Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Игры и развивающие занятия для ребенка в 3 года

К трем годам ребенок учится очень многому: совершенствуется моторика, устойчивее и работоспособнее становится нервная система, развивается речь.

Развитие ребенка от трех до четырех лет

Трехлетняя кроха уже многому научилась, благодаря чему, круг игровых занятий для детей этого возраста значительно расширяется.

В 3 года дети освоили навыки:

  1. Взаимодействия со сверстниками и близкими родственниками: общение, обмен игрушками, совместные занятия, игры по ролям.
  2. Осознанного восприятия окружающих его предметов: их цветовой палитры, формы, размера, фактуры.
  3. Рисования наглядных предметов и воображаемых, имитации взрослого письма, складывания несложных картинок, мозаик, паззлов, научились вырезать несложные узоры.
  4. Элементарной лепки, аппликации из пластилина или глины.
  5. Складывания пирамидок, кубиков, детских конструкторов по первоначальным признакам: цвета, формы, размера.

К четырем годам умения и навыки малыша стали более уверенными в сравнении с его тремя годами. Теперь кроха умеет:

  1. Распознавать не только фауну (животных, насекомых), но и флору (овощи, фрукты, ягоды, известные растения). Также, кроха уже умеет связывать животных и действия, которые они осуществляют, среду обитания и то, чем питаются, показать их при помощи пантомимы.
  2. Застегивать и расстегивать пуговицы, сделать элементарную шнуровку, завязывать простые узлы.
  3. Нанизывать бусины на леску, нитку.
  4. Штриховать, обводить и раскрашивать картинки, не выходя за контур, рисовать прямые линии, вырезать более сложные узоры.
  5. Появляются умения осознанно считать, называть буквы.
  6. Ребенок может подобрать пару к предмету, сложить по признакам несколько предметов, сосчитать несколько вещей.
  7. Запоминать от 2 до 4 картинок и уметь объяснить, что на них изображено.
  8. Повторять за родителями несложные детские стихи и песни.

Развитие всех детей индивидуально, поэтому каждому родителю, прежде чем предложить то или иное занятие, нужно ориентироваться на пристрастия и умения своего чада индивидуально.

Чем занять ребенка в года?

Когда родители ищут, чем занять ребенка 3 лет, они часто концентрируются на каких-то классических игровых процессах и забывают о том, что в это время малышу очень полезно давать разные задания. В 3 года ребенок начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг, ему хочется быть похожим на взрослых, и любые его попытки сделать что-либо самому следует поощрять. Поэтому занятия с ребенком в 3 года должны не просто увлекать малыша и вызывать у него интерес, но и приучать его к самостоятельности.

Для занятий с ребенком в 3 года часто можно обойтись и без игрушек, так как малышам в этом возрасте очень интересны настоящие предметы. Старайтесь каждый день давать ребенку «взрослые» поручения. Например, ребенка можно просить помочь с уборкой – принести что-нибудь, переложить игрушки с одного места на другое. Подобные мелкие задания разовьют его самостоятельность.

Конечно, трехлетний малыш еще не может полноценно справляться с какими-то серьезными обязанностями. Однако в этом возрасте самое время начинать его к ним приучать. Кстати, одним из лучших способов занять ребенка 3 лет, который никак не желает играть самостоятельно, а требует внимания – попросить его «помочь». Маленькие дети любят делать то же, что и мама. Пока вы готовите, дайте ребенку какие-нибудь ненужные продукты, небьющуюся посуду и придумайте ему занятие с ними, например, попросите переложить что-нибудь из одной миски в другую.

Увлекательными занятиями для детей 3 лет являются рисование и лепка. Первое время рекомендуется заниматься этим с ребенком вместе. Дайте малышу бумагу, фломастеры или карандаши, пластилин и придумывайте ему задания: рисовать и лепить разные фигурки, а также выбирать определенные цвета. Когда у него появится интерес к этому процессу, он будет рисовать и с удовольствием возиться с пластилином сам, без участия взрослых.

Что касается просмотра мультфильмов и детских сказок, то подобные занятия для детей 3 лет считаются наименее удачными. По мнению многих педиатров, детям этого возраста можно смотреть телевизор не больше 20–25 минут в день. Долгое пребывание перед экраном рассеивает внимание, а также может вызывать у малыша агрессию, беспокойство и проблемы со сном.

Если вы ищете, чем занять ребенка в 3 года, так чтобы на какое-то время отвлечь его и получить немного свободного времени для срочных домашних дел, лучше выбирать менее вредные способы. Например, можно включить аудио запись детской сказки и разложить перед малышом ее книжный вариант. Так ребенок проведет время с пользой: он будет слушать сказку, одновременно листая книжку и рассматривая картинки с любимыми сказочными героями.

Физическое развитие: рост, вес, двигательные навыки

Параметры физического развития ребенка 3 лет варьируются в следующих рамках:

  • вес – от 12,5 до 15 кг;

  • рост – от 91 до 100 см.

В первую очередь помните, что ни в 3 года, ни в любом другом возрасте ребенок ничего никому не должен! Все дети абсолютно разные, и развитие малыша строго индивидуально. Но есть некие ориентиры, которые помогают родителям в воспитании и развитии ребенка.

Ребенок 3 лет должен иметь:

  • бытовые навыки – самостоятельно есть вилкой и ложкой, одеваться, раздеваться, мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы, знать, где лежит его одежда;

  • двигательные навыки – залезать и слезать с лестницы, кататься с горки, уметь пинать мяч ногой, прыгать, бегать, ездить на самокате, беговеле или трехколесном велосипеде.

Развитие детей 3 лет должно быть всесторонним, поскольку в этот период малыши наиболее восприимчивы ко всему новому и неизвестному. Занимаясь с детьми, нельзя делать акцент на чем-то конкретном. Занятия должны проводиться в форме игры, чтобы маленькому непоседе не стало скучно. Именно играя, дети узнают о нормах поведения в социуме.

Свежий воздух, ежедневные длительные прогулки в парково-лесной зоне, достаточное количество ультрафиолетовых лучей способствуют методичному развитию вашего ребенка. Во время прогулки вместе играйте в подвижные игры, которые очень важны для укрепления мышц, увеличения роста костей ребенка. Во время игр не забывайте следить за осанкой своего ребенка. Движения на свежем воздухе и водные процедуры, которые так любят дети, усиливают обмен веществ в организме, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую систему малыша.

Важно помнить: в возрасте 3 лет ребенок не должен быть послушным, усидчивым, аккуратным, терпеливым, уметь писать цифры и буквы, преодолевать сложности.

Не переоценивайте ребенка и не наваливайте на него слишком сложные вещи.

 Развивающие занятия для детей дома, важное условие хорошего старта для малыша

Очень важно проводить развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет дома, при этом выбирая всевозможные направления, от спорта до лепки. Для чего это нужно? Во-первых, всестороннее развитие никому не помешает, ребёнок должен быть не только физически развит, но и умён и сообразителен, поэтом зацикливаться на чём-то одном не следует, а во-вторых, проводя занятия с ребёнком по всем возможным направлениям, будет гораздо проще вычислить, что ребёнку нравится больше всего и что лучше всего у него получается, т. е. обнаружить заложенный природой потенциал, который в дальнейшем нужно будет бережно развивать. Не стоит путать развитие ребёнка и стремление сделать из него вундеркинда и гения. Если второе очень губительно как для физического, так и психического здоровья ребёнка, то первый вариант напротив, бережно поможет ему в изучении окружающего мира и открытии собственного потенциала.

Составляем план занятий

Итак, чтобы не запутаться и ничего не забыть, важно первоначально составить план занятий с ребёнком дома и стараться следовать ему. Важно понимать, занятия не должны быть похожи на скучные уроки, они должны проходить в игровой и добровольной форме. Т. е. нужно организовать развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет дома так, чтобы они не были обременительны для малыша и казались ему всего лишь весёлой забавой.

Лучше всего каждую неделю составлять новый план занятий с ребёнком дома, основываясь на результатах предыдущей недели. Возможно, какие-то занятия покажутся ребёнку слишком простыми и скучными, а какие-то напротив очень трудными и пока недоступными. Нельзя заставлять ребёнка делать то, что у него никак не получается, лучше всего отложить это на некоторое время, а через несколько недель вновь включить занятие в расписание.

Разумеется, существуют специальные игры и задачки развивающие ребёнка дома, например игры Никитиных увлекательные и, в тоже время, развивающие логическое мышление, память, способность нестандартно мыслить, раскрывающие творческий потенциал ребёнка. Сейчас создано огромное количество развивающих игрушек, настольных игр, мультиков и всего того, что так любят дети и их также нужно внести в план занятий с ребёнком дома.

Каждый родитель сам определяет, как будут проходить занятия с детьми 4 – 5 лет дома, однако, за основу можно взять следующий план, выбрав из него то, что нужно:

  1. Физическое развитие. Этот пункт может включать в себя множество подпунктов, всё зависит от того, какого уровня физического развития ребёнка желают добиться родители и насколько сам малыш любит физические занятия. Но есть и обязательные пункты, к ним относится зарядка, танцы, плавание, подвижные игры, бег и ходьба. Только не нужно переусердствовать, зарядка не должна состоять из отжимания, качания пресса и прочих «взрослых» упражнений. Она должна проводиться в виде игры, быть достаточно лёгкой и весёлой. Также и занятия танцами отнюдь не обязательно должны подразумевать профессиональные занятия, вполне достаточно просто включить музыку и подвигаться под неё. А вот если ребёнок проявляет особый интерес к танцам и очень хорошо двигается, стоит задуматься о том, чтобы записать его в танцевальный кружок. В общем-то это касается и всего остального. Если ребёнок любит бегать и проявляет отличную выносливость или быстро научился плавать и любит воду, можно попробовать развить в нём эти таланты, записав в соответствующие секции.

Также дома можно заниматься на детском тренажёре, осваивать ролики и велосипед, крутить хулахуп и т. д.

  1. Мелкая моторика рук. Это очень важный пункт. Сюда относятся пальчиковые игры, конструкторы и кубики, игры в песочнице, выкладывание рисунков из ракушек, камушков и т. д. Существует множество игр и игрушек для всех возрастов способствующих развитию моторики.
  2. Творческие занятия. Сюда относятся лепка, аппликация, различные поделки, рисование и др. Дети очень любят все эти занятия, а они в свою очередь прекрасно развивают в них творческие способности, фантазию и нестандартное мышление. Сюда же можно отнести и ролевые игры, например, постановка сказок, кукольный театр, игры в куклы и с различным транспортом.
  3. Тренировка памяти, развитие логики, распознание цвета, формы, объёма. Для этих целей прекрасно подойдут игры Никитиных, также всевозможные паззлы, игры в шашки и шахматы, домино.
  4. Чтение, счёт, речь. Это очень важный момент. Дети обязательно должны уметь писать, читать, знать цифры и уметь считать прежде чем пойдут в школу. Сюда относятся такие занятия как изучение букв и цифр, самостоятельное чтение небольших детский рассказов, отгадывание загадок, разучивание песен и стихов и т. д.

Также очень важно включить в занятия уроки этикета. Ребёнок должен постепенно начинать приобретать бытовые навыки, помогая маме по хозяйству, а мальчик обязательно должен помогать отцу выполнять мужские обязанности по дому.

Многие родители также включают в занятия базовое изучение различных наук, например знакомство с космосом и планетами, различными странами, горами, морями, реками и т. д., но чаще всего это происходит спонтанно, например, в фильме упомянули название какой-нибудь реки, можно сказать ребёнку где она находится, если упоминается страна, сообщить её столицу. Также обычно изучаются и различные единицы измерения, времени и пр.

Безусловно, развитие ребёнка дома очень важный и нужный процесс, однако, не стоит превращать это в настоящий культ, если давить на малыша и заставлять что-либо делать, кроме противоборства это ничего не даст.

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ, УПРАЖНЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Развитие логики и внимания

Важные правила формирования логики у ребенка

  • Детки в 3 года познают мир непосредственно через помощь взрослым и общение с ними. Поэтому не стоит недооценивать любую помощь, которую предлагает кроха, даже если это получается у него неуклюже и неаккуратно.
  • Стоит запастись терпением и не ограничивать действия любознательного малыша, ведь так он знакомится с действительностью.
  • Не нужно жалеть времени на объяснение причинно-наследственных связей, начиная от следов ручек на запотевшем оконном стекле, заканчивая дождем, который идет из переполненной тучки.

Надо помнить, что такие вещи для деток не очевидны и требуют детального пояснения. Ведь логика только начинает развиваться, и малыш не в состоянии самостоятельно строить логические цепочки.

  • Данный вид обучения поможет малышу в познавании окружающего мира и характеристик отдельных предметов, даст первое понятие о математике.

Примеры занятий на совершенствование логики в 3 года:

  • Поиск цвета по образу и названию;
  • Подбор плоских геометрических фигур согласно образцу;
  • Игры с сортерами: матрешки, вкладыши, крупные паззлы, прищепки, пирамидки, лего;
  • Запоминание места, где была игрушка, которую взрослый убрал;
  • Подбор целой картинки по одной детали;
  • Изучение понятий: вверху-внизу, справа-слева;
  • Обобщение предметов по какому-то одному признаку: плавают, летают и так далее.
  • Изучение явлений и мира природы;
  • Определение лишнего предмета в группе;
  • Выбор противоположностей;
  • Изучение цифр;
  • Подбор «тени» для предметов на картинке;
  • Подбор заплаток;
  • Добавление предметов, которых недостает;
  • Изучение счета, загибание поочередно пальчиков;
  • Активные занятия: повторение жестов, можно с музыкальным сопровождением.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка –  ладони прижаты друг к другу,  пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

  • Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

  • Что звучит?

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

  • Слова-вагончики

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Упражнения
  • Маленькие поэты

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Упражнения

Как развивать трехлетнего ребенка

Мы уже сказали о том, что в три года дети умеют достаточно много и большинство их действий и навыков выполняется уверенно. В тоже время не стоит прекращать работать над развитием ребенка. Преимущества раннего развития:

  • улучшение коммуникационных навыков;
  • получение новых знаний;
  • формирование самостоятельности;
  • развитие талантов и художественного вкуса;
  • улучшение физической формы.

Вы можете самостоятельно заниматься развитием малыша, можете доверить это профессионалам, а можете сочетать домашние занятия с занятиями в развивающих занятия должны быть регулярными, но достаточно краткими по временным отрезкам, чтобы не утомлять и не перегружать ребенка.

Рукоделие не только для девочек

Чем занять ребенка 7 лет дома? Мальчики иногда любят рукоделие не меньше девочек, а на уроках трудового обучения в школе их не научат вышивать или вязать. Своего подрастающего ребенка стоит научить хотя бы пришивать пуговицы, ставить латки и зашивать небольшие дырочки на ткани. Если заинтересуется, то стоит продолжить занятия.

Продаются детские наборы для вышивания, но можно купить все по отдельности и не сдерживать фантазию. Понадобится специальная канва с дырочками на большом расстоянии, несколько мотков разноцветных ниток мулине, ножницы и иголки с закругленным кончиком. На первый раз лучше выбрать небольшую картинку, чтобы ребенок сразу видел результат. Один из вариантов можете увидеть в статье.

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ

Игра на развитие тактильных ощущений для малышей. Возьмите упаковку воздушных шаров одного цвета и с помощью воронки наполните их самым разнообразным содержимым. Прекрасно подойдут рис, мука, сахар, мелкие макароны, семена тыквы и подсолнуха, чечевица и любая другая крупа. Делайте это вместе с ребенком, ему понравится помогать Вам в таком ответственном деле. К тому же он наверняка сможет запомнить какие-то новые слова. Итак, сделайте по 2 шарика с наполнителем каждого вида и начинайте игру. Для начала попросите ребенка найти на ощупь 2 шарика с одинаковым содержимым, а затем попробуйте вместе определить, что находится внутри.

Как правильно запрещать ребенку лет

Запреты «нет» и «нельзя» в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно: вы ограничиваете свободу, не давая ребенку выбора. Малыш делает вывод, что мама и папа его не любят.

Однако часто случается, что запретов избежать невозможно. Как правильно устанавливать границы?

Обозначьте, что проблема – не сами эмоции, а поведение ребенка: «Это нормально, что тебя злит, когда я заставляю тебя рано вставать. Меня бы тоже это злило».

Как правильно запрещать ребенку лет

Поставьте ограничения, касающиеся поведения малыша: «Ты можешь злиться, когда Коля берет твою игрушку, но бить его за это – неправильно».

Наконец, используйте принцип «от обратного»: рассказывайте ребенку о том, какое поведение вы ожидаете, что будет для него безопаснее.

Угощение для зверят

Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

[note]Теперь вы знаете немало увлекательных игр и развлечений для малышей. Искренне интересуйтесь делами ребёнка, не жалейте времени на развитие навыков и умений. Фантазируйте, представляйте себя на месте сына или дочки. Совместные игры сближают, улучшают отношения в семье, дарят хорошее настроение.[/note]