, сохранить и развивать дальше.

В настоящее время способов и методик для развития креативного мышления много, причем использовать их можно и детям, и взрослым.

Но несмотря на то, что развивать данные способности можно всегда, лучший эффект будет, если начать в раннем детстве.

Настройте себя на позитив

Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало. Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве. Из-за них мы начинаем интерпретировать любые события в негативном ключе.

Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Для развития креативности старайтесь концентрироваться на позитиве © Sam Manns/Unsplash

      Игры для развития творческих способностей

Интеллектуально творческие игры

А что, если…

Пофантазируйте с ребёнком на тему, а что будет, если дождь будет идти не переставая? Если оживут все сказочные герои? Из водопроводного крана потечет гранатовый сок? Если кошки начнут разговаривать человеческим голосом?

 Загадай предмет.

Суть этой игры состоит в том, чтобы ребёнок отгадал загадываемый вам предмет. Пусть ребёнок задаст три вопроса по поводу предмета: какой он формы? Цвета? В какой комнате находится? Какой он температуры? Каковы его функции? И т.д. Главное, чтобы после этих вопросов ребёнок смог отгадать предмет, который вы загадали. Потом можете поменяться местами.

Описание.

Ребёнок с помощью прилагательных должен как можно точнее описать загаданное явление или предмет. Например, весна – ласковая, тёплая, солнечная, оживляющая, … Понятия могут быть любыми, и, чем сложнее их описать, тем лучше: утро, зима, темнота, свет, лето, цветок, речка, поляна, дерево, костёр, свеча, вечер…

Найди сходства.

Предложите ребёнку подумать над тем, что есть общего у абсолютно непохожих предметов. Какие общие признаки есть у подушки и костра? А у коробки и цветка? У стула и воробья? Чем больше предметы непохожи друг на друга, тем лучше!

Творческие игры детей дошкольного возраста

Последняя буква в слове.

Игра, пришедшая к нам ещё в СССР. Особенно хороша тем, что для неё не надо никаких дополнительных атрибутов: была бы голова на плечах. Суть игры проста и понятна: подобрать слово на ту букву, коей заканчивалось предыдущее слово, при этом не повторять уже названных. В эту игру особенно хорошо играть и дома, и по пути в школу, и в путешествии, и в очереди.

Сложи из фигуры картинку.

Для этой игры вам надо будет вырезать из цветной бумаги много простых геометрических фигур разных размеров и форм, а для надёжности ещё и обклеить их скотчем или самоклеящейся бумагой. Попросите ребёнка собрать из этих фигурок небольшую картинку. Какую? Пусть подскажет его воображение!

Игры на развитие творческого воображения

Предметы сменили работу.

Смысл игры заключается в том, чтобы дети придумали знакомому предмету (утюгу, пульту от телевизора, мелу, газете) новые возможности: то бишь ответили на вопрос: “А какую еще работу может выполнять этот предмет?”. Помните диснеевский мультик “Русалочка”, в котором героиня использовала вилку в качестве расчёски? Вот также и ребёнок должен придумать новое назначение предметам. Принимаются все ответы, кроме тех, которые можно считать нелепыми.

Предметы ожили в нашей квартире.

Предложите ребёнку пофантазировать на тему, какой был бы характер, например, у утюга, если тот ожил? А у телефона? А как бы вела себя микроволновка? Вы можете подвергнуть оживлению любой предмет в квартире. Кстати, альтернативная идея: можете на досуге нарисовать несколько пар глаз и ртов, которые можно будет в процессе игры приклеить скотчем к оживляемым предметам. Не забудьте перед игрой подогнать их по размерам оживляемых предметов.

Это только некоторые из игр для развития творческих способностей вашего ребёнка. Существует великое разнообразие развивающих игр, развивающих весь спектр способностей: начиная логическими и заканчивая творческими. Главное в этих играх — ваше желание проводить время с малышом с пользой для него и себя!

Неожиданная связь

Еще раз откройте словарь и возьмете из него два с первого взгляда несвязных слова. Так, это может быть «огурец» и «пистолет». Желательно придумать три сходных и три отличительных свойства и связать это в нескольких предложениях.

Например, и огурец, и пистолет можно держать в одной руке. Также они имеют схожую длину. Целое предложение может выглядеть так: “Военный начинает стрелять по банкам из пистолета, но видит, что стреляет по зайцу, бегущему по грядкам с огурцами”.

Методы развития творческих способностей в тренинге

Творческие игры в тренинге многочисленны и разнообразны. Наиболее часто они проводятся в форме соревнования между участниками или командами. Задания, выглядят несложными, но только на первый взгляд. Затруднения, возникающие при их выполнении, подстегивают азарт участников и делают тренинг развития креативности и творческих способностей увлекательнейшей игрой.

Упражнение «Что здесь общего?»

Что общего?

Ведущий предлагает участникам два слова, которые обозначают максимально отличные друг от друга предметы. Например: лампочка и ботинок или карандаш и яблоко.

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает тот участник, который придумает больше сходств.

Эта творческая игра в тренинге проводится также и в командах, в виде коллективного обсуждения. Предварительно разбивая группу на команды, следует помнить, что они не должны превышать 5 человек.

Упражнение «Ой, что это?»

Что это?

Ведущий рассказывает, что в одной фантастической книге встретил неизвестное слово, и называет любое выдуманное сочетание звуков (храбыс, тубалька, фырень и т. д.).

Задача участников: пофантазировать и придумать, что это за объект, описать его, рассказать о свойствах, внешнем виде, пользе или вреде. Полезно даже нарисовать его.

Рассказы зачитываются, обсуждаются и определяются лучшие. Это задание не только активизирует творческое воображение, но и несет огромный заряд позитива. Только ведущий должен не забывать о доброжелательной атмосфере, которая необходима для тренинга развития креативности и творческих способностей, и поощрять и положительно оценивать каждого участника.

Наряду с играми-соревнованиями, методы развития творческих способностей в тренинге включают в себя изучение приемов активизации творческого мышления, которые тоже лучше проводить в виде групповых игр.

Метод фокальных объектов

Этот метод еще в 50-х годах прошлого века был популяризирован М. Вертгеймером и первоначально предназначался для конструкторских бюро, занимающихся усовершенствованием каких-то объектов. Но он прекрасно подходит и для творческой игры в тренинге. Проводить его лучше в группе, разбитой на небольшие команды.

Производим апгрейд

Задача каждой команды: провести усовершенствование и доработку предложенной ведущим простой вещи, например, зубной щетки. Это и есть фокальный объект (помещенный в фокус). К нему «прилагаются» три любых случайных предмета (например: фонарик, яблоко, мобильный телефон). Их может назвать сам ведущий, или предложить командам подобрать предметы самостоятельно. Выполнение упражнение включает в себя следующие этапы:

  1. Участники должны выписать основные свойства дополнительных предметов.
  2. Скомбинировать эти свойства с фокальным объектом.
  3. Рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый интересный.
  4. Обсудить варианты всех команд.

Например, результатом может быть зубная щетка с ароматизатором «Яблоко», встроенным таймером и подсветкой или круглой формы с кнопками переключения режимов и батарейкой для подогрева.

Тренинг развития креативности и творческих способностей, включающий подобные упражнения, не только приучает участников мыслить нестандартно, но и доставляет настоящее удовольствие. А это важно для развития творческих способностей, ведь они во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью.

Может быть интересно

  • Развитие личности — как развить творческие способности взрослому самостоятельно
  • Креативное мышление — это то, что дано природой или навык?
  • Методы развития творческого мышления и творческих способностей
  • Развитие творческих способностей – 3 важных упражнения
  • Как выявить свой талант? 11 талантливых современников
  • Популярные тренинги личностного роста для молодежи
  • Как создать условия для развития творческих способностей – методы и разработка программы
  • Упражнения по развитию творческих способностей ребенка

Помогите детям активировать свои чувства

В ребенке как развить креативность и творческое мышление? Для этого в первую очередь важно раскрыть их. Это важно, для того, чтобы они могли использовать все свои чувства. Опять же, это не означает дорогостоящие или сложные, долгие поездки. Отведите их в библиотеку, музей и на улицу, сказала она. Попросите их представить, на что может быть похоже путешествие в далекие места, сказал Резник. С какими животными они столкнутся? Как будет выглядеть окружающая природа? Какой запах вы почувствовали бы? Какие звуки будут издавать животные?

Помогите детям активировать свои чувства